Урок географии "Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения "Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года".
план-конспект урока по географии (9 класс)
Ключевая идея: Урок решает острое противоречие между необходимостью развития химической промышленности и сохранением экологической безопасности.
Структура и методы:
· Проблемный подход через визуальное противопоставление и рисков химической промышленности
· Исследовательская деятельность в группах с текстом стратегического документа
· Региональный компонент (Башкортостан)
· Практико-ориентированный подход с профориентационными элементами
Результаты:
· Учащиеся самостоятельно формулируют три стратегических направления развития отрасли
· Приходят к выводу о комплексном решении через модернизацию, "зеленую" химию и госрегулирование
· Осознают перспективы профессиональной реализации в отрасли
Особенности: Урок развивает критическое мышление, экологическое сознание и способность работать с официальными документами, формируя целостное представление о химической промышленности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.4 КБ | |
| 373.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения "Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года".
Цели урока:
- Предметная цель: Сформировать у учащихся систему знаний о факторах размещения и экологических проблемах химической промышленности России, а также о путях её устойчивого развития в соответствии со "Стратегией-2030".
- Метапредметная цель: Развивать умение анализировать противоречивую информацию, работать с текстом стратегического документа, участвовать в коллективном обсуждении и формулировать выводы.
- Личностная цель: Способствовать формированию экологического сознания и ответственного отношения к проблемам региона, а также осознанному подходу к выбору будущей профессии.
Задачи урока:
- Актуализировать и систематизировать знания о факторах размещения предприятий химической промышленности.
- Выявить основные экологические проблемы, связанные с химическим комплексом.
- Познакомить учащихся с основными направлениями "Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года": инновации, импортозамещение, экология.
- Развивать умение выявлять причинно-следственные связи (связь размещения производств с экологическими проблемами).
- Развивать критическое мышление через анализ проблемной ситуации и поиск путей её решения.
- Воспитывать экологическую культуру и чувство ответственности за состояние окружающей среды своего региона.
Планируемые УУД
1. Регулятивные УУД:
- Принятие и удержание учебной задачи (ответить на ключевой вопрос урока).
- Определение последовательности действий в ходе практической работы в группах.
2. Познавательные УУД:
- Умение структурировать знания (запись выводов в тетрадь).
- Смысловое чтение и извлечение необходимой информации из текста стратегического документа.
- Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (участие в беседе, дискуссии).
- Синтез — составление целого из частей (формулировка общего вывода из трех направлений стратегии).
3. Коммуникативные УУД:
- Участие в фронтальной беседе, обсуждение проблемного вопроса.
- Обоснование своей точки зрения в дискуссии "Какое направление важнее?".
- Распределение функций при работе в группе над текстом "Стратегии".
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами (представление результатов групповой работы).
4. Личностные УУД:
- Осознание своей возможной будущей роли в решении профессиональных и экологических задач (профориентационный компонент, рефлексия).
- Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (поиск ответа на социально значимый вопрос).
- Формирование экологической ответственности и личного отношения к проблеме "промышленность vs. экология".
Тип урока: комбинированный
Оборудование: экран, проектор, текст для анализа
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и мотивация. Создание проблемной ситуации.
- Добрый день! Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Слайд 1.
- Что объединяет эти изображения? Да, это продукция химической промышленности: парфюмерия, косметика, бытовая химия, медикаменты – то, что создаёт нам комфорт в повседневной жизни.
- А теперь посмотрите на следующий слайд.
Слайд 2.
- С другой стороны, химическая промышленность прочно ассоциируется с экологическими катастрофами.
– Таким образом, мы сталкиваемся с острейшим противоречием. С одной стороны – комфорт, здоровье, технологический прогресс. С другой – угроза здоровью людей, будущему планеты.
– Как же разрешить это противоречие? Может, просто закрыть все "грязные" производства? (Учитель выслушивает возможные реплики учащихся). Нет, это ударит по экономике, лишит нас необходимых товаров и рабочих мест. Значит, путь не в запрете.
Слайд 3.
