УРОКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ К УРОКАМ ГЕОГРАФИИ
презентация к уроку по географии (6 класс) по теме

Татьяна Баченина

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 6 классе

Автор

Учитель географии Баченина Т.В.

Предмет

География. УМК «Полярная звезда». для 5-6 классов.

Класс

6 класс

Тип урока

комбинированный

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Ветер

Цель

сформировать представление о ветре,  причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров

Задачи

  • развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать  со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
  • развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
  • способствовать формированию компетенций:  учебно-познавательных, коммуникативных, информационных

Основные термины, понятия

Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров

Планируемый результат

Предметные умения

Репродуктивный уровень:

 Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме

Интеллектуальный уровень:

Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)

УУД

Познавательные:

Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую  информацию;  переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать  со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.

Регулятивные:

Планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.),  контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Личностные:

Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная.

Работа в парах, группах

Индивидуальная.

Учебник, атлас, настенная карта

Маршрутный лист ученика

Компьютер, компьютерная презентация

Проектор

Интерактивная доска

Таблички, рисунки, рабочая тетрадь.

Дидактические задачи этапов урока

Основные этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к  учебной деятельности, самостоятельному выполнению предложенных заданий.

Создать условия для успешного освоения учебного материала, выполнения заданий на основе разных источников информации с последующей фиксацией результатов (заполнение таблиц, определение содержания понятий).

Добиваться осознанного восприятия учащимися информации при работе с разными источниками

Научить учащихся фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибок или недочетов.

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона.

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия.

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап (0.5мин)

Определение готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовы к началу урока

  1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, как необходимое условие  успешного продвижения вперед(0,5мин)

Учитель предлагает выполнить небольшую проверочную работу с целью проверки готовности к работе по новой теме

Давайте вспомним тему нашего прошлого урока,

о чем мы говорили на предыдущем занятии

(Атмосферное давление)

-Что же такое атмосферное давление (это сила, с которой воздух давит на земную поверхность)

-Работа со схемой на магнитной доске: указать значение атмосферного давления в точках,  используя карточки- 809, 760, 720, 740

-Самооценка

Определяется готовность продвигаться дальше

  1. Определение темы урока, постановка целей и задач, мотивационная  деятельность учащихся (3 мин)

Учитель создает условия, помогающие определить тему и сформулировать цели урока.

Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете из песни…

Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?

Заполнение таблицы.

знаю

хочу узнать

узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление

Задание:

Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.

ХОЧУ УЗНАТЬ:                                      УЗНАЛ:

(записать ответы ребят на доске)          (записать в конце урока)

Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

Выявить причины возникновения ветра.

Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.

Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.

        

Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете, в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров.

Работу строим по группам. У вас на столах лежат маршрутные листы, где изображены этапы деятельности с последующей самооценкой.

На этом этапе урока учащимся предлагается:

  • спеть песню
  • поработать с иллюстрациями
  • сформулировать вопросы для одноклассников
  • ответить на вопросы
  • определить тему урока
  • сформулировать цели урока (работа в парах)
  • соотнести их с общей целью
  • определить последовательность работы и её объем
  •  установить способы фиксации результатов своей деятельности
  • вписанные вопросы и будут планом урока
  1. Самостоятельная работа учащихся в группах (10 мин)

Учитель исполняет роль консультанта.

А) Ветер

-А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию.                                СЛАЙД №3

Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать? 
Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.
Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору. Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.
 

Б) Ветер, причины образования ветра.

Учитель открывает окно – холодный воздух в помещении

Вопрос: А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете,  посмотрев  слайд:

Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также, почему дует ветер?
                                                                                                                                                         СЛАЙД №4

В) Характеристика ветра.

 Скорость, направление и сила  ветра.

Словарь: Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.                          СЛАЙД №5,8

Направление ветра - это направление, откуда дует ветер (западные ветра дуют с запада, восточные - с востока). Существуют главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная.

На доске таблица:

Балл

Название

Скорость, м/с

0

Штиль

0-0,2

1

Тихий ветер

0,3-1,5

2

Легкий ветер

1,6-3,3

3

Слабый ветер

3,4-5,4

4

Умеренный ветер

5,5-7,9

5

Свежий ветер

8,0-10,0

6

Сильный ветер

10,1-13,8

7

Крепкий ветер

13,9-17,1

8

Очень крепкий ветер

17,2-20,7

9

Шторм

20,8-24,4

10

Сильный шторм

24,5-28,4

11

Жестокий шторм

28,5-32,6

12

Ураган

32

На метеорологических станциях направление, скорость ветра измеряется флюгером, который устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.)

