открытый урок в 6 классе "Многогранники. Обобщение." Долгосрочный проект
методическая разработка по геометрии (6 класс) на тему

Учебник "Математика" в 6 классе под редакцией Козловой. Задолго до изучения темы "Многогранники" группы детей получили конкретные задания для поиска на страницах Интернет или других ресурсах. Сбор материала происходил только в электронном виде. Обсуждения об отборе материала и  оформлении презентации происходил только с группами детей. Поэтому все были заинтригованы, ведь у каждого была своя тайна.  На уроке мы получили три масштабных результата:

- сама презентация;

- буклет "Многогранники", каждый из которых  получил его в подарок;

- макет "Школы будущего", который ребята сделали своими руками в конце урока из  своих-же многогранников, которые делали дома. Макет стоит в классе на с амом видном месте. Дети с удовольствием фантазирут на перемене , что может находить в том или ином отсеке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc47 КБ
Package icon o_mnogogrannikah_6-b.zip1.51 МБ
Файл buklet-mnogogrannik.rar971.78 КБ

Предварительный просмотр:

.

12.04.2012г., кааб  3.05, 5-й урок., учитель Кривошеенко С.А., 1 категория

Тема: Многогранники. 

Урок-обобщение.

Цель: отобрать материал, сгруппировать его  и создать буклет.

Задачи:

-обобщить знания  по теме,

- развивать мышление;

- воспитывать любознательность;

- прививать интерес к предмету через демонстрацию результатов своего труда.

На доске слайд «Поговорим о многогранниках?»

Ход урока:

1. Оргмомент-3 мин.

Обращение к детям , настрой на урок, дежурные, отсутствующие

Сами себя должны оценить по пятибалльной системе:

- активность;

- правильность ответов на вопросы;

- сбор информации к уроку;

- изделия – многогранники;

- объем новой информации.

2. Раздать материал для отбора информации

Приготовить и раздать таблички для оценивания

2. Актуализация знаний:

А) фронтальный опрос

Многогранник- это…

Вершины – это…

Грани - это…

Ребра– это…

Отпечатки– это…

Выпуклый многогранник– это…

Самые распространенные многогранники

Основания пирамиды,

Основания призмы

Тетраэдр

Как правильно построить многогранник

Как правильно его назвать.

Работа с чертежами на доске: показать основания, ребра, вершины, сколько их, как правильно назвать и т.д.

 В это время у доски двое строят призму и пирамиду.

Новая тема

Б). Ребята, на самом деле многогранников очень много. Но, к сожалению, в рамках школьной программы мы изучаем самые основные. Хотелось бы вам узнать побольше? Тогда давайте зададим вопросы ученикам, которые готовили  дополнительные задания:

- Какую форму имеют кристаллы в природе ( Носонов, Петрович, Трофимов).

Слайд 2-6

- Почему говорят правильный тетраэдр и правильная пирамида? ( Бражникова, Чурмантаевы)

Слайд 7-9

- Откуда пришли названия многогранников ( Бражников, Пишс, Рандин)

Слайд 10

- Привести примеры многогранников не из школьной программы ( Аристова, Гергерт, Кузикова)

Слайд 11-15

- Кто был первым в изучении многогранников ( Чернявский , Пашкова, Берило).

Слайд 16-19

- Можно ли  встретить многогранники в обычной жизни?

Слайд 20-31

-Построить сечение куба, тетраэдра.

В) Кроме правильных многогранников существуют еще и полуправильные. Интересно, как они могут выглядеть и  с помощью чего их можно получить?- Диалог.

Новая тема: рассказ учителя.

Слайд 32-42

А вы не задавались вопросом: «Для чего изучать  многогранники? Пригодятся ли эти знания нам в дальнейшем?».

Диалог, рассуждения.

Г).Практическое задание

Очень хорошо. Тогда посмотрим, какие архитекторы из вас могут получиться. Вы должны были дома  сделать кубы и тетраэдры. Я прошу,  сидящих на каждом  ряду, используя свои многогранники и подручные материалы, сделать макет школы будущего и представить его на обозрение.

Новая школа стала бы украшением нашего города.

А у нас в городе можем ли найти здания, которые состоят из многогранников или хотя бы похожи на них?

