Площадь многоугольников
план-конспект урока геометрии (8 класс) по теме

 

Данный урок ориентирован на обучающихся 8 класса с углубленным изучением математики по учебнику «Геометрия 7 – 9» , авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Урок проходит по сценарию мультимедийной презентации, что позволяет сэкономить время, которое тратит учитель на выполнение построения на доске. Презентация выполнена с помощью красочных иллюстраций, анимации и звуковых эффектов. При необходимости этап урока, где возникли трудности, можно повторить. На уроке использованы материалы, не входящие в обязательные стандарты образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informacionnaya_karta_urok_i_konspekt..docx53.12 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока:

Учебный предмет: геометрия

Тема: «Площади многоугольников»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Место урока в учебном плане: урок подведения итогов после изучения всех формул площадей. Урок, предшествующий подготовке к контрольной работе. На этом уроке обучающиеся должны научиться применять формулы площадей к решению задач, а также решать нестандартные для 8 класса. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по математике.

Аннотация: Данный урок ориентирован на обучающихся 8 класса с углубленным изучением математики по учебнику «Геометрия 7 – 9» , авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Урок проходит по сценарию мультимедийной презентации, что позволяет сэкономить время, которое тратит учитель на выполнение построения на доске. Презентация выполнена с помощью красочных иллюстраций, анимации и звуковых эффектов. При необходимости этап урока, где возникли трудности, можно повторить. На уроке использованы материалы, не входящие в обязательные стандарты образования.

Цель урока: проверить умение обучающихся применять формулы к решению задач, умение доказать предложенное высказывание, применяя известные факты.

Задачи урока:

  1. научить применять полученные знания к решению практических задач;
  2. развивать творческие способности;
  3. активизировать внимание обучающихся с помощью применения мультимедийных средств;
  4. воспитывать интерес к предмету, уверенность в положительном результате обучения.

Оборудование:

  1. мультимедийные средства;
  2. раздаточный материал;

Методы:

  1. информационно – развивающие;
  2. наглядные;
  3. репродуктивные;
  4. частично – поисковые.

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

 (мин)

1

Организационный момент.

Создание условий для успешной

совместной деятельности

     1

2

Проверка домашнего задания.

Фронтальная и индивидуальная проверка,

создание  рабочей атмосферы урока

     3

3

Объявление целей урока. Подготовка к основной части урока.

Фронтальная проверка теоретического материала. Повторение.

     3

4

Основная часть урока состоит из нескольких этапов

Формирование умения самостоятельного доказательства, умения применения знаний к решению задач. Формирование поисковых навыков. Подготовка к восприятию нового материала

    26

4.1

Первый этап

Доказательство формулы площади ромба.

    6

4.2

Второй этап

Решение задач

    7

4.3

Физкультминутка

Релаксация под музыку

    1

4.4

Третий этап

Решение задач, на разбиение фигуры на части

    6

4.5

Четвёртый этап

Введение нового материала, теорема Пика

    6

 5

Подведение итогов

Проверка умений обучающихся с помощью самостоятельной работы. Рефлексия. Выставление оценок.

    6

6

Домашней задание

Ознакомление обучающихся с домашним заданием.

    1

Предполагаемый результат: осознание обучающимися необходимости изучения темы и её значимости, формирование навыков и умения решать задачи, применяя формулы площади, мотивация к изучению геометрии, мотивации к поиску решения геометрической задачи.

   

                Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Садитесь.

  1. Проверка домашнего задания

Сегодня наш урок будет похож на поход. А что главное в походе? Главное  - хорошо к нему подготовиться дома. Вот мы и проверим, хорошо ли вы подготовились! (Слайд №2)

Девиз урока:

   Орешек знаний твёрд, но всё же

 мы не привыкли отступать!

 Нам расколоть его поможет

 Желание всё знать!(Слайд №3)

  1. Цель урока:
  1. Мы повторим все известные нам формулы площадей многоугольников
  2. Решим задачи на нахождение площадей
  3. Научимся решать задачи нового типа
  4. Познакомимся с теоремой Пика

А сейчас, посмотрим,  как вы помните формулы площадей. 

