Как люди заселяли Землю
план-конспект урока по географии (5 класс)

Лариса Григорьевна Федоришкина

Появление людей на земле имеет как минимум три теории: научную, религиозную и инопланетную. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_lyudi_zaselyali_zemlyu.docx281.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урока по географии

«Как люди заселяли Землю»

5 класс

C:\Users\андрей\Desktop\1.jpg

учитель МКОУ Бетлицкая СОШ

Федоришкина Л.Г.

 

                                                                2022 год.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследования.

Цель: формирование представлений обучающихся о причинах расселения людей на планете Земля с учётом их приспособления к природным условиям; о  географии  расселения  человека,  о взаимодействии человека  и природной  среды.

 

Задачи: 

1. Определить пути расселения человека.      

2. Выявить  способы  приспособления  человека  к  различным природным условиям.                

3. Определить  время  и  причины  возникновения  земледелия  и скотоводства.              

 4.  Работа  с  картой  плотности  населения  –  найти  районы  с наибольшей и наименьшей плотностью населения

 

Оборудование: учебник, презентация, Рабочая  тетрадь  «Мой  тренажёр»  5-6  класс/В.В.  Николина  М. Просвещение 2015, записи слов на доске: Старый Свет, Новый Свет, ойкумена, населенный пункт, раса.

 

Ход урока.

 

1. Орг. момент. Психологический настрой.

 

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И  вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность.

2. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

Беседа: На земном шаре сегодня проживает более 7 млрд человек. Люди заселяют все материки планеты. Неосвоенных территорий почти не осталось. Даже в суровой Антарктиде на научных станциях живут люди.

 

Учитель просит учеников открыть в учебнике стр. 57 на шмуцтитуле темы «Человек на Земле» учащиеся видят многообразие людей, живущих на Земле, чем они отличаются друг от друга? Затем на стр. 58 прочесть тему параграфа и ответить на вопрос: Как называется §17? О чем сегодня пойдет речь на уроке?

3. Сообщение темы, задач урока.

- как человек заселял планету, как изменились люди, живя в разных природных условиях.

Объяснение учителя: Появление людей на земле имеет как минимум три теории: научную, религиозную и инопланетную.

 

Учитель объясняет, где находилась предполагаемая прародина человека, где были первые стоянки людей, по каким путям расселялись люди. Люди использовали для жизни то, что даёт природа, т. е. занимались присваивающим хозяйством. С ростом численности населения возникло земледелие, а затем животноводство. Переход от   присваивающего хозяйства к земледелию и животноводству ознаменовал важный этап в развитии человечества: благодаря лучшему питанию увеличилась продолжительность жизни людей, в результате чего начался устойчивый рост населения планеты.

 

Вопрос классу: Как вы думаете почему людям пришлось расселятся по Земле? И что помогало им выживать в неблагоприятных условиях?

Отправиться на новые, неизведанные земли заставила их забота о пропитании, ведь с увеличением численности людей расширялись территории, на которых велась охота, собирались съедобные растения.

Современный человек – хомо сапиенс (человек разумный) – появился в Африке около 200 тыс. лет назад. Именно отсюда началось расселение людей. Рассказ о понятиях Старый Свет и Новый Свет.

Вопрос классу: Как вы думаете, как ученые узнали подобную информацию?

Находки ископаемых останков древних людей помогли ученым сделать выводы о путях расселения человека и о цивилизациях, которые они создавали.

Сначала люди заселяли лучшие и удобные места для жизни — с самыми большими запасами пищи, с мягким климатом, с отсутствием хищников. Население росло, и приходила очередь освоения менее ценных земель — более холодных или сухих, где больше трудностей и опасностей. На современном этапе развития Цивилизации практически все территории заселены и на них ведется хозяйственная деятельность. Называются эти территории – ОЙКУМЕНА.

Вопрос классу: Как вы думаете, какие территории не являются ойкуменой и почему?

Антарктида, болота непроходимые, пустыни и высокогорные районы. Т.к ведение хозяйства в них невозможно.

Зависимость расселения населения от природных условий можно выявить при рассмотрении карты «Плотность населения»

Все население Земли проживает в населенных пунктах городского или сельского типа. Работа со схемой:

Населенный пункт

                       Сельский                                 Городской

            (-------------------------)                    (---------------------------)

Вопрос классу: Как в зависимости от места проживания классифицируют жителей Земли? Какого населения в мире больше?

