«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».
статья по математике по теме

Близнецова Наталья Александровна

         Краткая характеристика психологического содержания  операций, составляющих (УЛД).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladpoznavatelnye_uud.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».

Близнецова Н.А.учитель математики  КГБ С (К) ОУ   «Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная   школа – интернат  VIII вида»

Март, 2015


Доклад

 «Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».

          Особый интерес представляют универсальные логические действия  (УЛД), которые имеют наиболее (всеобщий) характер и направлены  на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением  обычно понимается способность и умение уч-ся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнения, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием логических схем -индукции и дедукции)

         Краткая характеристика психологического содержания  операций, составляющих (УЛД).

         Опознание  конкретно - чувственных объектов с выделением различных признаков в предмете:

  • Кодирование (декодирование) объекта;
  • Выделение признаков объекта;
  • Описание объектов по совокупности признаков; сравнение  объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков;
  • Кодирование (декодирование) операций с признаками

Установление отношений между объектами:

  • Установление отношений эквивалентности между объектами;
  • Установление отношений эквивалентности между числами;
  • Уравнивание объектов;
  • Понимание величин;
  • Выделение постранственных отношений между объектами;
  • Ориентировка положения объекта;
  • Выстраивание цепей отношений  между объектами
  • Установление отношений порядка между числами.

Формируя (УЛД), стоит  опираться на выше изложенную номенклатуру, чтобы задействовать все составляющие  и сделать эту работу комплексной и наиболее продуктивной. В качестве составного (УЛД), можно рассматривать  общий прием решения задач, который вкл. знание этапов, методов, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости  от умения анализировать текст задачи, а также владение понятиями, терминами, правилами, формулами, логическим приемами и операциями.

Примеры заданий:

  • «Поиск лишнего», «Лабиринты», «Цепочки»;
  • Составление схем – опор, составление и распознание диаграмм;
  • Работа с  разными видами таблиц, Работа со словарем.

Доклад

Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формирование ЗОЖ

Близнецова Н.А.учитель математики  КГБ С (К) ОУ   «Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная   школа – интернат  VIII вида»

Октябрь 2014

                                            Система работы классного руководителя

                                               в предупреждении вредных привычек,

                                     в формировании здорового образа жизни учащихся.

    Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Все еще низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащихся школ не представляют проблему распространения  наркомании и ВИЧ - инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении ЗОЖ. Не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники ОШ имеют неточное  и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах  определяющих здоровье,  о компонентах ЗОЖ.

     Именно поэтому проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни, но и формированию своего образа жизни.

     Школа в  своей деятельности из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психологических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только  при наличии здоровьетворящей среды в ОУ, психологического комфорта уч-ся и учителя, системно организованной воспитательной  работы по формированию стиля жизнедеятельности.

    В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников ОП - с другой. Успешно способствует  этому ВС класса, которая позволяет, опираясь на воспитательный потенциал  ОУ  и окружающую среду.

   Система воспитательного воздействия классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья уч-ся  в ОУ осуществляется по следующим  направлениям:

-формирование ЗОЖ  культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание уч-ся;

-создание здоровьесберегающей образовательной среды;

-Организация  оздоровительной работы.

  Девизом  по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение  природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у уч-ся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры ЗОЖ приобщение  к занятиям  физкультуры и спортом.

   Исходя из цели, разработана система, вкл. сл. направления  по формированию ЗОЖ:

-Организация УП  в соответствии с требованиями СанПин;

-Воспитательная работа классного руководителя, учителя физкультуры, преподавателей по формированиюОБЖ ;

-внеклассная работа завуча;

-Медицинское обслуживание  обучающихся  медработниками ОУ;

-Организация горячего питания обучающихся;

-Сотрудничество с заинтересованными организациями.

   Организация  ВД по формированию зож обучающихся предполагает решение сл. задач:

-формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих  как к важнейшей социальной ценности;

-выработка УН сохранения  и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

-закрепления гигиенических навыков  и привычек;

-приобщение к разумной физической активности;

-обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

  Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников  УВ процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

                                                                                                   

Доклад

Использование новейших педагогических технологий – проблемного обучения в образовательном процессе.

Близнецова Н.А.учитель математики  КГБ С (К) ОУ   «Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная   школа – интернат  VIII вида»

Март 2015


   Технология проблемного обучения ТПО

   Сегодня под ПО понимается такая организация учебных занятий, кот.предполагает создание под руководством учителя ПС и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными ЗУН и развитие творческих способностей.

