РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Мой край родной»
рабочая программа по географии (5, 6, 7 класс)

Новикова Ирина Николаевна

Рабочая программа составлена на год. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы географического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания. Всесторонне изучить природу своей местности, изучить население и хозяйство малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_moy_kray_rodnoy.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора

по учебно- воспитательной работе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа  с.Широкое»  

__________________/Губанова И.В./

«_____»_________  2024г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа

с.Широкое»

________________/Сошкина И.И/

«____»_______2024г.

Приказ от «___»_____2024г.

№______

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КРУЖКА  

«Мой край родной»

Возраст обучающихся: 11-16 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Новикова Ирина Николаевна,

учитель географии

с. Широкое

2024 г.

«Познавайте свой край, свою горушку или речонку.

Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого

вырастает большое».

А.Е.Ферсман

  1. Пояснительная записка

         Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе кружка «Мой край родной»  учитывались современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы географического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

Задачи образовательные:

  • познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
  • изучить особенности природы Саратовской области, выявить взаимосвязи между её компонентами;
  • выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения;
  • проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;
  • оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные:

  • развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
  • воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Саратовской области;
  • укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

  • развивать пространственно-географическое мышление учащихся;
  • научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Саратовской области;
  • развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;
  • развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Общая характеристика кружка.

  • Данная программа реализует требования, существующие в проведении кружка. Она составлена с учётом Концепции географического образования.
  • Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.

            Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

            В данном кружке «Мой край родной» предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Саратовской области. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Краеведческая работа должна дополняться проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми учащимися.

Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные географические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

     

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятие лекционного характера в кабинете имеет продолжительность – 45 минут. Практические работы на местности, экскурсии имеют продолжительность 80 минут. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия. 

Возраст учащихся: 11-16лет (учащиеся 5-11 классов)


2. Содержание курса

Введение - 3 часа.                                                                                                                

Вводное занятие. Знакомство с программой кружка. Краеведение - наука о родном крае. Экскурсия "Природа - наш общий дом"

Моя местность - 4 часа.

Татищевский район – частица России. Практическая работа №1. Создание проекта герба своего села. Моя малая родина – с. Широкое. Село Широкое на картах России и Саратовской области. Практическая работа №2. Нанесение на контурную карту Саратовской области Татищевского района, села Широкое. Топонимы Саратовской области, Татищевского района. Героическая роль села в военных событиях прошлого века и в настоящее время.

Наша школа (3 часа)

Знакомство с историей  школы. Флаг, гимн. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы. Традиции моей школы.

Я и моя семья (3 часа)

Корни моей семьи. Моя родословная. Практическая работа №3. Составление генеалогического древа. Традиции моей семьи.

 Природа моего края (10 часов)

Геологическая история, строение Саратовской области.

Полезные ископаемые Саратовской области. Характеристика рельефа своего района. Климат Саратовской области. Сезоны года. Реки Саратовской области. Озёра и болота Саратовской области. Искусственные водоёмы и подземные воды Саратовской области и  Татищевского района. Почвы Саратовской области. Почвы Татищевского района. Экологические проблемы почв. Охрана почв. Наиболее распространенные растения и животные Татищевского района. Практическая работа №4. Растения и животные района, занесенные в Красную книгу Саратовской области. Уникальные природные объекты.

Население (4 часа)

Численность и национальный состав Татищевского района. Обычаи и традиции русского народа. Устное народное творчество народов (на примере Татищевского района). Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Люди, прославившие мою малую Родину.

Хозяйство (6 часов)

Виды хозяйственной деятельности Татищевского района. Действующие промышленные предприятия Татищевского района. Отрасли сельского хозяйства. Экскурсия на предприятие сельского хозяйства. Транспорт. Транспортная система. Конкурс «Юный краевед» (презентация работ).

3. Учебно-тематический план

кружка «Мой родной край»

№п\п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

3

2

1

2.

Моя местность

4

2,5

1,5

3.

Наша школа

3

2

1

4.

Я и моя семья

3

1,5

1,5

5.

Природа моего края

10

6,5

3,5

6

Население

4

2,5

1,5

7

Хозяйство

6

3

3

Итоговое занятие

1

1

Итого часов

34

20

14

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

 Теория

Практика

Дата

план

факт

 Введение (3 часа)

1

 

 Вводное занятие. Знакомство с программой кружка

1

5.09.

2

Краеведение - наука о родном крае

1

12.09.

3

 Экскурсия "Природа - наш общий дом"

 

1

19.09.

Моя местность(4 часа)

4

 Татищевский район – частица России.

Практическая работа №1. Создание проекта герба своего села

0,5

0,5

26.09.

5

 Моя малая родина – с.Широкое. Село Широкое на картах России и Саратовской области.

Практическая работа №2. Нанесение на контурную карту Саратовской области Татищевского района, села Широкое.

