урок географии «Атмосфера. Ветер. Образование ветра» (6 класс)
методическая разработка по географии (6 класс)

Михайлова Марианна Анатольевна

Урок географии в 6 классе по теме «Атмосфера. Ветер. Образование  ветра». Целью является формирование представления о ветре, причинах его образования, знакомство с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научиться анализировать и чертить розу ветров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_geografii_6_kl_veter_2.docx884.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хорновар-Шигалинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Юхвитова Петра Сергеевича»

Дрожжановского муниципального района РТ

Разработка урока географии

на конкурс «Учитель года 2024»

по теме

«Атмосфера. Ветер. Образование  ветра »

(6 класс)

Учитель Михайлова М.А.

2024-2025 уч.год


Тема урока «Атмосфера. Ветер. Образование  ветра»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров

Задачи урока:

развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;

развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;

способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных

Основные понятия:

Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров

Репродуктивный уровень:

Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме

Интеллектуальный уровень:

Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)

УУД

Познавательные

Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.

Регулятивные:

планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Личностные:

Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:

по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические

по характеру познавательной деятельности:

частично-поисковый.

Педагогические технологии:

проблемно-поисковая, проектная, ИКТ

Оборудование:

комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, раздаточный материал, рисунки учебника, рабочая тетрадь.

Ход урока.

 

Организационный момент.

-эпиграфом к нашему уроку я взяла следующее выражение «Ученик на уроке – не пассивный исполнитель, а активный участник» и чтобы слово не расходилось с делом, вы на уроке должны активно поработать

  

Переход к изучению новой темы.

Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере.

(ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ И ОКНО) (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

ИЛИ

По дворам гуляет ветер:
Тронет всё, что только встретит!
Звякнет тем И скрипнет этим,
Зашуршит, Сорвёт, Завертит!..
Чуть назойлив, Любопытен –
Он охотник до «открытий»!

Если кто открыл окошко,
Да ещё и дверь немножко
Тут же: Скри-и-ип!..
Шшшур-шур!.. Звяк-звяк!..
- Ветер, ты?.. - У-гууууу,
Сквоззз-няк!

Т. Лило

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Итак, тема нашего урока «Ветер», а что бы вы хотели узнать о ветре? Запишите к себе в тетрадь вопрос. Это ваши цели на сегодняшний урок.

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Но это не все, что вы узнаете на уроке. Сформулируем общие цели урока

Изучение нового материала.  

I.Ветер

- А что же такое ветер? Прежде чем дадим определение, давайте проведем эксперимент. (эксперимент с зажигалкой и приоткрытой дверью)

Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записываем число, тему урока и данное определение ветра на доске)

II. Ветер, причины образования ветра.

Для того, чтобы понять почему возникает ветер я предлагаю вам провести эксперимент. У вас на столах лежат воздушные шары. Надуйте их. Надули и держим крепко- теперь отпускаем! Как вы думаете, почему воздух из шарика вырывается с силой?

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Ответ : - потому, что в шарике давление воздуха больше, чем в окружающей среде.

А может ли воздух двигаться в обратном направлении?

Ответ: - никогда.

Какой вывод? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Вывод:Вот так же и в природе воздух движется из области высокого давления в область низкого.

III. Виды ветров.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВЕТРЫ? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Сейчас вы разобьетесь на  группы, каждая группа получает схему и описание. Опираясь на полученные знания, вы определите,  как изменяется направление ветра 1 группа (САМУМ)в течение суток, 2 группа (ЗЕФИР) - по сезонам года.

Ребята, а вы бывали на берегу Волги, какого-нибудь моря или и океана?

Сейчас мы познакомимся в 2мя ветрами. Ваша задача внимательно слушать др. друга и понять. Что общее между этими ветрами и чем они отличаются?

Работа в группах, объяснение схем:

I группа (САМУМ).  Я предлагаю вам представить себя на берегу моря.

Познакомиться с текстом §42, на стр.137, рассмотреть рис.94.

Бриз. Описание

Бриз — это местный ветер, который два раза в сутки меняет своё направление и образуется на берегу озера или моря (в переводе с французского языка означает «лёгкий ветер»).

Днём, когда тепло, воздух над поверхностью суши быстро нагревается, становится лёгким и стремится вверх, а его место занимает более холодный воздух, принесённый с воды. Это и есть бриз. И интенсивность его зависит от того, какая разница между температурой воздуха над водой и над сушей.

У бриза есть ежедневный цикл и график. Ночью земля охлаждается, а вода остаётся относительно тёплой — и воздушные потоки меняют направление. Они идут с суши к водоёму. Это называется ночным бризом

C:\Users\user\Documents\уроки географии\к конкурсу Учитель года\схема бриза 1.jpg

Объяснить (устно) условия его образования:

  1. Как и когда меняется?
  2. Где образуется?

