Природные комплексы Дальнего Востока
план-конспект урока по географии (8 класс)

Данная разработка подойдет при изучении природного района Дальний Восток, в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_pk_dv.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Природные комплексы и уникумы

 Дальнего Востока».

Цель – сформировать  знания о  разнообразии и уникальности природных                         комплексов Дальнего Востока.

Задачи урока:

Предметные: - рассмотреть особенности и главные черты природы                                Дальнего Востока, углубить знания учащихся об уникальности природы;

Метапредметные:- формировать умения и навыки работы с дополнительным материалом и находить необходимую информацию, излагать свое мнение, активизировать познавательную деятельность учащихся;

- совершенствовать устную монологическую речь;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: - формировать навыки сотрудничества;

- формировать чувство ответственности за сохранение уникальных природных объектов, любовь к природе.

         

1.Организационный момент (   мин.)

Создание положительного эмоционального настроя на деятельность, концентрация  внимания.

2. Актуализация знаний (    мин.)

Мотивация интереса учащихся к изучению новой темы урока.

просмотр видеофильма о Дальнем Востоке.  

Учитель:   наша страна очень большая, но любой уголок России, даже самый отдаленный по-своему уникален и красив.

Учитель:   Это красиво — сопки в тумане.

                   Это нормально — жить на вулкане.

                   Это прекрасно — гейзеров чудо.

                   Утро в России родом отсюда.  

 -  Дорогие ребята, о чем это четверостишье? (Дальний Восток) Мы с вами уже знакомы с географическим положением, рельефом. А для более полного представления о самом удивительном и загадочном крае мы должны познакомится с …  ПК.

Тема: «Природные комплексы и уникумы

 Дальнего Востока».

Дальний Восток - это окраина страны, край контрастов, страна вулканов и т.д.

Нас ждет  Земля, щедрая и суровая, открытая ветрам и наводнениям. Земля вечной мерзлоты и огнедышащих гор.

Земля благодатная, заповедная, необычная, уникальная, где встречаются реликтовые растения и животные и эндемики.

 - Что такое уникум? (лат) - единственный в своем роде, большая редкость.

- что такое реликты? -  ответы учащихся

 - Что такое эндемики? -

Учитель:  Давайте с вами посмотрим, какие природные комплексы выделяют на территории ДВ. Определим их географическое положение, и с какими регионами граничит.

 (показывают природные районы на карте)

(Раздать конверты с заданиями.)

Работать будем по группам. У каждой группы свое задание. Вам надо рассказать об уникальности вашего ПК и  должны выделить 2 ключевых слова, характерных  для вашего ПК,  которые впишите в клетки кроссворда.

3.Формирование новых знаний

Работа в группах (    мин)

Активизация полученных знаний о взаимосвязи природных компонентов и причинах разнообразия ПК.

Физкультминутка (     мин)

Учитель:    

По склонам сопок тропы вьются круто

Там, в буйных зарослях душистых трав

Могучая, ветвистая лиана

 Деревья обвивает, как удав.

Выступление группы"Приморье" (    мин)

Путеводитель группы  "Приморье"

Определите особенности природы Приморья и составьте сообщение, отвечая на следующие вопросы:

1. Какая  ПЗ занимает территорию Приморья? хвойно-широколиственные леса

2. Как по-другому можно назвать хвойный лес? тайга

3. Назовите характерные черты этой природной зоны. -достаточное увлажнение, относительно теплое лето и холодная зима, подзолистые почвы, хвойные деревья.

4. Какие уникальные растения произрастают в уссурийской тайге?

5. Какие животные обитают в уссурийской тайге? -амурский тигр, пятнистый олень, черный уссурийский медведь, утка-мандаринка, земляной дрозд и др

6. В чем же уникальность Уссурийской тайги? Смешение флоры и фауны

(теплолюбивая +северная).субтропиков и тайги

7. Почему реликтовые растения смогли сохраниться именно здесь?

- «укрытие от холода», благоприятные климатические условия (муссонный климат), закрытость территории от СЛО (горные хребты)

8. Чем объясняется такие своеобразные черты Приморья? - географическое положение территории

Ваши ключевые слова - 2 уникальных объекта растительного мира,

Вывод: Уссурийская тайга - роскошь,  богатство и  разнообразие природы.

Учитель:

Известно всем есть мыс Лопатка

На полуострове Камчатка

выступление группы "Камчатка". (    мин)

Путеводитель группы  "Камчатка".

