Конспект урока географии. Тема: "Состав и строение атмосферы"
план-конспект урока по географии
Цель урока: Сформировать представление об атмосфере Земли как о воздушной оболочке, ее составе и строении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии. Тема: "Состав и строение атмосферы"
Класс: 6 (может быть адаптирован для других классов с углублением материала)
Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление, применение знаний)
Цель урока: Сформировать представление об атмосфере Земли как о воздушной оболочке, ее составе и строении.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с составом атмосферного воздуха.
Рассмотреть строение атмосферы, выделяя основные слои и их характеристики.
Объяснить значение атмосферы для жизни на Земле.
Развивающие:
Развивать умение работать с различными источниками информации (текст учебника, рисунки, схемы).
Развивать навыки анализа и синтеза информации.
Развивать пространственное мышление.
Развивать умение давать определения понятиям.
Воспитательные:
Формировать понимание необходимости бережного отношения к атмосфере.
Воспитывать интерес к изучению географии.
Оборудование:
Учебник географии (6 класс).
Компьютер, проектор.
Презентация "Состав и строение атмосферы".
Физическая карта мира.
Раздаточные материалы (карточки с заданиями).
Модель глобуса.
Видеоматериалы (по возможности, демонстрирующие атмосферные явления).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты):
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний (5 минут):
Фронтальный опрос:
Что такое оболочки Земли?
Какие оболочки Земли вы знаете?
Какая оболочка состоит из воздуха? (Атмосфера).
Подведение к теме урока.
III. Изучение нового материала (20 минут):
Вступительное слово учителя: Атмосфера – воздушная оболочка Земли, играющая огромную роль в жизни нашей планеты. Сегодня мы изучим из чего состоит атмосфера и как она устроена.
Состав атмосферного воздуха (с использованием презентации и учебника):
Основные компоненты: азот (78%), кислород (21%), аргон (около 1%), углекислый газ (около 0,04%), другие газы (неон, гелий и др.).
Переменные компоненты: водяной пар, пыль (аэрозоли).
Важно: Объяснить роль каждого компонента. Например, кислород для дыхания, углекислый газ для фотосинтеза, озон для защиты от ультрафиолетового излучения.
Демонстрация слайда с процентным составом атмосферы (диаграмма).
Строение атмосферы (с использованием презентации и учебника):
Атмосфера состоит из нескольких слоев, отличающихся по температуре и другим характеристикам.
Тропосфера:
Самый нижний слой (высота до 18 км над экватором и до 8 км над полюсами).
Содержит около 80% массы атмосферного воздуха.
Происходят основные атмосферные явления (ветер, облака, осадки).
Температура с высотой понижается.
Стратосфера:
Расположена над тропосферой (высота до 50 км).
Содержит озоновый слой (защищает от УФ-излучения).
Температура с высотой повышается (в верхней части).
Мезосфера:
Расположена над стратосферой (высота до 80 км).
Самый холодный слой атмосферы.
Сгорают метеоры.
Термосфера (ионосфера):
Расположена над мезосферой (высота до нескольких сотен километров).
Очень высокая температура (более +1000 °C).
Содержит ионы (заряженные частицы) – обеспечивает радиосвязь.
Полярные сияния.
Экзосфера:
Самый верхний слой атмосферы (граница с космосом).
Постепенный переход в космическое пространство.
Использование рисунков и схем для визуализации слоев атмосферы.
Объяснение, почему с высотой меняется температура в разных слоях.
Значение атмосферы для жизни на Земле:
Поддержание жизни на планете (кислород, углекислый газ).
Защита от вредного космического излучения.
Регулирование температуры на поверхности Земли (удержание тепла).
Перенос влаги и тепла по земной поверхности.
IV. Закрепление изученного материала (15 минут):
Работа с карточками:
Карточка 1: Определите, какой слой атмосферы описан.
Карточка 2: Укажите основные компоненты атмосферного воздуха.
Карточка 3: Назовите значение атмосферы для жизни на Земле.
Географический диктант:
Воздушная оболочка Земли – это…
Основной газ в составе атмосферы - …
Слой атмосферы, в котором мы живем - …
Слой атмосферы, защищающий от ультрафиолетового излучения - …
Работа с физической картой мира и глобусом: Обсуждение высоты тропосферы над разными широтами.
Обсуждение: Какое влияние оказывает человек на атмосферу?
V. Домашнее задание (3 минуты):
Прочитать соответствующий параграф учебника.
Ответить на вопросы в конце параграфа.
(Дополнительно) Подготовить сообщение о влиянии деятельности человека на состояние атмосферы.
VI. Подведение итогов урока (5 минут):
Обобщение изученного материала.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Заключительное слово учителя: Подчеркнуть важность знания об атмосфере для понимания процессов, происходящих на Земле, и для осознанного отношения к окружающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока географии « Атмосфера Земли, её состав и строение»
Тема: Атмосфера Земли, её состав и строение . Атмосферное давление. Урок №17. Базовый учебник.География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащ...
План-конспект урока географии на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши» с рабочей тетрадью к уроку
Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку...

Конспект урока географии в 6 классе. Тема "Атмосфера :строение, значение, изучение".
Используемые технологии: здоровьесбережение, поэтапное формирование умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении....

Конспект урока по теме "Состав и строение атмосферы""
Данный урок отражает использование технологии РКМ на уроках географии...

Конспект урока географии в 6 классе "Строение гидросферы. Воды суши"
Цель: изучить составные части гидросферы, процесс мирового круговорота воды в природе, классификацию объектов гидросферы....

Конспект урока по теме "Состав слова" (урок открытия новых знаний).
Конспект урока по теме "Состав слова" (урок открятия новых знаний)....
