Технологическая карта к уроку географии, 7 класс, Алексеев
учебно-методический материал по географии (7 класс)

хомутникова наталья олеговна

Технологическая карта к уроку географии, 7 класс,  Алексеев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx331.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Хомутникова Наталья Олеговна

Класс: 7А

УМК: География.7 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Алексеев А.И. и др./ М.: Просвещение, 2023. - 256 с.: - «Полярная звезда» Образовательная технология – «Технология поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина».

Предмет География

Тема: Материки, океаны и части света.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок № 5 в разделе «Главные закономерности природы Земли».

Цель урока: формирование представлений о материках, океанах и частях света, их особенностях и различиях. Задачи урока:

  1. Образовательные: проследить степень усвоения материала, выявить проблемы неусвоенных тем, продумать пути ликвидации пробелов. Научить создавать представление о материках и океанах, научить сравнивать величину материков и океанов, развивать умение работать с географической картой.
  2. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, навыков самостоятельной деятельности. Способствовать формированию и развитию ОУУН.
  3. Воспитывающие: поддержание познавательного интереса к изучению темы, формировать активную и сознательную позицию к усвоению нового материала, развивать любознательность, воспитывать сотрудничество, коллективизм, развивать культуру речи, умение критично оценивать материал.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные

действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Знать понятия «материк» и «океан», их основные характеристики, расположение материков и океанов на географической карте, методы сравнения величины ма- териков и океанов. Уметь ориентиро-

ваться на географической карте, нахо- дить материки и океаны, использовать картографические материалы для созда- ния собственных представлений о гео- графических объектах, выявлять про-

блемы неусвоенного материала и нахо- дить способы их решения.

Самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, коррек- ция результата, оценка своей дея- тельности.

Анализировать информацию о материках и океанах, выявляя их характеристики и особенности. Сравнивать величину ма- териков и океанов, используя различные источники данных. Создавать собствен- ные представления о географических

объектах на основе работы с картой.

Обосновывать свою точку зрения при обсуждении темы, развивать культуру речи, правильно форму- лировать ответы и задавать вопро- сы, участвовать в диалоге, развивая умение слушать и воспринимать чужое мнение.

Умение работать в соответствии с по- ставленными задачами, формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению, познанию ново- го. Формирование оценки собственной учебной деятельности.

Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения

планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

(предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых

результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Организацион ный этап

Создать условия для

включения учащихся в учебную деятельность,

Фронтально

(2 мин)

Подготовка обучающихся к работе, приветствие, эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя,

настраиваются на учебную

Формируется положительная мотивация к

Наблюдение

обеспечить мотивацию к изучению темы "Материки, океаны и

части света", проверить готовность учащихся к работе на уроке.

деятельность.

изучению темы, что способствует эффективному достижению планируемых результатов урока.

2

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной

деятельности обучающихся

Определить тему урока, цель и задачи

Фронтально

(2 мин)

Вовлекает учащихся в диалог, задавая им вопросы о том, что они уже знают о материках и океанах, и что хотели бы узнать. Показывает актуальность изучения материала, объясняя, как знания о материках, океанах и частях света помогают лучше понять мир вокруг.

Учащиеся четко представляют себе цель урока и задачи, которые предстоит решить.

Записывают тему урока в тетрадь

Ученики готовы активно

участвовать в учебной

деятельности, имея представление о том, какими способами можно достичь

поставленных целей.

Наблюдение за работой класса

3

Актуализация опорных знаний

Актуализировать опорные знания для дальнейшего поэтапного формирования умственных действий

Фронтально (2 мин)

Беседа:

-Какие материки вы знаете? (Евразия, Африка, Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида)

-Что такое часть света? (Части света – это исторически сложившиеся регионы Земли, которые объединяют материки или их части.)

-Какие части света вы знаете? (Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида)

-Какие океаны вы знаете? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный)

Отлично! Вы правильно ответили на все вопросы. Сегодня мы подробнее познакомимся с материками, рассмотрим их особенности и определим их место на карте. Рассмотрим, какие части света выделают.

