Страны Северной Америки.
план-конспект урока по географии (10 класс)

Цели урока:

Образовательные: формирование представлений о странах Северной Америки, их ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении, хозяйстве.

Развивающие: развитие умения работы с различными источниками информации при описании страны и составлении ее характеристики.

Воспитательные: развитие толерантности по отношению к народам мира.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать ЭГП стран, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.

Уметь описывать особенности страны.

Личностные: толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.

Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

  • Личностные УУД: самоопределение (мотивация учения)
  • Регулятивные УУД: контроль (сличение способа действий и его результата);
  • Коммуникативные УУД: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
  • Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ с целью выделения признаков существенных и несущественных.

Оборудование: физическая карта Северной Америки, политическая карта Северной Америки, атласы,  учебник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/8w53m4nRvnzMKA30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Страны Северной Америки.

Цели урока:

Образовательные: формирование представлений о странах Северной Америки, их ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении, хозяйстве.

Развивающие: развитие умения работы с различными источниками информации при описании страны и составлении ее характеристики.

Воспитательные: развитие толерантности по отношению к народам мира.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать ЭГП стран, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.

Уметь описывать особенности страны.

Личностные: толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.

Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

  • Личностные УУД: самоопределение (мотивация учения)
  • Регулятивные УУД: контроль (сличение способа действий и его результата);
  • Коммуникативные УУД: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
  • Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ с целью выделения признаков существенных и несущественных.

Оборудование: физическая карта Северной Америки, политическая карта Северной Америки, атласы, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Проверьте все ли готово у вас к уроку. Я прошу вас сделать большой вдох и одновременно вдохнуть положительные эмоции, заряд бодрости на весь урок. И выдохнуть неудачи и плохое настроение.

  1. Проверка домашнего задания.

Прежде чем приступить к изучению новой темы урока и продолжить свое путешествие по Северной Америке, нам необходимо вспомнить: ФГП материка, особенности его рельефа, климат, внутренние воды. А поможет нам в этом разминка в виде уже знакомой вам игры «4 лишний».

  • Итак, вам будет предложен набор географических объектов, 3 из них относятся к Северной Америке, а один - случайный, лишний. Ваша задача - найти этот объект и объяснить его несовместимость с остальными.

  • Мысы: Мерчисон, Марьято, Принца Уэльского, Париньяс (Ю.А.)
  • Горы: Кордильеры, Мак-Кинли, Атлас (Африка), Аппалачи.
  • Равнины: Великие, Примексиканская низменность, Оринокская низменность (Ю.А.). Центральные равнины.
  • Озера: Верхнее, Эйр (Австралия), Большое Невольничье, Онтарио.
  • Полуострава: Сомали (Африка), Флорида, Калифорния, Лабрадор.
  • Заливы: Мексиканский, Калифорнийский, Гвинейский (Африка), Гудзонов.
  • Реки: Парана, Миссисипи, Макензи, Колорадо
  • Путешественники: Х. Колумб, Д. Кук (Австралия), Г. Гудзон, Г. Шелихов.

Хорошо, я думаю разминка поможет нам выполнить небольшую проверочную работу.

- У вас на партах лежат листочки, подписываем их. Задание заключается в следующем: напротив каждого утверждения поставить «Да» или «Нет». Если вы согласны с этим утверждением, то ставите в соответствующую строчку «Да», а если не согласны, то «Нет».

Итак, 3 минуты, время пошло.....

Утверждения:

1. Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.

2. На востоке материк Северная Америка омывает Тихий океан.

3. Северная Америка самый жаркий материк.

4. На западе материка расположены горы Кордильеры.

5. Самая большая река Северной Америки – Миссисипи с притоком Миссури.

6. Великие Североамериканские озера – Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри,

Онтарио.

7. Крайней северной точкой Северной Америки является мыс Марьято.

8. Самая высокая точка материка – г. Мак-Кинли.

9. Северную Америку открыл Руаль Амундсен.

10. Каньоны – это глубокие речные долины.