Городские и сельские жители. Доля городского населения больше. Соотношение 75/25

Самые многочисленные по числу жителей города земли называют АГЛОМЕРАЦИЯМИ.

Физминутка:

 

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

Осваивая земную сушу, люди приспосабливались к природным условиям, создавая более совершенные орудия труда, жилища, одежду.

Вопрос классу: 1. Расскажите о жизни людей на берегу Северного Ледовитого океана.

2. Расскажите о хозяйственной деятельности людей в пустыне.

3. Какие вы знаете способы приспособления человека к различным природным условиям: влажным или засушливым местам, высоким и низким температурам, ветрам, горному рельефу и т. д.? Иллюстрируйте рассказ фотографиями, собственными рисунками.

Изменения происходили и во внешности. Длительное существование людей в различных природных условиях привело к появлению рас. Раса – это исторически сложившаяся группа людей, имеющих общие, передаваемые по наследству, внешние признаки. По внешним признакам все человечество делится на 3 большие географические расы.

Негроидная раса формировалась в жарких районах Земли.  Для представителей этой расы характерны темная, почти черная кожа, жесткие курчавые или волнистые черные волосы. Глаза карие. Широкий плоский нос и толстые губы.Основной регион расселения – область исторического формирования расы: Африка, к югу от Сахары. Также к негроидному населению на начало XXI века относится значительная часть населения Бразилии, Вест-Индии, США и Франции.

Монголоиды приспособились к жизни в степях и полупустынях, где летние температуры высоки, часты ветры и пыльные бури. Желтый цвет кожи предохраняет от избыточного воздействия солнечных лучей. Узкий разрез глаз спасает их от ветра и пыли. У монголоидов жесткие прямые волосы, уплощенное лицо и выступающие скулы. Эта раса преобладает в Азии, но в результате миграции ее представители расселились по всему земному шару.

Европеоидная раса  - для людей этой расы характерны светлая кожа, прямые или волнистые светло-русые или темно-русые волосы, серые, серо-зеленые, каре-зеленые и голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин. Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.

С течением времени на Земле растет доля людей, в облике которых присутствуют признаки различных рас. Они образуют смешанные расы

5. Закрепление. Тест

1. Сколько лет назад в Восточной Африке появился представитель человека разумного?

А) около 2 млн. лет назад

Б) около 1 млн. лет назад

В) около 200 тысяч лет назад

2. Вставьте пропущенное слово

… … … … – большая группа людей, имеющих общее, передаваемые по наследству внешние признаки.

3. Доля, какого населения больше в общей численности населения Земли?

А) Городского

Б) Сельского

4. К жизни в какой природной зоне приспособлены представители монголоидной расы?

А) тайга

Б) экваториальный лес

В) степи и полупустыни

5. Установите соответствие

      Раса                                              Признаки

Европеоиды                        желтый цвет кожи, узкий разрез глаз

Монголоиды                       светлая кожа, русые волосы

Негроиды                            глаза карие, широкий плоский нос, курчавый волос

6. Рефлексия. Итог урока.

7. Домашнее задание. § 17- 18.

Исследуйте особенности размещения основных рас и заполните таблицу.

Список литературы.

Основная: используемый УМК: 1.  Учебник  –  «География  5-6»  /А.И.  Алексеев,  Е.К.  Липкина  В.В. Николина и др./ М.: Просвещение,2012.

Дополнительная: Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест ФГОС 5 кл тема "Как люди открывали Землю"

тест ФГОС 5 кл тема "Как люди открывали Землю", учитель географии Бородкина Г.В....

Первые люди на земле

1.Рамапитек2.Австралопитек3.Синантроп4.Неандерталец...

Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс

Конспект урока  в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....

Как люди заселяли Землю?

Конспект урока по географии в 5 классе на тему:? " Как люди заселяли Землю?"...

География. 7 класс. Рабочий лист по теме " Как люди заселяли Землю. Расы"

Рабочий лист сотавлен для учащихся 7 класса по теме "Как люди заселяли Землю. Расы" . Задания рабочего листа расчитаны на применение информации учебника и интернет-ресурсов....

Как люди заселяли Землю

Внеклассное занятие проводится в 5 классе после изучения раздела «Человек на Земле», для закрепления поученных знаний....