Календарно-тематическое планирование по географии в 6 а классе (68 ч)
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс)

Дмитриева Татьяна Симфориановна

География 6 класс

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_kl_23-24.docx59.46 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по географии в 6 а классе (68 ч)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Целевая установка

Основные понятия

Страницы учебника

Страницы рабочей тетради

1 четверть (16 ч)

1

Введение

География — наука о природе Земли, населения и его хозяйственной деятельности

1

Вводный. Сообщение новых знаний

Формировать у обучающихся представления об изучаемом предмете — географии

Что изучает география? Первые географы- путешественники, мореплаватели, купцы. Практическая работа: знакомство с новым учебником, тетрадью на печатной основе, приложением к учебнику (атласом)

С. 4

С. 4

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды

1

Комбинированный

Продолжать формирование представлений о разных временах года, суточном и годовом движении Земли

Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Времена года. Компоненты погоды: температура, облачность, атмосферные осадки, ветер.

Практическая работа: заполнение календаря погоды (классного, индивидуального), выполнение заданий в тетради на печатной основе

С. 7

С. 5

3

Явления природы

1

Комбинированный

Продолжить знакомство обучающихся с явлениями природы, обобщить и закрепить знания правил поведения во время грозы, сильных порывов ветра

Опасные явления природы, меры предосторожности

С. 13

С. 7

4—5

Географические сведения о вашей местности и труде населения

2

Комбинированный

Продолжать знакомство с местностью, в которой обучаются и проживают школьники. Воспитание любви и уважения к своему краю и людям, проживающим в нем

Географическое положения, погода, поверхность, водоемы, полезные ископаемые, растительный и животный мир, занятия населения.

 Практическая работа: выполнение заданий в тетради на печатной основе

С. 17

С. 8

Экскурсия

Продолжать формировать умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения. Воспитание любви к местности, в которой расположена школа, уважения к людям, трудящимся на близлежащих предприятиях

Практическая работа: составление устного рассказа о своей местности по плану в учебнике на с. 17, выполнение зарисовок, упражнений в тетради на печатной осжени после наблюдений, проведенных во время экскурсии

6-7

Ориентирование на местности. Горизонт.

Линия горизонта. Стороны горизонта

2

Сообщение новых знаний

Формировать представления о линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта. Учить ориентироваться на незнакомой местности по полуденной тени

Линия горизонта, Основные и промежуточные стороны горизонта. Практическая работа: рисунок линии горизонта, вычерчивание схемы сторон горизонта

С. 18

С. 11

8

Компас и правила пользования им

Комбинированный

Формировать умения пользоваться компасом, определять основные и промежуточные стороны горизонта

Компас — прибор, с помощью которого определяют правильное направление в пути. Определение сторон горизонта в классе, школьном холле, на пришкольном участке

С. 22

С. 14

9

Ориентирование по местным признакам природы

Комбинированный

Формировать умение ориентироваться по местным признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации. Развивать внимание и память. Воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье

Ориентирование на незнакомой местности

С. 24

С. 16

10

Ориентирование на местности

Экскурсия

Закрепить сформированные навыки ориентирования, пользования компасом. Продолжать формировать умение наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование с помощью компаса, по полуденной тени, по местным признакам природы

-

-

11

Формы поверхности Земли. Рельеф местности, его основные формы.

Равнины, холмы

1

Сообщение новых знаний

Сформировать представление учащихся о формах поверхности земного шара

Разнообразие форм поверхности земного шара. Равнины плоские и холмистые. Холм, его строение.

Практическая работа: изготовление макета равнины, холма из пластилина, зарисовка равнины, выполнение схемы строения холма

С. 28

С. 18

12

Рельеф местности

1

Экскурсия

Обобщить и закрепить сведения обучающихся о родном крае. Продолжать формировать умение наблюдать за окружающей женияительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения

Поверхность родного края, местности, в которой расположена школа.

 Практическая работа: зарисовки местности, составление устного рассказа о поверхности родного края

-

-

13

Овраги, их образование

1

I Комбинированный

Формировать представления об образовании оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства. Воспитание бережного отношения к родной земле

Что такое овраг?

Процесс образования оврагов, причины углубления и роста оврагов, вред, наносимый оврагами сельскому хозяйству, борьба с оврагами

С. 31

С. 19

14

Горы.

Землетрясения.

