Логические познавательные универсальные учебные действия (УУД) (приемы).
презентация по геометрии по теме

Введение и реализация новых стандартов направлена на повышение качества школьного российского математического образования. Процесс освоения геометрии учениками, осуществляемый с помощью УУД, будет способствовать формированию и личностных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx14.53 КБ
Файл logicheskie_poznavatelnye_uud_priemy.pptx85.29 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Общество 21 века нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения математике определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Эти действия обеспечивают личностное развитие, наличие умений перерабатывать учебную информацию, осуществлять саморегуляцию собственной интеллектуальной деятельности на основе представления о своих  интеллектуальных возможностях, полноценное сотрудничество в процессе усвоения учебной информации и социальное взаимодействие.

Введение и реализация новых стандартов направлено на повышение качества школьного российского, в частности, математического образования, которое, как показывают международные исследования  (PIZA 2003, 2006,2009) не соответствует результатам многих развитых государств. Анализ содержания направлений исследования PIZA: математической грамотности, грамотности чтения математических текстов, компетентности в области решения проблем средствами математики показал, что они характеризуются несколькими группами умений, которые способствуют достижению целей обучения геометрии. Эти умения  связаны: 1) с переработкой учебной информации (общеучебные познавательные УУД); 2) с выполнением рассуждений, их аргументацией (логические познавательные УУД); 3) с решением проблем в процессе коммуникативного взаимодействия ( коммуникативные и познавательные УУД). Они необходимы для реализации  целей обучения геометрии: развитие  логического мышления учащихся, формирование их пространственных представлений при систематическом изучении свойств геометрических фигур, которые будут достигнуты тогда, когда ученик самостоятельно регулирует собственную умственную деятельность, управляет собственной  учебно – познавательной деятельностью (регуляторные УУД). Процесс освоения геометрии учениками осуществляемый с помощью указанных умений будет способствовать формированию и личностных УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил учитель математики МОУ гимназии Козырева Люция Гимрановна . Логические познавательные универсальные учебные действия (приемы).

Слайд 2

1. Прием анализа: расчленить изучаемый объект а составные части (признаки, свойства, отношения, частные случаи); исследовать(изучить отдельно каждый элемент); если надо, включить изучаемый объект в связи и отношения с другими; составить план исследования (изучения) объекта в целом – синтез.

Слайд 3

2. Прием анализа текста задачи: прочитать задачу; выделить условие и требование; уточнить условие: назвать его, о каких фигурах идет речь, что про них говорится в условии, записать «Дано»; уточнить требование: назвать его, о каких фигурах идет речь, сколько их, что необходимо установить об этих фигурах, записать «Найти», «Доказать»; сделать чертеж.

Слайд 4

3. Прием сравнения используя наблюдение, выявить известные понятия, характеризующие данные объекты; сформулировать соответствующие суждения; выделить свойства сравниваемых объектов; установить общие и различные свойства; выделить несущественные и существенные свойства (признаки); выбрать основание для сравнения (один из признаков); сопоставить объекты по этому основанию; сформулировать выводы сравнения.

Слайд 5

4. Прием раскрытия термина понятия сформулировать определение понятия; перечислить признаки, являющиеся видовыми отличиями.

Слайд 6

5. Прием подведение под понятие вспомнить определение понятия, под которое подводится исследуемый объект; проверить принадлежность объекта родовому понятию (наличие первого признака); проверить наличие у объекта видовых отличий (остальных признаков); сделать вывод о принадлежности объекта понятию (все признаки выполняются) или непринадлежности (не выполняется хотя бы один признак).

Слайд 7

6. Прием анализа формулировки теоремы (утверждения), текста задачи 1. прочитать формулировку теоремы (прочитать текст задачи и к п. 5); 2. сформулировать теорему в терминах «если…, то…»; 3. выяснить, какая часть суждения от слова «если» до слова «то» является разъяснительной частью, а оставшаяся – условием теоремы; 4. часть суждения после слова «то» - заключение теоремы; 5. перевести выявленные составляющие теоремы (задачи) на символьный язык (записать «Дано», «Доказать» («Найти», «Построить»); 6. выполнить изображение фигуры в соответствии с условием.