– Итак, ключевой вопрос урока, на который мы постараемся найти ответ, звучит так:
«КАКИМ ОБРАЗОМ РОССИЯ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬ МОЩНУЮ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНУЮ ХИМИЧЕСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СОХРАНЯЯ И УЛУЧШАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ?»
III. Изучение нового материала
Слайд 4. Запись темы урока.
Факторы размещения и экологические проблемы химической промышленности
– Чтобы понять глубину проблемы, давайте вспомним, от чего зависит размещение химических заводов (Фронтальная беседа с классом)
- Сырьевой фактор (Примеры: производство калийных удобрений в Соликамске и Березниках).
- Энергетический фактор (Примеры: производство аммиака, пластмасс требует много энергии).
- Водный фактор (Многие производства потребляют огромное количество воды).
- Потребительский фактор (Производство шин, лаков, красок, бытовой химии).
- Фактор трудовых ресурсов (Наукоемкие производства – фармацевтика, биотехнологии).
– А теперь обратите внимание на карты "Химическая промышленность" и «Плотность населения» в ваших атласах. Что вы видите? Большинство предприятий расположено в густонаселенной полосе расселения. Это приводит нас к еще одному, очень важному фактору – экологическому.
– Давайте вместе подумаем, какие конкретно экологические проблемы создает химическая промышленность в этих районах?
- Загрязнение атмосферы (выбросы токсичных газов, парниковых газов).
- Загрязнение гидросферы (сброс неочищенных сточных вод, содержащих тяжелые металлы, фенолы).
- Накопление токсичных и трудно-разлагаемых отходов (шламы, осадки очистных сооружений).
- Проблема утилизации продукции (особенно пластика).
– Какие меры по снижению вредного воздействия вы в данный момент можете предложить?
(очистные сооружения, переход на замкнутый цикл, малоотходные технологии, переработка отходов, мониторинг состояния окружающей среды, строительство предприятий с учетом розы ветров и т.д.)
Итак, мы видим, что проблем достаточно много: и загрязнение воздуха, и токсичные отходы... может показаться, что это где-то далеко, что это происходит в “других” регионах. Но наша республика Башкортостан — один из крупнейших химических кластеров России. Значит, эти вызовы — не абстрактные картинки из интернета.
Региональный компонент "Химический комплекс Башкортостана»
Слайд 5
– С одной стороны, эти предприятия – флагманы промышленности, они дают стране жизненно важную продукцию и тысячи рабочих мест. С другой – они несут прямую ответственность за экологическую обстановку в наших городах.
Проблемный вопрос: «Стоит ли нам сегодня говорить о сворачивании этих предприятий?» Нет. А о чём тогда нужно говорить?
О модернизации и новых подходах. И эти подходы уже заложены в официальном документе, с которым мы сейчас познакомимся.
Практическая работа в группах "Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года".
Задание:
1. Прочтите текст, подчеркивая ключевые слова.
2. Подумайте, какое можно дать название данному направлению развития химической отрасли»?
Итог работы с текстом - на доске три больших круга с заголовками. В центре – химическая промышленность.
• ИННОВАЦИИ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Создавать «умную» химию. Вместо простых пластмасс и удобрений наша промышленность будет делать новые, сложные материалы. Например, супер-прочные сплавы для самолётов, «умные» удобрения, которые сами знают, когда отдать питательные вещества растению, или лёгкие композитные материалы для машин, чтобы они расходовали меньше топлива и т.д.
• ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ЭКСПОРТ
Обеспечить страну всем необходимым. Главная задача — чтобы Россия сама производила все ключевые химические продукты, а не покупала их за границей. Это важно для независимости и развития нашей страны.
• ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ («Зелёная» химия)
Химические заводы станут чище и безопаснее. Они будут перерабатывать свои отходы, меньше загрязнять воздух и воду, а также создавать продукты, которые легко утилизировать или которые быстро разлагаются в природе.
– Какое из направлений вам кажется самым важным и почему? (Краткая дискуссия, в ходе которой учитель подводит к мысли, что все направления взаимосвязаны и одинаково важны для комплексного решения проблемы).
IV. Закрепление.
– Давайте вернёмся к нашему главному вопросу:
«КАКИМ ОБРАЗОМ РОССИЯ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬ МОЩНУЮ ХИМИЧЕСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ЭКОЛОГИИ?»