Извержения вулканов

1

Комбинированный

Продолжать формирование представлений обучающихся

о разновидностях рельефа земного шара. Познакомить со стихийными явлениями природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана), привить навыки безопасного поведения

Горы. Горы разной высоты. Стихийные явления природы, их опасность для человека. Практическая работа: рисунок горы, схематичное изображение вулкана, выполнение макета горного хребта из пластилина

С. 33

С. 21

15

Вода на Земле.

Вода в природе

1

Комбинированный

Закрепить полученные на уроках природоведения знания о воде и ее значении для живых организмов и хозяйственной деятельности человека, формировать элементарное представление о Мировом океане. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к воде

Водоемы, значение воды, круговорот воды в природе, осадки. Проведение опытов: растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой, выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 39

С. 24

16

Родник, его образование

1

Комбинированный

Формировать элементарные представления об образовании родника. Воспитание бережного отношения к водоемам

Круговорот воды в природе. Родник, его образование.

Практическая работа: зарисовка схемы образования родника, выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 43

С. 26

2 четверть (16 ч)

17

Колодец, водопровод

1

Комбинированный

Формировать элементарные представления о колодце и водопроводе как источниках пресной воды для человека. Воспитание бережного отношения к воде

Колодец, его строительство. Водопровод и его устройство. Использование воды в быту. Бережное отношение к воде. Практическая работа: составление рассказа по иллюстрации в учебнике на тему «Как устроен колодец», выполнение макета колодца, выполнение зарисовки схемы колодца

С. 45

С. 27

18

Река, ее части. Горные и равнинные реки

1

Комбинированный

Формировать представление о реках (равнинных, горных), их значении в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Воспитывать бережное отношение к природным источникам воды

Река, части реки. Реки горные и равнинные. Водопады. Речное судоходство.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 47

С. 29

19

Использова-

ние рек

Комбинированный

Продолжать формирование представлений  обучающихся об использовании природных  ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека. Закрепление и обобщение сведений об использовании рек родного края. Воспитывать бережное отношение  к водоёмам, формировать нормы правильного безопасного поведения на реках в зимний и летний периоды

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, изготовление макета реки, составление рассказа по опорным словам на тему «Как люди используют реки?»

С. 51

С. 31

20

Озера.

Водохранилища. Пруды

1

Комбинированный

Продолжать формирование представлений обучающихся о многообразии водоемов земного шара, обобщить и закрепить знания об озерах, прудах, водохранилищах родного края, их использовании в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водоемам, формировать нормы правильного безопасного поведения на реках в зимний и летний периоды

Озеро (сточное, бессточное). Образование озер. Пруд. Создание пруда. Отличие озера от пруда. Водохранилище — искусственный водоем. Использование вод искусственных и естественных водоемов. Разведение рыб, птиц. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 54

С. 33

21

Болота, их осушение

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлений обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения, полученные о торфе, его добыче и использовании

Болото, его образование, вред и польза, приносимые болотами. Торф, его использование в хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 57

С. 35

22

Океаны и

моря

1

Комбинированный

Формировать представления обучающихся об океанах и морях, использовании и охране морских вод, обозначении водоемов на физической карте. Познакомить школьников со стихийными явлениями природы (шторм, цунами, ураган). Повторить и закрепить знания обучающихся о свойствах морской и пресной воды. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам

Океан, море. Моря окраинные и внутренние. Отличие морской воды от пресной. Судоходство, рыбная ловля. Практическая работа: подбор иллюстраций на тему «Обитатели морей и океанов», выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 60

С. 38

23

Острова и полуострова

1

Комбинированный

Формировать представления обучающихся об островах и полуостровах

Остров. Полуостров. Сходство и различие острова и полуострова. Залив. Пролив.

 Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, изготовление макетов острова и полуострова (пластилин, цветная бумага и др.)

С. 64

С. 41

24

Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлений о родном крае, обобщить сведения о водоёмах, их использовании и охране

Водоемы искусственные и естественные. Использование водоемов, охрана вод от загрязнения.

Практическая работа: оформление альбома «Вода на Земле», выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С.66

С.42

25

План и карта.

Рисунок и план предмета

1

Сообщение новых знаний

Формирование первоначального представления обучающихся о плане, его значении

Рисунок. План. Изображение предметов на рисунке и на плане. Отличие рисунка от плана. Для чего нужен план? Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С.69

С.45

26

План и масштаб

1

Сообщение новых знаний

Продолжить формирование представлений обучающихся о плане, закрепить представление о масштабе. Воспитание аккуратности при вычерчивании простейших планов

План и его значение. С. 72 Запись и чтение масштаба. Практическая работа: вычерчивание простейших планов

(с. 74 учебника географии, алгоритм вычерчивания плана учительского стола)

С.72

С.47

27

План класса

1

Комбинированный

Формировать умение вычерчивать и читать простейшие планы. Воспитание у обучающихся аккуратности и усидчивости

План. Значение плана в жизни и деятельности человека.

