"Земля как планета солнечной системы"
презентация к уроку по географии
Обобщение знаний о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Практическое применение теоретических знаний при решении задач на определение угла падения солнечных лучей в дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель занятия: подготовка к тестированию по теме: “ Земля как планета солнечной системы ” . Задачи: 1. Обобщить знания о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца 2. Практическое применение теоретических знаний при решении задач на определение угла падения солнечных лучей в дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния и др.
Осевое вращение Земли. Следствия вращения Земли вокруг своей оси: Смена дня и ночи. Угол наклона 66 о 33 / земной оси к плоскости орбиты – неизменный, поэтому не всегда свето раздельная линия проходит через полюса, поэтому наблюдается неравенство дня и ночи по сезонам года.
Орбитальное вращение Земли. 1. Полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за 365 суток 6 часов 9 / 9,6 // – звёздный год (сидерический). 2. Неизменный угол – 66,5 о – одни широты прогреваются больше, другие меньше – происходит смена времён года. 3. На орбите выделяют несколько точек, отличающихся различным положением Земли вокруг Солнца.
Орбитальное вращение Земли. 22. 06. – день летнего солнцестояния. (5 июля – Земля находится в афелии на орбите – самом удалённом расстоянии от Солнца -152 миллиона км) В северном полушарии – лето. Солнечные лучи падают перпендикулярно на северный тропик. На экваторе – день равен ночи. 20 о с. ш. -13ч. 30 40 о с. ш. – 14ч.51 / 60 о с. ш. – 18ч. 30 / 66,5 о с. ш. – один полярный день. 70 о с. ш. – 64 полярных дня 80 о с. ш. – 133 полярных дня На северном полюсе – 186 суток продолжается полярный день.
Орбитальное вращение Земли. 22. 06. – день летнего солнцестояния. (5 июля Земля находится в афелии -152 млн км) В южном полушарии – зима . На экваторе – день равен ночи. 20 о ю ш – 10 ч. 30 / 40 о – 9 ч. 9 / 60 о – 5 ч. 30 / 66,5 о ю ш – одни сутки - полярная ночь 70 о ю. ш. – 64 суток -полярная ночь 80 о ю. ш. – 133 сутки -полярная ночь На южном полюсе -186 суток - полярная ночь.
Орбитальное вращение Земли. 23. 09. – день осеннего равноденствия. На экваторе – Солнце находится в зените - 90 о Светораздельная линия проходит над полюсами – угол падения солнечных лучей - 0 о Угол падения солнечных лучей одинаков в обоих полушариях относительно экватора. День и ночь равны 12 часам на всей Земле. Полушария прогреваются одинаково. Осень – в северном полушарии, весна - в южном.
Орбитальное вращение Земли. 22. 12. – день зимнего солнцестояния . (3 января – Земля в перигелии -147 млн. км – самом ближнем расстоянии от Солнца) Солнечные лучи падают перпендикулярно на южный тропик. 20 о ю. ш. – 13ч. 30 / - продолжительность дня. 40 о ю. ш. – 14ч. 51 / 60 о ю. ш. – 15ч. 30 / 66 о 30 ’ ю. ш. – 24 часа – одни сутки - полярный день. 70 о ю. ш. – 60 суток - поляр день. 80 о ю. ш. – 127 суток - поляр день. На южном полюсе– 179 суток - полярный день.
Орбитальное вращение Земли. 22. 12. – день зимнего солнцестояния . (3 января – Земля в перигелии -147 млн. км – самом ближнем расстоянии от Солнца) На экваторе – день равен ночи. В северном полушарии – зима. 66 о 30 / с. ш. - одна полярная ночь. На северном полюсе – 179 суток – полярная ночь.
Орбитальное вращение Земли. 21.03. –день весеннего равноденствия . Солнце в зените над экватором – 90 о . Свето раздельная линия проходит над полюсами – угол падения солнечных лучей – 0 о Угол падения солнечных лучей одинаков в обоих полушариях относительно экватора. День и ночь равны 12 часам на всей Земле. Полушария прогреваются одинаково. Весна – в северном полушарии, осень – в южном.
Задача № 1 . Где 22 декабря день короче ночи: 1) 0 о ш. 2) 40 о с ш. 3) 20 о с ш. 4) 40 о ю ш.?
Ответ № 1 . Где 22 декабря день короче ночи: 1). 0 о ш. 2). 40 о с ш. 3). 20 о с ш. 4). 40 о ю ш.? Ответ: на 40 о с. ш., так как в северном полушарии - зима, и эта параллель ближе всего находится к северному полярному кругу.
Задача № 2. Путник движется по полупустыне Патагония и наблюдает тень впереди себя. В каком направлении он движется?
Ответ № 2. Путник движется по полупустыне Патагония и наблюдает тень впереди себя. В каком направлении он движется? Ответ: в южном полушарии тень от предметов падает на юг в местах, расположенных южнее 23,5 о ю. ш. Полупустыня Патагония находится южнее 23,5 о ю. ш. А так как тень впереди путника, значит, он движется на юг .
Задача № 3. В каком полушарии зимний сезон короче?
Ответ № 3. В каком полушарии зимний сезон короче? Ответ: в северном полушарии зимний сезон короче – на 7 суток (179 суток, а в южном – 186 суток). Из-за того, что в зимний сезон Земля находится в перигелии на орбите – самом малом расстоянии от Солнца, скорость её движения по орбите увеличивается, и этот отрезок пути она проходит быстрее на 7 суток.
Задача № 4. Как изменится климат Земли, если угол наклона земной оси к плоскости орбиты составит 80 о ?