Определите особенности природы и составьте образ региона, отвечая на следующие вопросы:

1. Какие характерные черты Камчатки вы можете назвать?

(- вулканы и гейзеры, горные хребты, минеральные источники, циклоническая деятельность.)

2.  Почему этой территории свойственна такая неспокойная сейсмическая обстановка?

( - находится в областях альпийской складчатости (стык литосферных плит), Тихоокеанское огненное кольцо).

3. Используя карту и текст учебника (стр.236) назовите действующие  вулканы и гейзеры.

( - Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка, Толбачик, Авачинская Сопка; «Великан», «Фонтан», «Тройной» и др)

4. На Камчатке встречаются уникальные представители растительного мира, назовите их, используя карту «Растительность России»  

(- каменная береза, японская береза, кустарничковая ольха, кедровый стланик, высокотравье (шеломайник, медвежья дудка, василистник).

5. пользуясь инструкцией продемонстрируйте опыты "Извержение вулкана" и "Гейзер"

Ваши ключевые слова - 2 объекта которые являются "самыми-самыми".

Вывод: Камчатка - удивительный мир вулканов и гейзеров, богатый рекреационными ресурсами.

Учитель:

В ожерелье смежных сопок

В алом зареве рябин

На заре российский тропок

Распростерся ...Сахалин

выступление группы "Сахалин" (    мин)

Путеводитель группы  "Сахалин"

Определите особенности природы и составьте сообщение об острове, отвечая на следующие вопросы:

1. Какой вам представляется описываемая территория? -Далеко, суровый климат, ветреная погода

3. Почему Чехов назвал Сахалин «Окаянным островом»?

Почему и зачем именно сюда ссылали людей?

Найдите  в тексте учебника стр.233 подтверждения словам А.П.Чехова

4. Назовите самую высокую точку острова. определите ее высоту. (гора Лопатина, 1609м)

5.  По карте определите тип растительности в северной и южной части острова?

Объясните различия.      

- север светлохвойная тайга, юг – темнохвойная тайга;

-большая протяжённость с севера на юг, климатические различия.

6.  Почему на юге появляются лианы и бамбук?  

В какой части Дальнего Востока мы уже встречали  такие черты?

О чем говорит факт сходства растительности?

Климатические условия более благоприятные (t°↑)

Приморье.

Сахалин – остров материкового происхождения.

Ваши ключевые слова -    1. преобладающая форма  рельефа;   2. как  назвал остров,  русский писатель Чехов А.П.

Вывод: Сахалин уникален внушительными размерами, разнообразием природы.

Обобщение и систематизация знаний:

- Из рассказов наших выступивших товарищей  мы увидели насколько уникальна, красива природа Дальнего Востока. Чем можно объяснить ее уникальность?

Ответы:

  1. Огромная протяженность с севера на юг;
  2. Слабое проявление ледниковой деятельности в четвертичное время;
  3. Постоянное территориальное единство с остальной Азией и прошлое соединение Азии с Америкой в районе Берингова пролива.

А теперь вернемся к нашему кроссворду и посмотрим, какое слово у нас получилось.

ЮНЕСКО

специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

  означает что  за сохранностью объектов занесенных в список всемирного наследия,  следят всем миром, и они представляют особую ценность.

 Эти территории включены в список, наряду с Байкалом. Это значит, что мы должны гордиться и любить, разумно и бережно использовать и сохранять для будущих поколений.

4. Закрепление. (     мин)

Географический диктант.

ПК

1

2

3

4

5

Сахалин

×

×

Уссурийская тайга

×

×

Камчатка

×

1. Самый большой остров у берегов России.

2. Природный комплекс, богатый эндемиками

3. Страна вулканов и гейзеров.

4. С этим ПК связано имя русского путешественника, географа и натуралиста Н.М.Пржевальского.

5. Это ПК богат нефтью, природным газом, углем.

Давайте проверим,  у кого получилась галочка,  молодцы.

- Мы совершили путешествие по Дальнему Востоку, побывали в самых разных его уголках. Познакомились с основными особенностями природных комплексов края. Все это позволило составить образ Дальнего Востока, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.

5. Рефлексия.

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

6. Д.З На к/к нанести ПК Дальнего Востока.  Отметить географические объекты, изученные на уроке.

Остров Сахалин

Сахалин лежит в Охотском море.

 Северная часть  Сахалина, через которую проходит линия вечной мерзлоты,  по  своему  положению соответствует Рязанской области, а  южная  -  Крыму.  

