Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность и их географические следствия
план-конспект урока по географии (7 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 145.3 КБ | |
| 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
География, 7 класс. Урок 1.
Тема урока: Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность и их географические следствия
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать представление о географической оболочке как целостной системе;
- раскрыть основные этапы становления географической оболочки и её свойства;
- научить приводить примеры географических следствий этих свойств.
- Развивающие:
- совершенствовать умение работать с схемами и таблицами;
- стимулировать познавательный интерес к природным процессам и закономерностям.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, понимание взаимосвязанности всех её компонентов;
- способствовать осознанию ответственности человека за сохранение равновесия в географической оболочке.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать определение географической оболочки и её границ, иметь представление об этапах формирования географической оболочки, свойствах, уметь приводить примеры проявления этих свойств в природе.
- Метапредметные: развивать умение анализировать и делать выводы, формировать навыки работы с схемами/таблицами.
- Личностные: осознавать взаимосвязь природных компонентов и влияние человека на географическую оболочку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Методы и формы работы |
Организационный этап | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Настраиваются на учебный процесс. | Регулятивные: самоорганизация, готовность к уроку. Личностные: осознание значимости темы. | Беседа |
Постановка цели урока | Выводит детей на обсуждение: «Представьте, что Земля – это огромный живой организм. Как Вы думаете, что будет, если нарушить работу одной его части? Например, если вырубить большую часть леса или сделать воду непригодной для существования организмов? «Правильно. Это всё повлияет на жизнь планеты. А взаимодействие всех компонентов природы связано с одной оболочкой Земли – какой?». Учитель выводит в презентации слайд с ребусом, разгадка которого - понятие «Географическая оболочка». Учитель записывает тему на доске и задаёт наводящие вопросы для выведения целей урока, например:
| Учащиеся отвечают на вопрос, высказывают свои предположения, формулируют цели урока | ||
Актуализация знаний | Учитель просит детей вспомнить, какие оболочки Земли они уже изучили в 5 и 6 классе. Для этого применяется приём «Геосфера» - на слайдах презентации появляются картинки-ассоциации по каждой оболочке Земли (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере). Учитель просит учащихся вспомнить определение каждой из этих оболочек. Или Применяет приём «Живые примеры» на установление взаимосвязей. Учитель задаёт проблемные вопросы:
«Мы увидели, что все оболочки связаны в единую систему – географическую оболочку». | Обсуждение вопросов | Познавательные: анализ ранее изученного материала, выдвижение гипотез. Коммуникативные: умение слушать и высказывать мнение. | Фронтальная беседа, задание на предположение |
Первичное усвоение новых знаний |
Учитель показывает схему взаимосвязи разных частей природы и просит учащихся на основе данной схемы вывести определение географической оболочки. Географическая оболочка – это целостная и непрерывная оболочка Земли, где взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Разъясняет границы географической оболочки: верхняя (озоновый слой, 20-30 км), нижняя (дно Мирового океана и верхняя часть земной коры).
Учитель раздаёт учащимся тексты (см. приложение 1). Задание: используя содержание текстов, необходимо заполнить таблицу по этапам развития географической оболочки (таблицу см. приложение 1). Таблица заполняется совместно с учителем (чтение – корректировка ответов – запись в таблицу). После заполнения таблицы выполняется задание: Сопоставьте характеристики с этапом развития географической оболочки. В ответ запиши этапы и цифры, им соответствующие: 1) Образование континентов и впадин океанов. 2) Возникновение человека. 3) Формирование современных гидросферы и атмосферы. 4) Формирование почвы. 5) Появление простейших организмов в океане. 6) Рост влияния человека на окружающую среду. 7) Возникновение озонового слоя. 8) В воздухе мало кислорода, но много углекислого газа. 9) Развитие жизни на суше. 10) Образование органических горных пород. Ответы: добиогенный – 1, 5, 8; биогенный – 3, 4, 7, 9, 10; антропогенный – 2, 6.
