Календарно - тематическое планирование уроков географии в 6 классе.
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме

Бурдель Татьяна Михайловна

Планирование составлено к УМК под ред. Т.П. Герасимовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел

№ урока

№ урока в разделе

Тема урока

  § учебника

Ведущие понятия

Номенклатура

Учащимся необходимо знать, уметь

Дата проведения

Примечания

Введение 2 часа

1

1

Что изучает география?

1

-география;

-физическая география;

экономическая  география

Роль географии в жизни и деятельности людей. Что изучает география. Место географии в кругу других наук.

П7,15

2

2

Развитие географических знаний о земле.

2

-часть света;

-путешествие

Евразия, Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Тихий, Атлантический, Индийский океаны. Х.Колумб, Ф.Магеллан.

История развития географических знаний о земле. Выдающихся путешественников и учёных. Значение современных исследований.

П14

Константинова с.3

Я иду на урок географии с.105

План и карта 15 часов

3

1

План местности

Пр.р. «Решение практических задач по топографическому плану».

3

-план местности;

-условные знаки;

-аэрофотоснимок

Способы изображения земной поверхности. Читать условные знаки плана. Работать с планом местности.

П13,16

Константинова с.10

4

2

Масштаб плана. Виды масштаба.

Пр.р. «Определение расстояний на местности и плане».

§5

-масштаб;

-величина масштаба;

-численный;

-именованный;

-линейный

Виды масштаба, его значение в работе с планом местности и картой.

Изображать расстояние на плане местности в нужном масштабе. Переводить из численного в именованный и обратно.

П12,35

Константинова с.14

5

3

Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа «Ориентирование по компасу, местным признакам»

§6

-азимут,

-горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта

Способы ориентирования на местности. Определять азимут. Работать с планом местности.

6

4

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

§7

7

5

Составление простейших планов местности

§8

-полярная съёмка

-маршрутная

Виды съёмки. Составлять план местности одним из способов

8

6

Форма и размеры земли. Глобус.

§9

-глобус;

-размер земли

Форма и размеры земли.

Измерять расстояния по глобусу и карте.

9

7

Географическая карта.

§

10

-географическая карта;

-физическая карта;

-контурная карта

Черты сходства и различия земной поверхности на плане и карте. Измерять расстояние на карте. Карты Брянской области.

П21,26

10

8

Градусная сетка. Определение направлений, расстояний.

§

11

-меридиан;

-параллель;

-градусная сетка

Градусная сетка на глобусе и карте, различия изображения на них меридианов и параллелей.

Находить стороны горизонта  на карте и глобусе.

П28,32

11

9

Географическая широта

12

-географическая широта

Санкт-Петербург, Москва, Лондон, Владивосток

Определять географическую широту различных географических объектов.

12

10

11

Географическая долгота. Географические координаты.

13

-географическая долгота;

-географические координаты

Определять географическую долготу различных географических объектов.

П39

13

12

Практическая работа «Определение географических координат и обозначение их на контурной карте»

-географическая широта;

-географическая долгота;

-географические координаты

 

Определять географические координаты различных географических объектов

14

13

Изображение высот и глубин на физических картах. Пр.р. «Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями».

14

-отметки высот и глубин;

-горизонтали;

-послойная окраска;

-шкала высот и глубин

Определять абсолютные высоты.

Различия в изображении высот и глубин.

15

14

Значение планов местности и географических карт.

15

Значение планов местности и географических карт.

П10

Константинова с.25

16

15

Итоговый урок по теме «План и карта».

Умение работать с картой, планом местности, определять географические координаты.

Дидактические  материалы с.60

Тематические игры с.8

Литосфера

9 часов

17

1

Земля и её внутреннее строение

§

16

-литосфера;

-ядро земли;

-материковая и океаническая земная кора;

-мантия

Кольский п-ов

Особенности внутреннего строения земли, свойства земной коры, способы изучения земной коры

18

2

Горные породы и минералы.