Ответ № 4. Как изменится климат Земли, если угол наклона земной оси к плоскости орбиты составит 80 о ? Ответ: полярные круги сместятся и будут проходить на широте 80 о - поэтому области полярного дня и ночи уменьшатся. Тропики сместятся к северу – в северном полушарии, к югу – в южном. Поэтому область с жарким климатом расширится. Климат на Земле станет более тёплым.
Задача № 5. Как изменится климат Земли, если угол наклона земной оси к плоскости орбиты составит 40 о ?
Ответ № 5. А если угол наклона земной оси к плоскости вращения вокруг Солнца будет 40 о ? Ответ: полярные круги будут проходить по широте 40 о -области полярного дня и ночи увеличатся. Тропики сместятся к югу в северном полушарии, к северу – в южном. Уменьшится область с жарким климатом. Климат станет более суровым .
Задача № 6. Определите, как изменилась бы продолжительность дня в июне в Дании, если угол наклона земной оси к плоскости вращения вокруг Солнца составил бы 60 о ?
Ответ № 6. Определите, как изменилась бы продолжительность дня в июне в Дании, если угол вращения Земли к плоскости орбиты составил бы 60 о ? Ответ: Дания стала бы располагаться ближе к северному полярному кругу (вернее, северный полярный круг приблизился бы к ней). Поэтому в Дании продолжительность дня в июне увеличилась бы.
Задача № 7. На какой из параллелей Солнце будет находится ниже всего над горизонтом в дни равноденствия: 1) 20 о с. ш. 2) 10 о с. ш. 3) 0 о ш. 4) 10 о ю. ш.?
Ответ № 7. На какой из параллелей Солнце будет находится ниже всего над горизонтом в дни равноденствия: 1)20 о с ш. 2) 10 о с ш. 3) 0 о ш. 4) 10 о ю ш. Ответ : полуденная высота Солнца зависит от удалённости от параллели, где Солнце находится в зените. Солнце в дни равноденствия в зените над экватором, поэтому Солнце будет находится ниже всего над 20 о с. ш. (90 о – 20 о = 70 о )
Задача № 8. На какой параллели 22 июня наблюдается полярный день? 1). 80 о ю ш . 2). 50 о ю ш. 3). 60 о с ш . 4). 80 о с ш.?
Ответ № 8. На какой параллели 22 июня наблюдается полярный день? 1). 80 о ю ш. 2). 50 о ю ш. 3). 60 о с ш. 4). 80 о с ш.? Ответ: 80 о с ш ., так эта параллель находится в северном полушарии, где в это время – лето и за северным полярным кругом, где в это время наблюдается полярный день.
Задача № 9. На какой из параллелей Солнце находится выше всего над горизонтом 22 июня: 1) На экваторе 2) северном тропике 3) северном полярном круге 4) южном полярном круге
Ответ № 9. На какой из параллелей Солнце находится выше всего над горизонтом 22 июня: 1) На экваторе 2) На северном тропике. 3) На северном полярном круге. 4).На южном полярном круге. Ответ: на северном тропике 22 июня Солнце находится в зените - 90 о .
Задача №10 Рассчитайте угол падения солнечных лучей в городе Москва для дней весеннего и осеннего равноденствия, для дней летнего и зимнего солнцестояния.
Для определения угла падения солнечных лучей по географической широте объекта ( и, наоборот), применяется формула для расчёта высоты Солнца для дней солнцестояния и равноденствия: Н = (90 — ф) ± 23,5, где Н — высота Солнца над горизонтом, а ф — широта местности. Например, изменение высоты Солнца на широте Москвы – 55 о с ш., представлено в виде нижеприведенного графика. То есть, для 21 марта и 23 сентября формула выглядит так: 90 о -55 о =35 о ; а для 22 июня так: (90 о -55 о )+23,5 о =58,5 о ; для 22 декабря: (90 о -55 о )-23,5 о =11,5 о . Рис. 1. График годового изменения высоты солнца над горизонтом (на широте Москвы). Ответ № 10
Рис. 1. График годового изменения высоты солнца над горизонтом (на широте Москвы). Ответ № 10
Для сведения. 22 июня – от экватора до 23 о 30 / с. ш. - Солнце в северном полушарии – поэтому тень отбрасывается на юг и в северном полушарии. 22 декабря – от 0 о до 23 о 30 / ю. ш. - Солнце на юге в южном полушарии – поэтому тень отбрасывается на север и в южном полушарии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс
Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе....

Урок в 5 классе "Земля-планета Солнечной системы"
Поурочный план по ФГОС. Различные формы урока, использование электроннго приложения, презентация повышают познавательный интерес учащихся....

Презентация. Земля как планета солнечной системы.
Материал презентации можно применить для подготовки к итоговой аттестации, а также для подготовки к олимпиадам по теме "Земля как планета солнечной системы". Презентация содержит иллюстративный матери...

Измерение силы тяжести на Земле и планетах Солнечной системы с использованием информационных технологий
- Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.- Земной шар немного сплюснут у полюсов, поэтому тела, находящиеся около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести ...
Урок повторения и обобщения ранее изученного материала по темам « География –одна из наук о планете Земля. Наблюдение- метод географической науки.Земля среди других планет Солнечной системы»
Урок можно использовать на день школьного самоуправления. Представлен в несложной игровой форме...

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)
В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...

Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"
технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...
