Технологическая карта урока «Мировой океан-главная часть гидросферы»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Некрасова Юлия Викторовна

Технологическая карта по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

Технологическая карта урока по географии в 7 классе

по теме «Мировой океан-главная часть гидросферы»

Учитель географии: Некрасова Ю.В.

2012

План-конспект урока

Тема урока: «Мировой океан-главная часть гидросферы».

  1. ФИО  Некрасова Юлия Викторовна
  2. Место работы

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области».

  1. Должность

учитель географии

  1. Предмет

География

  1. Класс

7 класс.

  1. Тема и номер урока в теме

  Тема: Вода на Земле. Номер урока № 1. Тема урока: «Мировой океан-главная часть гидросферы».

  1. Базовый учебник

География Материки, океаны, народы и страны: страноведение:7класс/И.В.Душина, Т.Л.Смоктунович –М.:Вентана-Граф, 2011г.

  1. Цель:

- формировать знания о Мировом океане, его   свойствах; 

  1. Задачи:

Обучающие

- сформировать представления о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана

  -  формировать навыки работы в группах;

 развивающие:

     - продолжить формирования умения работать с географическими картами  и другими          источниками информации;

     - формировать навыков использования электронных информационных ресурсов.

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

10. Тип урока:

Урок открытия новых знаний

11.Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

12. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, карта океанов, атласы, учебники, ЭОРы

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

ФОУД, деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организацион

ный момент.

Мотивация обучающихся

Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками, и с учителем.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: умение организовывать себя. 

II.  Постановка темы и цели занятия.

Подведение учащихся к формулированию темы и цели занятия.

 Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с показа слайдов, во время просмотра подумайте, как связана тематика слайдов с темой нашего урока: «Это неотъемлемая часть существования человечества. По площади он занимает 3/4 площади Земли и примерно столько же людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день .»

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно определяется тема  занятия.

Определяют тему  занятия (Мировой океан –главная часть гидросферы)

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

III. Основная часть.

1.Актуализация опорных знаний.

2. Изучение нового материала

3. Закрепление

Ребята, посмотрите на таблицу, которая состоит из нескольких разделов, и подумайте, что вы уже знаете  , что вы умете  и о чем хотели бы узнать по теме сегодняшнего урока

Я знаю…

я  умею…

Хочу узнать…

 Пусть каждый из вас выберет то задание, выполнение которого будет интересным и успешным. Подойдите к столам с соответствующими заданиями (у каждой группы на столе лежат задания)

После того, как третья группа выступит со своими ответами (о чем они хотели узнать), ставятся задачи урока.

1.Давайте поработаем с первым  проблемным вопросом «Какова роль Мирового океана  в жизни Земли?»

Прокомментируйте пожалуйста выступление своей одноклассницы

2.Вы вспомнили, что площадь суши значительно меньше, чем океана. Откуда же взялась такая огромная масса воды? Версии учащихся можно записать на доске в виде схемы. А как узнать какая версия имеет право быть. Где мы можем найти подтверждение наших версий

О гипотезах происхождения вод океана учащиеся  читают в учебнике.  Космическая гипотеза происхождения воды говорит о том, что вода попала на Землю с падающими метеоритами. А теория земного происхождения воды утверждает, что вода появилась из мантии.

3.Ребята, вспомните, что мы еще должны рассмотреть на уроке, чтобы решить все поставленные задачи?

Рассматриваются свойства океанической воды: температура, соленость, образование льда; водные массы.

Сейчас мы с вами совершим воображаемое путешествие по океанам с целью   узнать о свойствах океанической воды, провести некоторые наблюдения.  Вам необходимо разделиться    на микрогруппы, каждая группа получит свой  определенный маршрут., по заданию которого необходимо будет отчитаться. Задания выполняются за компьютером и с помощью атласов.

1) Работа с модулем «Температура вод мирового океана» - http://school-     collection.edu.ru/catalog/res/6620c67c-9418-40fa-a7c8-38142163e917/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28. (Влияние географической широты на температуру вод в океане ).

2)Работа с      модулем «Соленость вод мирового океана» - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d36685c-d356-453b-8f37-1c5d3c9a22d6/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28.

а) изменение солености на различной глубине,

б) влияние географической широты на соленость вод в океане.).

 

Водные массы: в океане различают поверхностные, промежуточные, глубинные и придонные водные массы. Поверхностные водные массы –самые изменчивые. В зависимости от мест формирования выделяют: экваториальные, тропические, умеренные, полярные.

Выполнение работы по сравнению температуры и солености поверхностных водных масс

Итогом работы в микрогруппах  будет таблица, которую составят учащиеся 5 микрогруппы, выслушав отчеты предыдущих 4 групп.

Чтобы оценить вашу работу на уроке, я вам предлагаю выполнить небольшой тест

   1.  При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:            а) понижается,    б) не изменяется,    в) повышается

2. Где соленость выше:

А)около Антарктиды   Б) в Северном Ледовитом океане?