II группа (ЗЕФИР). А вы представьте себя ночью на берегу Тихого океана.

Познакомиться с текстом §42, на стр. 139, рассмотреть рисунок 96. Представьте, что вы летом находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: летом?

C:\Users\user\Documents\уроки географии\к конкурсу Учитель года\схема муссона.jpg

Объяснить (устно) условия его образования:

Объяснить (устно) условия его образования:

  1. Как и когда меняется?
  2. Где образуется?

5 мин.  (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Словарная работа:

Бриз — это местный ветер, который два раза в сутки меняет своё направление и образуется на берегу озера или моря

Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)

Физминутка.

Дети встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение.

Ветер дует нам в лицо (вращают руками),

Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),

Ветерок все тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).

IV. Скорость (сила) и направление ветра

Как мы еще можем характеризовать ветры? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) (скорость, сила и направление)

- Скорость ветра

 -А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра?

Словарь: Флюгер - прибор для измерения направления ветра.

На метеорологических станциях флюгер устанавливают на высоте 10 м (Демонстрация прибора.) https://stroyka-gid.ru/wp-content/uploads/2023/09/foto4_flyuger_vilda.jpg

В бывшем СССР Таллин (столица Эстонии), считался городом ФЛЮГЕРОВ. В Казани тоже есть знаменитые флюгеры. Своими флюгерами знаменит и Санкт-Петербург

-Направление ветра - это направление, откуда дует ветер .

-Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные.

(Основные: север, юг, восток, запад. Промежуточные: С-в, ю-в, с-з,ю-з)

-Точно также существуют и главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад).(показать по схеме)

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) ЗАПОЛНИТЬ КЛАСТЕР

-Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч с помощью прибора АНЕМОМЕРТ

Анемо́метрветроме́р (от др.-греч. ἄνεμος — ветер и μετρέω — измеряю) — прибор в метеорологии применяется для измерения скорости ветра.

- Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г.

-Рассмотреть таблицу. https://kipmu.ru/wp-content/uploads/shklbfrt.jpg

Работа в парах.

Послушайте фрагменты стихов. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)      М.Ю. Лермонтов.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

. Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

А.Н. Плещеев.

Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

VI. Практическая работа «Построение розы ветров»

- Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой ветров. Работа с учебником стр. 140 рис 97

- построим розу ветров по следующим данным:

Дневник погоды в Старом Дрожжаном за Июль 2023 г.

Стороны горизонта

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Количество дней

Picture background

1. Вычертите основу из восьми линий с одной точкой пересечения.

2. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта

3. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.

4. Подсчитать, сколько дней в течение месяца и в каких направлениях дул ветер.

3. На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней с ветрами определённых направлений и поставить точку.

4. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединить.

Вывод:

1. Ветры, каких направлений были в течение месяца?

2. Каких ветров было наибольшее количество?

3. Каких ветров было наименьшее количество?

VII. Значение ветра.

- Ребята, а какое значение имеет ветер в природе и для жизни людей на Земле? (ответы детей).

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.

Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

5. Рефлексия.

-А теперь, ребята, давайте вернемся к началу нашего урока. Какие цели вы поставили себе?

(ответы учащихся)

-подведем итог сегодняшнему уроку (Оценки детей объявить)

Оценки.

Домашнее задание.

Обязательные:

  1. Изучить п. в учебнике
  2. Построить розу ветров по другому месяцу

По желанию:        

  1. Вместе с семьей смастерите свой собственный флюгер, как символ вашей семьи. Вы можете придумать герб своей семьи и использовать его.

4. Не зря я дала вашим группам такие названия. Посмотрите в интернете или в справочниках по географии. Что они означают? Как эти слова относятся к нашему уроку? Посмотрите их фотографии. Поделитесь собранной информацией на следующем уроке

- На этом наш урок подошел к завершению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.

Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...

Проверочная работа по географии "Атмосфера и гидросфера" (6 класс)

Работа составлена по учебнику географии Герасимовой для учащихся 6 класса, поможет учителю проверить знания учащихся по по разделам программы  "Атмосфера и гидросфера". Работа составлена в виде т...

План конспект урока географии « Атмосфера Земли, её состав и строение»

Тема: Атмосфера Земли, её состав и строение . Атмосферное давление. Урок №17.         Базовый учебник.География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащ...

План-конспект урока географии "Атмосфера"

План-конспект урока географии для 5 класса по теме "Атмосфера"...

Урок географии "Атмосфера и человек"

Технологическая карта урокаУчебный предмет: географияКласс: 6Учитель: Швед Юлия ВикторовнаТема урока: Атмосфера и человекТип урока: комбинированный  Этап урокаДеятельность учителяДеятельност...