Урок географии в 7 классе "Мировой океан - главная часть гидросферы".
план-конспект урока по географии (7 класс)

Трушкова Рита Ринатовна

Урок позволяет расширить знания о роли Мирового океана в жизни Земли, углубить знания о свойствах океанических вод, раскрыть признаки понятия "водная масса”, а также сформировать представление о типах водных масс, о схеме поверхностных течений и о взаимодействии вод океана с атмосферой и сушей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirovoy_okean.docx33.99 КБ
Файл mirovoy_okean.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Тема.
Мировой океан - главная часть гидросферы.
Цели урока: расширить знания о роли Мирового океана в жизни Земли, углубить знания о свойствах океанических вод, раскрыть признаки понятия "водная масса”. Сформировать представление о типах водных масс, о схеме поверхностных течений и о взаимодействии вод океана с атмосферой и сушей;  продолжить формирования умения работать с географическими картами  и другими  источниками информации.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: карта океанов, атласы, презентация, видеофильм, видеопроектор.
Основные представления и понятия: свойства морской воды, водная масса, типы и подтипы водных масс; виды движения вод в Мировом океане; постоянные ветры; круговое движение поверхностных вод и его влияние на природу суши.
Межпредметные  связи: свойства воды, круговорот воды в природе (природоведение, естествознание); плотность, теплоемкость вещества, испаряемость (физика).

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

  1. Постановка темы и цели урока.

Просмотр видеофрагмента «Морской прибой». На фоне видео учитель зачитывает: 
«Это неотъемлемая часть существования человечества. По площади он занимает 3/4 площади Земли и примерно столько же людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день».

        - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы детей)


Слайд 2
.  «Мировой океан – главная часть гидросферы».  Запись темы в тетради.

“Довольно неуместно называть эту планету - Земля, когда очевидно, что она Океан.”

А. Кларк

Сегодня мы должны будем вспомнить:

  • какую роль играет океан в жизни планеты;
  • какими свойствами обладает океаническая вода;
  • значение поверхностных течений

Узнаем:

  • о происхождении вод океана;
  • что такое водные массы;

  1. Актуализация опорных знаний.

Для начала ответьте на вопрос:
- Что такое гидросфера? (водная оболочка Земли)
- Что входит в состав гидросферы?
(Мировой океан, реки, болота, подземные воды, озера, вода в атмосфере, ледники)  
- Хорошо!


Слайд 3. Состав гидросферы.


    - В составе гидросферы Мировой океан занимает большую часть (94%). А какую роль играет Мировой океан в жизни планеты?


Слайд 4. Значение Мирового океана.

  • Источник осадков
  • Влияет на формирование климата
  • поддерживает постоянство газового состава атмосферы
  • транспортные пути
  • добыча полезных ископаемых и т.д.
  1. Изучение нового материала.

Слайд 5.

- Океан всегда притягивал человека своим величием, таинственностью.  Ученые иногда шутят, что глубины Мирового океана изучены хуже, чем обратная сторона Луны. Это вполне правдивое утверждение: на сегодняшний день, по разным данным, Мировой океан изучен только на 2−5%. 

Слайд 6. 
Происхождение вод Мирового океана.

           Происхождение Мирового океана является предметом идущих уже сотни лет споров.
- А у вас есть какие-то предположения?

Ряд ученых склонны считать, что после образования земной коры, ее поверхность начала быстро охлаждаться. По мере охлаждения водяные пары, окружавшие Землю, образовали облачный покров. Когда температура упала до уровня, при котором влага превратилась в воду, пролились первые дожди., Они были главным источником воды, которая заполнила океанические впадины. В геологической истории Земли очертания морей, а вместе с ними и контуры океанов постоянно менялись.

Слайд 7.          
             Впервые ввел в науку понятие «Мировой океан» - географ, океанограф и картограф Юлий Михайлович Шокальский  (1856—1940).  Его бабушкой была Анна Петровна Керн, которой А. С. Пушкин посвятил стихотворение "Я помню чудное мгновенье". Свое детство он провел недалеко от известных всему миру пушкинских мест – с.Михайловское. Окончил Морское училище, став гардемарином и поступил в Морскую академию. Впоследствии много путешествовал, преподавал, изучал Мировой океан, именно он ввел в науку данное понятие, считая все океаны единым целым (Запись в маршрутном листе)

Особые свойства морской воды.

- Какими свойствами обладает морская вода? (Соленость и разная температура)
- В чем измеряется соленость? (В промиллях)
- Какова средняя соленость Мирового океана? (35промилле, т.е 35 гр. соли в 1 литре воды)
- От чего зависит соленость вод в океане?