Самое ветреное место на Земле в Антарктиде.

Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:           СЛАЙД №6,7
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером.
В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали. 
Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:
«О какой характеристике ветра идет речь?».

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)

А.С. Пушкин.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)

М.Ю. Лермонтов.

Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

А.Н. Плещеев.

Г) Виды ветров.

Каждая группа получает схему маршрута - путешествия.   Опираясь на полученные знания, текст учебника стр. 100-101  определитеклассификацию ветров.

Схемы-слайды соответственно учитель представляет на экране.                           СЛАЙД № 9,10,11.12

Словарная работа:

Бриз - суточный прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки

Муссон - сезонный ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)

Пассаты – постоянные ветры от 30-х широт ВД, к экватору НД

Постоянные ветры

Название ветра

Районы распространения

Направление

Пассаты

Тропики

С-В, Ю-В

Ветры западного переноса

Умеренные широты

3, С-3

Муссоны

Восточное побережье Евразии

и Северной Америки

Летом - с океана на материки,

зимой - с материка на океан

Стоковые ветры

Антарктида

От центра материка к периферии

А) На данном этапе урока учащиеся:

1 группа

на основе текста параграфа 33 выясняют:

  • Что такое ветер стр 99

(работу  оформляют в маршрутный лист);

2 группа

  • рассматривают и анализируют рисунок и репродукции как источник информации, представляют ветер как художественный элемент в стихах и рисунках

3 группа

  • представляют ветер наглядно
  • при помощи воздушных шариков
  • запускают самолётики из бумаги
  • при помощи веера
  • включения вентилятора

  • Подводят итог, прочитывая текст и представляя деятельность в группе.

Б) Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого- показать стрелкой на схеме в маршрутном листе)

В) Работа в группах, заполняют маршрутный лист. Озвучивают полученную информацию.

1 группа

-работа с атласом (для изображения направления ветров на карте используют стрелки)

2 группа

-работа с учебником рис. 6.15 стр.99 «Определение скорости ветра».

3 группа

- работа со шкалой Бофорта.

Г) Работа в группах, объяснение схем своего маршрута – путешествия.

Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям

Сообщение о ветрах, их видах (опережающее)

Вы находитесь в точке с координатами ( __ с.ш.__в.д.). Вашему  кораблю  необходимо обогнуть _______с юга и попасть  в _________. Нанесите на карту ваш маршрут, обозначая географические объекты и ветра с помощью которых вы достигните своей цели.

  1. Проверка результатов работы и коррекция (1 мин)

Учитель использует интерактивную доску, создавая условия для закрепления учебного материала, контроля и коррекции.

На данном этапе урока учащиеся:

  • закрепляют учебный материал
  • осуществляют контроль и коррекцию в маршрутных листах

VI. Практическая работа «Построение розы ветров»(5мин)

Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой ветров. Работа с учебником стр 99 рис 6.14

Построить Розу ветров

Направление ветра         

        

        

        

        

Количество дней         

        

        

На данном этапе урока учащиеся:

  • работа со своими наблюдениями в календаре погоды;
  • соотносят данные наблюдения в таблицу;
  • закрепляют умение перенесения информации на график.

VII .Рефлексия (осмысление)                                                                                                 СЛАЙД №14

Подведение итогов урока  (3 мин)

Учитель предлагает учащимся  определить степень   достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность

В таблице  заполняется третья колонка (узнал).

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейна с урока:

Урок географии

Интересный, познавательный

Путешествовали, искали, узнавали

Быстро прошел урок.

Здорово!

На данном этапе урока учащиеся:

  • выясняют степень достижения поставленной цели
  • рефлексируют свою деятельность
  • В таблице  заполняется третья колонка (узнал).
  • задают вопросы учителю по материалу урока
  1. Домашнее задание  (1 мин)                                                                                     СЛАЙД №13

§39, с.120, в. 3,4

По выбору:

Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

Как ветер влияет на облик Земли?

Подготовить сообщение о видах ветра.

Творческое задание: сочинитьсказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока        

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся.

На данном этапе урока учащиеся:

  • записывают домашнее задание

 выбирают задания для домашней работы

  • задают вопросы учителю по домашнему заданию

Приложение №1.

Команда 1

1) Тема урока___________________________

2) Напишите определение ___________________________________________________________________

Заполнение таблицы.

знаю

хочу узнать

узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление

3) Причина возникновения ветра ______________________________________________________________________________________

4) Ветер дует? Из области _____________давления в область ____________

5) В каком направлении будет дуть ветер. Проведите стрелку в нужном направлении.