Время прошло.

Обменялись листочками с соседом – взаимопроверка. Ключ на доске. Система оценивания следующая:

«Да»: 4,5,6,8,10

«Нет»: 1,2,3,7,9

Каждое правильное утверждение 1 балл.

Количество баллов и оценка

9-10 баллов «5»

7-8 баллов «4»

5-6 баллов «3»

Менее 5 баллов «2»

Итак, посмотрим результаты, кто сделал на «5» и «4», а у кого отрицательная оценка. Передали свои тесты и результаты.

Переход к изучению новой темы.

  • Вот теперь, я думаю, мы готовы к дальнейшему путешествию по Северной Америке. По материку Великих озер, грандиозных каньонов, вулканических массивов с гейзерами. А для начала нам нужно узнать, куда же мы отправляемся сегодня. Для этого у вас на столах лежат конверты с заданиями. В них находится разрезанный на несколько кусочков материк. Но даже, если вы уже догадались, куда мы отправляемся, важно правильно сложить очертания этого материка, чтобы правильно обозначить тему урока. Работать будем по парам. Учащиеся складывают очертания материка.
  • Пожалуйста, ваши версии, как будет звучать тема сегодняшнего путешествия ?
  • Итак. вы правы, тема нашего урока «Страны Северной Америки» (запишите тему урока). Нам предстоит познакомиться с наиболее крупными по площади странами этого континента.
  • Какие наиболее крупные страны мы можем выделить на континенте?
  • Ответы детей........................

Действительно, это знакомство со следующими государствами : США, Канадой.

Это наше с вами первое знакомство с этими государствами, более подробно мы будем их изучать в курсе географии 10 класса. Мы же с вами не первый материк изучаем.

  • На что мы обращаем внимание, когда говорим о странах?
  • Ответы........

Действительно, наша сегодняшняя задача: узнать физико-географическое положение этих государств, природные условия и ресурсы, а также особенности их населения и его хозяйственной деятельности. Нашими помощниками сегодня будут как обычно: физическая карта Северной Америки, политическая карта, карты настольных атласов, дополнительный материал и конечно же опорные конспекты .

4 . Изучение нового материала.

Для того, чтобы совершить путешествие по странам континента, а на материке мы увидели два крупных государства, предлагаю вам поработать в группах. С помощью инструктивных карточек, карт атласа вы характеризуете страны. 1 группа – Канаду; 2 группа – США. Но характеризовать мы будем не как чаще всего в тетради, а с помощью опорных конспектов. Опорные конспекты – это когда вы любую географическую характеристику обозначаете каким-то символом. Если вы забыли обозначения, то они у вас под рукой. Инструктивные карты помогут вам пошагово подойти к этой работе. А вашими помощниками будут учебники, карты атласов и дополнительный материал (зачитать карточку).

  • На эту работу я вам даю 12-15 минут

Инструктивные карты для работы групп

Инструктивная карта «Канада».

  1. Используя текст учебника §43 страница 174-176, карты атласа, дополнительный материал, найдите ответы на следующие пункты плана:
  • Географическое положение страны, столица. Государственный язык.
  • Площадь страны.
  • Особенности рельефа и полезные ископаемые страны.
  • Климатические условия в разных частях страны( климатические пояса).
  • Природа страны ( природные зоны и их особенности).
  • Численность населения страны
  • Народы, населяющие страну, их размещение (плотность) и хозяйственная деятельность. Какая продукция, производимая в стране известна во всем мире?
  • Природные объекты, которые вы рекомендуете для посещения туристам.

2. Распределите вопросы в группе между собой. Выделите основной и наиболее интересный материал. Запишите его в схему-кластер.

3. Подготовьте рассказ по собранному материалу. Определите того, кто будет презентовать вашу работу перед классом.

Инструктивная карта «Соединенные Штаты Америки».

