Методическая разработка к уроку математики в 5 классе по теме "Ломаная" (по учебнику Зубарева, Мордковича
методическая разработка (геометрия, 5 класс) на тему

Комбинированный урок. Используется творческая и исследовательская работа учащихся. Авторская презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomanaya._razrabotka_uroka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:


МОУ  Тоора – Хемская средняя общеобразовательная школа.


 

Ломаная.

Разработка урока по математике

 для 5-го класса.

(По учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича.)

                              Учитель: Коробейникова Т.Ю.,

                                                         Высшая категория.

                                   

 2009 год.

Цели урока:

  1. ввести понятие ломаной, формировать умения и навыки называть ломаные, их вершины и звенья, находить длину ломаной;
  2. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  3. способствовать развитию чувства коммуникативности;
  4. способствовать привитию учащимся исследовательских навыков.

Подготовка к уроку:

приготовить презентацию, все слайды должны быть красочными, яркими и интересными для детей.

Используемое оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карты Сибири и Дальнего Востока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

На предыдущем занятии мы развивали умение решать задачи на нахождение длины отрезка. Повторим два основных типа задач.

2. Актуализация знаний учащихся.

Устный счет. Фронтальный опрос.

Слайд № 2.

1) Антон пошел к своему другу Володе, дом которого находится на расстоянии 300 м от дома Антона. Затем они вместе пошли к Серёже, дом которого расположен на расстоянии 100 м от дома Володи. Какое расстояние прошел Антон от своего дома до дома Серёжи?

2) А теперь изменим условия задачи.

    От дома Антона до дома Серёжи 170 м, а от дома Антона до дома Володи 50 м. Каково расстояние от дома Володи до дома Сережи?

3. Постановка цели и задач урока.

    Слово учителя.

А теперь попробуйте ответить на вопрос: всегда ли наше движение происходит по прямой линии?

Слайд № 3.

Всегда ли самолет движется по прямой? (Демонстрация на слайде.) А если по пути из Тоора – Хема в Кызыл ему нужно залететь в Ырбан, который расположен в стороне от прямой линии Тоора -Хем – Кызыл? (Демонстрация на слайде.)

Всегда ли автомобиль движется по прямой линии? (Демонстрация на слайде.) А как он еще может двигаться? Возможно ли движение по кругу? (Демонстрация на слайде.)

Вывод: кроме прямых линий существуют какие линии? (Возможный ответ учащихся – кривые.)  

Многие виды кривых мы будем изучать в старших классах, а сегодня рассмотрим самую простейшую – ломаную.

Слайд № 4: «Тема урока: Ломаная».

Итак, какова цель нашего урока?

Цель урока: изучить ломаную, её элементы и свойства.

Слад № 5.

Какие задачи мы должны выполнить, чтобы достичь поставленной цели?

Слайд № 6.

Задачи:

  1. Дать определение ломаной.
  2. Изучить её элементы.
  3. Рассмотреть виды ломаных. Какие они бывают?
  4. Научиться находить длину ломаной.

4. Изучение нового материала.

Слайд № 7.

Из данных рисунков выбрать ломаные. Почему вы так думаете? Обосновать.

А теперь посмотрим точное определение ломаной.

Слайд № 8.

Ломаная – это последовательное соединение нескольких отрезков.

Вернемся к предыдущему слайду и проверим правильность нашего выбора.

Далее учащимся предлагается записать определение в тетрадь (т.к. его нет в учебнике) и изобразить ломаную.

Слайд № 8.

Рассмотрим элементы ломаной. Из чего она состоит? (Из отрезков.)

Отрезки, из которых состоит ломаная, называются звенья ломаной.

Перечислить в тетради звенья изображенной ломаной.

Что является концами отрезков? (Точки.)

Точки – концы отрезков – называются вершинами ломаной.

Перечислить в тетради вершины изображенной ломаной.

А теперь рассмотрим различные виды ломаных.

Слайд № 9.

Выбрать из данных ломаных замкнутые, незамкнутые, самопересекающиеся. Почему вы так думаете?

Дать определения.

Ломаная называется замкнутой, если начало ломаной совпадает с её концом.  Иначе ломаная незамкнутая.

Определение самопересекающейся ломаной есть в учебнике на странице 34. Найдите его.

Ломаная называется самопересекающейся, если некоторые её звенья пересекаются.

5. Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа с последующим обсуждением. Два человека  представляют свои работы на доске.

Слайд № 10.  

Задания:

  1. Построить незамкнутую самопересекающуюся ломаную ABCD.
  2. Построить замкнутую самопересекающуюся ломаную EFKLM.