    ТПО предполагает организацию под руководством учителя самостоятельный поисковой деятельности по решению учебных проблем, в ходе которых  у учащихся формируются новые ЗУН, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция,  творческое мышление и другие, личностно значимые качества.

     ПС в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику ПЗ соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. ПЗ само по себе не является ПС, оно может вызвать ПС лишь при определенных условиях.  Одна и та же ПС может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде ТПО состоит в том, что перед уч-ся ставится проблема и они при непосредственном  участии учителя  или самостоятельно исследуют  пути и способы  ее решения, т.е.

-строят гипотезу,

-намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

-проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

 По степени познавательной самостоятельности уч-ся ПО осуществляется в 3 основных формах:

-проблемного изложения,

-частично-поисковой деятельности ,

-самостоятельной исследовательской деятельности. 

Наименьшая познавательная самостоятельность уч-ся имеет место  при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель  вскрывает  путь ее решения, демонстрируя  уч-ся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.  В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем  с помощью специальных вопросов , побуждающих обучаемого  к самостоятельному  рассуждению , активному поиску ответа  на отдельные части проблемы.

ТПО, как и другие технологии, имеет положительные  и отрицательные стороны.

 Преимущества ТПО : 

-Способствует  не только приобретению уч-ся необходимой системы ЗУН, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес  к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки:

- Большие затраты времени  на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью уч-ся.

Одна из основных задач курса математики в школе VIII вида - сформировать у уч-ся умение решать текстовые арифметические задачи. Особенности работы с детьми разноплановы. Это связано с разнообразием тех трудностей, с кот. сталкиваются уч–ся в силу несовершенства их мыслительной деятельности.

    Опыт показывает, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия у детей с нарушением интеллекта создают трудности в понимании ими текстовой арифметической задачи. Они воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, а несовершенство анализа и синтеза не позволяют связать в единое целое, установить между ними отношения и, исходя из этого, определить правильное решение.

      Учащиеся с умственной отсталостью опираются на несущественные признаки, руководствуясь словами (больше,  меньше,  всего, осталось). Это приводит к тому, что, не умея отойти от шаблонов, уч-ся дополняют условие задачи, чтобы подвести ее под определенную, известную им схему.

     Небольшой словарный запас, непонимание слов и выражений, содержащихся в условии задачи, создают большие трудности при ее анализе. Часто уч-ся не решают задачу т.к. не понимают значение слов (поровну, оба, каждый, другой, второй, столько же, хотя бы один).  

          Все эти факты указывают на необходимость  специального подхода  к организации подготовительного этапа  к знакомству с текстовой  задачей, этапа первичного восприятия текста задачи и этапа моделирования задачи.

         Подготовительный этап  должен быть направлен на усвоение  детьми  операций над множествами. М.Н.Перова отмечает: «Включение в учебный процесс заданий на овладение действиями наглядного моделирования создает  условия для коррекции мышления и облегчает УО уч-ся овладение абстрактными понятиями».

        Предметное моделирование  ситуации  может быть успешно применено уже на этапе первичного ее восприятия. Главное для каждого ученика на этом этапе – понять задачу, т.е. уяснить, о чем эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными искомыми.

        Под предметным моделированием  ситуации, описанной в задаче, мы понимаем  разыгрывание  действий  с реальными предметами или замену действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образами (моделями, муляжами, макетами), а также с их графическими заменителями (рисунками).

Т.о, на первом этапе – модели конкретные предметы. Важно, чтобы они были разнообразными, чтобы на втором этапе абстрагироваться и перейти к чертежам, схемам).

     Моделирование помогает уч-ся преобразовать простую задачу в составную.

Ребенок видит, что нужно добавить к тексту ,задачи, чтобы она соответствовала данной схеме. Выполняя упражнения, дети все время должны встречаться с задачами разных видов, это исключит возможность выработки вредных штампов в решении задач.

     Каждая текстовая задача  несет в себе информацию математического, а также основ гражданско-нравственного  характера.  Развивая  у учащихся интеллектуальный и нравственный потенциал.

    В учебниках 5класса автор Н.М. Пирова и 8 класса - В.В. Эк  задачи носят обобщенный характер, очень мало информации о моделировании, что делает задачи  «скучными» и не интересными. В учебнике 9класса автор А.П.Антропов - задачи обогащены современной информацией (краткая характеристика содержания учебника), и носят богатый материал для воспитания основ личности.

      Например,  тексты  задач 5 классе:

1)На Олимпийских играх установлено 74 олимпийских и 36 мировых рекордов. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

2) При раскрое фартуков было сэкономлено 8м ткани . Ск. фартуков можно  выкроить из этой ткани, если на один фартук идет 2м ткани?