Практическая работа: вычерчивание плана класса (с. 74—75 учебника, алгоритм построения плана класса

С.74

С.49

28

План

школьного участка

1

Комбинированный

Формировать умение вычерчивать и читать  простейшие планы. Воспитание у обучающихся аккуратности и усидчивости

План. Значение плана в жизни и деятельности человека. Практическая работа: вычерчивание плана пришкольного участка (с. 76 учебника, алгоритм построения плана школьного участка)

С.76

С.52

29

Условные знаки плана местности

1

Комбинированный

Развивать умение читать простейшие планы, познакомить обучающихся с условными знаками плана местности. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти обучающихся

План. Значение плана в жизни и деятельности человека.

Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, изготовление таблицы условных знаков плана местности

С.78

С.54

30

План и географическая карта

1

Комбинированный

Продолжать формировать представление обучающихся о плане и его значении. Познакомить школьников с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека

План. Географическая карта. Отличие плана от карты. Многообразие географических карт. Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, сравнение настенной и настольной физической карты России

С.81

С.56

31

Условные цвета физической карты

1

Комбинированный

Продолжать формировать представление учащихся о географической карте. Познакомить с условными цветами физической карты. Научить показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы. Развитие пространственного представления, зрительного восприятия, внимания, памяти

Географическая карта. Физическая карта России. Условные цвета. Шкала высот и шкала глубин. Правила работы с картой.

Практическая работа: изготовление таблицы условных цветов физической карты

С.83

С.58

32

Условные знаки физической карты

1

Комбинированный

Продолжать формировать представление учащихся о географической карте. Познакомить с условными знаками физической карты. Научить показывать на физической карте России столицу государства, крупнейшие города и другие объекты. Развитие пространственного представления, зрительного восприятия, внимания, памяти

Физическая карта России, условные знаки. Правила работы с картой.

Практическая работа: изготовление таблицы условных знаков физической карты. Прикрепление к настенной карте иллюстративного материала к соответствующему условному цвету или знаку

С.86

С.62

3 четверть (22 ч)

33

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей

1

Обобщение знаний

Обобщить и систематизировать представления обучающихся о физической карте и ее значении. Продолжить формировать умение показывать на карте заданные объекты с помощью условных цветов и знаков. Воспитание бережного отношения к учебным пособиям

Физическая карта России, ее значение в жизни и деятельности человека.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление к настенной карте табличек с названиями сторон горизонта

С.88

С.64

34

Земной шар.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

1

Сообщение новых знаний

Формировать у обучающихся элементарное представление о телах Солнечной системы. Закрепление знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Земля — планета Солнечной системы.

Солнце — ближайшая к Земле звезда.

Луна — спутник Земли.

Форма Земли, вращение Земли, сутки, части суток.

Смена времен года. Отличие Земли от других планет Солнечной системы.

Отличие Земли от Луны.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С.91

С.66

35

Планеты

1

Комбинированный

Расширять круг элементарных представлений о планетах Солнечной системы

Крупные планеты Солнечной системы.

Их отличие от Земли. Расположение планет по отношению к Солнцу.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 94

С. 67

36

Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли

1

Комбинированный

Формировать у обучающихся представление о форме Земли. Продолжать закреплять знания школьников о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Земля — планета Солнечной системы. Движение Земли, смена времен года, части суток.

Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, показ с помощью теллурия движения Земли

С. 96

С. 69

37

Освоение космоса

1

Комбинированный

Формировать представления обучающихся об освоении космоса в XX и XXI веках

Запуск первого спутника, экспериментальные полеты в космос животных. Первый космонавт, первый полет в космос. Изучение космоса в современный период. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 96

С. 69

38

Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе

1

Сообщение новых знаний

Формировать представления обучающихся о форме Земли. Научить пользоваться глобусом, показывать на глобусе полюсы, линию экватора, закрепить знания условных цветов физической карты

Глобус, его строение. Правила пользования глобусом. Суша и вода на земном шаре.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ на глобусе полюсов, линии экватора

С. 100

С. 71

39

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле

1

Комбинированный

Повторить и закрепить знания обучающихся об условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и Южном полушариях. Научить показывать на физической карте полушарий названные выше объекты. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие

Физическая карта полушарий, условные цвета физической карты, сравнение карты полушария с глобусом. Правила демонстрации объектов на настенной карте. Распределение воды и суши на Земле.

