«Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии»
план-конспект урока по географии (8 класс)
Технологическая карта урока географии по Основным видам почв России
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии 8 класс
Учебник: География, А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.
Учитель: Исмаилова К.А., учитель географии МБОУ «Подсинская СШ»
Тема: «Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии»
Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.
Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.
Задачи:
Предметные:
- давать определения терминов, понятий по тематике урока;
- выявлять и называть особенности зональных типов почвы;
- выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;
- читать и анализировать тематические карты;
- описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;
- давать характеристику зональных типов почвы;
- обозначать на контурной карте географические объекты.
Личностные:
- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;
- понимание и осознание особенностей зональных типов почв;
- использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- находить достоверные сведения в источниках информации;
- обобщать тематический материал;
- формулировать выводы;
- составлять описания на основе достоверных источников информации;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- составлять характеристику явления или объекта.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- планировать учебную деятельность;
- самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение;
- понимать позицию другого.
Личностные УУД:
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;
- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;
- понимать эмоциональное состояние других;
- осознавать и проявлять себя гражданином России.
Предметные УУД:
- знать особенности типов почв России;
- знать распространение различных типов почвы по территории страны;
- знать основные понятия;
- уметь читать географические карты;
- уметь выявлять взаимозависимость типа почвы от климатических условий, условий рельефа, типа растительности;
- уметь показывать на карте распространение основных типов почв на территории России.
Оборудование: карта почв, физическая карта, карта природных зон, сода, образец грунта, вода, тары, чай.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический.
Ход урока
Этап урока | Содержание урока | Действия учителя | Действия обучающихся | Планируемый результат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организа-ционный этап. (3 мин) | - Здравствуйте, ребята! Я хочу, чтобы урок был полезным, поучительным, познавательным для всех нас. А почему я выбрала пожелания на буквы «П» (тема прошлого урока была «Почва». | Приветствие учителя. Учитель задает вопрос | Обучающиеся приветствуют учителя. Высказывают свои версии. Ученики слушают, и организуют себя на учебный процесс | Личностные УУД: - осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
#1062;елепола-гание (4 мин) | - Посмотрите на почвенную карту России в географическом атласе. - Почему карта раскрашена в разные цвета? (один цвет соответствует одному типу почв) - Кажется, на первый взгляд карта пестрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв? (Главная закономерность распространения почв – это широтная зональность, то есть приуроченность определённых типов почв к конкретной географической широте местности. Сформулируйте тему нашего урока? «Зональные типы почв России» Цель: Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв. | Учитель задает вопрос. Учитель предлагает предположить тему урока | Вступают в диалог с учителем. Ученики отвечают на вопросы Ученики совместно с учителем формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в учебной деятельности; Познавательные УУД: - формулировать выводы; Личностные УУД: - аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
#1040;ктиуализация опорных знаний (3 мин) | Фронтальный опрос домашнего задания. Почему по мнению В.В.Докучаева, почва - это не мертвая горная порода, а полная жизни? (Почва - это сложная и динамичная система, состоящая из минеральных и органических частей, воды, воздуха и микроорганизмов. В нее входят плодородный горизонт, который содержит органические вещества, и несколько слоев, которые имеют разные физические, химические и биологические свойства. Второй вопрос: – может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Вспомните, какие существуют почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение. Задание: прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы. Взаимодействуют все страны и народы, (Горные породы, климат, рельеф, растительность, животный мир, грунтовые воды, время, деятельность человека.) -Какой почвообразующий фактор я не упомянула в своем стихотворении? (микроорганизмы) -Какова роль микроорганизмов, содержащихся в почве? (Способствуют разложению остатков растений и животных до гумуса.) Проверяем работу | Учитель читает вопросы. Учитель дает задание Организует взаимопроверку | Ученики вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Выполняют и отвечают на вопросы по заданию Выполняют взаимопроверку | Познавательные УУД: - обобщать тематический материал; - устанавливать причинно- следственные связи; - составлять характеристику явления или объекта. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