Рис. 1

А

        Б

770

        Изобары

6) Названия ветров

7) Дополните схемы

муссоны

                      Зима:                                                                        Лето:

суша

море

суша

море

Проверь свои знания - Мурманская область на карте Родины

8) Постройте розу ветров г. Мумбай

С

СВ

СЗ

Ю

ЮВ

ЮЗ

9) Объяснение схемы своего маршрута – путешествия.

Вы находитесь в точке с координатами ( 18 с.ш.70 в. д.). Вашему кораблю необходимо обогнуть Африку с юга и попасть в Южную Америку. Нанесите на карту ваш маршрут, обозначая географические объекты и ветра с помощью которых вы достигните своей цели.

В (________) месяце мы были вынуждены покинуть эту замечательную страну (__________), задул попутный ветер___________, которым всегда пользовались арабы. Дорога до острова Мадагаскара заняла 1 месяц. После того как мы обогнули мыс Доброй Надежды, удача опять улыбнулась нам. С помощью постоянных ветров (_______________) мы причалили к посёлку Лонгвуд на острове Святой Елены, который знаменит как место ссылки Наполеона Бонапарта. В Лонгвуде находится дом, где он жил с 1815 и умер в 1821 году. Переждав штиль (_____________) баллов и заправившись провизией мы снова отправились в путь до города Белен ( Бразилия). Надо было торопиться, так как в устье реки Амазонка ожидается большая и мощная приливная волна, которая прокатывается вверх по течению реки на 300 километров. Местные индейцы называют её «поророко». Мечта серфингистов!

10) Самооценка учащегося.

Этап урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оценка по 5-ти бальной системе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:  «Ветер».

 Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их  в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами технологии модульного обучения (элементы).

Тип урока – урок комбинированный.

Цели по содержанию:

А) Образовательная – формирование существенных признаков понятия «ветер»; выявить зависимость ветра от атмосферного  давления; раскрыть  причины формирования разных видов ветров на земной поверхности.

Б) Развивающая – способствовать формированию умений:

  1. умение  анализировать текст учебной статьи и дополнительных источников географической информации;
  2. решать задачи на определение направления ветра в зависимости от атмосферного давления;
  3. вычерчивать и анализировать «розу ветров»;
  4. составлять схемы образования разных видов ветров в виде ЛОС (логически опорных сигналов).

В) Воспитательная – средствами учебного занятия вырабатывать географическую грамотность учащихся.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: 1)  Алексеев А. География «Полярная Звезда» учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / 2)Дидактические материалы для организации работы учащихся.

             3) Компьютерная презентация.

Оборудование: ноутбук, презентация, дидактический материал по теме, маршрутные листы для обучающихся

Предполагаемые результаты:

1. Метапредметные результаты:

Регулятивные (учебно-организационные):

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя и работать в соответствии с ней;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми  результатами.

Познавательные  (учебно-логические):

  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • решать проблемные задачи;

Коммуникативные (учебно-информационные):

  • отбор информации  в учебных и справочных пособиях;
  •    работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли,            поиск определений понятий, поиск ответов на вопросы, составление логической цепочки, составление по тексту схемы.

2. Предметные результаты: заложены в целях урока.

Формирование УУД: извлечение необходимой информации из текстов (П);

             использование знаково-символических средств (П); установление причинно следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) – (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);  ставить учебную задачу под руководством  учителя и работать в соответствии с ней (Р); сравнивать полученные результаты с ожидаемыми  результатами (Р).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Приветствует учащихся, создает благоприятную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу по ходу урока, проверяют готовность своего рабочего места.

2.Актуализация знаний и умений

Напоминает способы деятельности на уроке, используя маршрутный лист  и групповую форму работы. Задает вопросы по теме прошлого урока «Атмосферное давление».

Слушают пояснения учителя, отвечают на его вопросы. Работают на уроке с маршрутным листом.

3. Целеполагание и мотивация

Предлагает прочитать проблемную задачу и проанализировать ее содержание.

Предлагает  озвучить тему и цели урока. Организует мотивирование к учебной деятельности на уроке.

Решают проблемную задачу с помощью учителя и с опорой на знания по теме «Атмосферное давление».

Формулируют тему и цели урока.

Определяют объем работы. Прогнозируют результат своей деятельности.

4.Изучение нового материала и закрепление

Поясняет новый материал. Дает задания по маршрутному листу, контролирует ход их выполнения.

Обращает и внимание на самое важное по ходу урока. Предлагает работу в группах при выполнении задания блока №3 (по видам ветров).

