АВТОРСКАЯ программа кружка по краеведению "Мой край родной"
рабочая программа

Низамова Альфия Рифкатовна

Авторская программа по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_kraevedeniyu_nizamova.docx74.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

Авторская программа кружка по краеведению

«Мой край родной»

для детей в возрасте 12-14 лет

Срок реализации программы 1 год

 

Авторы программы: 

Галиахметова Люция Исмаиловна, учитель дефектолог

Низамова Альфия Рифкатовна, учитель дефектолог

 

Нижнекамск 2018г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………............................

Учебно-тематический план…………………………………………………….

Содержание программы……………………………………………..................

Информационные ресурсы......…………………………………….…………..


 

Пояснительная записка.

      Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
   Исходя из возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.
   Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий

 круг лиц преимущественно местных жителей.

   Образовательная программа по краеведению «Мой край родной» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разработана в соответствии с документами: Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г.№1599).
   Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости нижнекамцев, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

   Программа кружка по краеведению «Мой край родной» составлена для работы с обучающимися с ОВЗ и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Материалы программы могут быть использованы на уроках  окружающего мира, на уроках географии и истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 12-14 лет с ОВЗ. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Цель программы:

    Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему города Нижнекамска Республики Татарстан на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить обучающихся с историей возникновения города Нижнекамск;

- познакомить с разными аспектами жизни и деятельности рода Гатиных, их вкладе в развитие нашего города;

- познакомить обучающихся с памятниками, архитектурными зданиями, природными заповедными местами города Нижнекамск;

- ознакомить обучающихся с именами и деятельностью знаменитых нижнекамцев;

- расширить представления обучающихся о природных особенностях города Нижнекамск;

- обучить основам работы по ориентированию, по топонимике, с картой местности;

- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;

- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;

- формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;

- ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;

- формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.

Развивающие:

- развивать аналитическое мышление;

- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;

- развивать зрительную, слуховую и моторную память;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческий потенциал обучающихся;

- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.

Воспитательные:

- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;

- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;

- воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;

- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;

- формировать социальные умения и навыки;

- воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;

- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

Актуальность программы

   Школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

      Практика работы в школе, беседы с учителями и учащимися, наблюдения свидетельствуют, что экскурсионно-краеведческая работа в школе проводится в рамках изучения ряда предметов, но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ интересов школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки программы «Мой край родной».

Новизна

   Программа кружка по краеведению «Мой край родной» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов истории, географии, окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами города Нижнекамск; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города.

Концепция

   Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведческой деятельности.

      В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

   В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г. Нижнекамска и Республики Татарастан, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).

   Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.

   Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих родной край. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей с ОВЗ, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.

     Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.

    Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: собеседование, наблюдение, опросы.

Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип от опыта к обобщениям;

- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;

- принцип смены видов деятельности;

- принцип социокультурного соответствия;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;

- принцип добровольности;

- принцип психологической комфортности в коллективе.

   Содержание программы позволяет решать задачи и создает условия для развития ряда универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни родного города, района, области, актуальность, воспитательная ценность.

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- Основные этапы истории города: возраст города Нижнекамск, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

- природные особенности своей Республики, особенности животного и растительного мира;

- историю своей семьи;

- название улиц, названых в честь нижнекамцев;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- героев- нижнекамцев в годы Великой Отечественной войны;

- участников военных событий в Афганистане;

- крупные промышленные предприятия города;

- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

- средние специальные учебные заведения своего города.

Воспитанники должны уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

-работать в семейных архивах;

- работать с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;

- оформлять материалы, создавать экспозиции;

-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

-посещать музеи и другие культурные учреждения города.

Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие.

Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля:  собеседование, наблюдение,  опросы.

Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Базовый уровень

Повышенный уровень

Творческий уровень

Обучающимися в основном усвоены:

- возраст города Нижнекамск, происхождение его названия, историю символики;

- природные особенности родного края;

- название улиц в честь нижнекамцев;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- промышленные предприятия города Нижнекамск;

- герои - нижнекамцы в годы Великой Отечественной войны;

-участники военных событий в Афганистане

- средние учебные заведения города.