  1. Используя текст учебника §46 страница 188-191, карты атласа, дополнительный материал, найдите ответы на следующие пункты плана:
  • Географическое положение страны, столица. Государственный язык.
  • Площадь страны.
  • Особенности рельефа и полезные ископаемые страны.
  • Климатические условия в разных частях страны( климатические пояса).
  • Природа страны ( природные зоны и их особенности).
  • Численность населения страны
  • Народы, населяющие страну, их размещение (плотность) и хозяйственная деятельность. Какая продукция, производимая в стране известна во всем мире?
  • Природные объекты, которые вы рекомендуете для посещения туристам.

2. Распределите вопросы в группе между собой. Выделите основной и наиболее интересный материал. Запишите его в схему-кластер.

3. Подготовьте рассказ по собранному материалу. Определите того, кто будет презентовать вашу работу перед классом.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Итак, ребята, мы с вами проделали большую работу. Каждая группа охарактеризовала свою страну из Северной Америки с помощью опорных конспектов. Я думаю, вы запомнили особенности географического положения, климата, природы, богатств этих стран. А вот куда бы вы предпочли поехать, вы определитесь, узнав о достопримечательностях этих государств.

Достопримечательности...................................................................

Вывод: Сегодня мы с помощью опорных конспектов составили характеристику крупнейших государств Северной Америки США и Канады. С помощью условных или опорных знаков нам удалось показать географическое положение, природные условия и ресурсы, а также особенности населения этих стран.

Канада

Канада -- государство в Северной Америке. Канада является 2 по площади страной мира и имеет общую площадь 9976 тыс. кв. км. Береговая линия простирается на 250тыс. км. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами, граничит с США на юге и на северо-западе, с Данией (Гренландия) на северо-востоке. .Канада имеет площадь, чуть меньшую трёх пятых площади России.

Вся западная часть занята областью мезозойской складчатости. Вдоль побережья Тихого океана проходит зона разломов. В рельефе здесь присутствуют горы Кордильеры. Хребты тянутся в меридиональном направлении. Ширина гор — около 600 км. Юго-восток занимает область герцинской складчатости. В рельефе юго-востока территория представлена горами Аппалачами.

Вся остальная часть Канады находится на платформе. На ней расположены Центральные равнины. Наибольшую ширину они имеют на юге, к северу сужаются. Равнинная территория постепенно повышается в сторону Кордильер, образуя Великие равнины.

В Канаде проживает 36 ,9 млн. человек. По численности населения Канада занимает 38-е место в мире, а её плотность населения (около 4,2 человека на 1 км²) — одна из самых низких в мире.

Приблизительно 80 % населения Канады проживает на расстоянии не более 150 км от границы с США[. Продолжительность жизни в Канаде составила 81,8 года.

Канада — официально двуязычная страна. По Закону об официальных языках 1969 года английский и французский языки имеют равный статус, хотя различаются по степени распространения. Английский — основной язык общения в большей части страны.

Канадцы — современное население Канады. Канадцы — это все граждане страны, независимо от их этнических корней или веры. Аборигены — индейцы и эскимосы сейчас составляют не более 2 % жителей Канады, остальные — потомки колонизаторов и переселенцев европейцев.

Особенностью хозяйства является значительная роль горнодобывающей, лесной и деревообрабатывающей отраслей, энергетики и сельского хозяйства. Основа экономики Канады — энергетика. Большая часть электроэнергии (3/5) вырабатывается на ГЭС. Основная продукция горнодобывающей промышленности — руды цветных металлов (золото, цинк, медь, никель), железная руда, уран, калийные соли, уголь. Канада занимает 1-е место в мире по производству уранового концентрата и добыче калийных солей (юг Канады). Основу обрабатывающей промышленности составляет машиностроение, Канада — ведущее лесопромышленное государство мира. По экспорту пиломатериалов и бумаги Канада занимает 1-е место в мире. Основная часть целлюлозно-бумажного производства сконцентрирована вблизи ГЭС — на реке Св. Лаврентия.

Канада является крупным экспортером пшеницы и растительного масла.