– Основываясь на материалах урока, давайте вместе сформулируем вывод.
(Совместная формулировка вывода с учащимися и запись в тетрадь)
ВЫВОД УРОКА: Устойчивое развитие химической промышленности России возможно только через комплексный подход, включающий:
- Технологическую модернизацию и переход к "умному" производству.
- Внедрение принципов "зеленой" химии – максимально безопасных и ресурсосберегающих технологий.
- Государственное регулирование и контроль на основе стратегического планирования (Стратегия-2030).
- Подготовку высококвалифицированных кадров, способных решать задачи нового времени.
V. Итоги урока. Домашнее задание.
Химическая промышленность – это сложный, но жизненно важный организм. Будущее за "умной" и "зелёной" химией и именно вам, возможно, предстоит её создавать. Сегодня вы стоите на пороге выбора профессии и важно выбрать такую специальность, чтобы в будущем она была востребована. «Авангардная тройка» - энергетика, машиностроение, химпром являются перспективными отраслями.
В нашей республике сложилась мощная система подготовки кадров для химической промышленности. Получить профессию можно в ВУЗах и ССУЗах.
Ключевой ВУЗ - УГНТУ, в БГУ есть химический факультет, а среди колледжей это УТЭК, Стерлитамакский химико-технологический, Салаватский индустриальный колледж.
Домашнее задание (на выбор):
- Базовое: § учебника, записи в рабочей тетради.
- Творческое (на выбор):
- Написать эссе-размышление на тему: "Может ли химическая промышленность стать полностью "зеленой" в будущем?".
- Подготовить небольшое сообщение об одном из предприятий химического комплекса Башкортостана, какие меры по охране окружающей среды на нем применяются (используя официальный сайт предприятия).
Слайд 6.
VI. Рефлексия "Моя точка на карте урока"
- 🏔️ ВЕРШИНА ПОНИМАНИЯ: «Я достиг(ла) цели, все понял(а) и могу объяснить другим»
- 🌊 ПЛАВНОЕ ТЕЧЕНИЕ: «Материал усвоил(а), но есть небольшие вопросы»
- 🌲 В ЛЕСУ СОМНЕНИЙ: «Многое осталось неясным, нужно еще раз пройти маршрут»
- 🗺️ В ПОИСКАХ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ: «Тема заинтересовала, хочу узнать больше»
(Ученики поднимают руку или называют выбранный вариант. Учитель выборочно спрашивает 1-2 учеников с разных "точек", чтобы они кратко пояснили свой выбор)
– Спасибо за активную и плодотворную работу на уроке! Наше путешествие по карте химической промышленности завершено, но ваши личные открытия могут только начинаться.
Приложение 1
Ключевое направление №1:
- Развитие газо- и нефтехимии
Создание крупных производств, где метан и жидкие углеводороды будут перерабатываться в широкую линейку продуктов — олефины (этилен, пропилен), ароматические углеводороды, которые являются "строительными блоками" для более сложной химии, где можно собрать что угодно — от пластика до резины.
- Создание "нишевых" и специальных производств
Специальные полимеры и композиты. Это не просто полиэтилен или полипропилен, а материалы с заданными свойствами — жаропрочные, химически стойкие, сверхпрочные (для авиации, автомобилестроения, бронезащиты), биоразлагаемые пластики, полимеры для 3D-печати.
Углубление цепочек создания стоимости. Например, не просто производить аммиак, а создавать на его основе полный цикл агрохимии — сложные удобрения (NPK-комплексы), средства защиты растений (пестициды, инсектициды), что значительно повышает стоимость.
Развитие функциональной и "белой" химии. Производство поверхностно-активных веществ (ПАВ) для моющих средств (основа для шампуней, стиральных порошков), парфюмерных композиций, косметических ингредиентов, пищевых добавок — сегменты, где доля России на внутреннем рынке исторически была низкой.
Задание:
- Прочтите текст, подчеркивая ключевые слова.
- Подумайте, какое можно дать название данному направлению развития химической отрасли»?