Слайд 8.
Проанализируйте данные  Таблицы 1  и карты на слайде и сделайте вывод об изменении солености в океане.

Изменение солености  (‰)

с широтой

по океанам

по морям

 экватор – 34

 тропики – 35,8

 умеренные - 33

 Тихий - 34,8

 Атлантический – 35,5
Индийский – 34,8
Северный Ледовитый - 32

 Средиземное - 39

 Черное – 18
Красное – 42
Баренцево – 35
Карское - 10

Слайд 9.

- Второе свойство океанической воды – температура. Проанализируйте данные Талицы 2  и карты на слайде и ответьте на вопрос: «Как изменяется температура воды в океане в зависимости от широты?

Изменение температуры воды с широтой

+27°С

30°

+22°С

60°

+4,8°С

90°

- 1,7°С


Средняя температура воды в океане + 17,5°, самый теплый океан – Тихий, самый холодный, соответственно, – Северный Ледовитый (показать на карте ученику)

Различия океанических льдов.

Слайд 10. 

   - В каких широтах в океане образуются льды? (В полярных) Льды могут быть неподвижными и  дрейфующими (айсберги). Айсберги – громадные плавучие горы, это – кладовая чистейшей пресной воды.  
- При какой температуре замерзает морская вода?
(Морская вода замерзает при t - 2°) Значит, главное условие образования льдов – минусовая температура. Антарктические айсберги живут дольше (6-12 лет) гренландских (3-4 года).

- Какую роль играют айсберги?

Ледяной покров океана оказывает большое влияние на климат Земли, на жизнь в самом океане:

  • отражение солнечных лучей
  • охлаждение воздуха
  • опреснение воды
  • образование туманов
  • затруднение судоходства

Слайд 11.
Водные массы, их типы и подтипы.

- Найдите в тексте учебника определение «водная масса» (Запись в маршрутном листе). Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода).

Водные массы различают по глубине и географической широте.

Водные массы

                                                               по географической широте:            по глубине (рис.58):
                                                              1. Экваториальные                          1. Поверхностные
                                                              2. Тропические                                2. Промежуточные
                                                              3. Умеренные                                   3. Глубинные
                                                              4. Полярные                                     4. Придонные

Изменение температуры воды с глубиной (м)

0

+16°С

200

+15,5°С

1000

+3,5°С

5000

+2,8°С

Проанализируйте данные Таблицы 3  и ответьте на вопрос: «Как изменяется температура воды с глубиной?»

                                                                                 



-  Какие из водных масс самые изменчивые по своим свойствам?  Почему? (Поверхностные, более всего зависят от климатических условий)
- Молодцы, хорошо работаете, предлагаю немного отдохнуть!

Слайд 12.       Физкультминутка.

Поверхностные течения Мирового океана.

- Какие движения вод Океана вам известны?  (Волны, течения)
-
Как различаются течения между собой? (По температуре – холодные и теплые)
-
Посмотрите в Таблицу 4 в маршрутном листе. Не возникает никакого вопроса?

Название течения

Температура

Свойство воды

Бенгельское течение

+19°С

холодное

Северо-Атлантическое

+12°С

тёплое

Канарское течение

+22°С

холодное




(Проблемный вопрос: -
Температура вод  Северо - Атлантического течения +12°с, тогда почему воды Канарского течения считаются холодными при температуре +22°?)
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны узнать?
(Среднюю температуру океана, где находится течение).

Слайд 13.  Карта средней температуры вод Мирового океана.

- В карте атласа (стр.24) определите, в каком направлении циркулируют течения на примере Атлантического океана
(В северном полушарии по часовой стрелке, в южном – против часовой стрелки).  Почему и с чем это связано?

Слайд 14.  (Ученик показывает направление течений на карте слада)

  1. Закрепление изученного.

- Кто впервые ввел в науку понятие «Мировой океан»
- Что такое водные массы?
- Какое влияние оказывают океанические течения на природу суши?

Слайды 15-17.    Это интересно!

  1. Домашнее задание: 

1 Чтение параграфа в учебнике; обозначить в контурной карте разноцветными карандашами следующие океанические течения: Гольфстрим, Канарское, Северо-Атлантическое, Перуанское, Течение Западных ветров, Сомалийское, Калифорнийское, Гвинейское, Бразильское.
2. Ответить на вопрос: «Что стало бы с пустыней Намиб в Африке, если бы Бенгельское течение стало теплым?»;
3. Разработать проект поселений людей в Мировом океане; сделать рисунки; подготовить сообщение,  с какой целью было построено это поселение (по желанию)

Слайд 18.

