"Пирамида"
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме

Данная разработка может использоваться для проведения открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok._9kl._piramida.docx58.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Пирамида».

Цели урока:

- Познакомиться с историей развития пирамид и их применением;

- Сформулировать определение пирамиды и ее элементов через сравнение и обобщение;

- Рассмотреть виды пирамид и их особенности;

-  Познакомиться с формулами площади боковой и полной поверхности пирамиды, объема пирамиды.

Оборудование: дидактический материал, показ слайдов, модели пирамид.

Ход урока.

    ɪ.  Организационный момент.

   ɪɪ.  Повторение изученного материала.

Это мы знаем  (разгадывание кроссворда).

1

2

3

4

5

6

7

8

        

п/п

Вопрос учителя

Ответ

ученика

1.

Многогранник, составленный из двух равный п-угольников, лежащих в параллельных плоскостях и п параллелограммов.

Призма

2.

Прямая призма, основания которой правильные многоугольники.

Правильная

3.

АА1Д1Д

Грань

4.

Призма, боковые ребра которой не равны высоте.

Наклонная

5.

Призма, боковые ребра которой перпендикуляры основаниям.

Прямая

6.

АВСД

Основание

7.

ДВ1

Диагональ

8.

Д1Н

Высота

                                                                             

                                                                             А1                                                     В1               

                                                                                                   Д1                            С1

                                                                      А

                                                                                               Д     Н                    С

ɪɪɪ. Изучение новой темы.

п/п

Вопрос учителя

Ответ ученика

1.

Что вы знаете из истории развития и применения пирамид?

Выступления учащихся приведены ниже.

2.

Сформулируйте определение пирамиды, если в основании пирамиды лежит четырехугольник (треугольник, шестиугольник, десятиугольник, п- угольник).

Если в основании пирамиды лежит четырехугольник, то боковые грани представляют собой четыре треугольника. Если в основании  треугольник (3 треугольника). Если в основании шестиугольник (6 треугольников). Если в основании десятиугольник (10 треугольников).  Если в основании п-угольник (п треугольников).

3.

1) Назовите элементы пирамиды.

2) Можно ли в пирамиде провести диагональ?

3) Дайте определение всем элементам пирамиды.

4)Начертите треугольную пирамиду РАВС, выпишите ее элементы.

1)Элементами пирамиды являются – основание, боковые грани, боковые ребра, вершина, высота.

2)Диагональ в пирамиде провести нельзя.

3)Многоугольник, в плоскости которого не лежит   вершина называется основанием. Боковые грани – треугольники, две стороны которых соединяют вершину со сторонами основания. Боковые ребра – это отрезки, соединяющие вершину с вершинами основания. Вершина – это общая точка боковых граней. Высота – это перпендикуляр, опущенный из вершины на основание.

4)Основание – многоугольник АВС. Боковые грани – треугольники АВР, АСР, ВСР. Вершина – общая точка всех боковых граней. Высота – перпендикуляр РН, проведенный из вершины к плоскости основания.

4.

1)Какие бывают виды пирамид?

2)Что можно сказать о боковых ребрах и гранях правильной пирамиды?

3)Апофема правильной пирамиды – высота ее боковой грани, проведенная из вершины.

1)Неправильные пирамиды, если в основании лежат неправильные многоугольники.  Правильные пирамиды, если в основании лежат правильные многоугольники, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром ее основания, является высотой пирамиды.

2)У правильной пирамиды все боковые ребра равны, а боковые грани являются равнобедренными треугольниками.

5.

4) Площадь боковой поверхности пирамиды.  Sбок  =  Pосн ∙ h,  где Росн -    периметр основания, h -  апофема.

5)Площадь полной поверхности пирамиды.  Sполн = Sбок + Sосн,  где  Sосн – площадь основания.

6.

Назовите ключевые слова урока.

Пирамида, основание, боковые грани, боковые ребра, вершина, высота пирамиды правильная пирамида, апофема.

ɪᴠ .Практическая работа по вычислению Sпов  и  V пирамиды.  Используя модели пирамид найти площадь боковой поверхности, площадь полной поверхности и объем пирамид. ( Работа парами).

