"Теорема Пифагора"
план-конспект урока геометрии (6 класс) на тему

Миллер Анна Александровна

Урок с использованием эор

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon miller_aa_teorema_pifagora.zip248.43 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

_______________________НАЧАЛО ФОРМЫ________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
_______Теорема Пифагора _________

ФИО (полностью)

Миллер Анна Александровна

Место работы

МКОУ «Курочкинская оош»

Должность

учитель

Предмет

математика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Теорема Пифагора 9 урок в теме «Площадь»

Базовый учебник

Геометрия 8 авторы: Атанасян Л.С.

Цель  урока:.  Изучение теоремы Пифагора; формирование умений применять теорему Пифагора при решении задач

 Задачи:

- обучающие

-   учить применять  полученный знания при решении задач;

-развивающие

-    активизировать умственную деятельность с помощью использования  на уроке ЭОР;

- развивать умение работать самостоятельно с учебником;

- работа по развитию навыков поисковой деятельности

-воспитательные

-  воспитание умения формулировать свои мысли;

- повышать заинтересованность в изучении предмета математики;

Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер; мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска.        

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Мотивационный

Приветствие учащихся.

Сегодня на уроке вы станете “владельцами” одного из сокровищ геометрии и если, уходя с урока ,вы скажите себе: да, я запомнил теорему Пифагора и следствия из неё и смогу применить их при решении задач
 

Запишите тему урока в тетрадь.

Приветствие учителя.

Обсуждение эпиграфа

Записывают тему урока.

3 мин

2

Целеполагание

(Цели, сформулированные учащимися можно фиксировать на доске мелом)

Цели: Изучить Теорему Пифагора; рассмотреть доказательство; научится решать задачи по данной теме.

3 мин

3

Планирование деятельности

Работать будем по следующему, знакомому нам, плану. (на доске картинки)

- (поставить цели)

 (обсудить, что уже известно по данной теме тебе, твоим товарищам, или присутствующим на уроке, что нужно вспомнить для изучения данной темы)

 посмотреть в книге

посмотреть дополнительные источники информации

самим решать задачи, делать чертежи

 подвести итоги

3 мин

3

Реализация плана деятельности

  1. Актуализация знаний

  1. Изучение нового материала

Какой пункт плана мы выполнили?

Обсудим, что мы знаем по данной теме и что нам нужно вспомнить.

Дома вам необходимо было начертить прямоугольные треугольники по известным катетам, измерить гипотенузу и заполнить таблицу. Давайте проверим, как вы справились.

На доске таблица . Один ученик со своей таблицы заполняет на доске

Катет

Катет

Гипотенуза

3

4

5

5

12

13

6

8

10

8

15

17

  1. Почему сумма катетов больше гипотенузы?
  2. Останется ли треугольник прямоугольным, если увеличить или уменьшить одну из его сторон?
  3. Может ли катет быть длиннее гипотенузы?

- Поставили цели.

Проверяют свои записи.

Отвечают на вопросы

29 мин

ЭОР1

  1. Попадает ли каждая отдельная сторона прямоугольного треугольника в полную зависимость от двух других его сторон?

Утверждение, позволяющее найти гипотенузу, зная длины катетов, называется теоремой Пифагора. За 1200 лет до Пифагора в Вавилоне и за 2000 лет в Египте уже было известно соотношение между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике, установленное опытным путём на основе измерений. По-видимому, Пифагору удалось доказать это утверждение.

 Найдите в ваших учебниках Теорему Пифагора и прочитайте.

Существует множество доказательств этой теоремы.

Рассмотрим некоторые из них.

(Демонстрирует Эор1)

Читают.

Записывают теорему в тетрадь . Записывают доказательство.

ЭОР2

ЭОР3

Посмотрим дополнительную информацию (Сначала дети могут обратиться к справочной литературе, энциклопедиям лежащим на столах, а затем вместе посмотреть демонстрация эор2 –ОМС модуль) Здесь предлагается ещё один вариант достраивания треугольника до квадрата.

Демонстрация эор3 –ОМС модуль- иной способ доказательства теоремы Пифагора просматривают ознакомительное.

Послушаем историческую справку приготовленную учеником.

Смотрят эор1и эор2

Выступает ученик с исторической справкой о теореме Пифагора

  1. Закрепление

Устно (карточка №1)

Работаем по цветным карточкам. Каждый учащийся выберет себе карточку.

    Первый уровень (зеленая)

1. Найдите стороны ромба, если его диагонали равны 24 см и 18 см.