3)Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30км\с. Ск км проходит Земля за 3 с?8с? (Обобщенный материал).

       Примеры текстовых  задач 9 классе:

 1)В таблице приведены площади областей, расположенных в азиатской части России. Расположите числа, обозначающие площадь, от меньшего к большему.(Амурская, Кемеровская, Новосибирская, Томская, Сахалинская и т.д.)

2)В городе Снеженске проживает 134000человек.7\10 населения не достигло пенсионного возраста, 2\3 пенсионеров продолжают работать .

Ск. неработающих пенсионеров в этом городе?(Более конкретный материал Сибирского региона)

    Хочется не пропустить значение в воспитании подрастающего поколения  основ нравственности ведение мной факультативного курса «Экономика».Изучая курс «Экономики» учащиеся  расширяют кругозор , повышают уровень своих знаний, формируются как личности, т.е.экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого , духовного и социального развития.

      Примеры экономических задач в факультативном курсе «Экономика»:

1)Школе  необходимо приобрести комплект мебели для класса. Посчитайте, ск. денег нужно затратить, если известно, что комплект учебной мебели на одного ученика (парта и стул) стоит ___ р., а в классе 12 человек.

2)На первой перемене дети не выпили 30 стаканов молока, а на второй перемене -20 стаканов. Не выпитое молоко вылили. Какие убытки несет школа, если 1стакан молока стоит ___ р.?

3)Дежурный Мизюлин, закончив уборку класса, удовлетворенно осмотрел результаты своего труда —класс сверкал чистотой. Считая, что пятерка ему обеспечена за дежурство, он закрыл класс и отправился в интернат. Какой ущерб нанес Мизюлин школе, забыв погасить свет, если за каждый час использования э/э в классе школа платит __ р., а свет горел12 часов? Во ск. школе обойдется забывчивость пятерых таких дежурных? (Воспитание нравственных основ- бережливости, экономии государственного имущества)

4)Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 32кв.м.Ск. стоит оплата за отопление . Изменится ли оплата за отопление , если в семье станет на 1 человека больше? Почему?

Примечание: Объяснить, что тарифы за отопление в разных домах разные , учитывается износ дома, удаленность от трассы отопления.

5)Сколько платит семья из 2 человек за вывоз ТБО в месяц? (Учащиеся как граждане  должны знать, что такое тариф, ТБО, субсидия ,пенсия, дотация и т. д. ?)

      Вывод:

Текстовая задача как элемент математики формирует  положительную мотивацию  в учении как теоретического,  так и практического материала и стоит в одном ряду с другими предметами (биологией, географией) изучая окружающий мир и развивая учащихся как личностей и граждан своей страны.

       

Одна из основных задач курса математики в школе VIII вида - сформировать у уч-ся умение решать текстовые арифметические задачи. Особенности работы с детьми разноплановы. Это связано с разнообразием тех трудностей, с кот. сталкиваются уч–ся в силу несовершенства их мыслительной деятельности.

    Опыт показывает, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия у детей с нарушением интеллекта создают трудности в понимании ими текстовой арифметической задачи. Они воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, а несовершенство анализа и синтеза не позволяют связать в единое целое, установить между ними отношения и, исходя из этого, определить правильное решение.

      Учащиеся с умственной отсталостью опираются на несущественные признаки, руководствуясь словами (больше,  меньше,  всего, осталось). Это приводит к тому, что, не умея отойти от шаблонов, уч-ся дополняют условие задачи, чтобы подвести ее под определенную, известную им схему.

     Небольшой словарный запас, непонимание слов и выражений, содержащихся в условии задачи, создают большие трудности при ее анализе. Часто уч-ся не решают задачу т.к. не понимают значение слов (поровну, оба, каждый, другой, второй, столько же, хотя бы один).  

          Все эти факты указывают на необходимость  специального подхода  к организации подготовительного этапа  к знакомству с текстовой  задачей, этапа первичного восприятия текста задачи и этапа моделирования задачи.

         Подготовительный этап  должен быть направлен на усвоение  детьми  операций над множествами. М.Н.Перова отмечает: «Включение в учебный процесс заданий на овладение действиями наглядного моделирования создает  условия для коррекции мышления и облегчает УО уч-ся овладение абстрактными понятиями».

        Предметное моделирование  ситуации  может быть успешно применено уже на этапе первичного ее восприятия. Главное для каждого ученика на этом этапе – понять задачу, т.е. уяснить, о чем эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными искомыми.

        Под предметным моделированием  ситуации, описанной в задаче, мы понимаем  разыгрывание  действий  с реальными предметами или замену действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образами (моделями, муляжами, макетами), а также с их графическими заменителями (рисунками).

