Дифференцированный подход на уроках географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников географии на различных ступенях географического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках. Базовый курс географии призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход на уроках географии
В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников географии на различных ступенях географического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках. Базовый курс географии призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.
География объективно является наиболее школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений. Поэтому невозможно добиться усвоения географического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Признание географии в качестве обязательного предмета общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость
осуществления дифференцированного подхода к учащимся - как к определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным ученикам. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход
становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения географического материала. Дифференцированно может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового.
Дифференцированное обучение – это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учётом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Основная цель моей деятельности – способствовать развитию образованной личности, умеющей приобретать знания, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках географии.
Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:
- формирование прочных навыков;
- формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенций;
умение находить, систематизировать необходимую информацию;
- развитие интереса к изучению географии.
Дифференциация позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся , но с обязательным для всех выделением инвариантной части ( базового минимума). При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идёт своим путём. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.
Таким образом, цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворение познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:
1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся.
2. Группирование учеников на основании этих особенностей.
3. Вариативность учебного процесса в группах.
Первый аспект – учёт индивидуальных особенностей учеников характерен и для дифференциации, и для индивидуализации. Учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельного ученика. Считается, что дифференциация - одно из средств реализации личностно – ориентированного обучения. Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.
Ю. К. Бананский в книге "Оптимизация учебно-воспитательного процесса" пишет: "Основным принципом дифференциации, с нашей точки зрения, должно быть не постоянное упрощение содержания образования ( одним проще, другим сложнее ), а дифференциация помощи ученикам со стороны учителей: одни ученики нуждаются в большей помощи, другие в обычных ее дозах, третьи - в весьма незначительных".
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные аспекты учебной деятельности, можно определить следующие цели дифференцированного обучения географии:
- выявить временные технологические группы учащихся для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;
- дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей, выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;
- помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого-физических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам.
В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:
- первый уровень- объяснительно-иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.
- второй уровень- репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.
- третий уровень- частично-поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации. Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний. При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца. В 6 классе при изучении тем: "Основные формы рельефа суши","Реки","Озера" предлагаю задания разного уровня сложности: 1)выделить главные мысли изученного; 2)дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;
3)сравнить физическую карту с климатической. Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных. Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные: 1.Составить сложный план рассказа (1 уровень); 2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень); 3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта)по тексту параграфа (3 уровень); В 8 классе при изучении темы "Россия на карте мира"предлагаю следующие задания.
1)Найти крайние точки на карте (1 уровень); 2)Найти точки и определить их координаты (2 уровень) 3)Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (например ,с Канадой ,по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласа и рисунком 5 на странице 16 учебника (3 уровень)
В 10 классе, при изучении темы "Трудовые ресурсы и занятость населения", предлагаю разноуровневые задания.
1.Рассмотреть возрастную пирамиду развитых стран (1 уровень). 2.Сравнить возрастную пирамиду развитых и развивающихся стран (2 уровень). 3.Проанализировать изменения в структур занятости населения в отдельных стран мира. Составить прогноз предполагаемых изменений ,которые могут произойти в дальнейшем(3 уровень). Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями: -понимать карту(1 уровень) -читать карту(2 уровень) -знать карту(3 уровень) На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы "План и карта» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.
К примеру ,при изучении темы"Внутренние воды Африки"в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.
Река Нил - одна из крупнейших рек Африки. В разгар лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы, летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
1 гр.
Где Нил берет начало?
От слияния каких двух рек он образуется?