Познакомимся с океанами и их отличительными признаками.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают изученный материал

Знания актуализированы

Количество правильных ответов или ошибок.

4

Первичное усвоение новых знаний.

Познакомить учащихся с понятиями «материк»,

«часть света» и «океан». Научить учащихся различать материки и

Фронтально (5 мин)

Учитель объясняет новый материал

1.Материки и части света:

Материки — это обширные участки суши, окруженные океанами, каждый из которых имеет

Слушают объяснение учителя. Задают вопросы. Записывают определения.

Учащиеся получают первоначальные знания по новой теме, понимают

Оценивание индивидуаль но каждого (по

части света на карте мира. Сформировать представление об основных характеристиках

океанов. Развивать умение работать с географической картой.

Индивидуально (5 мин)

Групповая (6 мин)

уникальные географические, климатические и биологические особенности. К ним относятся Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Антарктида и Австралия. Части света — это более мелкие регионы, которые объединяют близкие по географическим и культурным особенностям территории. Они включают Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию и Антарктиду.

Рассказывает о различиях между ними. Работа с физической картой мира.

Действия учителя

Задание 1. Работа с контурной картой и атласом.

  1. Нанесите на карту материки. Сколько материков выделают? (6 материков)
  2. Нанесите на карту части света. Сколько частей света выделяют? (6 частей света)

(Приложение 1)

Действия учителя

Совпадают ли границы материков и частей света?

Нет, границы материков и частей света не всегда совпадают.

Это связано с тем, что: Материки — это крупные участки суши, разделенные океанами. Это чисто

географическое деление, основанное на геологических процессах.

Части света — это историко-культурное деление, которое сложилось под влиянием различных

факторов, таких как история, культура, религия и географическое положение.

С помощью атласа наносят на контурную карту материки и части света.

Работают с учебником, обсуждают различия между материками и частями света. Задают вопросы учителю.

ключевые понятия, идеи и связи между ними.

Учитель использует различные методы, чтобы учащиеся были вовлечены в процесс и могли самостоятельно осмысливать новую информацию.

Учащиеся учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы на основе новой информации.

Учитель отслеживает уровень понимания

материала через вопросы, задания или обсуждения, при необходимости корректирует

объяснение или предлагает дополнительные примеры.

Учащиеся получают достаточную базу знаний, чтобы успешно

возможности)

Степень

заполнения контурной карты, анализ возникающих затруднений в заполнении.

Правильность ответов и ошибок.

Работа в парах (5 мин)

Примеры различий:

Евразия: это самый большой материк, но на нем

расположены две части света: Европа и Азия. Граница между ними условна и проходит по Уральским горам,

Каспийскому морю и другим географическим объектам.

Америка: Северная и Южная Америка представляют собой отдельные материки, но вместе они образуют одну часть света - Америку.

Почему так происходит?

Исторические причины: Деление на части света сложилось исторически, когда люди еще не имели полного представления о строении Земли.

Культурные различия: Части света часто объединяют регионы с похожими культурами, языками и историей.

Географические особенности: иногда географические особенности, такие как горы или реки, служили границами между частями света.

В итоге, хотя названия некоторых материков и частей света совпадают (например, Африка, Австралия, Антарктида), границы между ними часто не совпадают. Это важно понимать для того, чтобы правильно ориентироваться в географической информации.

Действия учителя

2. Географическое положение материков и частей света:

Задание 2. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (Приложение2)

Земля разделена на несколько огромных континентов, известных как материки. Каждый из них обладает уникальными географическими, климатическими и биологическими особенностями. В мире существует

        материков:         - крупнейший материк, включающий Азию и Европу.

        - второй по величине материк с

Выполняют работу в парах. Работают с

физической картой атласа.

Земля разделена на несколько огромных

континентов, известных как материки. Каждый из них обладает уникальными

географическими, климатическими и биологическими особенностями. В мире существует шесть

работать с более сложными

аспектами темы на следующих этапах обучения.

Степень

заполнения таблицы, анализ возникающих затруднений в заполнении.