- правила техники безопасности на занятиях по краеведению

Обучающиеся неуверенно или с помощью педагога:

- находят и используют дополнительную информацию о родном крае;

- работают с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы;

- оформляют материалы, создают экспозиции;

У обучающихся недостаточно развиты:

-развитая зрительная, слуховая и моторная память;

-устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие.

Обучающиеся в достаточной мере знают:

- возраст города Нижнекамск,

происхождение его названия, историю символики;

- природные особенности родного края;

- название улиц, названных именами нижнекамцев и их расположение;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- промышленные предприятия города Нижнекамск;

- герои - нижнекамцы в годы Великой Отечественной войны;

-участники военных событий в Афганистане;

- средние учебные заведения города.

- правила техники безопасности на занятиях по краеведению

Обучающиеся уверенно:

- находят и используют дополнительную информацию о родном крае;

- работают с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы;

- оформляют материалы, создают экспозиции;

- ориентируются на местности.

У обучающихся в достаточной мере развиты:

- зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания,

- наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- дружелюбие.

Обучающиеся полностью представляют:

- возраст города Нижнекамск, происхождение его названия, историю символики;

- природные особенности родного края;

- название улиц. названных именами нижнекамцев и их расположение;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- промышленные предприятия города Нижнекамск;

- герои -нижнекамцы в годы Великой Отечественной войны;

-участники военных событий в Афганистане;

- средние учебные заведения города.

- правила техники безопасности на занятиях по краеведению

Обучающиеся свободно:

- находят и используют дополнительную информацию о родном крае;

- работают с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы;

- оформляют материалы, создают экспозиции;

- ориентируются на местности.

У обучающихся уверенно развиты:

- зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания,

- наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- дружелюбие.

Учебно-тематический план

Условные обозначения: Т – теоретическое занятие;  П – практическое занятие

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Форма и содержание занятия

Кол-во часов

Теор

Прак

1

Введение в

Краеведе-ние

1

1.Вводное занятие. Что

 такое краеведение?

Занятие-игра. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Беседа «Экологическая ситуация в городе». Викторина «Путешествие в веселую страну краеведения»

1

-

2

Мой край на карте Родины

2

1.Карта Татарстана.

2.Происхож-дение географических названий.

Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение района. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Творческая мастерская «Легенда о нашем крае»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.

1

1

3

Я и моя семья

2

1. Родословная Гатинх.

2. Профессии моих родителей.

3. Родословная.

Путешествие. Лекция о семье Гатиных (с использованием мультимедийного оборудования) научным сотрудником краеведческого музея. Разные аспекты жизни и деятельности рода Гатиных – людей государства Российского. Гатиных и Татарстан.

Игра сюжетно-ролевая. Выяснить учащимся кем работают их родители. Игра «По профессиям родителей», «Угадайка»

Творческая мастерская. Моя родословная - нарисовать родословное дерево.

1

1

4

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

1. Рассказ-описание своего дома.

2. Творческая-мастерская.

Виртуальная экскурсия. По архитектурным памятникам города Нижнекамск.

Мастер-класс. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала

1

1

5

Моя улица

2

1.Виртуаль-ая экскурсия по улицам города Нижнекамск с именами наших земляков.

Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с названием улицы названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь жителей города с историей земляков-нижнекамцев, именами которых названы улицы » .

1

1

6

Наша школа

2

1. Школа празднует юбилей.

Творческая мастерская. Встречи. Игровой тренинг. Знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе, школьный музей).

Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, ресурсный круг, поисково–исследовательская работа. (Примеры тем: активисты школы,  достижения учителей школы, ветераны педагогического труда школы и т.д.)

1

1

7.

Моя малая Родина

2

Мой город.

Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города.

Форма контроля: «Памятники города» в ребусах.

 

2

8.

Природа нашего края

5

1.Раститель-ный и животный мир нашего края

2.Природные заповедные места Нижнекамска и Нижнекам-

ского района

3.Климат

4.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Занятие проводится в краеведческом музее по теме «Растительный и животный мир Нижнекамска».

Творческая работа: Создание альбома животный и растительный мир нашего края. Игра «Угадайка», филворды по теме.