В 1850 году остров посетил  А. П. Чехов. И назвал остров "Окаянным" Отрывок из произведения А.П.Чехова «Остров Сахалин"

" Погода стояла великолепная, вечерний пейзаж был таинственно красив: пылающий запад, тёмно-синее море и совершенно белая луна. В потёмках гигантские лопухи казались тропическими растениями… Но каторга постоянно напоминала о себе.

“На Сахалине, каторжные работы разнообразны в высшей степени: они не специализировались на золоте или угле, а обнимают весь обиход сахалинской жизни и разбросаны по всем населённым местам острова: корчёвка леса, постройки, осушка болот, рыбные ловли, сенокос, нагрузка пароходов”.

Две трети территории Сахалина занято лесами. На севере господствует светлохвойная тайга из даурской лиственницы с примесью березы и ольхи; на юге — темнохвойные леса из ели, пихты с примесью широколиственных пород — дуба, тиса, на юге распространены заросли бамбука, лианы.

Остров гористый. Наивысшая точка острова — гора Лопатина в Восточно-Сахалинских горах. Ее высота — 1609 м над уровнем моря. В геологическом строении Сахалина участвуют в основном осадочные породы, с которыми связаны месторождения нефти, газа, строительных материалов.

Характерная особенность климата Сахалина — высокая влажность воздуха и частые сильные ветры. Осадки распределены по сезонам года, что объясняется господством муссонной циркуляции.

Сахалин уникален не только своим внушительным размером и природой.

На острове много коротких, порожистых горных рек и горных и долинных озер. Растительный и животный мир острова беднее, чем на материке. в прилегающих морских водах сохранились виды, исчезнувшие или очень редкие на материке, например полутораметровый калан и двухметровый морской котик. На севере острова можно встретить олений мох, а на крайнем юге — цветущие магнолии.

Путеводитель группы  "Сахалин"

Определите особенности природы и составьте сообщение об острове, отвечая на следующие вопросы:

1. Почему Чехов назвал Сахалин «Окаянным островом»?

Почему и зачем именно сюда ссылали людей?

Найдите  в тексте учебника стр.233 подтверждения словам А.П.Чехова

2. Назовите самую высокую точку острова. определите ее высоту.

3 По карте определите тип растительности в северной и южной части острова?

Объясните различия.      

4. Почему на юге появляются лианы и бамбук?  

В какой части Дальнего Востока мы уже встречали  такие черты?

О чем говорит факт сходства растительности?

5. Подпишите  на карте о.Сахалин географические объекты, расположите условные знаки полезных ископаемых, растения и животные.

Ваши ключевые слова - 1. как назвал остров русский писатель Чехов А.П.;   2. преобладающая форма рельефа

1

2

3

4

5

6

Полуостров Камчатка.

Камчатка — страна природных контрастов, необычайного своеобразия, покоряющей красоты. Горы, действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменности, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники — все это есть на полуострове.

Камчатке свойственна неспокойная сейсмическая обстановка, так как находится на стыке литосферных плит, в области альпийской складчатости.

На полуострове насчитывается около 30 действующих и более 130 потухших вулканов. Один из наиболее активных и высочайших вулканов мира — Ключевская Сопка, его высота 4750 м. Также на Камчатке расположена знаменитая Долина Гейзеров. Самый крупный гейзер Великан. Говорят, что в Долине гейзеров можно принять горячую ванну, сварить суп без костра и просто полежать на тёплой земле. В Банном озере даже зимой температура воды около 40 °С!

Прогнозом вулканических извержений занимается наука вулканология.

Климат Камчатки характеризуется избыточной влажностью в течение всего года. Самое сухое и теплое место — Центрально-камчатская впадина.

Природные зоны.— преобладание мелколиственных деревьев (каменной и японской берез) над хвойными и широкое распространение высокотравья.

Каменная береза имеет серую или красноватую кору и густую кудрявую крону: высота деревьев обычно не превышает 10 м. Из-за искривленности ствола каменная береза мало используется в строительстве, а идет главным образом на дрова и поделки. Однако леса из каменной березы выполняют важную водоохранную и почвозащитную роль.

Среди трав распространены шеломайник, василистник, медвежья дудка и другие зонтичные.

В кедровых стланиках обитают очень крупный бурый медведь, камчатский соболь, белка, бурундук, рысь, камчатская кедровка и др. В горных тундрах живет северный олень, а на альпийских горных лугах пасется снежный баран.

Путеводитель группы  "Камчатка".