Достопримечательности

Л’Анс-о-Медоуз – национальный парк на территории Лабрадор. Именно здесь, в «бухте медуз», по мнению ученых, в конце XI века викинги, прибывшие из Гренландии, основали первое европейское поселение.

Национальный парк Наханни находится в долине реки Саут-Наханни, известной благодаря водопаду Вирджиния и тому, что над ней расположились четыре каньона. Парк Наханни известен термальными источниками, содержащими соединения серы.

Провинциальный парк динозавров «Дайносор». Открытый в 1955 году, он стал популярен как одно из самых больших на планете хранилищ окаменелостей динозавров. Археологами обнаружены останки свыше 500 гигантских животных, населявших планету в мезозойскую эру. Все они принадлежали к 39 разным видам.

Старый Квебек – историческая часть города Квебек, столицы одноименной провинции. В пределах Старого Квебека доминирует архитектура XIX столетия, но есть и более ранние здания, возведенные в XVII-XVIII веках. Дошла до наших дней и Квебекская крепость. Рядом с этим военным укреплением находится Отель дю Парлеман – здание Национального собрания Квебека, в котором также заседает лейтенант-губернатор провинции.

Китобойная станция Рэд-Бэй. В XVI-XVII веках здесь, на Лабрадоре, обосновались сезонные мигранты из Страны Басков, промышлявшие китобойным промыслом. В наше время недалеко от прибрежной гавани находится рыбацкая деревня Рэд-Бэй, названная так в ее честь, а также местных красноцветных гранитных скал. Остатки прежней станции, а также кости китов и ряд затонувших здесь судов являются местными туристическими достопримечательностями.

США

Соединенные Штаты Америки или сокращенно США – это крупнейшая страна на территории Северной Америки. Государство занимает 4 место по площади в мире и 3-е место – по населению. С запада территория США омывается Тихим океаном, с востока — Атлантическим, на юго-востоке США находится Мексиканский залив, полуостров Аляска с севера омывается Северным Ледовитым океаном. Общая площадь территории США составляет более 9,5 миллионов км2. С северных границ государство соседствует с Канадой. Южная сторона имеет границу с Мексикой. Также США имеет морскую границу с РФ в районе Берингова пролива. США принадлежат некоторые острова в Карибском море и Тихом океане.

На востоке вдоль побережья Атлантического океана протянулась Аппалачинская горная система. К западу и югу от неё поверхность выравнивается, образуя низменные районы, по которым протекают крупнейшие реки США. Далее к западу местность переходит в обширные равнины и прерии, названные Великими равнинами, которые предваряют горные районы Кордильер. Горные хребты занимают всю западную часть страны и довольно резко обрываются к побережью Тихого океана. Большую часть Аляски занимают северные хребты Кордильер.

США – 3 страна в мире по численности населения после Индии и Китая. Общее население Соединенных Штатов в настоящее время составляет порядка 325 миллионов человек. Первые племена мигрировали на Аляску из Сибири примерно 10 тысяч лет назад.Коренного населения – индейцев – в стране осталось мало (около 1 % населения). Подавляющее большинство составляют американцы европейского происхождения (75 %). Второй по численности группой являются афроамериканцы (12%). Количество переселенцев из Азии 4,5%. Самый распространенный язык – английский, в некоторых штатах используется испанский и французский. По показателю средней плотности населения США отстают от многих экономически развитых стран (32 человека на 1 кв. км). Но размещение населения по территории очень неравномерно. Практически 70% жителей проживают на территории, занимающей 12% площади. Особенно велики различия между приморскими и горными штатами: от 350 на равнинах, до 2—3 человек на 1 кв. км. в горах.

США – лидер по производству самолетов и космических аппаратов. В Калифорнии находится мировой центр компьютерных технологий, а Также известный Голливуд – центр американской киноиндустрии. Растениеводство в стране представлено зерновыми культурами. Главная продовольственная культура — пшеница. Важную роль играют масличные, волокнистые, сахароносные культуры, фрукты и овощи. Животноводство США, прежде всего, представлено разведением крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, а также птицеводством.