Пр.р «изучение свойств минералов»

17

-минерал;

-горная порода;

-осадочные, магматические, метаморфические породы

Минералы и горные породы: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, торф, уголь, мел, известняк

Виды горных пород.

Различать по внешним признакам горные породы.

Т.5

19

3

Движения земной коры.

18

-вертикальные колебания земной коры;

-горизонтальные движения земной коры;

-горст, грабен

-землетрясения;

-очаг, эпицентр землетрясения

-сейсмограф

Скандинавский полуостров, Нидерланды, оз. Байкал, Чили, Пиренейский полуостров, Филиппины

Формы залегания земной коры. Виды движения земной коры.

Показывать географические объекты на картах.

П40

Я иду на урок географии с.100

20

4

Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

19

-гейзер;

-вулкан;

-лава, жерло;

-кратер;

-действующие и потухшие вулканы

Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Эльбрус, Эребус, Камчатка, США, Исландия, Н.Зеландия

Причины образования вулканов и гейзеров. География их размещения на земле.

Показывать географические объекты на картах. Определять географические координаты вулканов.  

Т.6

21

5

Рельеф земли. Горы суши.

20

-гора;

-грабен;

-горная долина;

-горный хребет;

-перевал;

-горная страна

Гималаи - Джомолунгма, Анды – Аконкагуа, Кордильеры – Мак-Кинли, Альпы - Монблан, Кавказ – Эльбрус, Уральские –Народная, Алтай –Белуха, Памир – пик Коммунизма, Тянь-Шань- пик Победы

Основные формы рельефа суши. Различие гор по высоте.

Работать с географической картой. Составлять описание географического объекта.

П34

Я иду на урок географии с.88

22

6

Равнины суши.

21

-равнина;

-плоская равнина;

-холмистая равнина;

-низменность,

-возвышенность;

-плоскогорье;

-овраг;

-террикон

Амазонская низменность, Прикаспийская, Индо-Ганская, Месопотамская, Среднерусская, Валдайская, Аравийское плоскогорье, Тибет, Среднесибирское плоскогорье, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Бразильское плоскогорье.

Различие равнин по высоте и характеру рельефа. Работать с географической картой. Составлять описание географического объекта.

23

7

Практическая работа « Определение географического положения гор и равнин».

20

21

Составлять описание географического объекта. Анализировать рельеф земли.

24

8

Рельеф дна мирового океана.

22

23

-материковая отмель;

-материковый склон;

-котловина;

-желоб

Марианский желоб, Срединно-Атлантический хребет, Восточно-Тихоокеанское поднятие, Перуанская котловина, Курильские о-ва, Гавайские о-ва, хребет Ломоносова, о-в Исландия

Особенности рельефа мирового океана. Методы изучения рельефа мирового океана.

25

9

Итоговый урок по теме «Литосфера».

Особенности внутреннего строения земли, формы рельефа суши и мирового океана. Составлять описание географических объектов. Работать с географической картой.

П23

Уроки-игры с.8

Гидросфера

14 часов

26

1

Гидросфера. Вода на земле.

24

гидросфера,

мировой круговорот воды

Роль гидросферы в природе.

П25

Савина «Применение дидактических тех.» с.51

27

2

Мировой океан и его части. Практическая работа «Обозначение на контурной карте океанов, морей, заливов, островов».

25

океан, море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг

Моря: Красное, Средиземное, Чёрное, Берингово, Саргассово, Балтийское, Баренцево, Карибское.

Заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Финский, Гвинейский, Гудзонов.

Проливы: Берингов, Дрейка, Магелланов, Гибралтарский.

Острова: Гренландия, Н.Гвинея, Мадагаскар, Н.Земля, Гавайские, Японские, Курильские, Сахалин, Исландия, Филиппинские, Б.Б. риф.

Полуострова: Камчатка, Аравийский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Балканский, Апеннинский, Пиренейский, Малая Азия.

Основные части Мирового океана.