3. Самый теплый из океанов: а) Тихий,        б) Атлантический в) Индийский,         г) Северный Ледовитый.

4. Наибольшая соленость воды наблюдается:

а) у экватора,                     б) в тропиках,    в) в умеренных широтах,  г) в полярных широтах.

 

Организует беседу по таблице

Организует работу над вопросом

Просит других учеников прокомментировать выступление ученика с опережающим заданием

Проводит инструктаж учащихся.

Микрогруппа 1. Провести наблюдение за изменениями температуры поверхностных вод с помощью модуля «Температура вод Мирового океана» в следующих широтах:

90' с.ш

60'с.ш

30'с.ш

0'с.ш

Микрогруппа 2. Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующими изменения температуры с глубиной:

О м.-+16

200м  +15,5

1000м   +3,8

5000м   +2,5

Учитель поясняет, Как можно использовать данное явление в хозяйственной деятельности человека – получение электроэнергии(Абиджан, Берег Слоновой кости)

Экспедиция  3. Наша экспедиция, совершая плавание, проводила наблюдения не только за температурой, но и за соленостью морских вод.

Предлагает вспомнить, от чего зависит соленость воды и в чем она выражается?

Объясните следующую закономерность изменения солености вод в промилле:

Экваториальные широты -…

Тропические широты- …

Умеренные широты-…

Микрогруппа  4. В некоторых широтах мы не имели возможности всплыть из-за постоянного ледяного покрова, бывали случаи, когда мы чуть не сталкивались с айсбергами. Но в сильной спешке и панике  мы не записали широты, где с нами происходили эти неприятные вещи. Восстановите события.

Микрогруппа 5. Наша лодка быстро шла вперед, рассекая водные массы. Что такое водные массы, узнайте в учебнике на с.56, а с помощью рисунка 48 выясните, какие бывают водные массы, какие из водных масс самые изменчивые по своим свойствам. Составьте таблицу, где необходимо будет сравнить поверхностные водные массы по их температуре и солености.

 Делятся на группы, выполняют задания, опираясь на ранее изученный материал и с помощью карты и атласов, показывают океаны на карте.

1.Водная оболочка Земли. Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере

2.Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый

3. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида

 

Выступление учащегося с опережающим заданием

Работают с учебником на стр.56 , находят информацию о происхождении вод океана.

Отвечают, что должны рассмотреть особенности  вод Мирового океана

Поисковая работа  в ЭОР по заданиям

Выступление   учащихся  от каждой микрогруппы 

 1. температура поверхностных вод зависит от географической широты

90' с.ш  -1.7'C

60'с.ш   +4.8'C

30'с.ш   +21'C

0'с.ш     +27'C

 

2) Работают с данными на слайде и делают вывод, что с глубиной температура вод понижается. Один из учеников ищет информацию в интернете о названии и месторасположении электростанции, которая работает    на разности поверхностных и глубинных температур.

 

3) Вспоминают, что соленость вод зависит интенсивности испарения, количества атмосферных осадков, таяния полярных льдов и айсбергов, стока пресных вод с материков.

Работают с модулем «Соленость вод мирового океана» и делают вывод в каких широтах соленость вод оказалась выше (в тропических)

4) Учащиеся обсуждают в группах, в каких широтах образуется ледяной покров и что такое айсберги, используя текст учебника с 56-57

5) Выписывают определение «водная масса» в тетрадь (большие объемы воды, приобретающие сходные свойства в тех или иных частях океана). По рис.48 определяют типы водных масс. Самые изменчивые – поверхностные водные массы, так как постоянно находятся под влиянием атмосферы

Сравнивают  водные массы.

Выполняют работу, затем делают взаимопроверку по  « шкале оценок» на слайде

Личностные:

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

 .

Познавательные

 Поиск и выделение информации

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Развитие волевой само регуляции как способности к волевому усилию.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

IV. Рефлексия     

Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом

 - Насколько удачно мы решили поставленные задачи на сегодняшнем уроке?

Делают выводы. Подводят итоги занятия. Высказывают свои впечатления от занятия.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Домашнее задание

- Прочитать параграф 14 (для всех)

- ответить на вопросы в конце параграфа 14

- подготовить сообщения о поверхностных течениях в океане

ПРИЛОЖЕНИЕ

Маршрутный лист для микрогруппы № 1

Прочтите и выполните задания!

Провести наблюдение за изменениями температуры поверхностных вод с помощью презентации « Температура вод Мирового океана»и карты атласа в следующих широтах:

90' с.ш

60'с.ш

30'с.ш

0'с.ш

Проанализируй данные и запиши вывод.

Маршрутный лист для микрогруппы № 2

Прочтите и выполните задания!

