Урок объяснения нового материала по геометрии в 10 классе. Тема: "Параллельность прямой и плоскости"
методическая разработка по геометрии (10 класс) по теме

Букчина Наталья Александровна

Урок изучения нового материала с опорой на результаты предыдущей самостоятельной работы.

Сопровождается компьютерной презентацией, которая позволяет сделать объяснение более наглядным.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Параллельность прямой и плоскости

Слайд 2

А В E F C и В плоскости через точку С провести прямую так, чтобы она: 2. была скрещивающейся с АВ 3. была параллельна АВ K 1. пересекала АВ СВ СК нет решения

Слайд 3

Взаимное расположение прямой и плоскости А 1 общая точка 2 общих точки нет общих точек прямая и плоскость п е р е с е к а ю т с я прямая л е ж и т в плоскости прямая и плоскость п а р а л л е л ь н ы

Слайд 4

Прямая и плоскость называются п а р а л л е л ь н ы м и , если они не имеют общих точек. ?

Слайд 5

A B C D A 1 B 1 C 1 D 1 Укажите плоскости, параллельные: прямой DC ABB 1 A 1 B 1 C 1 прямой DD 1 ABB 1 BCC 1 AB II DC D 1 C 1 II DC CC 1 II DD 1 AA 1 II DD 1

Слайд 6

Как для плоскости через заданную точку провести не пересекающую эту плоскость прямую? А В 2. Прямая и точка задают плоскость 1. Построим прямую 3. В плоскости через точку А проведем А Докажите, что искомая прямая Предположим, что , что противоречит А

Слайд 7

Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости , то она параллельна и самой плоскости.

Слайд 8

1. Если плоскость проходит через данную прямую, параллельную другой плоскости и пересекает эту плоскость, то линия пересечения плоскостей параллельна данной прямой .

Слайд 9

2. Если одна из двух параллельных прямых параллельна данной плоскости, то другая прямая либо также параллельна данной плоскости, либо лежит в этой плоскости.

Слайд 10

1. Каково может быть взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве 2. В каком случае прямая и плоскость называются параллельными 3. Может ли плоскость, проходящая через среднюю линию треугольника, пересекать его третью сторону? ? ?

Слайд 11

Домашнее задание: п.6 . Знать : определение параллельных прямой и плоскости. Уметь доказывать признак параллельности прямой и плоскости и два вспомогательных утверждения. Решить задачи : № 22, 23, 25.

Слайд 12

Взаимное расположение прямой и плоскости А 1 общая точка 2 общих точки нет общих точек прямая и плоскость п е р е с е к а ю т с я прямая л е ж и т в плоскости прямая и плоскость п а р а л л е л ь н ы ?



Предварительный просмотр:

Тема урока: Параллельность прямой и плоскости.

Геометрия 10 класс. Учебник: Геометрия 10-11 , Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1. Образовательные: 

  1. рассмотреть возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве;
  2. ввести понятие параллельности прямой и плоскости;
  3. изучить признак параллельности прямой и плоскости;
  4. формировать умения и навыки читать и строить чертежи пространственных конфигураций, пространственных фигур к задачам.

2. Развивающие: 

  1. развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
  2. учить учащихся, самостоятельно добывать знания.

Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.

Формы обучения: коллективная.

Оборудование: мультимедийная установка.

Структура урока:

  1. Постановка задачи – 6 мин.
  2. Новый материал – 25 мин.
  3. Первичное осмысление и закрепление новых знаний –5 мин.
  4. Подведение итогов урока – 7 мин.
  5. Постановка домашнего задания – 2 мин.

1. Постановка задачи.

Разобрать задание № 1 из  самостоятельной работы предыдущего урока: “Взаимное расположение прямых в пространстве”. (Слайд № 1 презентации). Вспомнить, что взаимное расположение прямых зависит в том числе и от наличия общих точек. Объявить тему урока. Сегодня на уроке мы должны изучить взаимное расположение прямой и плоскости, найти признак параллельности прямой и плоскости.

2. Новый материал.

 (Слайд № 2 презентации). Как вы думаете, какие существуют возможности взаимного расположения прямой и плоскости? Сколько общих точек у прямой и плоскости в каждой из возможностей?  О том, что две первые возможности осуществимы, мы уже убедились на прошлых уроках. А вот третья возможность? Когда прямая и плоскость не пересекаются? Приведите примеры из окружающего нас мира. (Слайд № 3 презентации)-определение.  (Слайд № 4 презентации)-рассмотреть примеры на модели куба. Обратить внимание, что в каждом случае на плоскости имеется прямая, параллельная данной.

 Давайте попробуем построить для данной плоскости не пересекающую её прямую . (Слайд № 5 презентации).

Часто при решении задач надо установить параллельность прямой и плоскости. Как, это можно сделать? (Можно воспользоваться определением или признаком параллельности прямой и плоскости (т.е. теоремой, дающей достаточное условие параллельности прямой и плоскости)). При решении задачи на построение сегодня на уроке, мы с вами получили признак параллельности прямой и плоскости. Попробуйте его сформулировать.(Слайд № 6 презентации).

К доске вызывается ученик, хорошо успевающий по математике, он делает чертёж и доказывает признак параллельности прямой и плоскости, остальные учащиеся это делают в тетрадях.

Вопрос: “Существенно, ли в этой теореме: «прямая, не лежащая в плоскости» (Да, так как среди прямых, параллельных прямой, есть и лежащие в плоскости. А их мы не называем параллельными плоскости).

Сейчас мы рассмотрим  два утверждения, которыми будем пользоваться при решении задач. (Слайды № 7, 8 презентации). Доказывают у доски сильные ученики. Класс записывает только доказательство. Формулировку – дома.

4. Первичное осмысление и закрепление новых знаний.

1.В классной комнате, используя признак параллельности прямой и плоскости, укажите прямые и параллельные им плоскости.

2.Если позволяет время – решить задачу № 20.

5. Подведение итогов урока. (Слайд № 9 презентации).

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

6. Постановка домашнего задания. (Слайд № 10 презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии, 7 класс,тема " Параллельные прямые"

Разработка урока геометрии по теме "Параллельные прямые" с презентацией....

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

Открытый урок по математике на тему "Упрощение выражений" (урок-объяснение нового материала, 5 класс)

Конспект открытого урока, проводимого в рамках Недели педагогического мастерства....

Урок - объяснения нового материала по геометрии "Простейшие задачи в координатах".

Урок - объяснения нового материала. В уроке используются ИКТ технологии....

ЗАЧЕТ ПО ГЕОМЕТРИИ .10 КЛАСС. ТЕМА: «ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПЛОСКОСТЕЙ»

Зачетная работа ориентирована на учебник :Геометрия 10-11 класс. Автор А.В.Погорелов....