Ключевое направление №2
- Развитие отечественного катализаторостроения. Катализаторы — это "сердце" большинства химических процессов. Создание полного цикла — от фундаментальных исследований и разработки новых составов до их промышленного производства и утилизации — является приоритетом №1 для технологической независимости, чтобы Россия не просто закупала технологии, а стала полноправным создателем и конструктором в мировой химической индустрии.
- Создание отечественного инжиниринга. Поддержка компаний, способных проектировать и строить целые химические производства, а не просто закупать технологии "под ключ" за рубежом.
- Активизация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР): Стратегия предполагает тесную кооперацию между промышленными предприятиями, вузами (например, РХТУ им. Менделеева, МИТХТ) и научно-исследовательскими институтами РАН
Задание:
- Прочтите текст, подчеркивая ключевые слова.
- Подумайте, какое можно дать название данному направлению развития химической отрасли»?
Ключевое направление №3
- Внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ). Модернизация старых производств для снижения выбросов, сбросов и энергопотребления.
- Развитие циркулярной (замкнутой) экономики.
Рециклинг полимеров. Создание системы сбора, сортировки и химической/механической переработки пластиковых отходов. Цель — не только решить экологическую проблему, но и получить источник вторичного сырья.
Использование возобновляемого сырья. Развитие направлений биохимии, где сырьем служит биомасса (например, отходы сельского и лесного хозяйства).
- Декарбонизация: Проекты по улавливанию и использованию/хранению углерода (CCUS), переход на более "зеленые" источники энергии. Это не просто следование трендам, а необходимое условие для конкурентоспособности на мировом рынке, где уже действуют углеродные налоги (например, CBAM в ЕС).
Задание:
- Прочтите текст, подчеркивая ключевые слова.
- Подумайте, какое можно дать название данному направлению развития химической отрасли»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«КАКИМ ОБРАЗОМ РОССИЯ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬ МОЩНУЮ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНУЮ ХИМИЧЕСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БЕЗ УЩЕРБА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ?»
Химическая промышленность: охрана окружающей среды и о сновные положения стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года
« Башнефть» включает в себя группу НПЗ ( г.Уфа , г.Салават ) «Уфаоргсинтез» - производство ацетона, фенола, полиэтилена «Каустик» (г. Стерлитамак) производство каустической соды, хлора, дезинфицирующих средств «Башкирская содовая компания» (г. Стерлитамак) – пищевая сода, кальцинированная сода «Газпром нефтехим Салават» - производство моторного топлива, этилен, пропилен, полиэстерол « Полиэф » (г. Благовещенск) - производство химволокон, упаковочных плёнок
🏔️ ВЕРШИНА ПОНИМАНИЯ — "Я достиг цели, все понял и могу объяснить другим" 🌊 ПЛАВНОЕ ТЕЧЕНИЕ — "Материал усвоил, но есть небольшие вопросы" 🌲 В ЛЕСУ СОМНЕНИЙ — "Многое осталось неясным, нужно еще раз пройти маршрут" 🗺️ В ПОИСКАХ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ — "Тема заинтересовала, хочу узнать больше"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона"
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».Задачи урока: 1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация зн...
урок в 8 классе "Охрана окружающей среды".
Задачи: 1. Практиковать в устной речи на базе изученного лексико-грамматического материала. 2. Привлечь внимание учащихся ...

Методическая разработка урока в 9 классе "Охрана окружающей среды"
В материале обозначены цели и задачи урока, формируемые УУД, формы работы и технологии....

Методическая разработка урока "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"
Методическая разработка урока...
Презентация к уроку химии 9 класса: "Охрана окружающей среды от химического загрязнения"
В данной призентации собран материал, являющийся дополнением к материалу параграфа 38: "Охрана окружающей среды от химического загрязнения" (учебник О.С. Габриелян, Москва "Просвещение...

Презентация к уроку по географии 9 класса «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Особенности АПК своего края. Практическая работа №8 "Определение влияния природных и социальных ф
Презентация по географии к уроку №25 для 9 класса. В презентации проверка знаний, новый материал, практическая работа №8....

