Разработка урока по теме: "Признаки растений"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Монгуш Шенне Михайловна
Разработка урока по теме: "Признаки растений" по природоведению в 5 классе. автор учебника :Пакулова А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx632.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИЙМЕНСКАЯ СОШ ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА

РАЗРАБОТКА УРОКА

на тему

«Признаки растений»

Предмет: Природоведение

Класс: 5

Учитель: Оюн Шенне Михайловна

Стаж: 2

Без категории

Ийме – 2014

Тема: Признаки растений                                        Дата: ____________

Цели урока:

1. Рассмотреть основные признаки растений. Повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, определить значение растений в природе и жизни человека.

2. Развивать у учащихся логическое мышление, внимательность, память, умения выделять главное, делать выводы, использовать собственные знания в новой ситуации, познавательный интерес.

3. Формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, проектор, тетрадь для учащихся, фотогалерея удивительных растений, схема фотосинтеза

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации и технологии развития критического мышления через письмо и чтение.

Методические приемы: беседа, проблемные ситуации, использование раздаточного материала, самостоятельная работа учащихся, демонстрация мультимедийной презентации, с помощью проектора и компьютера, элементы технологии развития критического мышления через письмо и чтение.

 Литература:

1. В.М.Пакулова «Природа. Неживая и живая. 5 класс»

2. Сайты в Интернете: nsportal.ru (социальная сеть работников образования), festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок»), tana.ru (сайт учителя биологии), pedsovet.ru (сообщество взаимопомощи учителей),  www.zavush.info  (завуч. инфо), http://ivch.ucoz.ru/load/fizminutki/fizminutka_quot_tanec_babochki_quot/6-1-0-74 (физминутка «Танец бабочки»).

Ход урока:

1. Орг.момент (1 мин)

2. Актуализация знаний учащихся (4 мин)

слайд 1

- В начале урока давайте немного повторим и проверим ваши знания. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.

выполнение в тетрадях задания

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами. (+)

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух. (-)

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород. (-)

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические. (+)

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают. (-)

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода. (+)

- Все, что мы сейчас с вами повторили, нам пригодится на сегодняшнем уроке.

3. Изучение нового материала (25 мин)

А) нацеливание

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте догадаться сами, используя мои подсказки.

слайд 3

Подсказки:

Среди этих организмов встречаются хищники.

Среди них есть гиганты и карлики.

Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)

Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 5000 т и могут достигать 110 м. (Cеквоя дендрон)

Если бы эти организмы вдруг исчезли бы с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода.

Ответ: растения

тема урока записывается в тетрадях

- Сегодня мы поговорим с вами о растениях.  Велик растительный мир Земли. Огромное количество растений, разнообразных по размерам, внешнему виду, биологическим особенностям, населяют нашу планету. Добро пожаловать в галерею удивительных растений!

слайд 4

Рассказ учителя: Среди растений действительно есть хищники, например, венерина мухоловка. Она получает питательные вещества, «переваривая» насекомых, лягушек и даже мышей. Самым маленьким растением по праву считают ряску вольфию, размер листочков которого достигает всего 2 мм, а самым большим – секвою вечнозеленую, высота которой может достигать 110 м. Быстрее среди всех растений растет бамбук, прирост этого растения достигает 1,7 см в час. Самый большой цветок в мире – раффлезия, размер цветка которого составляет 45 см при массе в 7 кг. Амазонская кувшинка – обладатель самых больших листьев. Самые длинные корни у дикого фикуса – до 120 м. Остальных рекордсменов среди растений вы можете изучить самостоятельно, пользуясь интернетом или школьной библиотекой.

Б) признаки, общие для растений и других живых организмов

- Растения – это объекты живой или неживой природы? (объект живой природы)

- А почему вы так решили? (присущи все свойства живых организмов)

- Предлагаю вам провести аналитическую работу, чтобы доказать вашу правоту. Для этого вместе будем сравнивать объект живой и неживой природы, например розу и стул.

работа в тетрадях

Свойства

Роза

Стул

Появление на свет

+

+

Движение

+

-

Дыхание

+

-

Питание

+

-

Рост и развитие

+

-

Размножение

+

-

Завершение жизненного цикла

+

+

Вывод:  Растения – живые организмы.

- В первой колонке записаны свойства живых организмов, которые вы прекрасно знаете. В 2 и 3 колонках по каждому свойству мы должны сделать пометки: отметить знаком «+», если свойство присуще исследуемому объекту, знаком «-» - если объект не обладает данным свойством.

слайд 5

- Попутные вопросы: Какие движения характерны для растений? (к свету, ростовые движения, движения веществ по стеблю, по корню)

              Как дышат растения? (поглощают кислород, выделяют углекислый газ)

             Чем питается растения? (вода с минеральными веществами, органическое вещество)

              Какие условия нужны для роста растений? (питательные вещества, свет, тепло, воздух, вода)

             Как размножаются растения? (семенами, частями корня, листа или стебля)

- Теперь сделайте вывод по таблице (Растения – живые организмы).