#1048;зучение нового материала
| 1. Мы не однократно произнесли – тип почвы, а как вы понимаете: что же такое тип почвы? Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.
Давайте совершим небольшое путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно-Европейской равнины. Объясните, почему при движении с севера на юг нашей страны почвы изменяются? Смена почв вызвана 1) широтная зональность, 2) закономерным изменением климата и растительности в этом же направлении, 3) сменой форм рельефа и материнских пород. Почему западная часть России отличается большим разнообразием почв, чем восточная?» (Так как Россия сильно вытянута не только с севера на юг, но и с запада на восток и занимает большую площадь, а следовательно расположенный в разных климатических поясах и характеризующий различный период условий, то результат является разнообразие почв.
Всегда ли сохраняется закон широтной зональности? Подумайте, где этот закон нарушается? В горах - высотная поясность, каждому высотному поясу соответствует свой тип почв. Вертикальная зональность, от подножия к вершине.
Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почв соответствуют типу растительности. Поскольку в пространственном распределении этих факторов существует определенная закономерность, то такая же закономерность существует и в территориальном размещении почв. Вывод: (самостоятельно) Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Климат закономерно сменяется по направлению с севера на юг. В этом направлении происходит и смена почв. Впервые это доказал русский ученый В.В.Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Они соответствую главным природным зонам нашей страны. Итак, главными факторами зонального размещения почв по поверхности России является: 1) протяженность страны с севера на юг и большое 2) разнообразие климатических условий ( температура, количество осадков, испаряемость) | Учитель задает вопрос и предлагает высказать свои предположение Предлагает воспользоваться почвенной картой Учитель предлагает сделать вывод | Ученики слушают и высказывают свои предположения. Ученики открывают атласы и отвечают на вопросы анализируя карту Ученики самостоятельно формулируют вывод на основе изученного материала | Регулятивные УУД: - планировать учебную деятельность; Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение; Предметные УУД: - знать распространение различных типов почвы по территории страны; - знать основные понятия; - уметь читать географические карты; - уметь выявлять взаимозависимость типа почвы от климатических условий, условий рельефа, типа растительности; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Самостоятельный поиск информации, работа с фрейм таблицей. Задание: С помощью учебника п.38 и карт атласа заполните таблицу «Главные типы почвы России» Заполни таблицу
| Учитель дает самостоятельное задание | Ученики самостоятельно заполняют таблицу | Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в учебной деятельности; - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Предметные УУД: - знать распространение различных типов почвы по территории страны; - уметь выявлять взаимозависимость типа почвы от климатических условий, условий рельефа, типа растительности; - уметь показывать на карте распространение основных типов почв на территории России; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза (2 мин) | Ветер дует нам в лицо – (Машем кистями рук к лицу.) Закачалось деревцо. (Руки подняли вверх, качаемся влево - вправо.) Ветер выше, выше, выше. (Поднимаемся на носочках, тянемся вверх руками.) Мы все ниже, ниже, ниже. (Медленно приседаем.) Ветер дует нам в лицо – (Машем кистями рук к лицу.) Закачалось деревцо. (Руки подняли вверх, качаемся влево - вправо.) Ветер выше, выше, выше. (Поднимаемся на носочках, тянемся вверх руками.) Мы все ниже, ниже, ниже. (Медленно приседаем.) | Учитель в роли ведущего дает команды | Ученики встают возле своих мест и выполняют команды учителя | Личностные УУД: - понимать эмоциональное состояние других; - осознавать и проявлять себя гражданином России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Практическая работа по теме «Определение кислотности почвы». Учитель химии: А теперь давайте определим кислотность различных почв с помощью народных способов. 1 опыт Сода: Вам понадобятся Образец грунта Пищевая сода Чистая вода Тара Немного грунта смешайте в таре с водой, чтобы получилась кашеобразная масса, и добавьте чуть-чуть столовой соды. Если на поверхности появились пузырьки, началось шипение, значит, почва кислая. В противном случае ничего не произойдет. 2 опыт Чай: Что нужно:
В стакан заваренного листового черного чая положите щепотку земли и хорошо размещайте. Если цвет не меняется, почва щелочная или нейтральная. Чай светлее? Значит, грунт кислый. Можно сравнить процесс с реакцией чая и лимона. Сок лимона имеет около 2 рН. Если добавить в чай дольку лимона, он становится более прозрачным. Так и здесь: почва с высокой кислотностью осветлит напиток. Только не переборщите – достаточно чайной ложки. Еще раз напомним, что данные способы не являются эффективными. Какие-то из них могут работать, а какие-то – нет. К тому же, конкретных цифр вы не получите. Вывод: почвы не кислые. | Учитель определяет дальнейшую работу. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при выполнении практической работы. Учитель нацеливает на выполнение работы в парах. Учитель наблюдает за процессом работы, консультирует Учитель слушает, оценивает работу учащихся. | Ученики работают в парах проводят эксперименты Ученики называют правила безопасной работы при выполнении практической работы. Каждая пара Рассказывает результат эксперимента. Дают обоснование полученным результатам И делают вывод. Другие слушают, вступают в диалог при обосновании результатов эксперимента | Личностные УУД: -аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях; Регулятивные УУД: - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - планировать учебную деятельность; Познавательные УУД: - устанавливать причинно- следственные связи; - составлять характеристику явления или объекта. Регулятивные УУД: - самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные УУД: - формулировать выводы; Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение; - понимать позицию другого. Предметные УУД: - знать особенности типов почв России; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
#1047;акрепление (4 мин) | Какой тип почвы занимает наибольшую часть России? Ответ: Наиболее распространенным типом почв являются подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км2, что составляет 40,9% от общей площади почв. #1050;акие почвы формируются под лесами? (подзолистые, серые лесные) #1042; какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (в степях) #1050;акие почвы самые плодородные? (черноземы) #1055;очему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (идет промыв почвы, так как k > 1) #1055;очему самые плодородные почвы России - чернозем, «царь почв», по образному выражению В.В.Докучаева, находится под степной растительностью? Травы – самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный. Нет промыва, т.к. увлажнения недостаточное, что способствует накоплению гумуса. 7. В какой зоне происходит накопление солей? (полупустынь) #1055;очему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в европейской части, а таежно-мерзлотные? (потому что они зависят не только от растительного покрова, но и от количества осадков, тепла и поступления в почву органического вещества, многолетней мерзлоты. В Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву) При избыточном увлажнении идет промыв гумуса, образуется неплодородный горизонт вымывания – подзол. -Какой же вывод мы можем сделать? Почвы России также разнообразны, как разнообразна природа нашей страны. | Учитель объясняет задание и задаёт вопросы Предлагает сделать вывод | Ученики отвечают на вопросы учителя. Делают вывод | Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение; Предметные УУД: - знать распространение различных типов почвы по территории страны; - знать основные понятия; - знать особенности типов почв России; - уметь выявлять взаимозависимость типа почвы от климатических условий, условий рельефа, типа растительности; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
#1044;омашнее задание (1 мин) | П. 38 прочитать; выучить таблицу «Главные типы почвы России» | Учитель комментирует домашнее задание. | Ученики записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
#1055;одведение итогов (1 мин) | Ребята, посмотрите на цель нашего урока, добились ли мы своей цели? Какие вы сделали сегодня открытия? Оценивание. | Учитель комментирует оценки. | Ученики анализируют свою деятельность на уроке. | Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
#1056;ефлексия (1 мин) | Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана 1. Сегодня я узнал…….. 2. Было интересно…….. 3. Было трудно……….. 4. Я выполнял задания………. 5. Я понял, что………. 6. Теперь я могу………… 7. Я почувствовал, что…….. 8. Я приобрел…………… 9. Я научился…………… 10. У меня получилось………. | Учитель организует рефлексию Выставляет оценки | Ученики по очереди по желанию высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана | Коммуникативные УУД: - излагать свое мнение; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные типы почв России
Презентация к уроку географии в 8 классе (2-ой урок темы) показывает главные типы почв России, особенности их строен...

Типы почв Казахстана
Поурочное планирование по географии Казахстана в 8 классе. На уроке применяется региональный компонент (типы почв Восточно-Казахстанской области)....

Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с ...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»
Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.Разработка урока соо...

Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса
Тематическая проверочная работа по теме "Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек"...

Материал к уроку географии в 8 классе "Почва. Зональные типы почв"
Данный материал представляет графическую основу для составления ментальной карты по теме "Почва". Материал включает также вопросы для самоконтроля по указанной теме....

Рабочий лист учащегося по географии 8 класс. Тема "Основные типы почв России. Почвы и человек"
ПЛАН РАБОТЫ:Изучить информацию учебника стр 98 -99 (П. 35)Письменно ответить на вопросы стр 99 -рубрикм «Вопросы и задания» - 1,2,3Изучить информацию учебника стр 100 -103Записать определе...
