Научная статья: «География: нестандартные подходы к обучению на уроках» 8-11 класс
учебно-методический материал по географии (9 класс)
Чтобы стимулировать у учеников развитие критического мышления -ключевых учебных действий, выраженных в умении думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, я провожу нестандартные задания. Например, даю список с верными – невернымигеографическими утверждениями, где они должны сделать соответствующие пометки и аргументировать свой выбор. Или ребята должны выстроить правильный ряд в перепутанных логических цепочках. Больше всего мне нравится игра «Третий лишний».Ученики должны определить лишнее слово в смысловом ряду. Игра тренирует умение выделять.
Например,
- Кавказ, Урал, Таймыр;
- Дунай, Эйр-Норт, Ориноко;
- Кивач, Анхель, Белуха;
- торф, нефть, медь;
- малахит, алмаз, каменный уголь;
- Нальчик, Воркута, Ямал;
- бергштрих, изобара, изотерма;
- Берингов пролив,Панамский канал, пролив Дрейка и пр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова
Экономический лицей
Учитель географии
Козлова Т.А.
Москва 2025г.
Научная статья: «География: нестандартные подходы к обучению на уроках»
- Проблемное обучение – через проблему к решению.
Такое обучение наилучшим образом отражает суть нового подхода к образованию (ФГОС), где ученик должен сам добывать знания и приходить к цели (через постановку задачи, вызывающей интеллектуальное затруднение).Это сложная категория заданий, которая формирует научное мышление,умственную практическую деятельность, а главное - учит решать проблемы. Этот навык очень пригодится в дальнейшей взрослой жизни каждого человека.
Инструментариями для наработки навыков проблемного обучения могут служить такие приемы как: ассоциативный куст (набор смысловых понятий, связанных между собой стрелочками), корзина идей (по сути "Мозговая атака"), оживи картину (составление целостного описания процесса или явления).
Продвинутым ученикам можно давать не готовую задачу, а просить их сформулировать проблемный вопрос и далее ответить на него.
Примеры проблемных вопросов:
- Чем бы похвастались и на что бы посетовали друг другу две рыбы, одна из которых обитает в Каме, а другая в Оби?
- Якутск расположен значительно южнее Мурманска, однако зимы здесь намного холоднее, чем в Мурманске, с чем это связано?
- Чем вы объясните разнообразие видов деятельности населения Центральной России?
- Как сохранить главное богатство района – чернозем? Предложите пути решения проблемы.
- К каким последствиям привело строительство каскада ГЭС на Волге?
- Почему значение Западной Сибири для России в настоящее время очень велико?
- Каким, на ваш взгляд, должен быть выбор профессии? Какие требования должны предъявляться к работнику в условиях современного рынка?
- Каковы преимущества и недостатки каждого вида транспорта, получившего развитие в России?
- Почему в России не спешат массово внедрять альтернативные источники энергии?
- Антарктида: материк-заповедник или будущий плацдарм для освоения полезных ископаемых разными странами?
- Хозяйственная деятельность человека и глобальное потепление климата: что делать?
- Высокие технологии на страже здоровья нашей планеты.
- Сжигать, закапывать или сортировать отходы? Какой путь выбрать России?
2. Развитие критического мышления
Чтобы стимулировать у учеников развитие критического мышления -ключевых учебных действий, выраженных в умении думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, я провожу нестандартные задания. Например, даю список с верными – невернымигеографическими утверждениями, где они должны сделать соответствующие пометки и аргументировать свой выбор. Или ребята должны выстроить правильный ряд в перепутанных логических цепочках. Больше всего мне нравится игра «Третий лишний».Ученики должны определить лишнее слово в смысловом ряду. Игра тренирует умение выделять.
Например,
- Кавказ, Урал, Таймыр;
- Дунай, Эйр-Норт, Ориноко;
- Кивач, Анхель, Белуха;
- торф, нефть, медь;
- малахит, алмаз, каменный уголь;
- Нальчик, Воркута, Ямал;
- бергштрих, изобара, изотерма;
- Берингов пролив,Панамский канал, пролив Дрейка и пр.