В)  отличительные признаки растений

- Вместе с тем растения имеют признаки, которыми отличаются их от других живых организмов. Попробуйте назвать отличительные признаки растений.

слайд 6

- Посмотрите, какие они разные и как красивы! Синие лепестки василька, красные плоды шиповника, зеленые стебли и листья, желтые лилии… Как многообразна красками осень!

- Для чего нужны растениям разноцветные лепестки? (привлекать насекомых).

слайд 7-8

- Все многообразие красок у растений  обусловлено наличием в их органах и тканях красящих веществ. Их называют пигментами. Наличие пигментов – первый отличительный признак растений.

слайд 9

- Среди всех пигментов есть самый главный пигмент. Как вы думаете, какой цвет у растений самый главный? (зеленый)

- Почему? (предположения учащихся)

- Пигмент, обуславливающий зеленый цвет большинства растений, называется хлорофилл. А содержится он в специальных органоидах клетки растений – хлоропластах.

слайд 10

- Благодаря этому пигменту листья растений могут улавливать солнечный свет и вырабатывать органическое вещество, которое затем превращается в питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

- А как растения производят органические вещества? (высказывания учащихся)

- Этот процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез – вторая отличительная особенность растений.

- Давайте разбираться, что же это за уникальный процесс.

- Сейчас вы внимательно посмотрите видеоролик о фотосинтезе и попробуйте заполнить схему в ваших тетрадях, а именно, отметите, какие вещества необходимы для данного процесса, и какие вещества образуются.

- Какие вещества необходимы для фотосинтеза? (вода и углекислый газ) Какие образуются? (кислород и сахар)

- Глядя на схему, назовите условия, при которых будет проходить фотосинтез (свет, углекислый газ, вода).

- Теперь попробуем дать определение данному процессу (фотосинтез – процесс образования органического вещества из неорганических веществ на свету).

- Почему процесс фотосинтеза является самым важный процессом на нашей планете? (образует кислород, забирает углекислый газ, образует органическое вещество).

выделить красной пастой

слайд 13

4. Закрепление пройденного материала. Оценивание (8)

  1. - Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?
  2. слайд  14
  3. - Давайте составим синквейн по теме «Растения». Синквейн – это пятистрочное стихотворение, в каждой строчке которого задается определенный набор слов.
  4. 1 строка – ключевое слово – Растения
  5. 2 строка – 2 прилагательных по теме – Зеленые, красивые
  6. 3 строка- 3 глагола – Питаются, дышат, размножаются

4 строка – ваше отношение к описываемому предмету – В листьях на свету образуется крахмал и выделяется в атмосферу кислород, или  растения – основа жизни на Земле.

  1. 5 строка – одно слово, описывающее суть предмета – хлорофилл

5. Домашнее задание:

1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.

2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос:  «За что я хочу сказать спасибо растениям?».

3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения»

слайд 15

6. Подведение итогов. ( 2 мин)


Домашнее задание:

1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.

2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос:  «За что я хочу сказать спасибо растениям?».

3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения».

ТЕТРАДЬ ДЛЯ УРОКА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

5 КЛАСС

546900

Задание 1. Среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами.

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух.

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород.

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические.

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают.

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода.

Задание 2. Сравните объекты

живой и неживой природы. Заполните таблицу.

«+» - есть, «-» - отсутствует

Свойства

Роза

Стул

Появление на свет

Движение

Дыхание

Питание

Рост и развитие

Размножение

Завершение жизненного цикла

Вывод: ____________________________________________________

Отличительные признаки растений:

1. ____________________________________________________________

______________________________________________________________

Главный пигмент растений: _____________________________________

2. ____________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание 3. Заполните схему

Схема фотосинтеза

Задание 4. Составьте синквейн по теме «Растения».

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5.__________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Почва в жизни растений"

Данный урок разработан для учащихся 6 классов по теме «Почва в жизни растений» и может быть использован учителями экологии и биологии при прохождении данной темы....

Разработка урока по теме: "Классификация растений"

Конспект урока по теме: Классификация растений" - урок обобщения и систематизации...

Разработка урока "Пигменты красящие вещества растений"

Урок сочетает в себе много интересных научных фактов о цветковых растениях, стихи, занимательный материал. Данную разработку можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе для пров...

Разработка урока по теме "Признаки химических реакций."

Цель урока: Изучить напрактике признакихимических реакций.  Задачи урока: 1. Сформировать знания  о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать фи...

Разработка урока по теме "Ткани растений" 5 класс

Урок в 5 классе,проведенный  в Староакбулатовской СОШ 20.12.16...