Виртуальное путешествие по природным заповедным местам Нижнекамска и Нижнекамского района.

 (Бор сосновый в районе Красного Бора,

озеро Пионерское, поселок Красный Ключ, национальный парк «Нижняя Кама». Акция «Сохраним город чистым!

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района.

Беседа, знакомство с Красной книгой Республики Татарстан. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.

1

4

9

Что дает наш край стране

2

1.Промыш-ленность города Нижнекамск.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история.

Экскурсии на предприятия.

Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

 

2

10

Наш край богат талантами

3

Гордость земли Нижнекамс-кой

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего города, о знаменитых земляках – почетных гражданах города.

Посещение творческих выставок земляков, встречи.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей. Игра «Угадайка»

 

3

11.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

4

1. Герои-земляки

2. Труженики тыла.

3.Дети войны

Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края. Форма занятия: видеоурок, беседа.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа “Расскажи о своем герое”.

Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны.

Экскурсия городской музей.

1

3

12

Афганистан: история и судьбы

1

1.Нижнекам-цы-афганцы

Встреча с участником афганских событий.

События истории, жизни участников военных действий в Афганистане.

 

1

13

Герб района

2

1. Символы Республики Татарастан, города Нижнекамск

Лекция «Символика и геральдика г. Нижнекамск и Нижнекамского района»

Творческая работа по созданию символа (герба) своего города в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.).

1

1

14

День Химика

4

Экскурсия в средние учебные заведения города

Экскурсия в Нижнекамский нефтехимический колледж, музей .

 

4

15

 

Специальные темы по просьбам, предложе-ниям детей.

Подведение итогов

Игровой тренинг Повторение пройденного. Творческое задание «Реклама для путешественников»

 

2

1

Итого:

9

25

Содержание программы

Курс программы состоит из 15 разделов.

1 раздел - «Введение в краеведение»

    Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В учащемся закладывается первоначальное представление о возникновении города Нижнекамск, происхождении Нижнекамского района.

Рекомендации к первому разделу «Введение в краеведение».

   На данном этапе педагог создает благоприятную атмосферу и устанавливает доброжелательные отношения с детьми. Занятие проводится в виде занятия-игры, Педагогу необходимо познакомить детей с разными видами географических физических карт, определить местоположение Республики по отношению к определенным областям и на общей карте РФ.

Для закрепления полученных представлений можно дополнить занятие работой с раздаточным материалом; можно предложить задание с работой на мини-карте (отметить значками-указателями центр района, город Нижнекамск, реки Каму, Зай).

2 раздел - «Мой край на карте Родины»

   В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Республики Татарстан, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления татар на Татарской земле; с историей возникновения города Нижнекамск.

Рекомендации ко второму разделу «Мой край на карте Родины»

   К занятию необходимо иметь карту Татарстана, схематическую планкарту, на которой изображено расположение улиц города Нижнекамск, образец жилища, предметы быта. Можно предложить учащимся распределиться на группы для выполнения творческого задания. Дать опережающее задание: принести предметы быта, которые раньше использовали бабушки, дедушки.

3 раздел – «Я и моя семья»

   Раздел нацелен познакомить учащихся с вкладом Гатиных в развитие нашего города.

Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо.

Рекомендации к третьему разделу «Я и моя семья»

   Занятие в форме путешествия строится в форме лекции с элементами беседы, проводится научным сотрудником краеведческого музея города Нижнекамск, в ходе которой лектор познакомит с вкладом Гатиных в развитие нашего края.

Далее дети готовят сообщения о членах своей семьи. Закрепляют профессии своих родителей игрой «Угадайка». Работа творческой мастерской поможет составить свое генеалогическое дерево.

4 раздел – Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

   Раздел знакомит ребят с произведениями русского деревянного зодчества на примере памятников архитектуры города Нижнекамск (пос. Красный Ключ)

На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен.

Рекомендации к четвертому разделу «Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

   Иллюстративный материал учитель представляет в процессе рассказа. Видеофильм можно использовать как центральный момент занятия, который учитель дополняет исторической справкой и задает вопросы по содержанию.