Достаточно сложный для класса, но продуктивный способ развития критического мышления и одновременно закрепления пройденной темы – составление своего списка ключевых слов и выражений к параграфу. Ребята ищут в тексте важные, на их взгляд, термины и дополняют ими таблицу «ключей», не забывая еще и раскрывать их значение. Некоторым группам учеников такие творческие задания даются не сразу, но когда они их осваивают, то начинают гордиться собой.
Мы часто закрепляем изученный параграф составлением своих вопросов по нему или теста с вариантами ответов. По итогам один ученик читает тест/вопросы, а другой – на них отвечает. Оба получают по оценке.
Еще один способ освоения материала – составление кластеров (схем). Я часто ставлю задачу, ответ на которую надо представить в виде схемы из блоков. Также для этого метода хороши темы, где информация выстроена иерархически или есть перечисление равнозначных подкатегорий.
Например,
- чтобы раскрыть тему природные ресурсы – ребята делают блоки с подкатегориями: исчерпаемые и неисчерпаемыеприродные ресурсы, возобновимые и невозобновимые, приводят примеры на каждую ячейку кластера.
А также отличные для этого метода темы:
- «зеленая энергетика»,
- водные ресурсы,
- отрасли промышленности,
- рельеф,
- атмосфера,
- внутреннее строение Земли,
- Солнечная система,
- миграции населения и другие.
Также мы работаем с текстами, в которых пропущены ключевые слова, которые ребята должны найти и вставить сами. Это порой бывает еще и забавно, поскольку такой метод вскрывает пробелы в знаниях и дает понимание учителю – кто как освоил тему.
3. Учебно-игровая деятельность.
Для того, чтобы «разбудить» спящий класс, я периодически провожу по уже изученному материалу викторины или квесты, предлагаю отгадать необычные и веселые географические головоломки или стишки и пр. Такой подход отвлекает ребят от каждодневной рутины, вносит разнообразие, добавляет элемент соревнования. После таких «уроков бодрости» ребята меня еще долго спрашивают: «А когда у нас будет квест?».
Примеры:
- Какая европейская столица стоит на скошенной траве(Сена)?
- Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню (Каракумы)?
- Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе (Камчатка)?
- Какой город Р.Ф. самый сердитый (Грозный)?
- На каком фронте не воюют (на атмосферном)?
- Какую цепь нельзя поднять (горную цепь)?
- Что называют итальянскими трубками (макароны)?
- По названию какого германского город именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку (Гамбург - гамбургер)?
- Хлеб кавказской национальности (лаваш)?
- Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль)?
- Какое государство можно носить на голове (Панама)?
- В каком море нельзя утонуть (в Мертвом) и почему?
Стихи-загадки
- Много лет в горах подряд снег идёт и сыплет град.
Слой осадков тех велик, а зовут его … (Ледник).
- Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)
- Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен. (Гейзер)
- Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
- Он студёною водой прожурчал в траве густой.
Приняла его река - беглеца из родника. (Ручей)
На доске веду личный зачет и лидерам класса по итогам мероприятия ставлю «5». Этот вид деятельности, в целом, хорошо вовлекает ребят в предмет. С удивлением наблюдаю, как заядлые бездельники оживают, тянут руки и даже дают правильные ответы. Постепенно их отношение к предмету меняется в лучшую сторону.
4. Проектная деятельность.
Проектная деятельность хороша по завершении изучения темы или раздела, когда можно поставить учебную задачу по целому ряду параграфов.Большего вовлечения в задания можно добиться, придав названию проекта креативный вектор.
Например,
репортаж из пустыни,
путешествие капельки воды,
цветные моря на карте мира,
география на денежных знаках,
имена на карте страны,
ТОП-20 туристических направлений,
атмосферное давление в жизни человека,
1 день в заповеднике - правила поведения.
Для старших классов можно делать акцент на более глубоких и емких темах, чтобы простимулировать их познавательный интерес.
