Статья "Проектный подход к обучению на уроках технологии в общеобразовательной школе" Е.С.Толченицына учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Кемерово
статья (технология) на тему

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодежи. Выпускники школ должны быть готовы к тому, что в течение жизни им придется несколько раз менять профессию, осваивать новые виды деятельности, уметь трудоустраиваться, продвигать себя на рынке труда. Очевидно, что для дальнейшего развития общества необходимо закладывать новые ценности и навыки именно на уровне школьного образования.

Поэтому, актуальным становится организация целостного учебно-воспитательного прцесса технологической подготовки обучающихся, использование в преподавании современных педагогических технологийи развивающих личность методов обучения.

Особое значение при этом имеет метод проектов, благодаря использованию которого повышается вероятность творческого развития обучающихся, естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию болеее интересной и реальной, развивается активность обучающихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляется чувство социальной ответственности. Кроме того, обучающиеся на занятиях испытывают истинную радость!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья54 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный подход к обучению на уроках технологии

 в общеобразовательной школе

Е.С.Толченицына

учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Кемерово

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодежи. Выпускники школы должны быть готовы к тому, что в течение жизни им придется несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, уметь трудоустраиваться и продвигать себя на рынке труда. Очевидно, что для дальнейшего развития общества необходимо закладывать новые ценности и навыки именно на уровне школьного обучения.

        Поэтому, актуальным становится организация целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения.

        Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии, продукте труда [2, с.115].

При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решении. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями [3, с.112].

        Я использую проектный подход в своей практике уже много лет и с каждым годом все больше убеждаюсь в его эффективности, так как  проектный подход представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности [1, c.7]. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

        Наибольшую трудность проекты представляют для учащихся пятых классов, так как с этой работой ученики сталкиваются впервые. Чтобы облегчить работу, рекомендую знакомство с проектной деятельностью в пятом классе выполнять постепенно, начиная с вводного занятия и вводя элементы основы проектирования и технологии решении творческих задач на каждом уроке.

        Учащимся в 5-ом классе необходимо очень подробно объяснять, что такое проект, из каких частей он состоит, какие требования предъявляются к каждой части проекта, как правильно оформить пояснительную записку, как пользоваться информационными ресурсами, где можно найти нужную информацию, как проводить опросы и интервью.

        Начиная учебный год, ученики, естественно, хотят знать, какие изделия они будут изготовлять на занятиях в мастерских в течение года. Поэтому демонстрация образцов проектов имеет большое организующее и воспитательное значение. Для демонстрации отбираются наиболее хорошо выполненные и красочно оформленные проектные папки.

         Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Например, в 5 классе учащиеся выполняют творческие проекты «Изготовление игольницы, прихватки, салфетки», в 8 классе проекты более сложные «Технология изготовления юбки», «Дизайн гостиной» и т.д.

        При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, при работе над проектом в разделе “Обработка текстильных материалов” по теме “Лоскутное шитьё” в 8 классе возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие, т.е. единый объект проектирования. Именно так ученицами был  создан творческий проект «Лоскутное одеяло», который участвовал в выставке и занял призовое место.

        Особенностью проектной деятельности является и то, что она  позволяет учитывать в процессе обучения национальные и региональные условия. Например, наряду с практическими умениями учащиеся изучают сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с символикой традиционного северного костюма. Учащиеся узнают о народных праздниках, традициях, национальных обрядах, обычаях в жизни русского человека, проводят аналогии с современными традициями. Учащиеся создают проекты «Организация народных праздников». Это помогает  не только узнать, как жили наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживания, т.е. эмоционально закрепляет знания.

        Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому, работа в классе строится по типу работы творческой мастерской, где каждый ученик имеет своё рабочее место, оборудование, инструменты, справочную литературу, наглядные средства обучения, материалы, может получить консультацию учителя.

        Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Проект защищается в классе, затем лучшие проекты проходят публичную защиту на неделе технологии в школе. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. Оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя. Лучшие работы учащихся школы каждый год участвуют в выставках и конкурсах разного уровня: школьных,  районных, городских, областных, региональных. Постоянно работы занимают призовые места.

        Можно сделать вывод, что, проектный подход к обучению на уроках технологии необходим на современном этапе развития образования, так как  проекты по технологии помогают закреплять полученные по другим предметам знания и умения.

        Школьники обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных, умения выбирать правильную стратегию для разрешения конкретной задачи.

        Учащиеся развивают свои физические умения, когда работают с инструментами, оборудованием и другой техникой. Развиваются  «социальные» умения, когда ученики исследуют потребности рынка, испытывают свое изделие и просят других оценить его, умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение, умения работать в команде.

         Кроме того, ученики учатся подходить к окружающему  миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить жизнь для людей и для самих себя. Учатся воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.

         Ученики видят технологию как интересный предмет, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным, поэтому, увеличивается тяга к знаниям по всем предметам. Ученики лучше подготовлены к резкой перемене профессии, что им пригодится в 21 веке, появляется взгляд на школу как на прогрессивный и динамичный центр получения необходимых знаний.

         В заключении следует отметить, что современное образование оказалось в самом сердце проблем, связанных с развитием личности. Образовательная область «Технология» призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности; обеспечивать овладение политехническими и общетрудовыми  знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства, предпринимательской деятельности; формировать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно-трудовые качества, обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся. Особое значение при этом имеет метод проектов, благодаря использованию которого повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности; кроме того, учащиеся на занятиях испытывают истинную радость.

Список литературы

1. Нессонова О.А. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности / О.А. Нессонова.- Волгоград.: Учитель, 2009.- 207с.

2. Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников / И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 296 с.

3. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы /С.Г. Щербакова. - Волгоград.: Учитель,2009.-189с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка. Разноуровневые технологии

В данной презентации рассматривается одна из современных образовательных технологий "Личностно-ориентированное обучение на основе внутренней дифференциации" и применение данной технологии на уроке в 8...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Ревнякова Татьяна Сергеевна учитель математики МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Основная задача, которая в современной школе стоит перед многими учащимися IX классов – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Редко, кто просто плавно вместе со всем классом пер...

Индивидуальный подход в обучении на уроках технологии

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд: как обеспечить успешнос...

Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка

   Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...