Диалог

Изготовление школы будущего

Итог урока-

Ребята, узнали ли вы для себя что-то новое из этого урока? Конкретно

Кристаллы

Правильные многогранники

Правильный тетраэдр и правильная призма

Откуда пришли названия многогранников

Тетра-4

Окта-8

Икоса-20

Додека-12

Кто первым занялся изучением многогранников

Почему огонь представлен тетраэдром

Земля кубом

Как получить полуправильные многогранники

Какие вы запомнили

Оценивание самих себя,

рефлексия ( что мне дал это урок, что ты узнал нового) :

Ребята, все материалы, предложенные вам для проведения сегодняшнего урока вошли в очередной буклет-помощник , который         так и называется «Многогранники».  Этот буклет получает каждый из вас  не только в память о сегодняшнем уроке , но и для личного пользования . Думаю, что в 10 классе, когда вы будете изучать тему многогранники более широко, этот буклет  будет вам просто необходим.  Адреса сайтов , на которых был получен весь материал урока представлены  вашему вниманию  на слайде и если вы заинтересуетесь изучением многогранников то вполне успешно можете выступить на научно-практической конференции.

Адреса можно «сбросить» на флешкарту.

Слайд 43,44

Д\з   Составить план  экскурсии «Многогранники в нашем городе»



Подписи к слайдам:

Апатит
Золото
Кристаллы
Кальцит (двойник)
Поваренная соль
Лед
Альмандин
Ставролит (двойник)
Кристаллы встречаются нам повсюду: мы ходим по кристаллам, строим из них, выращиваем их в лабораториях и в заводских установках, создаем приборы и изделия из кристаллов, широко применяем их в технике и в науке, едим кристаллы , лечимся ими, находим кристаллы в живых организмах, выходим на просторы космических дорог, используя приборы из кристаллов. Почти все кристаллы, встречающиеся в природе, имеют Форму многогранника- правильного или неправильного. Какие многогранники называются правильными? Правильный тетраэдр составлен из четырех равносторонних треугольников и в каждой вершине сходятся 3 ребра.
Выпуклый многогранник называется правильным, если все его грани – равные правильные многоугольники и в каждой его вершине сходится равное число ребер. 4 грани, 4 вершины и 6 ребер
4грани + 4 вершины = 6ребер + 2. ( 8 = 8)



Г + В = Р + 2 грани вершины ребра
Мы различаем правильный тетраэдр и правильную пирамиду.
В отличие от правильного тетраэдра, все ребра которого равны, в правильной треугольной пирамиде боковые ребра равны друг другу, но они могут быть не равны ребрам основания пирамиды.

Названия многогранников к нам пришли из Греции Например ТЕТРАЭДР«тетра» означает 4, значит четырехгранник О чем мы еще не знаем???? Различных видов многогранников очень много и одного урока для ознакомления с ними недостаточно. Но все же некоторые из правильных многогранников будут предоставлены вашему вниманию Правильный октаэдр составлен из восьми равносторонних треугольников.
Каждая вершина октаэдра является вершиной четырех треугольников.
«окта» - 8
Октаэдр имеет 8 граней, 6 вершин и 12 ребер

Правильный икосаэдр составлен из двадцати равносторонних треугольников. Каждая вершина икосаэдра является вершиной пяти правильных треугольников.
«икоса» - 20
Икосаэдр имеет 20 граней, 12 вершин и 30 ребер

Правильный додекаэдр составлен из двенадцати правильных шестиугольников. Каждая вершина додекаэдра является вершиной трех правильных пятиугольников.
«додека» - 12
Додекаэдр имеет 12 граней, 20 вершин и 30 ребер.

