РАЗРАБОТКА УРОКА на тему «Признаки растений»
план-конспект урока по географии
Предварительный просмотр:
МБООУ Ийская санаторная общеобразовательная школа-интернат
Тоджинского кожууна Республики Тыва
РАЗРАБОТКА УРОКА
на тему
«Признаки растений»
Выполнила: Кара-Сал Урана Элдепейовна
Ий, 2022 г
Тема: Признаки растений
Цели урока:
1. Рассмотреть основные признаки растений. Повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, определить значение растений в природе и жизни человека.
2. Развивать у учащихся логическое мышление, внимательность, память, умения выделять главное, делать выводы, использовать собственные знания в новой ситуации, познавательный интерес.
3. Формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, проектор, тетрадь для учащихся, фотогалерея удивительных растений, схема фотосинтеза
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации и технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
Методические приемы: беседа, проблемные ситуации, использование раздаточного материала, самостоятельная работа учащихся, демонстрация мультимедийной презентации, с помощью проектора и компьютера, элементы технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
Ход урока:
1. Орг.момент (1 мин)
2. Актуализация знаний учащихся (4 мин)
слайд 1
- В начале урока давайте немного повторим и проверим ваши знания. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.
выполнение в тетрадях задания
«+» - верно, «-» - неверно
1. Тела живой природы называются организмами. (+)
2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух. (-)
3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород. (-)
4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические. (+)
5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают. (-)
6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода. (+)
- Все, что мы сейчас с вами повторили, нам пригодится на сегодняшнем уроке.
3. Изучение нового материала (25 мин)
А) нацеливание
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте догадаться сами, используя мои подсказки.
слайд 3
Подсказки:
Среди этих организмов встречаются хищники.
Среди них есть гиганты и карлики.
Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)
Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 5000 т и могут достигать 110 м. (Cеквоя дендрон)
Если бы эти организмы вдруг исчезли бы с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода.
Ответ: растения
тема урока записывается в тетрадях
- Сегодня мы поговорим с вами о растениях. Велик растительный мир Земли. Огромное количество растений, разнообразных по размерам, внешнему виду, биологическим особенностям, населяют нашу планету. Добро пожаловать в галерею удивительных растений!
слайд 4
Рассказ учителя: Среди растений действительно есть хищники, например, венерина мухоловка. Она получает питательные вещества, «переваривая» насекомых, лягушек и даже мышей. Самым маленьким растением по праву считают ряску вольфию, размер листочков которого достигает всего 2 мм, а самым большим – секвою вечнозеленую, высота которой может достигать 110 м. Быстрее среди всех растений растет бамбук, прирост этого растения достигает 1,7 см в час. Самый большой цветок в мире – раффлезия, размер цветка которого составляет 45 см при массе в 7 кг. Амазонская кувшинка – обладатель самых больших листьев. Самые длинные корни у дикого фикуса – до 120 м. Остальных рекордсменов среди растений вы можете изучить самостоятельно, пользуясь интернетом или школьной библиотекой.
Б) признаки, общие для растений и других живых организмов
- Растения – это объекты живой или неживой природы? (объект живой природы)
- А почему вы так решили? (присущи все свойства живых организмов)
- Предлагаю вам провести аналитическую работу, чтобы доказать вашу правоту. Для этого вместе будем сравнивать объект живой и неживой природы, например розу и стул.
работа в тетрадях
Свойства | Роза | Стул |
Появление на свет | + | + |
Движение | + | - |
Дыхание | + | - |
Питание | + | - |
Рост и развитие | + | - |
Размножение | + | - |
Завершение жизненного цикла | + | + |
Вывод: Растения – живые организмы.
- В первой колонке записаны свойства живых организмов, которые вы прекрасно знаете. В 2 и 3 колонках по каждому свойству мы должны сделать пометки: отметить знаком «+», если свойство присуще исследуемому объекту, знаком «-» - если объект не обладает данным свойством.
слайд 5
- Попутные вопросы: Какие движения характерны для растений? (к свету, ростовые движения, движения веществ по стеблю, по корню)
Как дышат растения? (поглощают кислород, выделяют углекислый газ)
Чем питается растения? (вода с минеральными веществами, органическое вещество)
Какие условия нужны для роста растений? (питательные вещества, свет, тепло, воздух, вода)
Как размножаются растения? (семенами, частями корня, листа или стебля)
- Теперь сделайте вывод по таблице (Растения – живые организмы).
В) отличительные признаки растений
- Вместе с тем растения имеют признаки, которыми отличаются их от других живых организмов. Попробуйте назвать отличительные признаки растений.
слайд 6
- Посмотрите, какие они разные и как красивы! Синие лепестки василька, красные плоды шиповника, зеленые стебли и листья, желтые лилии… Как многообразна красками осень!
- Для чего нужны растениям разноцветные лепестки? (привлекать насекомых).