Обратить внимание на правильность обозначения ломаной. Назвать её звенья и вершины.

В процессе выполнения заданий учитель просматривает все работы учащихся, отмечая удачные и поправляя ошибочные.

6. Изучение нового материала.

Вы умеете находить длину отрезка. А как же найти длину ломаной? Ваши предположения?

Слайд № 11. 

Длина ломаной – это сумма длин всех звеньев ломаной.

Записать определение длины ломаной в тетрадь. (В учебнике определения нет.)

7. Закрепление изученного материала.

Устные упражнения.

Слайд № 11. 

Найти длины двух ломаных.

Слайд № 12. 

А теперь мы – командиры спасательных отрядов. На Дальнем Востоке нашей страны разбушевались страшные пожары и нам необходимо срочно вылететь в Якутск.

Наш базовый лагерь находится в городе Кызыл. Но по дороге придется сделать дозаправку. Дозаправку предлагает город Иркутск и город Братск.

(Города подбираются таким образом, чтобы разница в длине ломаных не была очевидной.)

С помощью интерактивных средств учащиеся обозначают маршруты движения. Разные маршруты – разным цветом.

Как называется линия, по которой пройдёт наш полёт? Какой город выбрать для дозаправки, чтобы быстрее добраться до места бедствия? Ведь дорога каждая минута.

Прежде чем приступить к исследованию этой проблемы, выдвинем гипотезу (предположение) о том, какой путь короче.

Мнения разделились.

Для проверки наших гипотез разделимся на 4 группы. Две группы возьмутся проверять одну гипотезу, а две другие группы – вторую. Для подстраховки каждую гипотезу проверяют две группы.

Группам раздаются карты Сибири и Дальнего Востока.

Уточним исходные данные.

Слайд № 13.

Вылет – из г. Кызыл.

Конечный пункт – г. Якутск.

Дозаправка – 1-я, 2-я группы в г. Иркутск;

                        3-я, 4-я группы в г. Братск.

Как называется линия, по которой пройдет полет?

Что нужно найти?

Каждая группа выбирает представителя, который сообщает результаты исследований.

Вернуться к слайду № 12. Записать результаты исследований.

Вывод: короче путь через город Братск.

На сколько? А много это или мало столько миллиметров на карте мы узнаем чуть позже, когда будем изучать тему «Масштаб». (Обратить внимание учащихся, что на каждой карте есть надпись «Масштаб».) Сейчас можно сделать только предположение, проверить которое вы тоже можете самостоятельно. Каким образом?

  1. Спросить у взрослых.
  2. Изучить тему «Масштаб».

8. Оргконец. Подведение итогов.

Наш урок подошел к концу.

Выполнили мы поставленные задачи? (Вернуться к слайду № 6.)

Достигли мы поставленной цели урока? (Вернуться к слайду № 5.)

Домашнее задание: выучить определение ломаной, её элементы и свойства; выполнить упражнение № 106(1), на повторение - № 115.

Используемая литература:

Математика. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2005.

Роман Волков. Условие: на земной шар надели обруч … «Учитель года»: лучшее от лучших. № 4, август 2002 г. Приложение к «Учительской газете».

Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича / авт.-сост. Е. А. Ким. – Волгоград: Учитель, 2007.

Атлас. Физическая география. Начальный курс. Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений»

Методическая разработка для урока математики в 6 классе по теме «Решение уравнений» Федотова Е.А., учитель математики...

Методическая разработка к уроку математики в 5 классе по теме "Деление. Свойства деления"

Данный материал содержит разработку урока с изображением слайдов для каждого этапа, а также маршрутный лист ученика по ходу урока....

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Методическая разработка к уроку математики по теме: "Площадь треугольника" 5 класс.

Урок является одной из отправных точек для изучения, в дальнейшем геометрии. Главный акцент на уроке сделан на отработку навыков нахождения площади треугольника....

урок математики в 5 классе по теме "Прямоугольник" (учебник Зубарева, Мордкович)

комбинированный урок  по теме "Прямоугольник. Площадь прямоугольника" в 5 классе с учетом требований ФГОС второго поколения, содержит технологическую карту, конспект, презентация, дидактический м...

Методическая разработка обобщающего урока по теме "My Favourite Food" к учебнику Spotlight 3

Разработка предполагает проведение завершающего урока по теме  "My Favourite Food" к учебнику Spotlight 3....

Методическая разработка к уроку математики 6 класс по теме "Действия с рациональными числами"

Методическая разработка урока  математики 6 класс по теме "Действия с рациональными числами", учебник А.Г. Мерзляк...