Презентация на тему: "формирование функциональной грамотности на уроках географии.
презентация к уроку по географии
Презентация по теме : " Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество, социализации личности в современном мире.
Обычно в это понятие включают: читательскую грамотность; математическую грамотность; естественно-научную грамотность; глобальные компетенции; финансовую грамотность; креативное мышление.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности: 1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий. 2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования. 3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.
Примеры заданий: Пример. Определите, истинно или ложно данное утверждение: 1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы. 2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой. 3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке. 4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке. 5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.
На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать следующие задания: 1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу. 2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания. 3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок). 4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д. 5. Составьте вопросы по данному материалу, теме. 6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.
Пример. Прочитайте суждения: 1. - Самая высокие горные вершины расположены в Азии. Гора Джомолунгма – самая высокая вершина мира. 2. Сформулируйте новое умозаключение на основе этих суждений.
На формирование умений и навыков применяю такие задания: 1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания. 2. Выделите для себя из текста полезные новые знания. 3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность. 4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».
Пример. Найти ошибку в тексте Текст. В саваннах Африки. «Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому».
На развитие внимания предлагаю задания 1. Продолжите предложенный текст. 2. Задайте вопросы по данному тексту. 3. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице. 4. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке. На развитие мировоззрения можно использовать задания: 1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д. 2. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.
Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА: а) Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
Ирина живёт в Нижнем Новгороде. Урок по какому предмету у Ирины в школе в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённое расписание уроков. Урок по какому предмету в это же время у её сверстницы Анны, которая живёт в Иркутске, если у неё такое же расписание уроков, что и у Ирины.
1. а) Какой природный процесс отображён на схеме? Рассмотрите схему природного процесса и выполните задания. б) Установите последовательность этапов отображённого на схеме процесса в летний период. Запишите в ответе порядковые номера этапов. ЭТАПЫ: 1) Влажный воздух с океана перемещается в сторону суши. 2) Суша прогревается сильнее, и тёплый воздух поднимается вверх. 3) Над поверхностью океана скапливается тяжёлый холодный воздух. 4) Над океаном формируется область повышенного давления. 5) Над сушей формируется область пониженного давления. в) Каковы последствия процесса, изображённого на схеме, в летний период?
Читательская грамотность способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.
Примеры заданий, проверяющих читательскую грамотность школьников: 1 . Антарктическая кругосветная экспедиция В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно – исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов. а) С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции? б) Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? (Запишите развернутый ответ) в) Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. (Запишите развернутый ответ)
Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Бóльшая часть ее территории расположена за полярным кругом. Большое значение имеет наличие на ее территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС.
1.Поисково-просмотровое 2.Ознакомительное 3.Изучающее или смысловое
Задание направлено на формирование умения ориентироваться в содержании текста, находить требуемую информацию
Пример заданий мониторинга формирования функциональной грамотности
Работа с картой
Взаимосвязь географии и математики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...
Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...

Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....

Выступление по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:- читательская грамотность- естественнонаучная грамотность- математическая грамотностьНесмотря на то, что географические знания и у...
Мастер - класс на тему « Формирование языковой функциональной грамотности: эффективные технологии, методы и приемы»
В ходе мастер- класса можно ознакомиться с различными приемами, способствующими формированию функциональной грамотности...

