Логические познавательные универсальные учебные действия (УУД) (приемы).
презентация по геометрии по теме
Введение и реализация новых стандартов направлена на повышение качества школьного российского математического образования. Процесс освоения геометрии учениками, осуществляемый с помощью УУД, будет способствовать формированию и личностных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.53 КБ |
![]() | 85.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Общество 21 века нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения математике определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Эти действия обеспечивают личностное развитие, наличие умений перерабатывать учебную информацию, осуществлять саморегуляцию собственной интеллектуальной деятельности на основе представления о своих интеллектуальных возможностях, полноценное сотрудничество в процессе усвоения учебной информации и социальное взаимодействие.
Введение и реализация новых стандартов направлено на повышение качества школьного российского, в частности, математического образования, которое, как показывают международные исследования (PIZA 2003, 2006,2009) не соответствует результатам многих развитых государств. Анализ содержания направлений исследования PIZA: математической грамотности, грамотности чтения математических текстов, компетентности в области решения проблем средствами математики показал, что они характеризуются несколькими группами умений, которые способствуют достижению целей обучения геометрии. Эти умения связаны: 1) с переработкой учебной информации (общеучебные познавательные УУД); 2) с выполнением рассуждений, их аргументацией (логические познавательные УУД); 3) с решением проблем в процессе коммуникативного взаимодействия ( коммуникативные и познавательные УУД). Они необходимы для реализации целей обучения геометрии: развитие логического мышления учащихся, формирование их пространственных представлений при систематическом изучении свойств геометрических фигур, которые будут достигнуты тогда, когда ученик самостоятельно регулирует собственную умственную деятельность, управляет собственной учебно – познавательной деятельностью (регуляторные УУД). Процесс освоения геометрии учениками осуществляемый с помощью указанных умений будет способствовать формированию и личностных УУД.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Прием анализа: расчленить изучаемый объект а составные части (признаки, свойства, отношения, частные случаи); исследовать(изучить отдельно каждый элемент); если надо, включить изучаемый объект в связи и отношения с другими; составить план исследования (изучения) объекта в целом – синтез.
2. Прием анализа текста задачи: прочитать задачу; выделить условие и требование; уточнить условие: назвать его, о каких фигурах идет речь, что про них говорится в условии, записать «Дано»; уточнить требование: назвать его, о каких фигурах идет речь, сколько их, что необходимо установить об этих фигурах, записать «Найти», «Доказать»; сделать чертеж.
3. Прием сравнения используя наблюдение, выявить известные понятия, характеризующие данные объекты; сформулировать соответствующие суждения; выделить свойства сравниваемых объектов; установить общие и различные свойства; выделить несущественные и существенные свойства (признаки); выбрать основание для сравнения (один из признаков); сопоставить объекты по этому основанию; сформулировать выводы сравнения.
4. Прием раскрытия термина понятия сформулировать определение понятия; перечислить признаки, являющиеся видовыми отличиями.
5. Прием подведение под понятие вспомнить определение понятия, под которое подводится исследуемый объект; проверить принадлежность объекта родовому понятию (наличие первого признака); проверить наличие у объекта видовых отличий (остальных признаков); сделать вывод о принадлежности объекта понятию (все признаки выполняются) или непринадлежности (не выполняется хотя бы один признак).
6. Прием анализа формулировки теоремы (утверждения), текста задачи 1. прочитать формулировку теоремы (прочитать текст задачи и к п. 5); 2. сформулировать теорему в терминах «если…, то…»; 3. выяснить, какая часть суждения от слова «если» до слова «то» является разъяснительной частью, а оставшаяся – условием теоремы; 4. часть суждения после слова «то» - заключение теоремы; 5. перевести выявленные составляющие теоремы (задачи) на символьный язык (записать «Дано», «Доказать» («Найти», «Построить»); 6. выполнить изображение фигуры в соответствии с условием.
7.Прием выведения следствий из условия задачи (теоремы) выделить условие задачи (теоремы); раскрыть термины понятий, данных в условии задачи (теоремы); вспомнить теоремы –свойства, относящиеся к этим понятиям и их формулировки; выводить следствия из условий, до тех пор, пока в качестве промежуточного следствия не получится требование задачи (заключение теоремы); фиксировать свои действия выбранным способом (словесная, символьная запись, схема, дополнительные построения).
