Методическая разработка к уроку по географии "Миграция населения России" 8-9 класс
презентация к уроку по географии (8 класс)
Методическая разработка к уроку по географии технологическая карта "Миграция населения России" 8-9 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 848.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: Позднякова Ю. ЕН-ГББ-411
Тема урока : Миграции населения в России
Класс: 8 Раздел: Население России
Учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром География России. Природа. Население. Хозяйство : 8 класс: учебник-М. : Дрофа, 2018
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: способствовать формированию представлений о особенностях миграции населения в России.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные- сформировать представления о особенностях миграций населения в России.
Метапредметные-
познавательные- устанавливать причинно-следственные связи, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;.
Коммуникативные- выражать свои мысли в соответствии с задачами, владение монологической и диалоговой формой речи, взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера
Регулятивные –определять цель задачи своей деятельности составлять план работы; контролировать и оценивать степень достижения своей учебной деятельности
Личностные- Сохранить мотивацию к учебной деятельности; воспитывать любовь и интерес к окружающему миру, чувство толерантности; уважения к другим культурам и народам.
Основные понятия : Миграция населения, эмиграция, иммиграция, причины миграции, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, персональный компьютер.
Виды деятельности: фронтальная работа, работа с тестом, работа с учебником, и тетрадями.
Организационная структура урока:
- Орг момент (1-2 мин)
- Актулизация знаний мотивация к учебной деятельности (2 мин)
- Создание проблемной ситуации (3 мин)
- Целеполагание и планирование (3 мин)
- Открытие нового знания- 23 мин
- Применение нового знания – 9мин
- Д/з 2 мин
- Рефлексия 1-2 мин
Этапы, методы и методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Текущий контроль | |
Осуществляющие действия | Формируемые умения | |||
Орг. Момент Беседа | Приветствие, проверка готовности к уроку, контроль посещаемости | Приветствуют учителя | Регулятивные коммуникативные | наблюдение |
Актуализация Рассказ- вступление | -Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Размещение населения России) -Назовите мне определение понятия «Плотность населения» (Плотность населения- число жителей на единицу площади (чел./км²) ) -Что характеризует плотность населения? (Плотность населения характеризует уровень заселённости территории) -Какие факторы влияют на неравномерное размещение населения по территории страны? ( Природные условия, исторические факторы, социально-экономические факторы) -Назовите и покажите на карте зоны расселения людей в России. (Зона Севера, Основная зона расселения и хозяйственного освоения) | Отвечают на вопросы | Познавательные: сравнение и структурирование учебной информации, составление схемы; Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли; владение диалоговой формой речи. | наблюдение |
Создание проблемной ситуации Беседа показ презентации | - Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Население». -Ребята, все вы не раз бывали на вокзале. Скажите, пожалуйста, вы видели когда-нибудь, чтобы наш вокзал был пустой, чтобы там не было людей или вокзал был закрыт? -Да. Действительно, там постоянно есть люди, которые ожидают электропоезд или поезд дальнего следования; другие толпятся у кассы- покупают билеты; третьи в кассах дальнего следования покупают билет на предстоящую поездку. Таким образом, люди постоянно куда-нибудь едут .И вы были на вокзале, и вы ездили куда-нибудь с родителями. Правда?! -Да .Все мы любим куда-нибудь ездить, особенно на юг | Слушают учителя. Высказывают предположения. | Коммуникативные (выражать свои мысли в соответствии с задачами) Личностные | наблюдение |
Целеполагание, планирование. Работа с учебниками, тетрадями Беседа Просмотр презентации | Давайте попробуем сформулировать тему урока, а также сформировать цель сегодняшнего урока. Сегодня на уроке нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы выяснить: куда и зачем едут люди. -Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь: «Миграции населения в России» Цель урока: изучить особенности миграций населения в России Задачи урока: Миграция населения Причины миграций Географические особенности внутренних и внешних миграций | Предлагают тему и цель урока Записывают тему, цель и задачи Тема урока: Миграции населения в России» Цель урока: изучить особенности миграций населения в России Задачи урока: Миграция населения Причины миграций Географические особенности внутренних и внешних миграций | Регулятивные (цель задачи своей деятельности составлять план работы;) познавательные | письменно |
Открытие нового знания Беседа, Рассказ, работа с учебником, в тетради, просмотр презентации | 1. Что такое миграции и почему они возникают: -Во время урока по теме «Численность населения России» мы с вами разбирали понятие эмиграция и иммиграция. Найдите, пожалуйста, у себя в тетради эти определения и прочитайте вслух. (-Эмиграция-переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. -Иммиграция-въезд населения одной страны (государства) в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемый по отношению к стране, куда въезжают мигранты.) -Да, всё верно, и сегодня мы с вами рассмотрим ещё одно связанное понятие – миграция. Запишите в тетрадь:
-По продолжительности миграции бывают постоянными и временными. -При этом смена места жительства в одном населённом пункте миграцией не считается. -Ребята, как вы думаете, почему люди переезжают из одного места в другое? -Да. -Верно. - Главная причина, заставляющая людей мигрировать, - стремление улучшить условия жизни.. Есть еще причины, которые обусловлены государством. Это такие: Причины миграции: Политические – несогласие с существующим строем. Национальные – притеснение национальностей. Религиозные – вражда на почве разнообразных вероисповеданий. Экологическая – загрязнение окружающей среды. Экономические – проблемы экономического характера. -Ребята, как вы думаете куда едут люди? -Все верно Откройте учебник на стр. 201 и перепишите в тетрадь рис. 101 Структура миграционных потоков в России. -В основном люди едут в другие страны и районы в поисках работы(трудовая миграция), в места с более высоким уровнем жизни и заработной платы. Многие меняют место жительства, переезжая в районы с более благоприятными природными условиями. На современном этапе важным фактором, влияющим на миграцию, становится состояние окружающей среды в отдельных районах. Пояснение рис. 101: По географическим особенностям( направленности) различают внутренние миграции населения- переселение людей из одного места жительства в другое в пределах одной страны и внешние- переселение из одной страны в другую. Внутренние миграции можно рассматривать с различных точек зрения. Во-первых, существует перераспределение населения между различными поселениями. Главный вид таких миграций-переселение людей из сельской местности в города. В значительной мере оно было связано с быстрым ростом промышленности в стране. Город по сравнению с селом имеет целый ряд преимуществ: легче найти работу, лучше условия для учёбы и проведения досуга, более комфортабельное жильё и др. Только за вторую половину 20 века миграция из села увеличила городское население на 33 млн. чел. Во-вторых, люди переезжают из района в район. С этой точки зрения все российские регионы можно подразделить на те, которые притягивают население, и те, которые теряют его. Очевидно, что сейчас для внутренних мигрантов наиболее привлекательны регионы европейской части страны. А большая часть регионов азиатской части России теряет население. -Особый тип миграций-принудительные и вынужденные. Массовые насильственные переселения людей получили особенно большое распространение в советское время. Как вы уже знаете, в период сталинских репрессий 30-50-х гг. практически по всей стране были созданы сотни лагерей для заключённых. С родных мест изгонялись целые народы. Они выселялись в Среднюю Азию и Казахстан, в Сибирь и на Дальний Восток. 2. Что такое миграционный прирост: -Мы с вами уже изучали, что такое миграционный прирост, найдите у себя определение в тетради. Прочитайте вслух определение миграционного прироста:
Формула: М= П- В, Где М-миграционный прирост, П- прибывшие В- выбывшие Запишите в тетрадь : определение и формулу ещё раз. | Отвечают на вопрос: -Эмиграция-переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. -Иммиграция-въезд населения одной страны (государства) в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемый по отношению к стране, куда въезжают мигранты. Записывают в тетрадь: • Миграция населения – это перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое. По продолжительности миграции бывают постоянными и временными. Отвечают на вопрос: -Возможно, люди хотят жить лучше; иметь высокооплачиваемую работу. -Хотят жить ближе к своим пожилым родителям, родственникам. -Читают, слушают Записывают в тетрадь: причины миграций. Отвечают на вопрос: -В город, здесь лучше жить, можно найти работу. -Некоторые едут жить в деревню. -На заработки. Записывают в тетрадь: Рис. 101 Структура миграционных потоков в России. Ищут в тетради : определение миграционного ( механического) прироста. Записывают в тетрадь: • Миграционный прирост- разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за её пределы за определённый срок. Формула: М= П- В, Где М-миграционный прирост, П- прибывшие В- выбывшие | Познавательные (поиск, выделение, структурирование информации). Коммуникативные (высказывают свои мысли, приводят факты) | письменно |
Применение нового знания Работа в тетради с задачами | Задание1 : Задание 2: Используя данные графика, определите миграционный прирост населения Российской Федерации в 2001, 2004, 2007, 2009г. Ответ запишите в виде числа. -Существует второй способ расчета миграционного прироста в случае, когда известен общий и естественный прирост. Механический прирост получается путем вычитания естественного прироста из общего прироста. М = ОБЩ.ПРИРОСТ-Е, где М – механический прирост населения, ОБЩ.ПРИРОСТ- общий прирост населения, Е-естественный прирост. Задание 3: Рассчитать механический прирост для 2007, 2008, 2009, 2010 г. | Задание1 : М= -4287 человек Задание 2: М 2001=194-121=73 М 2004=119-80=39 М 2007=287-47=240 М2009=280-32=248 Задание 3: М 2007=7362 М 2008=3806 М 2009=1052 М 2010=-1052 | Познавательные ,(поиск, выделение, структурирование информации). Регулятивные | письменно |
Д/з Беседа, работа с учебником | Запишите домашнее задание: учебник :параграф 39 читать, учить, стр. 204 задание 3, | Слушают записывают д/з | Регулятивные (составляют план работы дома) | письменно |
Рефлексия Беседа | Сегодня мы изучили миграцию населения в России Что вы до этого урока уже знали ? Что вы нового узнали ? Что вам показалось необычным, когда изучали миграцию населения? | Дети слушают и отвечают на вопросы | Коммуникативные (умение взаимодействовать с людьми, умение строить монологовые формы речи) | устно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"
Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...

Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "
Конспект урока и презентация используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Испо...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"
Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...



