Доклад «Всероссийская олимпиада школьников: методика подготовки»
учебно-методический материал по географии (6, 7, 8, 9 класс)

Кибикина Елена Валентиновна

В докладе описаны методы и приёмы, используемые при подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiyskaya_olimpiada_shkolnikov._metodika_podgotovki.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

           Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей является одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности каждого педагога.

Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

 Роль учителя заключается в том, чтобы своевременно разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес к предмету и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе.

Если у детей  хорошо развита логика, цепкая память, более высокие по сравнению с большинством других детей интеллектуальные способности,  если дети испытывают радость от умственного труда, то такие ученики могут стать потенциальными участниками предметных олимпиад.

Я считаю, что хороших результатов во Всероссийской олимпиаде можно достичь, только при условии совместной работы учителя и ученика. Нельзя недооценивать ни того, ни другого. У ученика есть талант, а у учителя – множество способов и методов, как этот талант увидеть и развить. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. За многие годы у меня сложилась следующая система работы Слайд 2:

 - Анализируем задания олимпиад за последние несколько лет.

 - Большое внимание уделяю работе с картой, повторяем основные закономерности  размещения форм рельефа, полезных ископаемых, природных зон, климатических поясов. Объясняю детям, что все знать невозможно, но зная основные закономерности, на многие вопросы можно найти ответы.

 - Выделяем природные уникумы на каждом материке и в отдельных крупных странах, повторяем их особенности.

 - Самое, самое.

 - Решаем типовые задачи по разным темам, строим разрезы, определяем расстояния и направления на топографических картах обязательно разного масштаба.

 - Повторяем   вид и название приборов для измерения разнообразных величин. Обязательно повторяем единицы измерения. Параллельно с этим вспоминаем что такое изобары, изохоры, изогипсы, изобаты и т.д.

 - Со старшеклассниками обязательно следует  повторить политическую карту. Знание форм правления, столиц крупных и развитых государств обязательно.   «Пробежаться» по государственным флагам, экзотическим гербам.

  - Работаем с контурными картами - запоминаем конфигурацию крупнейших рек с притоками (работаем в системе, отрабатываем отдельные материки), запоминаем конфигурацию стран и положение их столиц (также по материкам), конфигурацию островов.

 - Повторяем и запоминаем портреты великих путешественников, заодно и маршруты их основных путешествий и основные результаты.

 - Работаем со схемами, рисункам, диаграммами.

Использую следующие методы и приёмы:

  1. Слайд 3 Ассоциативный метод. Яркие запоминающиеся ассоциации в географии - лучший метод запоминания географической информации, долгое удерживание её в памяти и в нужный момент более полное воспроизводство информации.  

 Куба — столица Гавана.
Сюжет: КУБики плавают в ГАВАНи.
Эквадор — столица Кито.
Сюжет: Вдоль ЭКВАтОРа плавают огромные КИТы.

Похожесть объекта на что-либо или кого-либо: Слайды 4-5  Скандинавский п-ов - тигр; Аппенинский п-ов-итальянский сапог; Франция–сова , Норвегия– ложка.       

Запоминание названия страны с названием её столицы:       

Не коси я (Никосия) на Кипре, не было бы урожая (Никосия, столица Кипра);

Я взял перо (Перу) и воткнул его в лимон (Лима) (Лима, столица Перу);

Кит (Кито) плавал в Районе экватора (Эквадор) (Кито, столица Эквадора).

Слайд 6 Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. ООН объединяет  почти двести стран мира. На каком языке общаться   в процессе работы  и  публиковать официальные документы? Для этой цели были выбраны шесть языков. Запомнить их можно с помощью простой «запоминалки»: АФРИКА - Английский, Французский, Русский, Испанский, Китайский и Арабский. ОВАЛ – для запоминания четырех самых крупных рек России - Оби, Волги, Амура  и Лены. АИСТ – легко запомнить все океаны планеты!

Быбыкал веселый человек (моря Северного Ледовитого океана- Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское)

Закат-запад, восход-восток

Слайд 7 Периоды геологических эпох:

Каждый Отличный Студент Должен Классно  Плавать Ты  Юра  Мал

Подожди Немного   Чудак (кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь. Триас, юра, мел. Палеоген, неоген, четвертичный).

 2. Слайд 8  Обучающие задачи, вырабатывающие умения работы с физической, административной и тематической картами, развивающие аналитические способности и логику, формирующие знания по реальной географии

Заполните таблицу: для каждого понятия из левого столбца подберите примеры из списка. Каждый пример может быть использован только один раз.

Тасмания, Токио, Антарктида, хинди, Веспуччи, Килиманджаро, Индийский, Средиземное, Монблан, Хуанхэ, барометр, Гольфстрим, Мексиканский, Суэцкий, Аргентина, Индостан, арабы, Байкал, кварц, Босфор.