Практическая работа:

выполнение упражнений в рабочей тетради, показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, материков, океанов

С. 103

С. 73

40

Океаны на глобусе и карте полушарий

1

Комбинированный

Продолжить формировать представления обучающихся о Земном шаре. Познакомить школьников с названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на глобусе. Научить показывать заданные объекты на карте и глобусе. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие

Океаны земного шара. Их отличие друг от друга. Правила демонстрации объектов на настенной карте. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, океанов (при показе обучающиеся называют демонстрируемый объект). Составление рассказа об океане по плану (с. 108 в учебнике)

С. 106

С. 78

41

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида)

1

Комбинированный

Продолжить формировать представления обучающихся о Земном шаре. Познакомить школьников с названием и месторасположением материков на физической карте полушарий и на глобусе. Научить показывать заданные объекты на карте и глобусе. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие

Материки земного шара. Правила демонстрации объектов на настенной карте.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, океанов, материков (при показе обучающиеся называют демонстрируемый объект). Составление рассказа о материке по плану (с. 111 в учебнике)

С. 109

С. 81

42

Первые кругосветные путешествия

1

Сообщение новых знаний

Формировать представления обучающихся о значении кругосветных путешествий. Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому предмету

Кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий маршрута кругосветных путешествий. Составление рассказа о первом кругосветном путешествии Ф. Магеллана с опорой на текст учебной статьи (с. 113—114 учебника)

С. 112

С. 84

43

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности

1

Комбинированный

Формировать представление обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности

Солнце — источник жизни на Земле. Движение Солнца. Высота Солнца. Падение солнечных лучей. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в рабочей тетради отвесных, наклонных и скользящих лучей

С.116

С.86

44

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

1

Сообщение новых знаний

Формировать первоначальное представление обучающихся о климате земного шара

Климат. Отличие климата от погоды.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 119

С. 88

45

Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий

1

Комбинированный

Продолжать формировать первоначальные представления обучающихся о разнообразии климата на Земном шаре

Пояса освещенности, их положение на карте. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление устного рассказа об одном из поясов освещенности с опорой на таблицу в тетради на печатной основе, с. 110, упр. 7

С. 122

С. 91

46

Природа тропического пояса

1

Комбинированный

Расширить круг представлений обучающихся об особенностях природных условий тропического пояса

Материки и океаны, расположенные в пределах тропического пояса. Природа тропических лесов, саванн, пустынь. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление контуров или иллюстраций представителей растительного и животного мира тропического пояса к настенной карте

С. 125

С. 93

47

Природа умеренных и полярных поясов

1

Комбинированный

Познакомить обучающихся с особенностями природных условий умеренных и полярных поясов

Материки и океаны, расположенные в пределах умеренных и полярных поясов. Особенности природы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление контуров или иллюстраций представителей растительного и животного мира умеренных и полярных поясов к настенной карте

С. 128

С. 96

48

Карта России.

Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны

1

Комбинированный

Познакомить обучающихся с положением нашей страны на глобусе, карте. Формировать представление о площади государства

Россия — самое большое государство в мире. Европейская и азиатская части России.

Практическая работа: составление описания географического положения России (с опорой на план с. 137 в учебнике), выполнение упражнений в тетради на печатной основе

С. 132

С.101

49

Столица России — Москва

1

Комбинированный

Продолжить формировать представление обучающихся о Москве как главном городе (столице) России

Москва — столица Российской Федерации. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о московских достопримечательностях

С. 132

С. 101

50

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге

1

Комбинированный

Формировать представление обучающихся о государственных границах. Закреплять знания условных обозначений физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Сухопутные границы, их протяженность. Государства, с которыми РФ граничит на западе и юге.

Практическая работа: выделение сухопутных границ РФ на контурной карте, выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ границ обучающимися на физической карте РФ

С. 138

С. 103

51

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана

1

Комбинированный

Продолжать формировать представление обучающихся о государственных границах. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Морские границы РФ. Моря Северного Ледовитого океана, омывающие берега России, природа морей Северного Ледовитого океана.