Т.о, на первом этапе – модели конкретные предметы. Важно, чтобы они были разнообразными, чтобы на втором этапе абстрагироваться и перейти к чертежам, схемам).

     Моделирование помогает уч-ся преобразовать простую задачу в составную.

Ребенок видит, что нужно добавить к тексту ,задачи, чтобы она соответствовала данной схеме. Выполняя упражнения, дети все время должны встречаться с задачами разных видов, это исключит возможность выработки вредных штампов в решении задач.

     Каждая текстовая задача  несет в себе информацию математического, а также основ гражданско-нравственного  характера.  Развивая  у учащихся интеллектуальный и нравственный потенциал.

    В учебниках 5класса автор Н.М. Пирова и 8 класса - В.В. Эк  задачи носят обобщенный характер, очень мало информации о моделировании, что делает задачи  «скучными» и не интересными. В учебнике 9класса автор А.П.Антропов - задачи обогащены современной информацией (краткая характеристика содержания учебника), и носят богатый материал для воспитания основ личности.

      Например,  тексты  задач 5 классе:

1)На Олимпийских играх установлено 74 олимпийских и 36 мировых рекордов. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

2) При раскрое фартуков было сэкономлено 8м ткани . Ск. фартуков можно  выкроить из этой ткани, если на один фартук идет 2м ткани?

3)Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30км\с. Ск км проходит Земля за 3 с?8с? (Обобщенный материал).

       Примеры текстовых  задач 9 классе:

 1)В таблице приведены площади областей, расположенных в азиатской части России. Расположите числа, обозначающие площадь, от меньшего к большему.(Амурская, Кемеровская, Новосибирская, Томская, Сахалинская и т.д.)

2)В городе Снеженске проживает 134000человек.7\10 населения не достигло пенсионного возраста, 2\3 пенсионеров продолжают работать .

Ск. неработающих пенсионеров в этом городе?(Более конкретный материал Сибирского региона)

    Хочется не пропустить значение в воспитании подрастающего поколения  основ нравственности ведение мной факультативного курса «Экономика».Изучая курс «Экономики» учащиеся  расширяют кругозор , повышают уровень своих знаний, формируются как личности, т.е.экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого , духовного и социального развития.

      Примеры экономических задач в факультативном курсе «Экономика»:

1)Школе  необходимо приобрести комплект мебели для класса. Посчитайте, ск. денег нужно затратить, если известно, что комплект учебной мебели на одного ученика (парта и стул) стоит ___ р., а в классе 12 человек.

2)На первой перемене дети не выпили 30 стаканов молока, а на второй перемене -20 стаканов. Не выпитое молоко вылили. Какие убытки несет школа, если 1стакан молока стоит ___ р.?

3)Дежурный Мизюлин, закончив уборку класса, удовлетворенно осмотрел результаты своего труда —класс сверкал чистотой. Считая, что пятерка ему обеспечена за дежурство, он закрыл класс и отправился в интернат. Какой ущерб нанес Мизюлин школе, забыв погасить свет, если за каждый час использования э/э в классе школа платит __ р., а свет горел12 часов? Во ск. школе обойдется забывчивость пятерых таких дежурных? (Воспитание нравственных основ- бережливости, экономии государственного имущества)

4)Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 32кв.м.Ск. стоит оплата за отопление . Изменится ли оплата за отопление , если в семье станет на 1 человека больше? Почему?

Примечание: Объяснить, что тарифы за отопление в разных домах разные , учитывается износ дома, удаленность от трассы отопления.

5)Сколько платит семья из 2 человек за вывоз ТБО в месяц? (Учащиеся как граждане  должны знать, что такое тариф, ТБО, субсидия ,пенсия, дотация и т. д. ?)

      Вывод:

Текстовая задача как элемент математики формирует  положительную мотивацию  в учении как теоретического,  так и практического материала и стоит в одном ряду с другими предметами (биологией, географией) изучая окружающий мир и развивая учащихся как личностей и граждан своей страны.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические познавательные универсальные учебные действия (УУД) (приемы).

Введение и реализация новых стандартов направлена на повышение качества школьного российского математического образования. Процесс освоения геометрии учениками, осуществляемый с помощью УУД, будет спо...

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся при решении нестандартных задач по математике

в работе рассматриваются понятия познавательных УУД, определяются особенности развития познавательных УУД с описонием примера развития этих действий при решении конкретной математической задачи....

Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся при решении задач по цитологии.

Методическая разработка  заданий, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные УУД на уроках биологии при решении задач по цитологии при подготовке к ЕГЭ....