Каждый в самостоятельном режиме выполняет задания 1,2,4,5 блоков, используя маршрутный лист.

Выполняют задания блока №3, работая в группах по 4 человека.

5. Применение знаний и умений

Предлагает решить задачи по теме «Ветер»; составить ЛОС (логически опорный сигнал) по разным видам ветров; построить «розу ветров» и проанализировать ее на основе предложенного краеведческого материала.

Решают задачи, предложенные учителем; работают в группах и составляют ЛОС; строят «розу ветров» и анализируют ее.

6. Проверка уровня усвоения знаний и умений

Предлагает решить кроссворд по теме урока и оценить себя.

 Решают кроссворд. Оценивают себя с помощью блока «Самоконтроль».

7. Рефлексия

Задает вопросы:

  • Я раньше не знал, а теперь знаю, что…
  • Я раньше не умел, а теперь умею…
  • Мне сегодня на уроке было…
  • Я на уроке…
  • Я после этого урока постараюсь…

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют собственную деятельность на уроке.

8.Домашнее задание

Уч. с. 99-101, вопросы; доклады по желанию по местным ветрам (бора, фен, самум); творческие задания по желанию по теме «Ветер».

Записывают д/з.

Маршрутный лист

Урок по теме «           »

Цели урока:  

Блок I. Атмосферное давление.

Вопросы и задания

Источник информации

1. Что такое атмосферное давление?

С какой силой воздух давит на земную поверхность? Что является главной причиной разного атмосферного давления на земной поверхности? Какое атмосферное давление считается нормальным? Как называется прибор, измеряющий атмосферное давление? Как называются линии на карте, соединяющие  территории с одинаковым атмосферным давлением? Назовите правило, в соответствии с которым меняется атмосферное давление с высотой?

Знания материала

с прошлого урока или (и) текст уч.с. 98.

2. В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными фашистами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот мальчик взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, высотой  30 метров.

А) Объясните, какую закономерность использовал мальчик при выполнении этого сложного задания?

Б) Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху?

В) Следовательно,  тема нашего урока…

Знания материала с прошлого урока.

Блок II. Ветер: понятие, причины его образования, свойства.

1. Что такое ветер? Каковы главные причины его образования? Какие характеристики ветра вы знайте?

Как называется прибор для измерения направления ветра? Как называется прибор для измерения скорости ветра? С помощью шкалы Боффорта и рисунка уч.с. 99 назовите последствия ветров разной силы для человека.

Уч.с. 99, шкала Боффорта (приложение 1) презентация к уроку.

2. Как называется ветер, дующий с севера?

Как называется ветер, дующий с юго-запада?

Куда дует северо-западный ветер?

Подумайте и определите, в каком направлении  будет дуть ветер?

И какой из них будет сильнее?

А. 730 мм. рт. ст.           756 мм. рт. ст.

Б.  765 мм. рт . ст     744 мм. рт. ст.

В.  720 мм. рт. ст.     775 мм. рт. ст

Уч.с. 99, презентация к уроку.

Блок III. Виды ветров. /Работа в группах по 4 человека/

Группа №1 Постоянные ветры – пассаты.

1. Как распределяются пояса атмосферного давления на земной поверхности?

Уч.с.100

2. Дайте определение понятие пассатам.

Уч.с.100

3. Как образуются ветры пассаты?

Уч.с.100

4. Какое направление имеют эти ветры в северном и южном полушариях?

Уч.с.100

5. Составить на листе ватмана схему (ЛОС – логически опорный сигнал) образования пассатов.

Уч.с.100

Группа №2 Постоянные ветры – ветры западного переноса.

1. Какие ветры называются постоянными?

Уч.с.100

2. Дайте определение понятие западным ветрам.

Уч.с.100

3. Как образуются ветры западного переноса?

Уч.с.100

4. Какое направление имеют эти ветры в северном и южном полушариях?

Уч.с.100

5. Составить на листе ватмана схему (ЛОС – логически опорный сигнал) образования ветров западного переноса.

Уч.с.100

Группа №3  Постоянные ветры – полярные ветры.

1. Дайте определение понятие полярным ветрам.

Уч.с.100

2. Как образуются полярные ветры?

Уч.с.100

3. Что является главной причиной отклонения ветров от своего первоначального направления?

Уч.с.100

4. Какое направление имеют эти ветры в северном и южном полушариях?

Уч.с.100

5. Составить на листе ватмана схему (ЛОС – логически опорный сигнал) образования полярных ветров.

Уч.с.100

Группа №4 Сезонные ветры – муссоны.

1. Дайте определение понятие сезонным ветрам.