2. Найдите периметр прямоугольника, одна сторона которого равна 9 см, а диагональ – 15 см.

3. Стороны прямоугольника 8 см и 15 см. Найдите его диагонали.

Работают устно.

Выбирают карточки. Работают по карточкам. Задания выполняют в тетрадях

Записывают домашнее задание

записывают ссылку

  1. Домашнее задание

Второй уровень (желтая)

1. В равнобокой трапеции основания равны 8 см и 14 см, боковая сторона – 5 см. Найдите высоту трапеции.

2. Высота равнобедренного треугольника равна 20 см, а его основание – 30 см. Найдите боковую сторону данного треугольника.

3 .Сторона равностороннего треугольника равна 183 см. Найдите биссектрису этого треугольника.

Третий уровень (красная)

1. Периметр равнобедренного треугольника равен 24 дм, боковая сторона меньше основания на 1.5 дм. Найдите высоту этого треугольника.

2. В окружность, радиус которой равен 17 см, вписан прямоугольник. Найдите стороны этого прямоугольника, если отношение их равно 15:8.

3. На сторонах прямоугольного треугольника АВС построены квадраты, причём S3+S2=1252 см2, а S1= 100 см2. Найдите периметр треугольника АВС.

В процессе выполнения заданий учитель выступает в роли индивидуального консультанта.

Эор4

Эор5

п. 54 прочитать, выучить формулировку и доказательство теоремы Пифагора.

№ 483(б), 484 (б), 486 (а)

Дополнительно (по желанию): Подготовить доклад по теме «Доказательства теоремы Пифагора». Вам могут быть полезны ссылки:

http://mat.1september.ru/2001/24/no24_01.htm

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe83c006-32cf-22a3-f5db-8f8e5b6d6c89/?

  1. Подведение итогов

Подведем итоги урока.

Учитель анализирует работу учащихся по карточкам. Акцентирует внимание учащихся на моментах, вызвавших наибольшее затруднение. Оценивает работу. (не обязательно с выставлением оценок в журнал)

4

Рефлексия

Ребята, оцените, пожалуйста, наши с вами старания сегодня на уроке и на цветок настроения прикрепите соответствующий лепесток.

Черный: Урок не понравился и я ничего не понял

Красный: Урок понравился, но некоторые моменты урока не освоил

Желтый: Урок понравился и освоил материал урока

Ребята приклеивают на доску лепесток настроения

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

_________Взаимное расположение прямой и окружности__________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Теорема Пифагора

Мультимедиа

демонстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ae1da98-0a01-01b2-00ba-007e0a110f37/?interface=catalog

2

Теорема Пифагора. И3

Анимированный ролик

демонстрация

http://www.fcior.edu.ru/card/10969/teorema-pifagora-i3.html

3

Теорема Пифагора

Информационный модуль

Иллюстрация, модель

http://www.fcior.edu.ru/card/13733/teorema-pifagora.html

4

Теорема Пифагора (N 88413)

Текст/Текст с иллюстрациями

Статья для дом изучения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fe83c006-32cf-22a3-f5db-8f8e5b6d6c89/?

5

О теореме Пифагора и способах ее доказательства

Текст/ Текст с иллюстрациями

Материал для домашнего изучения

http://mat.1september.ru/2001/24/no24_01.htm

_____________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала «Теорема, обратная теореме Пифагора» к п. 55, учеб.Геометрия 7-9/ Л. С. Атанасян и др.

Предлагаемый материал является уроком изучения нового материала. Цели урока: 1) рассмотреть теорему, обратную теореме Пифагора,  и показать её применение в процессе решения задач ...

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"...

План - конспект урока па теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Конспект составлен для учителей, преподающих в 8 классах общеобразовательных школ с белорусским языком обучения. Сформулированы цели урока, определены тип, форма и структура урока....

Урок геометрии с использованием ИКТ "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Данный  урок изучения нового материала в системе уроков по теме «Теорема Пифагора», реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий программе  по   учебнику...

Теорема Пифагора. Обратная теорема. Решение задач

Третий урок по теме. Учащиеся уже имеют навыки применения прямой и обратной теоремы в решении задач. В конце урока проходит самостоятельная работа с последующей самопроверкой....

Разработка урока по геометрии 8 класс по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Комбинированный урок, содержит самостоятельную работу по теореме Пигора...

презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

презентация к уроку геометрии по теме "Теорема, обратная теореме  Пифагора"...