Учитель организует работу с пунктом учебника «Каковы свойства географической оболочки». Учащимся необходимо найти три свойства, выделить суть свойств и привести примеры к каждому свойству. Целостность – все компоненты природы взаимосвязаны, изменение одного влияет на другие (вырубка леса – изменение климата – эрозия почв). Зональность – закономерное изменение природных условий от экватора к полюсам (природные зоны: экваториальные леса, пустыни, тайга, тундра). Ритмичность – повторяемость природных явлений во времени - суточная, годовая, многолетняя (смена дня и ночи, сезонов года, ледниковые периоды). | Познавательные: анализ карт, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: контроль усвоения информации. Коммуникативные: аргументация своей точки зрения, работа в парах. | Объяснительно-иллюстративный, проблемный и наглядный методы, работа в парах. | |
Первичное закрепление | Учитель раздаёт карточки с заданиями для каждого ученика (см. приложение 2), после выполнения задани1 происходит взаимопроверка. | Самостоятельно выполняют задания, проводят взаимопроверку по эталону, анализируют ошибки. | Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: систематизация знаний. | Индивидуальные карточки с заданиями |
Информация о домашнем задании | Параграф 22 прочитать, записи в тетради выучить. | Слушают учителя, фиксируют информацию в дневник. | Регулятивные: планирование самостоятельной работы Личностные: осознанный выбор выполненных заданий. | |
Рефлексия | Учитель подводит детей к завершению урока и предлагает эмоционально её осмыслить с помощью совместного составления приёма 3-2-1. Просит детей записать на отдельных карточка:
Если остаётся время, учитель может попросить ребят озвучить свои ответы и обсудить записанные вопросы. | Настраиваются на аналитическую работу. | Личностные: осознание личного прогресса, выявление значимых аспектов урока, анализ собственного вклада в работу. Регулятивные: адекватное оценивание своих достижений и трудностей, выявление зон непонимания для дальнейшей работы. Познавательные: выделение ключевых моментов урока, группировка усвоенных понятий. | Приём «3-2-1» |
Приложение 1.
Этапы формирования географической оболочки
Географическая оболочка – это сложная система, которая включает в себя атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу. Взаимодействие перечисленных оболочек создаёт благоприятные условия для развития жизни на Земле.
Географическая оболочка формировалась на Земле постепенно. Ученые выделяют три этапа в её развитии: добиогенный (геологический), биогенный, антропогенный.
Добиогенный – первый этап формирования, начавшийся около 4,5 млрд лет назад и продолжавшийся около 3 млрд лет (4,5 млрд-570 млн лет назад). На этом этапе формирования географической оболочки образовались континенты и впадины океанов, появились простейшие организмы в океане. Атмосфера характеризовалась низким содержанием кислорода и высоким уровнем углекислого газа.
Биогенный – второй этап формирования географической оболочки (570 млн – 40 тыс лет назад). На втором этапе происходило формирование современной водной и воздушной оболочек, «озонового экрана» и почвенного покрова, быстрыми темпами шло развитие жизни. Для этого этапа характерна главенствующая роль живых организмов в формировании географической оболочки. Организмы оказывали воздействие на все компоненты оболочки: изменялся состав атмосферы и воды, наблюдались накопления горных пород органического происхождения.
Антропогенный – третий этап развития географической оболочки (40 тыс лет назад до наших дней). Для данного этапа характерно появление человека, его развитие и усиление воздействия на окружающую среду различными видами своей хозяйственной деятельности.
Приложение 2.
Закрепление по теме: "Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность, ритмичность и их географические следствия."
- Единство всех составляющих географической оболочки, которое достигается за счёт круговорота веществ и энергии. Это свойство, которое называется ___________________________.
- Ответь на вопросы. В качестве ответа укажи номер правильного ответа из списка:
1) «Озоновый экран» 2) Глубина несколько километров 3) Океаническое дно 4) 30–40 км | А) Верхняя граница географической оболочки Ответ: _____________________________ Б) Нижняя граница географической оболочки в литосфере Ответ: _____________________________ В) Нижняя граница географической оболочки в гидросфере Ответ: _____________________________ Г) Мощность географической оболочки Ответ: _____________________________ |
- Распредели явления по соответствующим категориям.
1) Смена дня и ночи 2) Направление бризов 3) Направление муссонов 4) Смена сезонов года |
- Установи соответствие между термином и его определением:
- Подбери к характеристике этап развития географической оболочки.
А) Формирование современной водной и воздушной оболочек Земли, почвенного покрова и «озонового экрана». Быстрыми темпами развивается жизнь. __________________
Б) Появление человека; отмечается постоянно растущее воздействие человека на окружающую среду. __________________________
В) Сформировались материки и впадины океанов, появились многоклеточные организмы. _____________________________
Ответы:
- Целостность.