Слайд 8

7.Прием выведения следствий из условия задачи (теоремы) выделить условие задачи (теоремы); раскрыть термины понятий, данных в условии задачи (теоремы); вспомнить теоремы –свойства, относящиеся к этим понятиям и их формулировки; выводить следствия из условий, до тех пор, пока в качестве промежуточного следствия не получится требование задачи (заключение теоремы); фиксировать свои действия выбранным способом (словесная, символьная запись, схема, дополнительные построения).

Слайд 9

8. Прием выведения следствий из требования (заключения) задачи (теоремы) выделить условие и требование (заключение) задачи (теоремы); выделить понятия, о которых говорится в требовании задачи; вспомнить теоремы – признаки этих понятий, их определения; выяснить, что достаточно доказать, чтобы получить искомое (использовать поисковые области); переформулировать требование; выяснить, какие дополнительные построения необходимо выполнить и выполнить их; если искомое не получено сформулировать промежуточное требование и сделать новые выводы; с помощью теорем – признаков, определений понятий выводить следствия из требования задачи до тех пор, пока в качестве следствия не получится условие задачи (теоремы) ; фиксировать свои действия выбранным способом (словесная, символьная запись, схема, дополнительные построения) .

Слайд 10

9. Прием последовательного анализа требования (заключения) и условия задачи (теоремы) – «челнок» 1. выполнить анализ текста утверждения; 2. выяснить, что достаточно знать для того, чтобы прийти к нужному заключению (сформулировать промежуточное заключение); 3. вывести следствия из условия (сформулировать промежуточные выводы); 4 . сравнить с тем, что требуется доказать: если получено нужное заключение, то к п.9; если не получено нужное заключение , то к п.5 5. выяснить, что достаточно знать для того, чтобы прийти к промежуточному заключению (сформулировать новое промежуточное заключение); 6. сделать новые промежуточные выводы из условия; 7. сравнить с тем, что теперь требуется доказать (с новым промежуточным выводом) : если получено нужное заключение, то к п.9; если не получено нужное заключение, то к п.5 либо к п.8 8. заключение доказать не удалось; 9. фиксировать свои действия выбранным способом (словесная, символьная запись, схема ); 10. составить план доказательства.

Слайд 11

10. Прием записи доказательства теоремы (решения задачи) вспомнить способы записи решения : а)Т. К. A , то B (по И), где И – истинное высказывание: теорема, определение, аксиома, являющиеся обоснованием, A – часть условия, промежуточное условие, B – промежуточный вывод, вывод; б) B , (И - обоснование), т. к. A ; в) И – обоснование, т.к. A , то B ; выделить в каждом шаге доказательства (решения) промежуточное условие, промежуточный вывод, обоснование; выбрать способ записи решения задачи (доказательства теоремы); реализовать этот способ для каждого шага.

Слайд 12

11. Прием формулирования утверждения, обратного или противоположного данному 1. выделить условие, разъяснительную часть и заключение теоремы: если сформулировать противоположное утверждение, то к п.2; если сформулировать обратное утверждение, то к п.5 2. построить отрицание условия и заключения теоремы; 3. присоединить разъяснительную часть к отрицанию условия и к п.4; 4. сформулировать утверждение, используя результат п.3 и отрицание заключения и к п.6; 5. поменять местами условие и заключение, разъяснительную часть оставить на месте, сформулировать утверждение и к п.6; 6. установить истинность сформулированного утверждения.

Слайд 13

12. Прием формулирования утверждения в терминах необходимых и достаточных условий прочитать формулировку утверждения; сформулировать утверждения в терминах «если A , то B …» или A→B сформулировать утверждение, используя конструкцию: «Для того чтобы A , необходимо, чтобы B »; установить его истинность; сформулировать утверждение, используя конструкцию: «Для того чтобы B , достаточно чтобы A »; установить его истинность; если оба утверждения истинны, то сформулировать утверждение, используя конструкцию: «Для того чтобы A , необходимо и достаточно, чтобы B ».

Слайд 14

13. Прием доказательства способом «от противного» выполнить анализ текста утверждения; построить отрицание заключения теоремы (требования задачи) и предположить, что оно истинно; присоединить отрицание к условию и выполнить доказательство до получения противоречия с условием (частью условия), известными аксиомой, определением, теоремой; сделать вывод о ложности предположения и истинности заключения теоремы (требования задачи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».

Краткая характеристика психологического содержания  операций, составляющих (УЛД)....