Фронтально (5 мин)

самым жарким климатом.         - материк, на котором расположены США и Канада.

        - континент, известный своими амазонскими лесами и рекой Амазонкой.

        - самый холодный и самый южный материк.                 - самый маленький и самый сухой материк.

Учитель объясняет новый материал

3.Океаны и их расположение:

Океаны — это огромные водные пространства, покрывающие большую часть нашей планеты. Каждый из них обладает уникальными характеристиками, которые формируются под влиянием различных факторов: климата, геологического строения, течений и других.

Основные отличительные особенности океанов:

Размер и глубина: Тихий океан — самый большой и глубокий, Атлантический — второй по величине.

Северный Ледовитый — самый маленький и мелководный.

Соленость: Соленость воды в разных океанах варьируется из-за различий в испарении, осадках и притоке пресных вод.

Температура воды: Температура поверхностных вод зависит от географического положения, времени года и течений. В тропиках вода теплее, чем в полярных

материков: Евразия - крупнейший материк, включающий Азию и Европу. Африка - второй по величине материк с самым жарким климатом. Северная Америка - материк, на котором расположены США и Канада. Южная Америка - континент, известный своими амазонскими лесами и рекой Амазонкой. Антарктида - самый холодный и самый южный материк. Австралия - самый маленький и самый сухой материк.

Слушают объяснение учителя. Задают вопросы.

Оценивание индивидуаль но каждого (по

возможности)

Индивидуально (3 мин)

районах.

Течения: В каждом океане существуют сложные системы течений, которые влияют на климат

прибрежных территорий и перемещение водных масс.

Флора и фауна: Видовой состав живых организмов в разных океанах отличается из-за различий в условиях обитания.

Рельеф дна: Рельеф дна океанов разнообразен: подводные горы, глубоководные желоба, равнины.

Учитель даёт задание:

Задание 3. Нанесите на контурную карту название океанов.

(Приложение 1)

С помощью атласа наносят на контурную карту океаны.

Степень

заполнения контурной карты, анализ возникающих затруднений в заполнении

5.

Проверка первичного усвоения знаний

Проверить первичное усвоение изученного материала.

Индивидуально (3 мин)

А теперь давайте ответим на некоторые вопросы для понимания материала.

  • Сколько выделяют материков?

-Что такое материк?

-Сколько выделяют частей света?

  • По карте полушарий покажите части света

-Что является границей между Европой и Азией?

  • Включают ли части света помимо материков в свой состав и относящиеся к материкам острова?

Отвечают на вопросы учителя устно.

Анализируют полученные знания, формулируют сделанные в ходе урока открытия, эмоциональные и интеллектуальны е впечатления от урока.

Количество и качество

высказывани й по теме урока, степень

сформирован ности навыков отбора необходимой информации в картах

атласа.

6.

Закрепление

Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

Индивидуально (2 мин)

Действия учителя

Закрепление изученного материала.

Почему границы материков и частей света не всегда

Отвечают на вопросы учителя устно.

Ответ: Границы материков определяются

Ученики отвечают,

излагают свои выводы.

Замечания, уточнения, оценка

адекватных (устных и письменных) языковых средств.

совпадают?

Какая часть света объединяет Европу и Азию? Какой океан считается самым холодным?

Какой материк является самым большим по площади?

геологическими

процессами, а границы частей света - историческими и

культурными факторами. Ответ: Евразия.

Ответ: Северный Ледовитый океан. Ответ: Евразия.

7.

Информация о домашнем

задании, инструктаж о его выполнении.

Формулирует и комментирует домашнее задание.

Фронтально (2 мин)

Действия учителя

Параграф 24 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа письменно.

Записывают домашнее задание, анализируют,

спрашивают непонятное.

Учитель помогает учащимся

спланировать выполнение домашнего

задания, определить сроки и необходимые материалы.

Наблюдение, поощрение, поддержка

8.