Уч.с.100

2. Дайте определение понятие муссонам.

Уч.с.100

3. Как образуется летний муссон?

Уч.с.100

4. Как образуется зимний муссон?

Уч.с.100

5. Составить на листе ватмана схему (ЛОС – логически опорный сигнал) образования муссонов.

Уч.с.100

Группа №5 Суточные ветры – бризы.

1. Дайте определение понятие суточным ветрам.

Уч.с.101

2. Дайте определение понятие бризам.

Уч.с.101

3. Как образуется дневной бриз?

Уч.с.101

4. Как образуется ночной бриз?

Уч.с.101

5. Составить на листе ватмана схему (ЛОС – логически опорный сигнал) образования бризов.

Уч.с.101

Группа №6 Значение ветров. Ветры Кировской области.

1. Назовите примеры положительного влияния ветра.

Уч.с.101

2. Назовите примеры отрицательного влияния ветра.

Уч.с.101

3. Какие ветра преобладают в Кировской области?

Доп., информация (Приложение 2)

4. Приведите пример урагана в Вятскополянском районе Кир., обл.

Доп., информация (Приложение 2)

Блок IV. Практическая работа по построению «розы ветров» (Приложения 3-9).

Блок V. Самоконтроль. Кроссворд (Приложение 10)

По Вертикали:

1. Горизонтальное перемещение воздуха из областей с высоким давлением в области с низким давлением.

По горизонтали:

2. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность.

3. Прибор для измерения скорости ветра.

4. Постоянный ветер, дующий от 30-х широт к экватору.

5. Прибор для измерения направления ветра.

6. Ветер, возникающий на границе суши и моря, и меняющий свое направление в течение суток.

 

2

 

1

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внутренние воды России. Реки. Баченина Т.В. – учитель географии филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино 8 класс

Слайд 2

Цель и задачи урока: Задачи: - Сформировать представление о разнообразии внутренних вод России. Образовательные: - Расширить и углубить знания о реках и значение их в природе и жизни человека. - умение определения уклона и падения рек. Развивающие: - уметь анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное, -экологические понятия о воде. Воспитывающие: - воспитывать любовь к России, к родному краю.

Слайд 3

Это интересно В России-2,5 млн рек и около 3 млн. озер. 10% территории занимают болота, 60% территории занимает многолетняя мерзлота. Из 34 крупнейших рек мира 6 находятся полностью на территории России: Енисей, Лена, Объ , Волга, Северная Двина, Колыма. На одного жителя России приходится 22400 м воды в год.

Слайд 4

Реки Водные ресурсы

Слайд 5

Реки режим виды питание Уклон и падение реки происхождение строение

Слайд 6

Реки Реки относятся к бассейнам трех океанов – Атлантического, Тихого ,Северного Ледовитого.

Слайд 7

Строение реки Составные части рек исток русло море устье озеро Правый приток горы приток

Слайд 8

Строение реки

Слайд 9

Режим рек Летнее половодье (разлив во время муссонов) Весеннее половодье (разлив рек весной) Паводок (разлив после дождей) Межень (низкий уровень воды в реке)

Слайд 10

Уклон и падение реки Падение реки – это превышение истока над устьем. Выраженное в метрах. Уклон реки – отношение падения реки к ее длине. Выраженное в см/км.

Слайд 11

Виды рек равнинные горные

Слайд 12

Виды питания рек Снеговое Дождевое Ледниковое Подземными водами смешанное

Слайд 13

Влияние человека на водные ресурсы. Использование воды Водопользование 1.Рыбное хозяйство 2.Гидроэнергетика (ГЭС) 3.Купание в реке 4 .Рыбалка на берегу с удочкой --------------------------------- Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество. Водопотребление. 1.Промышленность 2.Сельское хозяйство 3.Коммунальное хозяйство (вода в квартире, полив улиц). ----------------------------- В результате потребления уменьшается количество и ухудшается качество воды.

Слайд 14

Охрана вод 1.Строительство очистных сооружений, также реконструкция старых. 2.Совершенствовать технологию производства на предприятиях (система оборотного водоснабжения - отработанные воды очищаются и снова используются предприятием). 3. Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Слайд 15

Используемые сайты и литература www. tourism.intat.ru w ww.tourparade.ru www.tourparade.ru www.brics.dk www.tourism-carpwww.asu.ru www.darwin.museum.ru www.eco.ulstu.ru www.sebrant.ru www.ruza-swiss.com www.zemly.ru www.sbras.nsc.ru www. photocity.ru www.terragalleria.ru И.И.Баринова Рекомендации к планированию уроков. М.: Дрофа. Современный урок географии.- М.: Школьная пресса, 2002 Е.А.Жижина . Поурочные разработки по географии. М.: 2002. И.И.Баринова., В.Яром География России. Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23



Предварительный просмотр:

Разработка урока географии

Тема урока: «Водяной пар в атмосфере. Облака».