Детям предложить выполнить проект - изготовление дома моей мечты с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Творческая работа-рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

5 раздел – «Моя улица»

   В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города, названных в честь наших земляков. Историческими объектами, мемориальными досками. Акция «Познакомь жителей города с историей земляков-нижнекамцев, именами которых названы улицы » (Приурочена к 12 декабря – ко дню Героев Отечества) (приложение 2). Форма контроля: Филворд “Их именами названы улицы города”.

Рекомендации к пятому разделу «Моя улица»

   В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками.

Занятие можно построить в виде игры-сообщения «Путешествия по улицам города Нижнекамска». Учащиеся берут любимую улицу, находят о ней материал и представляют ее. Педагог может дать общее представление о расположении улиц в городе Нижнекамск: например,  рассказать об одной из улиц.

6 раздел – «Наша школа»

   Дети знакомятся с традициями, историей своей школы.

Рекомендации к шестому разделу «Наша школа»

   В этом разделе учащиеся познакомятся с традициями, историей своей школы, поработают с творческими групповыми заданиями по разным темам (примеры тем: активисты школы, достижения учителей школы, ветераны педагогического труда школы и т.д.)

7 раздел – «Моя малая Родина»

   Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного города. Дается представление о возникновении города Нижнекамск. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей области в развитии истории и культуры края.

Анализируется, как изменился город за время его становления, что отличает современный город.

Экскурсия по городу. Знакомство с памятниками города.

Форма контроля: «Памятники города» в ребусах (приложение 3).

Можно предложить детям пофантазировать на тему «Нижнекамск юбилейный – 100 лет».

Рекомендации к седьмому разделу «Моя малая Родина»

   Занятие провести в форме рассуждения о том, как зарождался город Нижнекамск, о ее настоящем и о том какие преобразования ожидают Нижнекамск в будущем, что для этого необходимо.

Педагог рассказывает о Нижнекамске «вчерашнем», а дети приводят пример Нижнекамска «сегодняшнего». Идет активный анализ предлагаемых фотографий.

Можно провести занятие двумя блоками: Нижнекамск в XX веке, в ХХI веке.

   Разнообразить подачу материала можно, оформляя тематические выставки из фотографий, картин, книг, творческих работ учащихся.

У каждого города есть свое лицо – это его здания. Просмотр видео сюжета о родном городе. Для активизации учащихся можно провести Краеведческую игру «Город будущего»

Организовать экскурсию знакомство с памятниками города, с последующей творческой работой «Памятники города в ребусах»

8 раздел – «Природа нашего края»

   В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром родного края (экскурсия в краеведческий музей).

Совершат виртуальное путешествие по природным заповедным местам Нижнекамска и Нижнекамского района (Бор сосновый в районе Красного Бора,

озеро Пионерское, поселок Красный Ключ, национальный парк «Нижняя Кама». Акция «Сохраним город чистым!

   Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района.

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира Татарстана.

Рекомендации к восьмому разделу «Природа нашего края»

   Реки Нижнекамска (Кама, Зай). Животный мир края. Птицы и животные леса, луга, сада, водоема. Растительный мир края. Лекарственные растения, сорняки, растения луга, сада, леса. Комнатные растения и уход за ними. Классификация растительного мира. Заповедные места природы (озеро Пионерское,сосновый бор в районе Красного Бора, поселок Красный Ключ, национальный парк «Нижняя Кама»).

   Практическая работа. Сбор растений школьного двора. Изготовление гербария. Создание энциклопедией животных нашего края.

Игровые виды учебной деятельности. Составление филвордов по данным темам. Создание категории «Красная книга», «Растительный мир края» к игре «Угадайка».

9 раздел – «Что дает наш край стране»

   Этот раздел знакомит детей с промышленными предприятиями города, области.

Экскурсии на предприятия.

Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

Рекомендации к девятому разделу «Что дает наш край стране»

   В этом разделе учащиеся совершат экскурсии и виртуальные экскурсии на предприятия нашего города. Будут организованы встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Учащимся будет предложено написать сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране»

10 раздел – «Наш край богат талантами»

   Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Посещают выставки краеведческого музея. Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей.