Понятие

Пример

город

Токио

страна

Аргентина

народ

арабы

язык

хинди

прибор

барометр

озеро

Байкал

река

Хуанхэ

вулкан

Килиманджаро

материк

Антарктида

остров

Тасмания

полуостров

Индостан

море

Средиземное

океан

Индийский

залив

Мексиканский

пролив

Босфор

минерал

кварц

канал

Суэцкий

течение

Гольфстрим

гора

Монблан

путешественник

Веспуччи

 3. Слайд 9  Приём «Белая ворона». Найдите лишний объект в каждой строке, и объясните свой выбор. Предложите своё продолжение логического ряда, вместо лишнего объекта. 

1. Сахалин, Марианские, Филлипинские, Азорские, Новая Гвинея.

2. Азовское, Балтийское, Лаптевых, Средиземное.

3. Северная Двина, Обь, Волга, Колыма, Индигирка, Печора.

Ответ: 1. Азорские – острова в Атлантическом океане. В качестве примера учащиеся должны назвать любой остров (острова) в Тихом океане.

2. Лаптевых – окраинное море, все остальные моря – внутренние. Засчитывать любые примеры внутренних морей.

3. Волга. Все остальные реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, а Волга – нет. В качестве примера учащиеся должны назвать реку, впадающую в СЛО

 4. Слайд 10  Найти смысловую ошибку в тексте:

Природная зона занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива. Почвы красно-желтые ферраллитные. Растительность леса многоярусна. Резкие колебания температур в течение суток.(зона влажных экваториальных лесов)

5. Слайд 11 Словарь терминов

  • Африка: самум (сухой горячий ветер), хабуб (песчаная и пыльная буря), хамсин (жаркий ветер), шоты (бессточные впадины), хамады (тип пустынного ландшафта), эрги (песчаные массивы) , латерит, пигмеи, нилоты, масаи, африканеры, бушмены,  банту.
  • Австралия: чуринги (плоские орнаментированные куски дерева или камни), вилли-вилли (тропический циклон), буш( малонаселённая местность), бумеранг, скрэб, крики.
  • Южная Америка: арауканы, кампос, кебрачо, гаучо, мулаты, самбо, метисы, пуна, араваки, мате, сельва, пампа, Сьерра, льянос.
  • Северная Америка: торнадо, каньоны, тундра, тайга, прерии, ацтеки, майя, анклав, ковбои.
  • Евразия: узбои, моренные гряды, тайфуны, дельта, фьорды, моренны, смог, чум, иглу,

 6. Слайд 12  Продуктивные задания

Почему на о-ве Ньюфаундленд до 120 дней в году туманы? (встречаются холодное  Лабрадорское течение и теплый Гольфстрим. Воздушные массы проходя над Гольфстримом, становятся теплыми и влажными.  При приближении к Ньюфаундленду они остывают, образуется густой туман.) 

На севере равнинной части США неоднократно наблюдались случаи, когда в течение одних только суток происходило падение температуры более чем на 40 °С. Чем это можно объяснить?  (отсутствие гор на севере материка способствует свободному проникновению в его центральные области воздушных масс  со стороны Северного Ледовитого океана, вторжение арктического воздуха).

При подготовке к олимпиаде по географии  уделяю большое внимание и поощряю самостоятельную работу ребенка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде.  Приступая к самообразованию, говорю о том, что, «когда идешь за кем-то вслед - дорога  не запоминается, а та, по которой сам прошел, не позабудется».

В заключении хочу поделиться своими принципами, которых я придерживаюсь при подготовке школьников к олимпиаде Слайд 13 :

1. Максимальная самостоятельность. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при решении различных заданий.    

   2. Принцип активности знаний - разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3.  Принцип опережающего уровня сложности - подготовка по заданиям высокого уровня сложности.

4.  Индивидуальный подход.

5. Психологический принцип. Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе.

Работа с учениками по подготовке к олимпиадам, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха, она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

МБОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»

Доклад

«Всероссийская олимпиада школьников: методика подготовки»

(ММО учителей географии 27.10.2023)

Подготовила

учитель географии

Кибикина Е.В.

2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка школьников Челябинской области к участию в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по искусству

Всероссийская конференция «Всероссийская олимпиада школьников как один из механизмов выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности» выступление «Опыт работы региональной школы оли...

Методика подготовки к районному этапу Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Разбор задач олимпиадного характера. Материалы мастер-класса на РМО учителей информатики...

Педагогический проект «Географическая школа: школа подготовки подготовка учащихся к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников»

В настоящее время одно из ключевых направлений работы средней школы – создание условий для выявление одарённых обучающихся и их мотивация на углублённое изучение отдельных предметов. Важнейший и...

Доклад "Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников: из опыта работы"

В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержание...

Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»

Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...

Сертификат "Методика проверки и оценивания работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников" 2023 год

Методика проверки и оценивания работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...

Презентация к докладу «Всероссийская олимпиада школьников: методика подготовки»

Презентация к докладу  «Всероссийская олимпиада школьников: методика подготовки»...