Определите особенности природы и составьте сообщение о Камчатке, отвечая на следующие вопросы:

1. Какие характерные черты Камчатки вы можете назвать?

2. Почему этой территории свойственна такая неспокойная сейсмическая обстановка?

3. Используя карту и текст учебника (стр.236) назовите действующие  вулканы и гейзеры и среди них самый высокий вулкан и гейзер.

4. На Камчатке встречаются уникальные представители растительного мира, назовите их. 

5. Пользуясь инструкцией продемонстрируйте опыты "Извержение вулкана" и "Гейзер"

Ваши ключевые слова - 2 объекта которые являются "самыми-самыми".

Путеводитель группы  "Приморье"

Определите особенности природы и составьте образ региона, отвечая на следующие вопросы:

1. Какая  ПЗ занимает территорию Приморья?

2. Назовите характерные черты этой природной зоны.

3. Какие животные обитают в уссурийской тайге?

4. В чем же уникальность Уссурийской тайги?

5 Почему реликтовые растения смогли сохраниться именно здесь?

6. Чем объясняется такие своеобразные черты Приморья

 

Ваши ключевые слова - 2 уникальных объекта растительного мира.

Приморье

Приморье располагается в южной части Дальнего Востока, на побережье Японского моря. Для облика края характерны многочисленные хребты, увалы и отдельно стоящие сопки. Тектонически они достаточно молоды. Почти все горы Приморья относятся к горной стране Сихотэ-Алинь.

  Обилие влаги в летнее время способствует развитию мощного растительного покрова. Большую часть территории Приморья занимает знаменитая уссурийская тайга, состоящая из кедра, черной березы, амурской пихты, ильма, тополя, сибирской ели, липы маньчжурской, даурской лиственницы, ясеня, дуба монгольского, пальмовидного диморфанта, пробкового дерева с листвой, напоминающей ясень, с красивой пробковой корой, бархатистой на ощупь, маньчжурского ореха с крупной листвой.

 Приморье занимает одно из первых мест в России по числу эндемиков — растений, распространенных лишь в данном районе. Только здесь растут амурский бархат (пробковое дерево), железная береза и др. Много в крае и реликтовых растений, сохранившихся еще с неогена, например,  лотос Комарова занесеное в Красную книгу.

Разнообразен и богат животный мир Приморья. К эндемикам относятся уссурийский тигр, кожистая черепаха, к остаткам фауны неогена и четвертичного периода принадлежат пятнистый олень, черный уссурийский медведь, амурская антилопа горал, маленькая изящная утка-мандаринка, поражающая красотой своего оперения, земляной дрозд и др.

Географический диктант.

1

2

3

4

5

Сахалин

Уссурийская тайга

Камчатка

1. Самый большой остров у берегов России.

2. Природный комплекс, богатый эндемиками

3. Страна вулканов и гейзеров.

4. С этим природным комплексом связано имя таежного охотника Дерсу Узала.

5. Этот природный комплекс  богат нефтью, природным газом, углем.

Географический диктант.

1

2

3

4

5

Сахалин

Уссурийская тайга

Камчатка

1. Самый большой остров у берегов России.

2. Природный комплекс, богатый эндемиками

3. Страна вулканов и гейзеров.

4. С этим природным комплексом связано имя таежного охотника Дерсу Узала.

5. Этот природный комплекс  богат нефтью, природным газом, углем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные комплексы Дальнего Востока

Природные комплексы Дальнего Востока.Цель: Изучение ПК Дальнего Востока.Задачи: Рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК Дальнего Востока. Активизировать познавательную деятельность ...

Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта  с целью закрепления знаний, получен...

Тестовое задание по теме " Природные комплексы Дальнего Востока"

Тестовое задание по теме " Природные комплексы Дальнего Востока"...

Природные комплексы Дальнего Востока

МЕтодическая разработка урока по теме "Природные комплексы Дальнего Востока" 8 класс.На уроке использован многоуровневый подход к оцениванию лисностных достижений. Групповая  работа над презентац...

Методическая разработка открытого урока "Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы"

Открытый урок по географии 8 класс, тема " Природные комплексы Дальнего Востока. Заповедники. Народы." Урок проводился в рамках использования здоровьесберегающих технологий на уроках географии....

Тест География 8 кл Природные комплексы Дальнего Востока

Короткий тест на проверку знаний о физико-географических районах Дальнего Востока: Чукотском нагорье, п-ве Камчатка, о-ве Сахалин, Приморье....