Работать с картой.

Составлять описание географического объекта.

П18,24,33

28

3

Свойства вод мирового океана.

26

-солёность;

-промилле;

- температура.

Свойства вод мирового океана, причины, влияющие на их изменение.

29

4

Волны в океане.

27

прилив,

отлив,

цунами,

прибой,

длина волны,

высота волны,

гребень

Залив Фанди

Представление о ветровых волнах, цунами, приливах и отливах. Причины этих движений.

П1

30

5

Течения в океане.

28

-течение;

-тёплое течение;

-холодное течение

Течение Западных ветров, Гольфстрим, Куросио, Лабрадорское течение

Причины образования, свойства, виды течений. Анализировать физическую карту.

31

6

Изучение  Мирового океана .

29

-батискаф;

-планктон

Факторы загрязнения океана. Особенности морских растений и животных.

П6

32

7

Подземные воды.

30

подземные воды,

грунтовые воды,

межпластовые воды,

источник,

водопроницаемые породы,

водоупорные породы

Большой Артезианский бассейн (Австралия), Западная Сибирь, Минеральные Воды.

Представления о подземных водах, грунтовых, межпластовых водах, минеральных водах.

Работать с картой.

33

8

Реки.

31

река, русло, пойма, исток, устье, приток, паводок, половодье, водопад, водораздел, речная долина

Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Инд, Волга, Днепр, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш, Анхель, Ниагара, Виктория.

Представления о реках, их частях. Определять элементы речной системы, выяснять по карте зависимость между течением и рельефом.

П9,29

Г.№1 06. с.48

34

9

Озёра.

32

озеро, озёрная котловина, болото, старица, тектоническое озеро, вулканическое озеро, сточное и бессточное озеро.

Каспийское море, Аральское море. Озёра: Байкал, Балхаш, Мёртвое, Ладожское, Виктория, Чад, Эйр, Великие Американские озёра, Танганьика, Онежское.

Типы озёрных котловин.

 Определять географическое положение озёр. Находить их на географической карте.

П17

Понурова с.18

35

10

Практическая работа «Описание речных систем мира, обозначение на контурной карте рек и озёр».

31

32

Составлять описание географического объекта. Работать на контурной карте.

36

11

Ледники.

33

ледник, горный ледник, покровный ледник, морена, снеговая линия

Антарктида, Гренландия, Килиманджаро

Представление о ледниках, условия их образования. Определять Г.П. ледников.

37

12

Искусственные водоёмы.

34

каналы, водохранилища, пруды, плотины

Суэцкий, Панамский, Беломоро-Балтийский, Волго-Донской, Братское водохранилище, Рыбинское водохранилище.

Представление об искусственных водоёмах. Определять Г.П. водоёмов.

38

13

Особенности вод своей местности.

35

Представление о водоёмах Брянской области. Работать с картой Брянской области. Определять Г.П. вод области.

39

14

Итоговый урок по теме «Гидросфера».

Знания о водах земли. Показывать воды гидросферы на карте, определять их географическое положение.

Атмосфера

14 часов

40

1

Атмосфера и её строение.

35

атмосфера, тропосфера, стратосфера

Представление об атмосфере земли, особенности её состава, строение.

П20

Понурова с24.

41

2

Температура воздуха.

36

Температура воздуха, амплитуда, max и min температура, средняя суточная, годовая, многолетняя.

Температура воздуха, её измерение за различные промежутки времени. Построение графиков хода температуры.

П5

42

3

Годовой ход температуры воздуха.

37

43

4

Атмосферное давление.

38

Атмосферное давление, барометр

Знания об атмосферном давлении, зависимость атмосферного давления и высоты. Приборы для измерения давления.

44

5

Ветер.

39

Ветер, бриз, муссон, роза ветров, флюгер

Причины образования ветров, виды ветров, приборы, позволяющие измерить направление и скорость ветра.

П3,38

Понурова с33

45

6

Водяной пар и облака.