Практическая работа: нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Северного Ледовитого океана, выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, северных морей обучающимися на физической карте РФ

С. 140

С. 104

52

Моря Тихого и Атлантического океанов

1

Комбинированный

Продолжать формировать представление обучающихся о государственных границах России. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Морские границы РФ на востоке. Восточное побережье России. Моря Тихого океана. Моря Атлантического океана (Черное, Азовское, Балтийское). Природа морей Тихого и Атлантического океанов. Практическая работа:

 нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Тихого и Атлантического океанов, названий крупных городов-портов. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, морей Тихого и Атлантического океанов на физической карте РФ, составление описания одного из морей Тихого или Атлантического океана с опорой на план (с. 146 в учебнике)

С. 143

С. 106

53

Острова и полуострова России

1

Комбинированный

Формировать представление о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Острова и полуострова России. Положение на карте. Особенности природы островов и полуостровов России.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания одного из островов РФ с опорой на план (с. 150 в учебнике), составление описания одного из полуостровов РФ с опорой на план (с. 151 в учебнике). Нанесение названий островов и полуостровов России на контурную карту

С. 148

С. 108

54

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья

1

Комбинированный

Формировать представление о поверхности РФ, ее разнообразии. Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Низменности, возвышенности, плоскогорья России. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания равнины (низменности, плоскогорья) с опорой на план (с. 154 в учебнике)

С.152

С.111

4 четверть (14 ч)

55

Работа с контурными картами

1

Комбинированный

Закреплять представления обучающихся о рельефе РФ, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости

Практическая работа: нанесение на контурную карту названий крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивание (штриховка) указанных географических объектов. Показ объектов на настенной карте

С.155

С.113

56

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские

1

Продолжать формировать представления обучающихся о разнообразии поверхности РФ

Кавказские горы — самые высокие горы России. Уральские горы. Алтай. Саяны. Крымские. Различие гор по высоте, размеру. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания гор России с опорой на план (с. 158 в учебнике)

С.155

С.116

57

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа)

1

Комбинированный

Закрепить знания обучающихся о полезных ископаемых, продолжить формировать представления обучающихся о богатстве недр РФ. Повторить условные обозначения полезных ископаемых

Полезные ископаемые, добываемые на территории России. Места добычи.

Главные природные богатства нашей страны — нефть и газ. Использование полезных ископаемых.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в тетради условных знаков полезных ископаемых, изготовление условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте

С.159

С.118

58

Работа с контурными картами

1

Комбинированный

Закреплять представления обучающихся о рельефе РФ, природных богатствах, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости

Практическая работа:

нанесение на контурную карту названий гор России, условных знаков полезных ископаемых в местах их добычи

С. 155,

159

Физическая

карта России.

Форзац учебника

С.134-135

59

Река Волга

1

Комбинированный

Формировать представления обучающихся о реке Волге как одной из самых длинных рек европейской части России. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Река Волга, ее притоки Ока и Кама. Крупные города, расположенные на берегах Волги. Использование рек. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания Волги с опорой на план (с. 164 в учебнике). На контурной карте подписать Волгу, ее притоки, обозначить ГЭС. Показ изучаемых рек на настенной карте

С. 162

С. 118

60

Реки: Дон, Днепр, Урал

1

Комбинированный

Продолжать формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Реки европейской части России: Дон, Днепр Урал, Печора, Северная Двина. Географическое положение. Волго-Донский канал. Водохранилища. Использование рек.

Практическая работа:

 выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания Волги с опорой на план (с. 164 в учебнике). На контурной карте подписать Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину. Составить описание изученных рек с опорой на план (с. 167—168 в учебнике). Показать изучаемые реки на настенной карте

С. 166

С. 120

61

Реки Сибири: Обь, Енисей

1

Комбинированный

Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Познакомить школьников с реками азиатской части РФ. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Реки азиатской части России: Обь, Енисей. Географическое положение. Особенности природы сибирских рек. Использование рек.

Практическая работа:

 выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания изученных рек с опорой на план (с. 170 в учебнике). На контурной карте подписать Обь, Енисей. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяжённость Оби и Енисея. Показать изучаемые реки на настенной карте

С. 168

С. 122

62

Реки Лена и Амур

1

Комбинированный

Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Познакомить школьников с реками азиатской части РФ. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Реки азиатской части России: Лена, Амур. Амур — самая большая река Дальнего Востока. Географическое положение. Использование рек. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания изученных рек с опорой на план (с. 174 в учебнике). На контурной карте подписать Лену, Амур. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяженность реки Лены и Амура с другими реками. Показать изучаемые реки на настенной карте