2 гр.
В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?
В каких из них находятся истоки?
3 гр.
Каковы источники питания притоков Нила?
Когда уровень воды их максимален и почему?
Основные формы и методы, применяемые для дифференцированного подхода в системе проверки и оценки УУД учащихся.
Одна из важнейших задач – совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся, и умения применять эти знания для выполнения практических работ. Причём такой системы проверки, при которой продолжался бы процесс развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые мной с целью объективного подхода к решению этой проблемы.
Все формы и методы контроля и проверки знаний предназначены для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования определённой системы повторения и закрепления учебного материала:
- Тестовый контроль.
Я использую тестовый тематический контроль как тренировочный (обучающий) так и итоговый. Тесты содержат несколько вариантов (равносильных между собой). Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала я предлагаю тесты в качестве домашнего задания.
Тесты составляю с учётом дифференцированного подхода к каждому ученику. Они предназначены для осуществления текущего и итогового контроля. Каждое задание имеет свой оценочный балл. Задания, оценивающийся одним баллом, проверяют основной, базовый уровень (образовательный стандарт) по данной теме, остальные задания (более сложный уровень) рассчитаны на более свободное владение материалом программы. При разработке заданий я учитываю необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д. Задания я составляю таким образом, чтобы можно было проверить усвоение содержания темы на разных уровнях: есть вопросы, где от учащихся я требую воспроизвести полученные знания, есть и такие, где необходимо применить знания в новой ситуации для объяснения какого-либо географического явления. Правильные ответы я стараюсь сообщать учащимся сразу же после сбора их работ.
- Проверочные работы.
Проверочная работа – важное событие, как для ученика, так и для меня, так как она позволяет подвести итог работы и меня и учащихся.
Цели проверочных работ:
– оценка знаний, умений и навыков учащихся;
– проверка усвоения определённой довольно большой темы;
– выполнение различного рода заданий;
– развитие логического мышления.
Материал в проверочной работе распределён в основном по возрастанию степени сложности. Степень трудности вещь достаточно условная, зависящая от уровня класса в целом, поэтому я могу корректировать уровень сложности, обеспечивая уровневую дифференциацию.
I уровень – репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют по образцу.
II уровень – аналитико-синтетический, где задания ориентированы на базовый (стандартный) уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод.
III уровень – продуктивный, в нем учащиеся получают трудные, но интересные задания. При составлении, я учитываю, чтобы учащиеся работали не механически, а могли делать обобщённые выводы, выявляя причинно-следственные связи.
По анализу проверочной работы делаю выводы о том, как каждый учащийся усвоил изученный материал. После каждой работы разъясняю неясные моменты, анализируем типичные ошибки (при необходимости вторично проверяю знания учащихся).
Это тоже делает свои положительные результаты. Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, задания, какого уровня сложности им выполнять, что приводит к стремлению здорового соперничества.
- Индивидуальные карточки-задания.
Карточки – задания, я использую для проверки знаний и умений учащихся с 9-11 кл. Они составлены на основе учебных программ.
При составлении карточек-заданий я ориентируюсь на современные тенденции развития образования, такие, как: – индивидуальное развитие учащихся (дифференцированное);
– обучение на основе критического и логического осмысления конкретных ситуаций;
– ориентация на решение проблем, стоящих перед обществом;
– понимание своего места в мире и ответственность за свою деятельность;
– самораскрытие своего “Я” как условие формирования сильной и здоровой личности.
Большое внимание я уделяю умению учащихся самостоятельно работать с источниками географической информации (ИГИ): с географическим атласом, контурными картами, дополнительной географической литературой, статистическим материалом и т.д.
Использование различных карточек – заданий (вопросы, кроссворды, чайнворды, задания по к/к, со статистич. материалом и т.д.), как видов индивидуальной проверки знаний, умений и навыков, дисциплинирует учащихся на уроке, способствует более добросовестному выполнению домашнего задания.
ВЫВОД:
Несмотря на всю трудоёмкость для учителя при подготовке к урокам, приходится тратить много времени, но удовлетворение большое, результаты оправдывают цель, ученики работают в силу своих возможностей, проявляют интерес к предмету. Они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Складывается благоприятный психологический микроклимат между всеми участниками образовательного процесс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - дифференцированный подход в обучении географии через использование ИКТ
Соединение географического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно – воспитательному процессу лич...
Дифференцированный подход на уроках географии.
Дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения....

Педагогический проект «Дифференцированный подход на уроках географии»
Я занимаюсь педагогической деятельностью больше 30 лет. Последние 10 лет занимаюсь обучением в МОБУ «Центр образования», в который приходят обучающиеся, которым по тем или иным причинам не далась учеб...

Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"
Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"...

Статья: Индивидуально-дифференцированный подход на уроках географии
Актуальность темы:«Индивидуально-дифференцированный подход в обучении» с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудн...
Дифференцированный подход на уроках географии
Дифференцированный подход на уроках географии...