40

Водяной пар, влажность воздуха, облака

Виды облаков. Зависимость количества водяного пара в воздухе.

46

7

Атмосферные осадки.

41

Осадкомер, снег, дождь, град

Причины формирования осадков. Работать с диаграммами.

Понурова с34

48

8

Погода.

42

Погода, типы погоды, элементы погоды, метеорологические центры

Москва, Вашингтон, Мельбурн

Причины изменения погоды, особенности её формирования в различных районах земли. Составлять графики хода температур, розы ветров.

П8

Понурова с35

49

9

Климат.

43

Климат, диаграммы типов погод.

Особенности климата, различия в понятиях «климат» и  «погода»

П37

50

10

Практическая работа «Составление графиков годового хода температуры, розы ветров».

-

Температура воздуха, амплитуда, max и min температура, средняя суточная, годовая, многолетняя, ветер, роза ветров

Составлять графики хода температур, розы ветров.

51

52

11

12

Распределение солнечного света и тепла на земле

44

Пояса освещённости, тропики, полярные круги, осеннее и весеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние

Особенности освещения и нагревания земной поверхности в течение года.

П4,19,27

Я иду на урок географии с.13

53

13

Причины от которых зависит климат нашей местности.

45

Особенности климата Брянской области.

Понурова с37

54

14

Обобщение знаний по теме «Атмосфера»

Основные термины по теме «атмосфера». Составлять характеристику климата и погоды. Составлять график хода температуры, розы ветров. Объяснять причины образования ветра, осадков, облаков

П31

Дидактические  материалы с.61

Уроки-игры с.4

Биосфера Земли. 4 часа

55

1

Распространение организмов.

46

Амазония, Сахара, Антарктида

Состав биосферы. Разнообразие и неравномерность распространения животных и растений.

56

2

Природные зоны Земли.

47

П2

57

3

Организмы в Мировом океане.

48

4

Воздействие организмов на земные оболочки.

49

Взаимодействие компонентов природы 2 часа

58

1

Природный комплекс.

50

Географическая оболочка, биосфера, природный комплекс

Взаимодействие компонентов природы, необходимость бережного отношения к ним. Узнавание изученных компонентов природы во время экскурсии, объяснение их взаимосвязей

59

2

Воздействие человека на природный комплекс.

49

экология

60

3

Весенняя экскурсия «Знакомство с природными комплексами своей местности»

Человечество на земле 4 часа

61

1

Человечество-единый биологический вид.

51

Расы, расовые признаки

Численность населения земли. Способы изображения государств на карте. Находить и показывать крупные государства и их столицы на карте.

Численность населения Земли

52

62

2

Населённые пункты.

53

Городское население, сельские населённые пункты

Человек- часть биосферы

54

64

4

Практическая работа «Определение по карте географического положения стран и городов».

65

Стихийные природные явления.

55

Обобщение

66-68

1

Обобщение знаний за курс 6 класса.



        68 часов   2 часа в неделю

Учебник: Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк./ Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова. -3-е изд.-М.: Просвещение, 1992.-192 с.: ил., карт.-(География.)

 

  1. Программно-методические материалы. География 6-9кл. /Сост. В.И.Сиротин – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2000

  1. Воробцова Т.Н. География 6 класс поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю. Грюнберга, Н.П. Неклюковой – Волгоград: Учитель АСТ, 1999

  1. Элькин Г.Н. Физическая география 6 класс: Метод. Пособие. – СПб: Паритет

  1. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: ВАКО, 2005

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе (68 часов) к учебнику Е.М. Домогацких с использованием регионального компонента (краеведение Оренбургской области)...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе

Подробное календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе. Выделены цели урока, основные понятия, практические работы оценочные и обучающие....

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе.

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе. Учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А....

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...

Календарно-тематическое планирование уроков географии, 6 класс

Календарно-тематическое планирование составлено к УМК Домогацких Е.М. в соответствии с ФГОС ООО....