С. 172

С. 124

63

Озера Ладожское, Онежское,

Байкал

Комбинированный

Продолжить формировать представления обучающихся о водоемах РФ. Познакомить школьников с крупнейшими озерами России. Закрепить знания об использовании озер в хозяйственной деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Озера европейской части России: Ладожское, Онежское. Байкал — самое глубокое озеро планеты. Каспийское море — самое большое озеро в мире. Экологические проблемы. Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Нанесение на контурную карту названий изученных озер. Показ на настенной карте географических объектов

С. 175

С. 125

64

Крупные города России

1

Комбинированный

Сформировать представления обучающихся о многообразии городов России, познакомить с названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторить и обобщить знания о столице России

Столица России. Города-миллионеры. Родной город. Географическое положение, основные достопримечательности. Практическая работа: 

выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о столице России, родном городе с опорой на план, предложенный учителем, и иллюстративный материал. Оформление альбома о крупнейших городах страны

Физическая карта России.

Форзац учебника

С. 132-

133

65

Работа с контурными картами

1

Комбинированный

Закреплять представления обучающихся о городах РФ, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости

Практическая работа: нанесение на контурную карту условных изображений столицы, крупных городов, названий городов- миллионеров, родного города

Физическая карта. 2-й форзац учебника

66

Наш край на физической карте России

1

Комбинированный

Расширить представления обучающихся о родном крае

Название населенного пункта, географическое положение на карте России. Поверхность, полезные ископаемые. Климат. Водоемы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Традиции. Достопримечательности.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о родном крае с опорой на план, предложенный учителем. Оформление альбома о родном крае. Написание письма другу, в котором содержится описание родного края

С. 178

С. 129

67-68

Повторение начального курса физической географии

2

Повторение и обобщение знаний

Повторить и обобщить представления учащихся, формируемые в начальном курсе физической географии

Выполнение заданий в тетради на печатной

основе, проведение географической викторины, географического марафона

и т. п.

С.4-180

Отдельные задания по разным темам курса

Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения в 6 классе

Предметные результаты

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

• названия основных сторон горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• названия водоемов;

  • основные правила безопасного поведения в природе;
  • условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты;
  • названия материков и океанов;
  • значение Солнца для жизни на Земле;
  • название нашей страны, ее столицы;
  • название родного края, города, поселка.

Учащиеся должны уметь:

• делать простые схематические зарисовки;

• составлять рассказы об изучаемых географических объектах из предложенных учителем предложений;

• показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем

Обучающиеся должны знать:

• что изучает география;

• горизонт, линию и стороны горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• виды водоемов, их различия;

• меры по охране воды от загрязнения;

  • отличие плана от рисунка и географической карты;
  • основные направления на плане, географической карте;
  • условные цвета и основные знаки географической карты;
  • распределение суши и воды на Земле;

материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
  • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России». Учащиеся должны уметь:
  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
  • ориентироваться на географической карте и глобусе;
  • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте

  • Воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
  • совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с задачей, поставленной учителем;

  • формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас и др.);
  • совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
  • развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей  или макета форм рельефа местности;
  • развитие навыков взаимодействия  в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;
  • воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, при заполнении контурных карт и выполнении зарисовок (цветовая гамма, оттенки), при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
  • воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в космос, первые космонавты);
  • воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и других явлений природы);
  • учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу;
  • при изучении родника, колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;
  • учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе.

Предложена методическая разработка календарно-тематического планирования  по географии в 6 классе (1 час в неделю)....

Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе по программе Герасимовой Т.П.

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе. Автор программы: Герасимова Т.П. (Программы для общеобразовательных учреждений(классическая линия). География: 6...

Календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе по программе Душиной И.В.

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе. Автор программы: Душина И.В. (Программы для общеобразовательных учреждений(классическая линия). География: 6-11 ...

Календарно-тематическое планирование по географии в 8 классе по программе Бариновой И.И.

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии в 8 классе. Автор программы:Баринова И.И. (Программы для общеобразовательных учреждений(классическая линия). География: 6-11...

Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе по программе Дронова В.П.

Предлагаю вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе. Автор программы: Дронов В.П. (Программы для общеобразовательных учреждений(классическая линия). География: 6-11 ...

Календарно - тематическое планирование уроков географии в 6 классе.

Планирование составлено к УМК под ред. Т.П. Герасимовой....

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе (68 часов) к учебнику Е.М. Домогацких с использованием регионального компонента (краеведение Оренбургской области)...