Цель урока: на основе полученных ранее знаний обеспечить осознание и осмысление обучающимися новой информации; создать условия для стимулирования познавательной активности, развития коммуникативных компетенций средствами кейс-технологии.

Задачи:

- закрепить понятия «Атмосфера», «Абсолютная, относительная влажность».

- показать особенности образования различных видов облаков;

- стимулировать развитие эмоциональной сферы и творческих способностей

обучающихся;

- воспитывать организованность, стремление рационально использовать время;

- расширять географический кругозор,

- способствовать формированию целостной географической картины мира на основе межпредметных связей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (использование презентации, демонстрации), практические (самостоятельная работа с материалами кейса).

Технологии обучения: элементы кейс-технологии.

Программно-методическое обеспечение:

-Программа«География 6-9 классы». Сост. Е.В. Овсянникова.- М: « Дрофа»,2009.

- Рабочая программа «География. Начальный курс». Составитель – Мусская Т.М.

- Учебник: Николина , Н.И. Алексеев «География», - М.: ООО «Полярная звезда », 20125г.

- Атлас .География. 6 класс. - М.; Дрофа; Издательство ДИК. Редакторы Е.А. Ильина, С.А. Ильина.

- ЭОР: мультимедиа презентация.

Оборудование:

- Мультимедиа оборудование (проектор, экран).

- Раздаточный материал (кейс)

Ход урока

(используйте материалы презентации по ходу содержания урока)

Деятельность учителя  

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент Приветствие.

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3. Формулировка целей урока.

Жил на свете мальчик, ваш ровесник. Рос он в обыч

ной семье. Ничем от своих сверстников не отличался

Разве что тем, что очень любил птиц. Ежедневно в определенный час он выходил на улицу с пакетом, полным корма.   Птицы привыкли к нему и слетались в положенный час со всей округи.Он наблюдал за полетом птиц, мечтая вот так же как они, взмыть в небеса.

Прошли годы… Мальчик вырос, но мечту свою он

так и не забыл. Она нашла отражение в его творчестве.

(картины Куинджи) Перед вами работы замечательного

художника Архипа Куинджи.

Какова тема его работ?

Он создал целый цикл картин на тему «Облака»

Вспомните себя в детстве, наверняка вы, глядя в

небо, задавались вопросом: что же такое облака и из

чего они состоят? Почему они приобретают такие

интересные очертания? Куда они спешат?

На сегодняшнем уроке мы ответим на все эти вопросы с точки зрения географии.

Запишем число и тему урока.

Давайте сформулируем цель урока.

Изучением облаков занимаются ученые-метеорологи. Мы сегодня «примерим» на себя их профессию и займемся серьезным исследованием.

Объяснение нового материала.

На предыдущем уроке мы говорили о том, что

воздух содержит определенное количество водяного

пара.Как зависит влажность воздуха от его температуры?

Что произойдет с влагой, содержащейся в воздухе при

понижении его температуры? «Лишняя» влага

выделяется из воздуха в виде мельчайших капелек воды.

Процесс превращения водяного пара в капельки

воды называется конденсацией.Это явление вы можете наблюдать ранним прохладным летним утром, когда над рекой стелется пелена тумана.

Водяной пар не всегда конденсируется у поверхности. Воздух, содержащий водяной пар,нагреваясь, поднимается вверх. Как изменяется температура с высотой? Воздух охлаждается, водяной пар превращается в капельки воды, но уже на высоте.Если температура на высоте ниже нуля, то пар превращается в кристаллики льда. Так образуются облака.

Сформулируйте определение «облака».

Есть облака, похожие на скопления ваты, есть те,

которые напоминают легкое птичье перышко, или

сплошное серое одеяло.

Почему они отличаются по внешнему виду?

Как образуются?

Почему те самые облака «из ваты» вы не увидите на

небе зимой?

Ответы на эти вопросы вы найдете в материалах

кейса «По дороге с облаками» приложение материалы

Презентаци.

Физкультминутка.

Организация работы с материалами кейса.

Перед вами на партах в файлах лежит разнообразный материал, описывающий характеристики облаков. Но материал весь перемешался. Ваша задача как опытных ученых-метеорологов восстановить «правильный» портрет каждого вида облаков. При этом в таблице вы должны их расположить снизу вверх (от низкого яруса до самого высокого).