0,5

0,5

3.10.

6

 Топонимы Саратовской области, Татищевского района.

0,5

0,5

10.10.

7

Героическая роль села в военных событиях прошлого века и в настоящее время

1

17.10.

  Наша школа (3 часа)

8

Знакомство с историей  школы. Флаг, гимн.

1

24.10.

9

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы.

1

7.11.

10

Традиции моей школы

1

14.11.

Я и моя семья (3 часа)

11

Корни моей семьи

0,5

0.5

21.11.

12

Моя родословная.

Практическая работа №3. Составление генеалогического древа

0,5

0,5

28.11.

13

Традиции моей семьи  

0,5

0,5

5.12.

Природа моего края (10 часов)

14

Геологическая история, строение Саратовской области.

1

12.12.

15

Полезные ископаемые Саратовской области

1

19.12.

16

Характеристика рельефа своего района

1

26.12.

17

 Климат Саратовской области. Сезоны года.

1

 

9.01.

18

Реки Саратовской области. Озёра и болота Саратовской области

0,5

0,5

16.01.

19

Искусственные водоёмы и подземные воды Саратовской области и  Татищевского района.

1

20

Почвы Саратовской области. Почвы Татищевского района.

1

23.01.

21

Экологические проблемы почв. Охрана почв.

0,5

0,5

30.01.

22

Наиболее распространенные растения и животные Татищевского района.

Практическая работа №4. Растения и животные района, занесенные в Красную книгу Саратовской области.

0,5

0,5

6.02.

23

Уникальные природные объекты.

1

13.02.

Население (4 часа)

24

Численность и национальный состав Татищевского района.

1

20.02.

25

Обычаи и традиции русского народа. Устное народное творчество народов (на примере Татищевского района).

0,5

0,5

27.02.

26

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

1

6.03.

27

Люди, прославившие мою малую Родину

1

13.03.

Хозяйство (6 часов)

28

Виды хозяйственной деятельности Татищевского района

0,5

0,5

20.03.

29

Действующие промышленные предприятия Татищевского района

1

3.04.

30

Отрасли сельского хозяйства

1

10.04.

31

Экскурсия на предприятие сельского хозяйства

1

17.04.

32

Транспорт. Транспортная система.

0,5

0,5

24.04.

33

Конкурс «Юный краевед» (презентация работ).

1

8.05.

34

Итоговое занятие                                                                                           15.05., 22.05.


4. Ожидаемые результаты

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний. Внешний результат:

  • работа поисковых заданий краеведческого кружка;
  • постоянное развитие кружка, появление новых материалов, разделов;
  • интерес обучающихся  к  поисково - краеведческим заданиям.

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

  • Выработка    у    обучающихся     комплекса     качеств, характерных для гражданина и патриота.
  • Повышение интереса к деятельности школьного кружка по краеведению.
  • Формирование   благоприятной   среды   для   освоения обучающимися духовных и культурных ценностей.
  • Корректировка      и      совершенствование      учебно-воспитательного процесса.

5. Список литературы

  1. Аксельрод В.И. Алгоритм подготовки юных исследователей – краеведов, Российский вестник детско-юношевского туризма и краеведения - №4- 2002 г. 
  2. Геграфия Саратовской области А.М. Дёмин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. 
  3. Краеведение. А. Даринский. М.: Просвещение, 1987.
  4. Наш край в далёком прошлом. А.Киреев. Нижне-Волжское книжное изд. 1965.
  5. Красная Книга Саратовской области, Саратов, 2006 г.
  6. Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964г.
  7. Географическое краеведение. Саратовская область. Изд.2, 2018 г.
  8. Ресурсы Интернет.
  9. Материалы архивов сельской библиотеки и семейные архивы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование для краеведческого кружка "Люблю тебя мой край Родной" в системе дополнительного образования.5-8классы

Рабочая  программа и планирование для туристического кружка в системе дополнительного образования будет интересно не только учителям географии,но и классным руководителям. Здесь учтены все основн...

Программа кружка "Эстетические ценности родного края"

Кружок “Эстетические ценности родного края” рассчитан на обучающихся старшего звена (10 – 12 кл.), т.к. в среднем звене обучающиеся не имеют достаточных знаний в области  экологии и  необход...

Проект учащихся 5 класса "История образовательного учреждения", проведенный в рамках кружка "Изучаем край родной".

Автор проекта:   Внукова Ольга ВладимировнаПредмет, класс:  5 класс; внеклассная работаЦель проектаЭто конкретный проектный продукт:Ученические исследовательские работыМультимедийная пр...

Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой"

Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой" разработана на основе краеведческого материала нижегородской области, а также на основе материала Шатковского района. На занятиях кру...

Программа кружка "Древняя история родного края""

Данная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. Программа тесно связана со школьными программами по истории России и истории Татарстана и предусматривает использование материалов на уроках истори...