Проанализируйте  данные показателей термометров, зафиксированные на различной глубине:

О м.-+16

200м  +15,5

1000м   +3,8

5000м   +2,5

Подумайте над этими цифрами и сделайте вывод.

Разность температур между глубинными и поверхностными слоями воды можно использовать для производства электроэнергии. Найдите в интернете название и месторасположение такой электростанции.

Маршрутный лист для микрогруппы № 3

Прочтите и выполните задания!

Наша экспедиция, совершая плавание, проводила наблюдения не только за температурой, но и за соленостью морских вод.

Вспомните от чего зависит соленость воды и в чем она выражается?

Объясните следующую закономерность изменения солености вод в промилле:

Экваториальные широты -…

Тропические широты- …

Умеренные широты-…

В каких водах соленость оказалась выше? __________________

Маршрутный лист для микрогруппы № 4

Прочтите и выполните задания!

В некоторых широтах мы не имели возможности всплыть из-за постоянного ледяного покрова, бывали случаи, когда мы чуть не сталкивались с айсбергами. Но в сильной спешке и панике  мы не записали широты, где с нами происходили эти неприятные вещи. Восстановите события.(используйте текст учебника с 56-57, карту аталаса)

Сделайте соответствующие записи.

Маршрутный лист для микрогруппы № 5

Прочтите и выполните задания!

Наша лодка быстро шла вперед, рассекая водные массы. Что такое водные массы, узнайте в учебнике на с.56, а с помощью рисунка 48 выясните, какие бывают водные массы, какие из водных масс самые изменчивые по своим свойствам. Составьте таблицу, где необходимо будет сравнить поверхностные водные массы по их температуре и солености.

Типы водных масс

Температура

Соленость

Экваториальные

Высокая

Низкая

Тропические

Умеренные

Полярные

Выступите перед остальными учащимися с полученной информацией

Я знаю…

Я умею…

Хочу узнать…

1.Что такое гидросфера? Какие объекты входят в её состав?

2.Какова самая важная черта вод океана?

1.Покажите на карте океаны Земли.

2. Покажите на карте материки Земли и океаны, их омывающие

Познакомьтесь с материалом на с.55 учебника перед параграфом 14

Я знаю…

Я умею…

Хочу знать…

Закрепление материала

1.  При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:           

 а) понижается,    б) не изменяется,    в) повышается

2. Где соленость выше:

А)около Антарктиды   Б) в Северном Ледовитом океане?

3. Самый теплый из океанов: а) Тихий,        б) Атлантический в) Индийский,         г) Северный Ледовитый.

4. Наибольшая соленость воды наблюдается:

а) у экватора,                     б) в тропиках,    в) в умеренных широтах,  г) в полярных широтах.

Закрепление материала

1.  При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:           

 а) понижается,    б) не изменяется,    в) повышается

2. Где соленость выше:

А)около Антарктиды   Б) в Северном Ледовитом океане?

3. Самый теплый из океанов: а) Тихий,        б) Атлантический в) Индийский,         г) Северный Ледовитый.

4. Наибольшая соленость воды наблюдается:

а) у экватора,                     б) в тропиках,    в) в умеренных широтах,  г) в полярных широтах.

Закрепление материала

1.  При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:           

 а) понижается,    б) не изменяется,    в) повышается

2. Где соленость выше:

А)около Антарктиды   Б) в Северном Ледовитом океане?

3. Самый теплый из океанов: а) Тихий,        б) Атлантический в) Индийский,         г) Северный Ледовитый.

4. Наибольшая соленость воды наблюдается:

а) у экватора,                     б) в тропиках,    в) в умеренных широтах,  г) в полярных широтах.

Закрепление материала

1.  При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:           

 а) понижается,    б) не изменяется,    в) повышается

2. Где соленость выше:

А)около Антарктиды   Б) в Северном Ледовитом океане?

3. Самый теплый из океанов: а) Тихий,        б) Атлантический в) Индийский,         г) Северный Ледовитый.

4. Наибольшая соленость воды наблюдается:

а) у экватора,                     б) в тропиках,    в) в умеренных широтах,  г) в полярных широтах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока иностранного языка «Основные части автомобиля. Настоящее простое время в вопросительных и утвердительных предложениях»

Технологическая карта урока  раскрывает этапы занятия, их цели, виды деятельности преподавателя и студентов, формы организации познавательной деятельности....

Технологическая карта урока "Мировой океан и его части"

Технологическая картаурока географии Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ «Мировой океан и его части»Тип урока_ изучение и перви...

Технологическая карта урока "Самостоятельные и служебные части речи"

Технологичекая карта соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока «Мировой океан-главная часть гидросферы»

Урок по структуре ФГОС. Расписаны УУД  учеников по каждому этапу урока....

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

Технологическая карта урока "Мировой океан и его части"

Метод обучения: диалогическийФормы организации познавательной деятельности: групповая и индивидуальнаяЦель урока:  Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана.Задачи:Образовательная: соз...