Методическая разработка к уроку по географии "Миграция населения России" 8-9 класс
презентация к уроку по географии (8 класс)

Методическая разработка к уроку по географии технологическая карта  "Миграция населения России" 8-9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: Позднякова Ю. ЕН-ГББ-411

Тема урока : Миграции населения  в России

Класс:  8   Раздел:  Население России

Учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром География России. Природа. Население. Хозяйство : 8 класс: учебник-М. : Дрофа, 2018

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: способствовать формированию представлений о  особенностях миграции населения в России.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные- сформировать представления о особенностях миграций населения в России.

Метапредметные-

 познавательные- устанавливать причинно-следственные связи, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;.

Коммуникативные- выражать свои мысли в соответствии с задачами,  владение монологической и диалоговой формой речи, взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, обмениваться  мнениями, понимать позицию партнера

Регулятивные –определять цель задачи своей деятельности составлять план работы; контролировать и оценивать степень достижения своей учебной деятельности

Личностные-  Сохранить мотивацию к учебной деятельности; воспитывать любовь и интерес к окружающему миру, чувство толерантности; уважения к другим культурам и народам.

Основные понятия : Миграция населения, эмиграция, иммиграция,  причины миграции, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Виды деятельности: фронтальная работа, работа с тестом, работа с учебником, и тетрадями.

Организационная структура урока:

  1. Орг момент (1-2 мин)
  2. Актулизация знаний мотивация к учебной деятельности (2 мин)
  3. Создание проблемной ситуации (3 мин)
  4. Целеполагание и планирование (3 мин)
  5. Открытие нового знания- 23 мин
  6. Применение нового знания – 9мин
  7. Д/з 2 мин
  8. Рефлексия 1-2 мин

Этапы, методы и методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Текущий контроль

Осуществляющие действия

Формируемые умения

Орг. Момент

Беседа

Приветствие, проверка готовности к уроку, контроль посещаемости

Приветствуют учителя

Регулятивные

коммуникативные

наблюдение

Актуализация

Рассказ- вступление

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

(Размещение населения России)

-Назовите мне определение понятия «Плотность населения»

(Плотность населения- число жителей на единицу площади (чел./км²) )

-Что характеризует плотность населения?

(Плотность населения характеризует уровень заселённости территории)

-Какие факторы влияют на неравномерное размещение населения по территории страны?

( Природные условия, исторические факторы, социально-экономические факторы)

-Назовите и покажите на карте зоны расселения людей в России.

(Зона Севера, Основная зона расселения и хозяйственного освоения)

Отвечают на вопросы

Познавательные: сравнение и структурирование учебной информации, составление схемы;

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли; владение диалоговой формой речи.

наблюдение

Создание проблемной ситуации

Беседа

показ презентации

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Население».

-Ребята, все вы не раз бывали на вокзале. Скажите, пожалуйста,  вы видели когда-нибудь, чтобы наш вокзал был пустой, чтобы там не было людей или вокзал был закрыт?

-Да. Действительно, там постоянно есть люди, которые ожидают электропоезд или поезд дальнего следования; другие толпятся у кассы- покупают билеты; третьи в кассах дальнего следования покупают билет на предстоящую поездку. Таким образом, люди постоянно куда-нибудь едут .И вы были на вокзале,  и  вы ездили куда-нибудь с родителями. Правда?!

-Да .Все мы любим куда-нибудь ездить, особенно на юг

Слушают учителя.

Высказывают предположения.

Коммуникативные

(выражать свои мысли в соответствии с задачами)

Личностные

наблюдение

Целеполагание, планирование.

Работа с учебниками, тетрадями

Беседа

Просмотр презентации

Давайте попробуем сформулировать тему урока, а также  сформировать цель  сегодняшнего урока.

Сегодня на уроке нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы выяснить: куда и зачем едут люди.

-Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь: «Миграции населения в России»

Цель урока: изучить особенности миграций населения в России

 Задачи урока:

Миграция населения

Причины миграций

Географические особенности внутренних и внешних миграций

Предлагают  тему  и цель  урока

Записывают тему, цель и задачи

 Тема урока: Миграции населения в России»

Цель урока: изучить особенности миграций населения в России

 Задачи урока:

Миграция населения

Причины миграций

Географические особенности внутренних и внешних миграций

Регулятивные  (цель задачи своей деятельности составлять план работы;)

познавательные

письменно

Открытие нового знания

Беседа, Рассказ, работа с учебником, в тетради, просмотр презентации

1. Что такое миграции и почему они возникают:

-Во время урока по теме «Численность населения России» мы с вами разбирали понятие эмиграция и иммиграция. Найдите, пожалуйста, у себя в тетради эти определения и прочитайте вслух.

(-Эмиграция-переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам.

-Иммиграция-въезд населения одной страны (государства) в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемый по отношению к стране, куда въезжают мигранты.)

-Да, всё верно, и сегодня мы с вами рассмотрим ещё одно связанное понятие – миграция.

Запишите в тетрадь:

  • Миграция населения – это перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое.

-По продолжительности миграции бывают постоянными и временными.

-При этом смена места жительства в одном населённом пункте миграцией не считается.

-Ребята, как вы думаете, почему люди переезжают из одного места в другое?

-Да.

-Верно.

- Главная причина, заставляющая людей мигрировать, - стремление улучшить условия жизни.. Есть еще причины, которые обусловлены государством. Это такие:

Причины миграции:

Политические – несогласие с существующим строем.