- 1 – А
2 – Б
3 – В
4 – Г
- Суточный ритм – 1, 2
Годовой ритм – 3, 4
- Ритмичность – повторяемость во времени природных процессов и явлений.
Целостность – изменение одной из сфер географической оболочки приводит к изменению других сфер.
Широтная зональность – неравномерное нагревание земной поверхности приводит к изменению природных условий от экватора к полюсам.
Высотная поясность – смена природных условий от подножия к вершине.
- А) биогенный
Б) антропогенный
В) добиогенный
Предварительный просмотр:
Задание. Сопоставьте характеристики с этапом развития географической оболочки. В ответ запиши этапы и цифры, им соответствующие:
1) Образование континентов и впадин океанов.
2) Возникновение человека.
3) Формирование современных гидросферы и атмосферы.
4) Формирование почвы.
5) Появление простейших организмов в океане.
6) Рост влияния человека на окружающую среду.
7) Возникновение озонового слоя.
8) В воздухе мало кислорода, но много углекислого газа.
9) Развитие жизни на суше.
10) Образование органических горных пород.
__________________________________________________________________
Задание. Сопоставьте характеристики с этапом развития географической оболочки. В ответ запиши этапы и цифры, им соответствующие:
1) Образование континентов и впадин океанов.
2) Возникновение человека.
3) Формирование современных гидросферы и атмосферы.
4) Формирование почвы.
5) Появление простейших организмов в океане.
6) Рост влияния человека на окружающую среду.
7) Возникновение озонового слоя.
8) В воздухе мало кислорода, но много углекислого газа.
9) Развитие жизни на суше.
10) Образование органических горных пород.
__________________________________________________________________
Задание. Сопоставьте характеристики с этапом развития географической оболочки. В ответ запиши этапы и цифры, им соответствующие:
1) Образование континентов и впадин океанов.
2) Возникновение человека.
3) Формирование современных гидросферы и атмосферы.
4) Формирование почвы.
5) Появление простейших организмов в океане.
6) Рост влияния человека на окружающую среду.
7) Возникновение озонового слоя.
8) В воздухе мало кислорода, но много углекислого газа.
9) Развитие жизни на суше.
10) Образование органических горных пород.
Задание. Сопоставьте характеристики с этапом развития географической оболочки. В ответ запиши этапы и цифры, им соответствующие:
1) Образование континентов и впадин океанов.
2) Возникновение человека.
3) Формирование современных гидросферы и атмосферы.
4) Формирование почвы.
5) Появление простейших организмов в океане.
6) Рост влияния человека на окружающую среду.
7) Возникновение озонового слоя.
8) В воздухе мало кислорода, но много углекислого газа.
9) Развитие жизни на суше.
10) Образование органических горных пород.
__________________________________________________________________
Задание. Сопоставьте характеристики с этапом развития географической оболочки. В ответ запиши этапы и цифры, им соответствующие:
1) Образование континентов и впадин океанов.
2) Возникновение человека.
3) Формирование современных гидросферы и атмосферы.
4) Формирование почвы.
5) Появление простейших организмов в океане.
6) Рост влияния человека на окружающую среду.
7) Возникновение озонового слоя.
8) В воздухе мало кислорода, но много углекислого газа.
9) Развитие жизни на суше.
10) Образование органических горных пород.
__________________________________________________________________
Задание. Сопоставьте характеристики с этапом развития географической оболочки. В ответ запиши этапы и цифры, им соответствующие:
1) Образование континентов и впадин океанов.
2) Возникновение человека.
3) Формирование современных гидросферы и атмосферы.
4) Формирование почвы.
5) Появление простейших организмов в океане.
6) Рост влияния человека на окружающую среду.
7) Возникновение озонового слоя.
8) В воздухе мало кислорода, но много углекислого газа.
9) Развитие жизни на суше.
10) Образование органических горных пород.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов, свойства.
Презентация к уроку по химии....

Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"
Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"
Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс
Данный урок раскрывает такие вопросы:Строение атома железаНахождение в природеПолучение металлаФизические свойстваХимические свойства железа.Соединения железа. Сплавы железа.Биологическая роль железа....

Конспект по географии 7 класс. Свойства и особенности строения географической оболочки
Тема урока: Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Цель урока: сформировать представление о г...

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение
Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...

Проверочная работа для 7 класса по теме Географическая оболочка особенности строения и свойства
Проверочная работа для 7 класса по теме Географическая оболочка особенности строения и свойства...