Рефлексия

Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной

деятельности и жизненных ситуациях и адекватно оценивать их достижение

Фронтально (3 мин)

Действия учителя Вопросы классу:

  1. Какие цели мы ставили на уроке?
  2. Какие ранее изученные понятия мы использовали для приобретения новых знаний?
  3. Что было наиболее интересным?
  4. Как в жизни мы можем применить знания, полученные сегодня?
  5. Предположите, что мы будем изучать на следующем уроке? Обоснуйте свой ответ.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач. Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности.

Коммуникативная: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Заслушиваются ответы на вопросы.

Логическое обоснование

решенных задач урока.

Наблюдение, слушание,

фиксация результатов, оценивание, похвала.

Самоанализ урока

Урок был построен в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Этапы урока были логически связаны между собой, что позволило учащимся постепенно усваивать новый материал. На каждом этапе урока использовались различные формы организации

деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

В начале урока учащиеся самостоятельно предлагали свои варианты темы, целей и задач урока. После обсуждения были четко определены тема и цели урока, которые были записаны на доске и в тетрадях. Анализ целеполагания имеет большое значение, так как именно от целей и задач занятия зависит выбор методов и организация всех последующих этапов. Для достижения поставленных целей я подобрала вопросы и задания, учитывающие возрастные особенности учеников.

На уроке применялись разнообразные методы и приемы. Словесные методы: объяснение, беседа, вопросы для активизации познавательной деятельности.

Наглядные методы: работа с географической картой, контурными картами. Практические методы: выполнение заданий на контурной карте, работа с учебником и

Приложение 1

Приложение 2

Задание 2. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Земля разделена на несколько огромных континентов, известных как материки. Каждый из них обладает уникальными географическими, климатическими и биологическими особенностями. В мире существует          материков:          - крупнейший материк, включающий Азию и Европу.                 -  второй  по  величине  материк  с  самым  жарким  климатом.

  • материк, на котором расположены США и Канада.        - континент, известный своими амазонскими лесами и рекой Амазонкой.                      -  самый холодный и самый южный материк.         - самый маленький и самый сухой материк.

Задание 2. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Земля разделена на несколько огромных континентов, известных как материки. Каждый из них обладает уникальными географическими, климатическими и биологическими особенностями. В мире существует          материков:          - крупнейший материк, включающий Азию и Европу.                 -  второй  по  величине  материк  с  самым  жарким  климатом.

  • материк, на котором расположены США и Канада.        - континент, известный своими амазонскими лесами и рекой Амазонкой.                      -  самый холодный и самый южный материк.         - самый маленький и самый сухой материк.

Задание 2. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Земля разделена на несколько огромных континентов, известных как материки. Каждый из них обладает уникальными географическими, климатическими и биологическими особенностями. В мире существует          материков:          - крупнейший материк, включающий Азию и Европу.                 -  второй  по  величине  материк  с  самым  жарким  климатом.

  • материк, на котором расположены США и Канада.        - континент, известный своими амазонскими лесами и рекой Амазонкой.                      -  самый холодный и самый южный материк.         - самый маленький и самый сухой материк.

Задание 2. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Земля разделена на несколько огромных континентов, известных как материки. Каждый из них обладает уникальными географическими, климатическими и биологическими особенностями. В мире существует          материков:          - крупнейший материк, включающий Азию и Европу.                 -  второй  по  величине  материк  с  самым  жарким  климатом.

  • материк, на котором расположены США и Канада.        - континент, известный своими амазонскими лесами и рекой Амазонкой.                      -  самый холодный и самый южный материк.         - самый маленький и самый сухой материк.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Технологическая карта к уроку географии "Австралия" 7-й класс

Формирование страноведческих знаний через изучение особенностей географического положения Австралии и основных этапах ее освоения....

Технологическая карта медиа-урока географии

Представленный материал отмечен Дипломом II степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" в номинации "Разработка технологической карты урока". Технологическая...

технологическая карта конструирования урока географии

технологическая карта конструирования урока географии...

УРОКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ К УРОКАМ ГЕОГРАФИИ

В этом разделе помещены открытые уроки, технологические капты, презентации к урокам...

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...