Изучением многогранников занимались многие ученые, Но кто же был первым в их изучении ? Первым свойства правильных многогранников описал древнегреческий ученый Платон. Именно поэтому правильные многогранники называют также телами Платона.
Платон428 – 348 г. до н.э.
Платон считал, что мир строится из четырёх «стихий» - огня, земли, воздуха и воды, а атомы этих «стихий» имеют форму четырёх правильных многогранников.
огонь
воздух
вода
земля
Правильные многогранники в философской картине мира Платона. Тетраэдр олицетворял огонь, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени; икосаэдр – как самый обтекаемый – воду; куб – самая устойчивая из фигур – землю, а октаэдр – воздух.
вселенная
Пятый многогранник – додекаэдр символизировал весь мир и почитался главнейшим.
Где еще можно встретить многогранники? В живописи: большой интерес к формам правильных многогранников проявляли скульпторы, архитекторы, художники. Их поражало совершенство, гармония многогранников. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) увлекался теорией многогранников и часто изображал их на своих полотнах. Сальвадор Дали на картине «Тайная вечеря» изобразил И. Христа со своими учениками на фоне огромного прозрачного додекаэдра.
В архитектуре: В ювелирных магазинах и отделах галантереи: Самый твердый и самый редкий из природных минералов – алмаз. Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Колоссальное значение имеет алмаз при бурении горных пород, в горных работах. В граверных инструментах, делительных машинах, аппаратах для испытания твердости, сверлах для камня и металла вставлены алмазные острия. Алмазным порошком шлифуют и полируют твердые камни, закаленную сталь, твердые и сверхтвердые сплавы. В специальных лабораториях Вырастить кристаллы – это не пустая забава. В природе кристаллы растут на протяжении миллионов лет. А нельзя ли ускорить этот процесс? Оказывается можно.Кристаллизация – очень распространённый в физике процесс, редко какое производство без него обходится. Ни рубинов, ни алмазов, ни других драгоценных камней в условиях школьной лаборатории вырастить не можем. Но ито, что нам по плечу, тоже достаточно красиво. В одном из чудес света Архимед287 – 212 гг. до н.э.
Это многогранники, которые получаются из платоновых тел в результате их  усечения. усечённый тетраэдр, усечённый гексаэдр (куб), усечённый октаэдр, усечённый додекаэдр, усечённый икосаэдр.
Архимед описал полуправильные многогранники
ХОТЕЛОСЬ БЫ УВИДЕТЬ? Усеченный тетраэдр
Выполняя простейшие сечения, мы можем получить необычные многогранники. Усеченный тетраэдр получится, если у тетраэдра срезать его четыре вершины.
Усеченный куб
Срезав вершины получим новые грани – треугольники. А из граней куба получатся грани – восьмиугольники.
Усеченный куб получится, если у куба срезать все его восемь вершин.
Кубооктаэдр
Можно срезать вершины иначе. Получим кубооктаэдр.
У кубооктаэдра можно снова срезать все его вершины получим усеченный кубооктаэдр.
Усеченный октаэдр
Срежем у октаэдра все его восемь вершин.
Срезав вершины получим новые грани – квадраты. А из граней октаэдра получатся грани – шестиугольники.
Можно срезать вершины иначе и получим новый полуправильный многогранник.
Икосододекаэдр
Ромбоусеченный икосододекаэдр
Срезав вершины икосаэдра, получим новые грани пятиугольники, а грани икосаэдра превратятся в шестиугольники.
Усеченный икосаэдр(футбольный мяч)
Срезав вершины иначе получим другой многогранник, грани которого – пятиугольники и треугольники.
Усеченный додекаэдр
С додекаэдром работы больше. Надо срезать двадцать вершин.
Грани усеченного додекаэдра – треугольники и десятиугольники.
Курносый куб
Курносый додекаэдр
Ромбоикосододекаэдр
Ромбокубооктаэдр
Звездчатые многогранники Литература. «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасян и др. «Детская энциклопедия», том 2. Издательство «Просвещение», Москва 1965. Хотите узнать больше? Посетите сайты.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BEhttp://sharovaeva.narod.ru/http://pirog13.narod.ru/new_page_5.htmhttp://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/077/253.htmhttp://mathworld.wolfram.com/topics/PolyhedronNets.html
Список источников:http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/15/1001550/1001550A.htm http://schools.techno.ru/sch758/2003/geomet/new!!/prav.html http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00048/75500.htm http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/9b/1001550.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA http://www.bestreferat.ru/referat-20446.htmlСмирнова И., Смирнов В. Что такое «Полуправильный многогранник» //Учебно-методическая газета «Математика».- 2007 .-№16-с.23-26http://pravmn.narod.ru/tetr.htmhttp://pravmn.narod.ru/kub.htmhttp://pravmn.narod.ru/okto.htmhttp://pravmn.narod.ru/icos.htm http://pravmn.narod.ru/dod.htm Смирнова И.М. В мире многогранников: Кн. Для учащихся.- М.: Просещение, 1995.Литвиненко В.Н. Многогранники. Задачи и решения:- М.: «Вита-Пресс», 1995. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ВСЕ МОЛОДЦЫ!!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

открытый урок ОБЖ , 7 класс, тема "Оползни, обвалы, снежные лавины.", проект урока.

проект урока ОБЖ в 7 классе ,тема "Оползни, обвалы, снежные лавины." проведение урока на областных курсах (архангельская обл.) ,тема: "Применение ИКТ на уроках общеобразовательной школы".Использовала ...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок в 4 классе. Мини-проект «Любимый предмет в школе»

Данный урок для 4 класса  по учебнику М.З. Биболетовой. Проводится на этапе закрепления изученного лексического и грамматического материала по теме "Школьные предметы"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....

Конспект открытого урока по технологии (девочки) "Защита проекта по технологии"Юбка" 6 класс

Конспект открытого урока по технологии (девочки) "Защита проекта по технологии"Юбка" 6 класс. Обработка текстильных материалов. Технология изготовления швейных изделий....