Например,
демографические проблемы своего региона,
водоемы Красногорского округа и их проблемы,
изменение во времени географического положения нашей страны,
экология планеты – общемировая проблема,
лесные ресурсы: проблемы и пути их решения,
нефть и её роль в жизни человека,
самые красивые места мира,
эволюция биосферы,
этногеографическая мозаика моего рода,
загадки Саргассова моря,
стальные артерии России,
русская Амазонка — река Обь.
- Выводы:
География — та арена, на которой проходит человеческая жизнь!
— В. Г. Белинский
В завершение всего сказанного выше, заострю внимание на еще нескольких приемах, которые могут быть применимы к любому из описанных мной методов обучения.
Достаточно непростая зона – это устные ответы у доски. Ребята такую форму работы любят меньше всего из-за ее сложности. Тем, кто стесняется или боится отвечать у доски в одиночку, я предлагаю выйти отвечать с другом или в составе группы из 3-х человек, при этом давая каждому высказаться. Так ученики чувствуют себя более комфортно. Со слабыми учениками, которые испытывают трудности в пересказебольших объемов информации, я общаюсь методом наводящих вопросов и они «без проблем» выдают данные по частям. Зачастую этого на «3» бывает достаточно. Так я приучаю детей отвечать у доски и заодно развиваю речь по предмету, что очень важно.
Бывает так, что тема объемная и хочется вовлечь в работу весь класс или есть цель поставить за урок максимальное число оценок. Тогда я вызываю к доске 4-х учеников и прошу остальных задавать им вопросы по изученному материалу (при условии, что если ученик не сможет ответить, то задающий вопрос отвечает сам). Когда все простые вопросы уже заданы, я вызываю следующую четверку учеников и прошу класс задавать им более сложные (аналитические) вопросы. Количество групп отвечающих зависит от сложности и объема параграфа. По итогам такой методики опроса домашнего задания, за урок получается поставить до 20 оценок. Это большое подспорье в работе учителя, учитывая специфику предмета: 1 (2) урока в неделю.
Подытоживая все сказанное ранее, добавлю, что ребята ценят, когда учитель дает им право выбора – какое из предложенных учителем заданий сделать в классе (пишу на доске три варианта на выбор). Тогда отсутствует так называемая «принудиловка» и «уравниловка».
Завершая тему, скажу с полной уверенностью, что различные методические приемы помогают разнообразить уроки, вовлечь большее число ребят в активную работу, повысить мотивацию на выполнение домашнего задания, создать комфортную атмосферу на уроке. Да и нередко, вдохновить самого учителя на новые подвиги. А что может быть лучше?!
Для меня каждый урок – это маленький эксперимент, удачные результаты которого попадают в методическую копилку опыта. Вперед, к новым открытиям 21 века!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию....
Статья "Проектный подход к обучению на уроках технологии в общеобразовательной школе" Е.С.Толченицына учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Кемерово
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодежи. Выпускники школ должны быть готовы к тому, что в течение жизни им придется несколько раз менять профессию, осваиват...

Статья по теме: "Реализация дифференцированного подхода к обучению на уроках английского языка." (из опыта работы)
Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи, основные формы и приёмы....
Статья «Информационный подход к обучению на уроках физики в 10 классе».
.Суть способа заключается в том, что учащимся предоставляется информация, анализируя которую они самостоятельно формулируют определение основных понятий по теме « Электрический ток в полупроводниках» ...

Статья о новых подходах в обучении на уроках русского языка
Данная статья раскрывает новые подходы в изучении русского языка на уроках...
Статья "Разноуровневый подход в обучении на уроках истории в средних классах"
статья из опыта работы...
Метапредметный подход к обучению на уроках русского языка и литературы. Статья
Для крылатости детей нужна крылатость учителей. Мы не сможем это культивировать в них, не культивируя в нас. А чтобы делать и то, и другое, мы должны понимать, что ФГОС, на самом деле, это очень краси...