Национальные – притеснение национальностей.

Религиозные – вражда на почве разнообразных  вероисповеданий.

Экологическая – загрязнение окружающей среды.

Экономические – проблемы экономического характера.

-Ребята, как вы думаете куда едут люди?

-Все верно

Откройте учебник на стр. 201 и перепишите в тетрадь рис. 101 Структура миграционных потоков в России.

-В основном люди едут в другие страны и районы в поисках работы(трудовая миграция), в места с более высоким уровнем жизни и заработной платы. Многие меняют место жительства, переезжая в районы с более благоприятными природными условиями. На современном этапе важным фактором, влияющим на миграцию, становится состояние окружающей среды в отдельных районах.

Пояснение рис. 101:

По географическим особенностям( направленности) различают внутренние миграции населения- переселение людей из одного места жительства в другое в пределах одной страны и внешние- переселение из одной страны в другую.

Внутренние миграции можно рассматривать с различных точек зрения.

Во-первых, существует перераспределение населения между различными поселениями. Главный вид таких миграций-переселение людей из сельской местности в города. В значительной мере оно было связано с быстрым ростом промышленности в стране. Город по сравнению с селом имеет целый ряд преимуществ: легче найти работу, лучше условия для учёбы и проведения досуга, более комфортабельное жильё и др. Только за вторую половину 20 века миграция из села увеличила городское население на 33 млн. чел.

Во-вторых, люди переезжают из района в район. С этой точки зрения все российские регионы можно подразделить на те, которые притягивают население, и те, которые теряют его. Очевидно, что сейчас для внутренних мигрантов наиболее привлекательны регионы европейской части страны. А большая часть регионов азиатской части России теряет население.

 -Особый тип миграций-принудительные и вынужденные.

Массовые насильственные переселения людей получили особенно большое распространение в советское время. Как вы уже знаете, в период сталинских репрессий 30-50-х гг. практически по всей стране были созданы сотни лагерей для заключённых. С родных мест изгонялись целые народы. Они выселялись в Среднюю Азию и Казахстан, в Сибирь и на Дальний Восток.

2. Что такое миграционный прирост:

-Мы с вами уже изучали, что такое миграционный прирост, найдите у себя определение в тетради.

Прочитайте вслух определение миграционного прироста:

  • Миграционный прирост- разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за её пределы за определённый срок.

Формула: М= П- В,

Где М-миграционный прирост,

       П- прибывшие

       В- выбывшие

Запишите в тетрадь : определение и формулу ещё раз.

Отвечают на вопрос:

-Эмиграция-переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам.

-Иммиграция-въезд населения одной страны (государства) в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемый по отношению к стране, куда въезжают мигранты.

Записывают в тетрадь:

•        Миграция населения – это перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое.

По продолжительности миграции бывают постоянными и временными.

Отвечают на вопрос:

-Возможно, люди хотят жить лучше; иметь высокооплачиваемую работу.

-Хотят жить ближе к своим пожилым родителям, родственникам.

-Читают, слушают

Записывают в тетрадь:

 причины миграций.

Отвечают на вопрос:

-В город, здесь лучше жить, можно найти работу.

-Некоторые едут жить в деревню.

-На заработки.

Записывают в тетрадь:

Рис. 101 Структура миграционных потоков в России.

Ищут в тетради : определение миграционного ( механического) прироста.

Записывают в тетрадь:

•        Миграционный прирост- разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за её пределы за определённый срок.

Формула: М= П- В,

Где М-миграционный прирост,

       П- прибывшие

       В- выбывшие

Познавательные

(поиск, выделение, структурирование информации).

Коммуникативные (высказывают свои мысли, приводят факты)

письменно

Применение нового знания

 Работа в тетради с задачами

Задание1 :

Задание 2: Используя данные графика, определите миграционный прирост населения Российской Федерации в  2001, 2004, 2007, 2009г. Ответ запишите в виде числа.

-Существует второй способ расчета миграционного прироста в случае, когда известен общий и естественный прирост. Механический прирост получается путем вычитания естественного прироста из общего прироста.

М =  ОБЩ.ПРИРОСТ-Е,  где

М – механический прирост населения,

ОБЩ.ПРИРОСТ- общий прирост населения,

Е-естественный прирост.

Задание 3: Рассчитать механический прирост для 2007, 2008, 2009, 2010 г.

Задание1 :

М= -4287 человек

Задание 2:

М 2001=194-121=73

М 2004=119-80=39

М 2007=287-47=240

М2009=280-32=248

Задание 3:

М 2007=7362

М 2008=3806

М 2009=1052

М 2010=-1052

Познавательные ,(поиск, выделение, структурирование информации).

 Регулятивные

письменно

Д/з

Беседа, работа с учебником

Запишите домашнее задание: учебник :параграф 39 читать, учить, стр. 204 задание 3,  

Слушают записывают д/з

Регулятивные (составляют план работы дома)

письменно

Рефлексия

Беседа

Сегодня мы изучили миграцию населения в России

Что вы до этого урока уже знали ?

Что вы нового узнали ?

Что вам показалось необычным, когда изучали миграцию населения?

Дети слушают и отвечают на вопросы

Коммуникативные (умение взаимодействовать с людьми, умение строить монологовые формы речи)

устно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"

Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "

Конспект урока и презентация  используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Испо...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...