Рекомендации к десятому разделу «Наш край богат талантами»

   Валеев Р. И. – писатель, поэт, общественный и государственный деятель, Зульфат Хаким – писатель-прозаик, драматург, поэт, эстрадный певец, Шайхинуров С. М. – российский художник, дизайнер и многие другие. Экскурсия в краеведческий музей на выставки местных художников, встречи с поэтами и писателями нашего края.

11 раздел – «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

   Раздел направлен на знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ.

Рекомендации к одиннадцатому разделу «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

   Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края. Видеоурок, беседа.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны.

Экскурсия в комплексный музей (знакомство с ветеранами города)

12 раздел – «Афганистан: история и судьбы»

   Раздел направлен на встречу с участниками афганских событий.

Рекомендации к двенадцатому разделу «Афганистан: история и судьбы»

События истории, жизни участников военных действий в Афганистане.

Встреча с участником афганских событий Коноваловым Александром Николаевичем.

13 раздел – «Герб района»

   Лекция «Символика и геральдика  г. Нижнекамска  и  Нижнекамского района».

Творческая работа по созданию символа (герба) своего района в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.).

Рекомендации к тринадцатому разделу «Герб района»

   Педагог должен создать условия для знакомства учащихся с историей возникновения символики гербов г. Нижнекамска  и  Нижнекамского района. Обязательно иметь иллюстрации гербов. Показ гербов сопровождается рассказом и объяснением значения гербовой символики данного региона. Можно предложить детям творческие задания: нарисовать герб города Нижнекамска, составить кроссворд по символике герба города Нижнекамска, нарисовать почетную грамоту, медаль, какой-либо значок, где может быть изображен герб города Нижнекамска.

14 раздел – «День Химика»

В этом разделе в ходе экскурсий дети знакомятся со средними учебными заведениями города: «Колледж нефтехимии и нефтепереработки».

Рекомендации к четырнадцатому разделу «День Химика»

   В ходе экскурсий формировать конкретные наглядные представления о существенных сторонах профессии в средних учебных заведениях города Нижнекамска.

15 раздел – «Специальные темы»

   Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Рекомендации к пятнадцатому разделу «Специальные темы»

   Помощь в подготовке к участию в конкурсах различных уровней.

 

Заключение.

   В программе кружка по краеведению «Мой край родной» представлена система работы с детьми по краеведческому воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

     Предложены разнообразные формы и методы работы с детьми. Это и целевые прогулки, экскурсии, краеведческий музей, игровые обучающие ситуации, ресурсные круги, акции.

   Чтобы быть достойным гражданином своей Родины, надо, прежде всего, любить, уважать, ценить свою малую родину, жить с природой в мире и согласии.

    Мы  считаем, что данная программа способствует изучению краеведческого материала, высокому уровню воспитания гражданской позиции, нравственной культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Информационные ресурсы:

Для педагога: 

  1. Аделя Сафина «Увлекательный Татарстан», Казань: Изд. дом «Акчарлак»,2014.
  2. «Республика Татарстан. Увлекательное путешествие», книга-альманах, 2017
  3. Хузина Адэля Фаргатовна «Нижнекамский промышленный район: возникновение и развитие в 50-60-е годы XX века», Казань, 2006, 235стр. 
  4. Талипов Р.  «Нижнекамск. История в 50 лет»: Нижнекамск, 2017г
  5. Газиз Г. « История татар»,  М., 1994. С. 144.
  6.  «Зеленая книга РТ»,  Казань. Изд-во КГУ, 1993.
  7. «Красная книга Республики Татарстан : животные, растения, грибы» / Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан [и другие ; главный редактор: А. А. Назиров]. - Издание 3-е. -Казань : Идел-пресс, 2016. -759 с. : цв. ил., схем.. –Вахтина Г.А.
  8. «Удивительный мир природы», К.: Таткнизд., 2007 .— 184с.
  9. Попов В. А., Лукин А. В. «Животный мир Татарии», Казань, Татарское книжное издательство, 1971 г., 262 с.
  10.  Рахимов Р. И. «Растительный и животный мир Татарстана», Учебное пособие/И. И. Рахимов, К. К. Ибрагимова.- Казань: Магариф, 2006-191с. ил.
  11. Королева А.В. «Естествознание для малышей» журнал «Начальная

школа» 1998г. №10

12.Дубровский, А.Г., «Географический обзор Восточных районов

       Hижнего Прикамья. Республика Татарстан»: Учебно-справочное

       пособие,  Набережные Челны, 2004 .— 115с.