. Решение задач:

 №1207                                                                                                                                     Р

Дано:

РАВСД-пирамида, АВСД-ромб, АВ=5см,

О - точка пересечения диагоналей ромба,                                                             В                                     С                                                                                

 РО-высота, РО=7см, АС=8см.                                                                                                О

Найти: РА, РВ, РС, РД.                                                                                   А                                         Д                                                                          

Решение:                                                                                                          

  1. Рассмотрим треугольник ВОР – он прямоугольный, т.к. ОР – высота пирамиды. По теореме Пифагора  ВР² = РО² + ОВ² находим ВР=√65см.
  2. Рассмотрим треугольник АОВ – он прямоугольный, т.к. диагонали ромба перпендикулярные. ВО=ОД и АО=ОС, т.к. диагонали ромба в точке пересечения делятся пополам. По теореме Пифагора ВО² =  АВ² -  АО² находим ВО=3см.
  3. Рассмотрим треугольник АОР – он прямоугольный, т.к. ОР-высота пирамиды. По теореме Пифагора АР² = АО² + ОР² находим АР = √58см.
  4. Треугольники АРС и ВРД – равнобедренные, т.к. Ор в этих треугольниках является высотой и медианой, поэтому АР = РС = √58см. и ВР = ДР = √65см.

Ответ: √58см., √65см.

ᴠɪ. Задание на дом: п. 124 (стр. 319-321), №1205,1211(а) - решить задачи.( Индивидуальные  задания для Антоновой Т., Пальцева Р.,  Зотеевой Н., Нугуманова Д.).

ᴠɪɪ. Итог урока.

История развития пирамид и их применение.

  1. Египетские пирамиды.

  Египетские пирамиды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, постройку которых датируют ХХVI веком до н.э. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» - греческое, означает многогранник.

  1. Гора Кайлас на Тибете.  

   Гора Кайлас (Кайлаш) – одно из самых таинственных мест Тибета. Окутанная множеством легенд и тайн эта гора считается священной у всех народов, проживающих в близлежащих странах.

  1. Мексиканская пирамида Солнца.

     Пирамида Солнца – самая большая пирамида в Теотиуакане. Считается, что изначально высота пирамиды была около 71м (сейчас 64,5м), а периметр основания 900м. Первые масштабные раскопки, связанные с пирамидой Солнца проводились в самом начале ХХ века.

  1. Новый вход в Лувр. Париж.

  Музей Лувра в Париже, во Франции один из крупнейших художественных музеев мира. Третий в мире по занимаемой площади 160106 кв. м. Крепость с круглыми оборонительными башнями по углам была возведена на берегу Сены в ХII веке по приказу короля Филиппа Августа для защиты города от возможных захватчиков.

  1. Александровский маяк.

  Строительство Александровского маяка началось в 1885 году возле нового центра каторжанского Сахалина – поста Александровского. Место для маяка             было выбрано на мысе Жонкиер. Сейчас это достопримечательность города Александровска.

Практическая работа по теме «Пирамида».

  Найти: Sб.п.,  Sп.п.,  Vп.

        Решение:        

Практическая работа по теме: «Пирамида».

  Найти: Sб.п.,  Sп.п.,  Vп.

Решение:

Практическая работа по теме: «Пирамида».

  Найти: Sб.п.,  Sп.п.,  Vп.

Решение:

Начертите треугольную пирамиду РАВС, выпишите ее элементы.

  1. Основание –

  1. Боковые грани –

  1. Вершина –

  1. Боковые ребра –

  1. Высота –

Начертите треугольную пирамиду РАВС, выпишите ее элементы.

  1. Основание –

  1. Боковые грани –

  1. Вершина –

  1. Боковые ребра –

  1. Высота –

Начертите треугольную пирамиду РАВС, выпишите ее элементы.

  1. Основание –

  1. Боковые грани –

  1. Вершина –

  1. Боковые ребра –

  1. Высота -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.А.Худикова. Электронный портфель. "Моя пирамида успеха"

Система подготовки к ЕГЭ по математике.Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. ...

Интерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы" (Египетские пирамиды)

Инерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы " разработана в целях содействия повышению культурно-исторического уровня обучающихся, увиличению обема знаний об истории Египта как древнейшего государства.Зад...

Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.

Использование инновационных технологий, кейс технология....

Презентация "Пирамида.Усеченная пирамида"

Материал содержит примеры применения геометрии в архитектуре....

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"...

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Пирамида. Развёртка пирамиды".

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.Обучение геометрии д...

Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»

Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»...