Достопримечательности США

Йеллоустонский Национальный парк.

Это жемчужина североамериканской природы. Он расположен в Скалистых горах, занимает плато на высоте 2500 м. Плато сложено вулканическим пеплом и лавами. Главная достопримечательность парка - гейзеры, которых насчитывается несколько сотен. Самые известные из них: гейзер «Гигант» выбрасывает столб воды на высоту более 90 м.

Долина Смерти.

Долина Смерти - парк с прекрасно сохранившимися остатками ископаемых растений. Парк расположен в межгорной впадине в пустыне Мохаве на высоте 85 метров ниже уровня океана. С июля по октябрь земля здесь действительно горит: после 1-го июля мухи не летают, а ползают, боясь опалить крылья; ящерицы переворачиваются на спину, чтобы охладить обожженные лапки. В 1913 году здесь зафиксировали температуру воздуха +56,7 градусов, а температура почвы достигает +94 градуса. Название долины связано с гибелью от недостатка воды в 1849 г. партии золотоискателей .

Ниагарский водопад.

Ниагара – река короткая, но полноводная. Ровный и очень сильный гул водопада слышен на 20 километров вокруг. Весь белый грохочущий фонтан окутан мельчайшими брызгами, светится радугой. Зимой с утесов свешиваются громадные ледяные сосульки.

Мамонтова пещера.

Мамонтова пещера, одна из крупнейших карстовых пещер мира находится в США, Глубина ее до 300 м. Общая длина полостей – 74 км.

Большой каньон Колорадо.

Это грандиозное сооружение длиной в 450 км, шириной от 6 до 28 километров, высотой 1800 метров невозможно охватить взглядом.

Менее 10 млн лет назад река Колорадо петляла по обширной равнине. Позже движения земной коры подняли этот участок, и река начала врезаться в горные породы.

Природа – это уникальный творец красоты, которая создавалась тысячелетиями. И только человек может сохранить для себя и своих потомков эту красоту.

#1047;акрепление.

  • Вот мы и совершили путешествие по странам Северной Америки. Я думаю, вы хорошо слушали своих одноклассников Ну а теперь давайте проверим, насколько вы были внимательны, что вы узнали нового и как запомнили сегодняшний материал. Перед вами вопросы теста, выберите верный ответ:
  1. Какому государству принадлежит Гренландия
  • Канада
  • США
  • Дания

2. В какой стране Северной Америки больше жителей

  • США
  • Канада

3. Назовите страну, где есть гейзеры

  • Канада
  • США

4. Определите страны, которые омываются водами трех океанов

  • США
  • Канада
  • США и Канада

5. Страна, которая занимает 2 место в мире по площади после России

  • США
  • Канада

Ответы: Дания, США, США, США и Канада, Канада.

У кого все ответы правильные, поднимите руку, посмотрим кто был более внимателен на уроке.

Молодцы!

6. Рефлексия.

Попробуйте определить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом: (на листочках цифры 1,2,3,4)

Определи собственные знания и умения по изученной теме: (отметь нужное)

1. «Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому».

2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал частично».

4. «Я ничего не понял(а)».

Благодарю, ребята за работу на нашем уроке!

Выставление отметок.

РЕЗЕРВ

А сейчас ко всем вопрос творческого характера

Как вы представляете себе жизнь коренного населения, если бы не произошло заселение материка европейцами?

7. Домашнее задание.

подготовить дополнительный материал о странах Северной Америки, для составления проекта возможного путешествия по странам континента

Я хотела бы порекомендовать вам почитать на выходных художественную литературу, произведения американских, канадских авторов, которые в своих произведениях передают дух этого материка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Контрольная работа "Северная Америка. Южная Америка" (11 класс)

Итоговая контрольная работа по теме: "Северная Америка. Южная Америка"...

Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»

Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная Америка Творческое название: Экспедиция в Южную Америку.

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная АмерикаТворческое название: Экспедиция в Южную Америку....