По описанию определите, какая из иллюстраций

подходит под каждый вид облаков. А также выберите

основные их характеристики и внесите в таблицу кейс

Приложение 1, Приложение 2. Поможет вам легенда

«Спор облаков» Приложение 3.

Проверим результаты вашей работы.

2 человека, работавшие с большой схемой выходят

к доске, остальные проверяют правильность заполнения

таблиц.

Помимо основных видов, которые мы рассмотрели,

выделяют еще смешанные виды облаков

Приложение 4.

А теперь интересные факты из жизни облаков.

Презентация

(дополнительный материал)

1 вариант «Облако тегов»

2 вариант Узнать вид облаков по описанию или рисунку.

6. Оценка работы обучающихся на уроке. Выставление отметок.

7. Информация о домашнем задании

Сообщение домашнего задания

Д/З. Параграф 22.

Подобрать загадки, стихи про виды осадков: снег,

дождь, иней, град и т.д

.

8. Рефлексия (1 мин).

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Подведем итоги урока:

- Что нового мы узнали?

- Чему мы научились?

- Какие эмоции получили в ходе урока?

Вспомним сформулированную нами цель урока?

Достигли ли мы ее?

2 вариант (основан на методике «Цветовая

диагностика»)

Ребята, перед вами – набор облаков разных цветов.

Каких? Почему именно эти цвета вы видите перед

собой?

Подумайте и поднимите облако того цвета, который

вам сейчас больше всего нравится.

Цвет отражает эмоциональное состояние ребенка:

_ красный – восторженное;

_ оранжевый – радостное, теплое;

_ желтый – светлое, приятное;

_ зеленый – спокойное, уравновешенное;

_ голубой - комфортное;

_ синий – неудовлетворительное, грустное;

_ фиолетовый – тревожное, напряженное.

Спасибо за работу на уроке. До свидания.

Осознание степени достижения

цели урока, личностных результатов

Подготовка обучающихся к работе, создание

оптимальных условий для решения учебных задач,

достижения цели урока.

Проверка готовности к уроку.

Запись числа и темы урока в

тетрадь.

Обобщают имеющиеся знания по

теме «Атмосфера»

4. Первичное усвоение новых знаний

Слушают объяснение учителя

Актуализация знаний

Формулировка понятия, запись в

тетрадь.

Работа с кейсом.

Составление сводной таблицы

«Виды облаков» кейс

Приложение 1, Приложение 2

Презентация результатов работыс кейсом.

Анализ схемы

5. Первичное закрепление

Запись домашнего задания в

дневники.

.

 Рефлексия



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Материалы для опытных ученых-метеорологов (учащихся), чтобы восстановить «правильный» портрет каждого вида облаков

Название

Внешний вид

(фото)

Описание

Процесс образования, высота

Сезон года

Перистые

Плотные облака с тёмными

основаниями и ярко-белыми

вершинами, поднимающиеся в виде

огромных горообразных масс.

Располагаются в виде отдельных

редких облаков.

Образуются при подъеме теплого

воздуха над поверхностью земли на

высоте от 2 до 6 км.

С весны до осени

Кучевые

Серые однородные облака,

напоминают приподнятый над

землёй туман. Обычно они

закрывают всё небо. Нижний край

этих облаков может опускаться очень

низко

Образуются при движении теплого

воздуха над холодной поверхностью

земли, т.е. при контакте теплого и

холодного воздуха.

Самый нижний ярус облаков.

Образуются на высоте менее 2 км.

С весны до осени

Кучево-дождевые

Плотные, ярко-белые облака,

напоминают скопления ваты. Часто

принимают самые удивительные

очертания. Располагаются в виде

отдельных редких облаков.

Этот тип облаков образуется при

быстром поднятии тёплого воздуха

на высоте 2-6 км.

В течение всего года

Слоистые

Отдельные белые волокнистые

облака, тонкие и прозрачные. Через

них просвечивает небо.

Располагаются в виде пучков или

беспорядочно спутанных полос.

В верхних частях тропосферы при

контакте теплого и холодного

воздуха.

Верхний ярус облаков, высота 8-10

км.

В течение всего года

Приложение 2.    Спор облаков.

Давным-давно, много лет тому назад, в Царстве Облаков жили три брата

Перистое облако, Слоистое облако и Кучевое облако. И вот однажды, затеяли

они спор.

- Я красивее всех и выше всех! – сказало Кучевое облако.Я появляюсь

на высоте 2–3 км, а снежно-белая верхушка разрастается до 6 км. Я состою из

капелек воды и льда. Я напоминаю огромные горы.