слайд 7-8
- Все многообразие красок у растений обусловлено наличием в их органах и тканях красящих веществ. Их называют пигментами. Наличие пигментов – первый отличительный признак растений.
слайд 9
- Среди всех пигментов есть самый главный пигмент. Как вы думаете, какой цвет у растений самый главный? (зеленый)
- Почему? (предположения учащихся)
- Пигмент, обуславливающий зеленый цвет большинства растений, называется хлорофилл. А содержится он в специальных органоидах клетки растений – хлоропластах.
слайд 10
- Благодаря этому пигменту листья растений могут улавливать солнечный свет и вырабатывать органическое вещество, которое затем превращается в питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
- А как растения производят органические вещества? (высказывания учащихся)
- Этот процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез – вторая отличительная особенность растений.
- Давайте разбираться, что же это за уникальный процесс.
- Сейчас вы внимательно посмотрите видеоролик о фотосинтезе и попробуйте заполнить схему в ваших тетрадях, а именно, отметите, какие вещества необходимы для данного процесса, и какие вещества образуются.
- Какие вещества необходимы для фотосинтеза? (вода и углекислый газ) Какие образуются? (кислород и сахар)
- Глядя на схему, назовите условия, при которых будет проходить фотосинтез (свет, углекислый газ, вода).
- Теперь попробуем дать определение данному процессу (фотосинтез – процесс образования органического вещества из неорганических веществ на свету).
- Почему процесс фотосинтеза является самым важный процессом на нашей планете? (образует кислород, забирает углекислый газ, образует органическое вещество).
выделить красной пастой
слайд 13
4. Закрепление пройденного материала. Оценивание (8)
- - Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?
- слайд 14
- - Давайте составим синквейн по теме «Растения». Синквейн – это пятистрочное стихотворение, в каждой строчке которого задается определенный набор слов.
- 1 строка – ключевое слово – Растения
- 2 строка – 2 прилагательных по теме – Зеленые, красивые
- 3 строка- 3 глагола – Питаются, дышат, размножаются
4 строка – ваше отношение к описываемому предмету – В листьях на свету образуется крахмал и выделяется в атмосферу кислород, или растения – основа жизни на Земле.
- 5 строка – одно слово, описывающее суть предмета – хлорофилл
5. Домашнее задание:
1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.
2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».
3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения»
слайд 15
6. Подведение итогов. ( 2 мин)
Домашнее задание:
1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.
2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».
3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения».
ТЕТРАДЬ ДЛЯ УРОКА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
5 КЛАСС
Задание 1. Среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.
«+» - верно, «-» - неверно
1. Тела живой природы называются организмами.
2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух.
3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород.
4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические.
5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают.
6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода.
Задание 2. Сравните объекты
живой и неживой природы. Заполните таблицу.
«+» - есть, «-» - отсутствует
Свойства | Роза | Стул |
Появление на свет | ||
Движение | ||
Дыхание | ||
Питание | ||
Рост и развитие | ||
Размножение | ||
Завершение жизненного цикла |
Вывод: ____________________________________________________
Отличительные признаки растений:
1. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
Главный пигмент растений: _____________________________________
2. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 3. Заполните схему
Схема фотосинтеза
Задание 4. Составьте синквейн по теме «Растения».
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
4. ____________________________________________________________
5.__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Признаки растений"
Проверяется знание элементов фотосинтеза и признаков растений, их отличия от других живых организмов. Составлен по учекбнику В.М.Пакуловой...
Методическая разработка по теме "Признаки равенства треугольников"
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания у...
Методическая разработка по теме "Признак делимости на 3 и на 9"
Урок математики в 6 классе....
разработка урока-экскурсии "Многообразие растений. Сезонность в жизни растений."
Урок- экскурсия для шестого класса, на основе местных биологическмх объектах, позволяет иллюстрировать многообразие флоры Урала, сезонность в жизни растений, использование растений человеком....

Разработка урока по теме: "Признаки растений"
Разработка урока по теме: "Признаки растений" по природоведению в 5 классе. автор учебника :Пакулова А.А....

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

методическая разработка по теме: Споровые растения.
методическаяразработка содержит теоретические вопросы, касающиеся споровых растений, их строение, происхождение, особенности жизненного цикла, а также разноуровневые задания для контроля полученных зн...