Задание 1. Соотнесите формулу площади с фигурой.  (Слайд №4)

  1. Основная часть урока
  1. Первый этап. Задание 2. Чему равна площадь ромба? (слайд №5)

Предполагаемый ответ: Площадь ромба равна произведению стороны на высоту ромба.

Учитель: А можно ли как–нибудь  ещё найти площадь ромба? Докажите, что площадь ромба равна половине произведения диагоналей. Запишите в тетради: Дано… (слайд № 6) Доказательство на доске и в тетрадях. 

S(ABCD) = 4S(AOB) = 4·½AO·OB = 2·½AC·½BD = ½AC·BD, что и требовалось доказать.

  1. Второй этап. Игра Дальше, дальше… 

Решение задач со слайдов №7 - №13

  1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 5 и 6 (Ответ 30).
  2. Чему равна площадь ромба с диагоналями 8 и 6? (Ответ 24).

9

  1. Найдите площадь параллелограмма, если одна сторона его 15, а высота, проведенная к ней 4.(Ответ 60)Найдите площадь фигуры по чертежу.(Ответ 110).

10

Чему равен катет прямоугольного треугольника,133

                   если площадь его 12, а другой катет 6?  (Ответ 4)                        Какова площадь параллелограмма на рисунке? (Ответ 24)8

6

30

                7. Чему равен периметр ромба, если высота ромба 8,           а площадь 72?

                  (Ответ 36).

  1. Третий этап. Мы проделали долгий путь. Теперь можно отдохнуть, сделать привал, посидеть у костра. (Минутка отдыха и релаксации)(Слайд№ 14,15)
  2. Четвёртый этап. Отдохнули, пора дальше.

Решите задачу. Найти площадь закрашенной фигуры, изображенной на рисунке, если площадь клетки 1см2. 

(слайд №16,17)

                  Задача решается следующим образом.

                 Достраиваем фигуру до прямоугольника.

                Находят его площадь. Потом вычитаем из

                 площади прямоугольника сумму площадей двух треугольников.(Ответ 8).

                 Вторая задача, представленная на слайде № 20,  решается дополнением  

                равных фигур.

            4.5 Пятый этап. Теорема Пика. Площадь многоугольника с целочисленными вершинами равна    В + Г/2 – 1, где В есть количество целочисленных точек внутри многоугольника, а Г — количество целочисленных точек на границе многоугольника. Пример решения задачи с помощью теоремы Пика(слайд № 21). Проверка формулы Пика на решенной ранее задаче (слайд №22).

  1. Самостоятельная работа. Решите задачу любым способом.

         Домашнее задание. Задачи № 476, № 477,№ 478.Дополнительно: Найти в

          интернете доказательство теоремы Пика.

           Рефлексия: На уроке мы повторили …(предполагаемы ответ формулы площадей)

          В походе мы научились …(предполагаемый ответ решать задачи по формулам , способом разбиения фигуры на части)

           В походе мы узнали …(предполагаемый ответ формулу Пика)

           В итоге получили …(выставление оценок)

           В пути нам помогали знания  и находчивость (слайд № 24).

  1. "Тропинка к истине сложна,

И потому в мышленье чистом

Отвага дерзкая нужна

Не менее, чем альпинистам."

Всем спасибо за урок. Не забудьте сдать самостоятельную работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по геометрии по теме "Площади многоугольников" 8 класс

Тест по геометрии составлен по учебнику Л. С. Атанасян "Геометрия 7-9", но может быть использован и при работе по учебнику А. В. Погорелова. Охвачен весь материал по теме "Площади четырехуго...

Площади многоугольников

В работе "Площади многоугольников" для систематизации материала использованы учебные пособия Погорелова, Болтянского, Шарыгина, Атанасяна. Определение площади дано через аксиомы (свойства)....

Площадь многоугольника

На уроке отрабатываются навыки применения формул площадей простых фигур, выводится новая формула площади четырехугольника с перпендикулярными диагоналями....

Контрольная работа по теме «Многоугольники. Площади многоугольников»

Контрольная работа по теме «Многоугольники. Площади многоугольников» Геометрия 8 класс...

Урок геометрии 8 класс. Тема "Площадь многоугольника. Площадь квадрата."

Первый урок  по теме "Площадь". Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развивать умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства....

«Многоугольники. Площадь многоугольника»

контрольная работа по учебнику мерзляк...