8. Прием выведения следствий из требования (заключения) задачи (теоремы) выделить условие и требование (заключение) задачи (теоремы); выделить понятия, о которых говорится в требовании задачи; вспомнить теоремы – признаки этих понятий, их определения; выяснить, что достаточно доказать, чтобы получить искомое (использовать поисковые области); переформулировать требование; выяснить, какие дополнительные построения необходимо выполнить и выполнить их; если искомое не получено сформулировать промежуточное требование и сделать новые выводы; с помощью теорем – признаков, определений понятий выводить следствия из требования задачи до тех пор, пока в качестве следствия не получится условие задачи (теоремы) ; фиксировать свои действия выбранным способом (словесная, символьная запись, схема, дополнительные построения) .
9. Прием последовательного анализа требования (заключения) и условия задачи (теоремы) – «челнок» 1. выполнить анализ текста утверждения; 2. выяснить, что достаточно знать для того, чтобы прийти к нужному заключению (сформулировать промежуточное заключение); 3. вывести следствия из условия (сформулировать промежуточные выводы); 4 . сравнить с тем, что требуется доказать: если получено нужное заключение, то к п.9; если не получено нужное заключение , то к п.5 5. выяснить, что достаточно знать для того, чтобы прийти к промежуточному заключению (сформулировать новое промежуточное заключение); 6. сделать новые промежуточные выводы из условия; 7. сравнить с тем, что теперь требуется доказать (с новым промежуточным выводом) : если получено нужное заключение, то к п.9; если не получено нужное заключение, то к п.5 либо к п.8 8. заключение доказать не удалось; 9. фиксировать свои действия выбранным способом (словесная, символьная запись, схема ); 10. составить план доказательства.
10. Прием записи доказательства теоремы (решения задачи) вспомнить способы записи решения : а)Т. К. A , то B (по И), где И – истинное высказывание: теорема, определение, аксиома, являющиеся обоснованием, A – часть условия, промежуточное условие, B – промежуточный вывод, вывод; б) B , (И - обоснование), т. к. A ; в) И – обоснование, т.к. A , то B ; выделить в каждом шаге доказательства (решения) промежуточное условие, промежуточный вывод, обоснование; выбрать способ записи решения задачи (доказательства теоремы); реализовать этот способ для каждого шага.
11. Прием формулирования утверждения, обратного или противоположного данному 1. выделить условие, разъяснительную часть и заключение теоремы: если сформулировать противоположное утверждение, то к п.2; если сформулировать обратное утверждение, то к п.5 2. построить отрицание условия и заключения теоремы; 3. присоединить разъяснительную часть к отрицанию условия и к п.4; 4. сформулировать утверждение, используя результат п.3 и отрицание заключения и к п.6; 5. поменять местами условие и заключение, разъяснительную часть оставить на месте, сформулировать утверждение и к п.6; 6. установить истинность сформулированного утверждения.
12. Прием формулирования утверждения в терминах необходимых и достаточных условий прочитать формулировку утверждения; сформулировать утверждения в терминах «если A , то B …» или A→B сформулировать утверждение, используя конструкцию: «Для того чтобы A , необходимо, чтобы B »; установить его истинность; сформулировать утверждение, используя конструкцию: «Для того чтобы B , достаточно чтобы A »; установить его истинность; если оба утверждения истинны, то сформулировать утверждение, используя конструкцию: «Для того чтобы A , необходимо и достаточно, чтобы B ».
13. Прием доказательства способом «от противного» выполнить анализ текста утверждения; построить отрицание заключения теоремы (требования задачи) и предположить, что оно истинно; присоединить отрицание к условию и выполнить доказательство до получения противоречия с условием (частью условия), известными аксиомой, определением, теоремой; сделать вывод о ложности предположения и истинности заключения теоремы (требования задачи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-429808-1396417862.jpg)
Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881750-1485094655.jpg)
Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО
Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393738-1391003520.jpg)
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1103160-1547611731.jpg)
«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».
Краткая характеристика психологического содержания операций, составляющих (УЛД)....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/04/picture-1203432-1578108503.jpg)
Доклад "Учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действии "
Тема «Природные ресурсы климатических зон России»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-1181544-1572350245.jpg)
Диагностика познавательных универсальных учебных действий. Методика «Сложные аналогии» (познавательные УУД)
Сформированность познавательных универсальных учебных действий...