- Ты не прав, брат!– возразило Перистое облако.– Это я всех красивее!

Это я выше всех! Я поднимаюсь на высоту 8–10 км. Сквозь меня видно небо и

проходят лучи Солнца, а сам я напоминаю тонкое кружево.

Зато я могу закрыть все небо! – заключило Слоистое облако, - и через

меня ничего не будет видно.

Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала

слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны.

С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЛАКА ОБЛАКА

Слайд 2

Облака –массы переносимого по воздуху водяного пара - закрывают около 50% земной поверхности в любой данный момент времени. Они являются частью круговорота воды в природе – процесса, обеспечивающего все живое на Земле пресной водой .

Слайд 3

Как образуются облака? Облака состоят из воды или льда. Водяной пар, испаряющийся с поверхности морей и океанов, присутствует в атмосфере. Чем выше температура, тем больше содержится в воздухе водяного пара. Поднимаясь, он охлаждается. Когда температура падает до определенной отметки, избыток водяного пара конденсируется в капельки воды.

Слайд 4

Почему воздух поднимается? Турбулентность – происходит в результате резкого изменения направления и скорости ветра. Орографический подъем происходит при движении воздуха через горы.

Слайд 5

В результате орографического подъема могут образоваться облака разных видов: горный туман, облачная шапка, флагоподобные , чечевицеобразные, вихревые. Образование орографических облаков Флагообразное облако у пика горы в Гималаях

Слайд 6

Образование конвективного облака.

Слайд 7

Фронтальное облако

Слайд 8

Типы облаков Наши предки пытались описать и классифицировать облака. Но первым, кому это удалось был французский натуралист Жан Батист Ламарк. В 1802 году он предложил классифицировать облака по трем или пяти ярусам. В этом же году английский химик Люк Говард разработал классификацию, включающую три типа и дал им латинские названия: перистые, слоистые, кучевые. Сегодня ВМО различает 10 типов облаков .

Слайд 10

Верхний ярус от 6 – 18км: Перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые. Состоят из кристаллов льда, имеют форму тонких белых полос, барашков, ослепительно-белых кружев. Осадков не приносят .

Слайд 11

Средний ярус от 2-6 км: Высококучевые, высокослоистые. Состоят из смеси капелек воды и кристаллов льда. Выглядят как серо-белые разорванные пласты, или серо-голубые цельные полотна. Осадков из них выпадает мало

Слайд 12

Нижний ярус до2 км: кучевые, слоисто-кучевые, слоистые, слоисто-дождевые, и кучево-дождевые. Три первых типа состоят из капелек воды, остальные из смеси воды и льда. Похожи на серое полотно, приносят моросящие осадки. Слоистые выглядят как темно-серый пласт и несут обложные дожди или снег. Кучевые – это плотные, темные облака, похожи на большие горы, ассоциируются с сильным дождем и грозами.

Слайд 13

Можно ли предсказать погоду по облакам? Красные облака на небе во время заката часто гарантируют ясную погоду на следующий день. Облака медного оттенка с яркими серебристыми краями несут грозы летом и град зимой. Рассветное небо, покрытое кроваво-красными пятнами, предвещает бурю. Небо в «барашках» перисто-кучевых облаков нередко предвещает конец периода установившейся погоды. Перистые облака часто указывают на изменение погоды. Кучево-дождевые облака приносят грозы с дождем, снегом и градом.

Слайд 14

Знаете ли вы? ****** Затерявшиеся в море моряки могут найти дорогу по облакам. Кудрявые облака обычно образуются над островами. ******* Самые высокие облака – перистые. Онимогут достигать высоты 18 км и содержат до 500 тыс. тонн влаги. ******* Чтобы искусственно вызвать дождь, облака с самолета бомбардируют кристаллами йодистого серебра. Вода вокруг них конденсируется и выпадает в виде дождя или снега. ****** Самое влажное место на земле – остров Кауаи (Гавайи). Здесь дождь идет 335-360 дней в году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....

Технологическая карта к уроку- презентации проекта "Моя малая Родина"

Технологическая карта разработана с учётом требоаоний ФГОС. Урок-презентация является итоговым прощдуктом исследовательской деятельности по краеведению учеников 5 класса....

Конспект урока + презентация + технологическая карта урока по обществознанию "Сфера духовной жизни"

Разработка урока обществознания к учебнику Боголюбова для 8 класса. Представлен подробный конспект, красочная презентация и весь дополнительный материал....


 

Комментарии

Татьяна Баченина

уроки географии