7.  Рефлексия. Понравился вам урок? Что нового для себя узнали?

8. Итог урока.

Приложение

МАРШРУТНЫЙ    ЛИСТ

Задание 1.  Понятие «Мировой океан» ввёл в науку географ, океанограф и картограф -
_________________________________________________________________________________

Задание 2.  Проанализируйте данные таблиц  и сделайте вывод об изменениях свойств воды в океане.

Изменение солености  (‰)

с широтой

по океанам

по морям

 экватор – 34

 тропики – 35,8

 умеренные - 33

 Тихий - 34,8

 Атлантический – 35,5
Индийский – 34,8
Северный Ледовитый - 32

 Средиземное - 39

 Черное – 18
Красное – 42
Баренцево – 35
Карское - 10

      Таблица 1.

Изменение температуры воды с широтой

+27°С

30°

+22°С

60°

+4,8°С

90°

- 1,7°С



                          Таблица 2.        



Задание 3.  
Найдите в учебнике и запишите определение «водные массы»
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Водные массы

                                                               
                                                           по географической широте:            по глубине (рис.58 в учебнике):
                                                              1.                                                        1.
                                                              2.                                                        2.
                                                              3.                                                        3.
                                                              4.                                                        4.

Изменение температуры воды с глубиной (м)

0

+16°С

200

+15,5°С

1000

+3,5°С

5000

+2,8°С

Задание 4.  Проанализируйте данные таблиц и ответьте на вопрос: «Как изменяется температура воды с глубиной?»


                         
 Таблица 3.                                                                          

Название течения

Температура

Свойство воды

Бенгельское течение

+19°С

холодное

Северо-Атлантическое

+12°С

тёплое

Канарское течение

+22°С

холодное

                    Талица 4.                                                                    





Домашнее задание:
1. Чтение параграфа в учебнике; обозначить в контурной карте разным цветом следующие океанические течения: Гольфстрим, Канарское, Северо-Атлантическое, Перуанское, Течение Западных ветров, Сомалийское, Калифорнийское, Гвинейское, Бразильское.
2. Ответить на вопрос: «Что стало бы с пустыней Намиб в Африке, если бы Бенгельское течение стало теплым?»;
3. Разработать проект поселений людей в Мировом океане; сделать рисунок; подготовить сообщение,  с какой целью было построено это поселение (по желанию)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мировой океан – главная часть гидросферы». “Довольно неуместно называть эту планету - Земля, когда очевидно, что она - Океан.” А. Кларк

Слайд 4

Ученые иногда шутят, что глубины Мирового океана изучены хуже, чем обратная сторона Луны. Это вполне правдивое утверждение: на сегодняшний день, по разным данным, Мировой океан изучен только на 2−5%.

Слайд 5

Происхождение вод Мирового океана

Слайд 6

ЮЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ШОКАЛЬСКИЙ Впервые ввел в науку понятие «Мировой океан»

Слайд 8

Температура поверхностных вод океанов

Слайд 14

Помимо подводных рек существуют и подводные водопады, зачастую превосходящие в размерах наземные. Они возникают там, где сильно различаются температура, плотность и рельеф разных участков дна. Удивительно!

Слайд 15

За последний век уровень океанической воды поднялся на 25 см; ежегодное повышение уровня воды составляет 3 мм г. Мале , столица Мальдив — один из городов, которым грозит перспектива быть затопленными океаном в XXI веке В зоне подтопления находятся Нидерланды, г. Венеция (Италия), побережье США, Дания и т.д.

Слайд 16

В Антарктиде столько же воды (в виде льда), как и во всем Атлантическом океане

Слайд 17

Французский писатель Жюль Верн в 1870 году написал научно-фантастический роман « Пла́вающий го́род » Но уже сегодня инженеры и дизайнеры разных стран разрабатывают проекты плавучих городов будущего, в которых все ресурсы будут расходоваться максимально эффективно.

Слайд 18

«Ёлочка настроения» Урок понравился - было все понятно и интересно Урок понравился - было интересно, но не все понятно Урок не понравился - многое не понятно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

урок географии «Мировой океан-главная часть гидросферы»

«Мировой океан-главная часть гидросферы.»...

Технологическая карта урока «Мировой океан-главная часть гидросферы»

Урок по структуре ФГОС. Расписаны УУД  учеников по каждому этапу урока....

Практическая работа "Мировой океан - главная часть гидросферы"

Практическая работа составлена с применением современных средств обучения (космические снимки)...