  1. Рыжова Н.А «Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки, праздники)
  2. Рыжова Н.А «Наш дом – природа» Журнал «Начальная школа» 1998г. №10
  3. Стрелков, Е.М. «По Волге, Каме и Оке» : ил. путеводитель .— Н.Новгород : Дирижабль, 2006 .— 64с.
  4.  Сысолятнин Ф., «Погода в зеркале народной мудрости»  (народные приметы и признаки погоды). Кострома, 2008, 328 стр.
  5.  Сабиров А.Б. Нижнекамские зарисовки. - Нижнекамск, 1996.

17.Не всем дано так щедро жить – на память людям города дарить.

     Закирова В.С., Наговицына Т.А., Ахиятдинова Л.Н.,   Шигапова

     Л.В.: Нижнекамск, 2017 г.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт

       общего образования для обучающихся с умственной отсталостью              

       (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1599).

19. Гритченко Р.Е. Активизация познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках естествознания // Дефектология. – 1990. - № 3. – С.46-4

20. Кузмина Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников // Коррекционно - развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. – М., 1987 Академия», 1998. – 144с

21. Рабочая программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Я – гражданин своего города, своей страны!»

22. Рабочая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для воспитанников:

  1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин «100 вопросов и ответов» Животные.-М.:ЗАО «Росмэн», 2006.
  2. «Двадцать два художника Нижнекамска» — Нижнекамск : ИПЦ "Гузель", 2003 .— 47с : ил .
  3. «Нижнекамск»: Фотоальбом  Түбән Кама: Фотоальбом / Орг.проекта администрация г. Нижнекамска и Нижнек. Района; Авт. проекта И. Митрюшкина; М.Муратов; Фотографы Л.Авраменко, Р.Галеев, Т.Зайнуллин и др. — Нижнекамск, 2003 .— 144с
  4. «Нижнекамск: фотоальбом о городе и горожанах» / [Администрация города Нижнекамска; (Санкт-Петербург, Чкаловский проспект : ООО "Типография "НП-Принт"
  5. Игнатьев, Василий Иванович. «Город моей жизни: Воспоминания из жизни в Нижнекамске» — Нижнекамск, 2003 — 106с.: фот.
  6. «Успей победить, зажигать, дерзать, летать, мечтать»: Издание для молодежи Нижнекамска .— Нижнекамск : ООО Легко, 2007 .— 14с .
  7. «О тебе и для тебя, Нижнекамск « Иҗатымда сиңа һәйкәл, шәһәрем» / сост. и ред. Ф. Абдуллин .— Нижнекамск : Гузель, 2016 .— 136 с.: ил.
  8. «Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко «АСТ», 1995.
  9. «Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко «АСТ», 1995.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Нижнекамского муниципального района

http://www.e-nkama.ru/raion/Pochetnye%20zhitrly/Gatin.php

  1. http://e-nkama.ru/news/252/14423/
  2. https://www.instagram.com/moynizhnekamsk/?ref=badge
  3. https://vk.com
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нижняя_Кама_(национальный_парк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Авторская программа кружка "Память"

Авторская программа кружка «Память» рассчитана на 34 часа, то есть 1 час в неделю, возраст участников кружка -5-9 классы. Работа ребят в кружке – это одно из средств реализации главной цели...

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

авторская программа кружка "Исключительный русский"

Особое место в сфере  национальной культуры занимает язык. Он является одним из самых  эффективных средств  интернациональных связей. Основным направлением обновления содержания обучени...

Авторская программа по краеведению "Дмитровский край"

Авторская программа по краеведению "Дмитровский край" для 5-7 классов...

Авторская программа кружка по информатике "Мы с компьютером на ты!"

Цель:  Организация активного обучения курса «Пользователь ПК»...

Авторская программа кружка «Юный Олимпиец» по подготовке к олимпиаде по предмету «Физическая культура»

Данная программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Рецензия на авторскую программу Л.Ю. Котковой и Г.З. Кулаковой, подписана...