Построение треугольников
методическая разработка по геометрии по теме
Урок новых знаний. Цели: познакомить учащихся с разными способами построения треугольников; выяснить свойство суммы углов любого треугольника. Урок для 7 класса, преподавание в котором ведётся по учебнику Л.С.Атанасян «Геометрия» или 5класса, преподавание в котором ведетсяпо учебнику И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева «Наглядная геометрия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5klass_postroenie_treugolnikov_po_zadannym_elementam.rar | 588.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Чойна Анна Игоревна, МОУ Лицей №33, учитель математики
Модель урока в 5классе.
Учитель: Чойна Анна Игоревна.
Тема: Построение треугольников.
Цели:
- дидактические:
- познакомить учащихся с разными способами построения треугольников;
- выяснить свойство суммы углов любого треугольника;
- закрепить знаний о геометрических фигурах;
- развивающие:
- развитие внимательности, быстроты мысли;
- развитие умения делать выводы и культуры речи;
- развитие и укрепление интереса к математике;
- воспитательные:
- воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности;
- воспитание у учащихся аккуратности при оформлении;
- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих
знаний.
Оснащение урока:
- проектор и доска;
- транспортир, линейка и циркуль у каждого ученика.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Домашнее задание
- Итог урока
Ход урока:
- Организационный момент
- проверка присутствующих на уроке;
- настрой учащихся на учебу;
- объявление даты, темы и цели урока.
- Актуализация знаний
- 2слайд
Назовите номера треугольников, изображенных на рисунке, которые являются: а) тупоугольными (2 и 7); б) равнобедренными (5); в) остроугольными (4, 5 и 6); г) прямоугольными (1 и 3); д) равносторонними (6).
- 3слайд
Определите вид треугольника, углы которого равны:
- 350, 1150, 300; (тупоугольный треугольник)
- 720, 530, 550; (остроугольный треугольник)
- 900, 660, 240; (прямоугольный треугольник)
- 960, 240, 600. (тупоугольный треугольник)
- Рабочая тетрадь задание №1. Сделать вывод, что сумма углов любого треугольника равна 1800.
- Изучение нового материала
Сегодня наш урок будет посвящен построению треугольников разными способами. Первый способ, который мы разберем – это построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.
4слайд
Построим треугольник АВС, если АВ=4см, АС=3см и угол между ними равен 600.
Этапы построения:
- Строим угол, равный 600 с помощью транспортира; вершину угла обозначим буквой А.
- На сторонах угла откладываем отрезки АВ=4см, АС=3см с помощью линейки.
- Проводим отрезок ВС с помощью линейки.
- Получили треугольник АВС.
Обратить внимание учеников, что какими бы мы ни задали две стороны треугольника и угол между ними, существует только один треугольники с заданными параметрами.
Можно построить треугольник и по стороне и двум углам.
5слайд
Построим треугольник АВС по стороне АС=7см и двум прилежащим к ней углам ﮮСАВ=1000, ﮮВСА=300.
Этапы построения:
- Строим отрезок АС=7см с помощью линейки.
- Строим угол САВ=1000 с помощью транспортира.
- Строим угол ВСА=300 с помощью транспортира.
- Точку пересечения вторых сторон углов обозначим буквой В.
- Получили треугольник АВС.
Как вы думаете, всегда ли возможно построить треугольник по стороне и двум углам?
Для ответа на этот вопрос попробуем построить треугольник по следующим данным: сторона равна 7см, а прилежащие к ней углы равны 1050 и 950.
Почему не получилось построение треугольника? Чему равна сумма заданных углов? А чему равна сумма углов любого треугольника?
Вывод: построить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам возможно только, если сумма заданных углов не превосходит 1800.
6слайд
Физкультминутка
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движени ем опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)
А теперь попробуем построить треугольник по трем его сторонам.
7слайд
Построим треугольник АВС со сторонами 3см, 5см и 7см.
Этапы построения:
- Строим отрезок АС=7см.
- Строим окружность с центром в точке А и радиусом 3см.
- Строим окружность с центром в точке С и радиусом 5см.
- Точку пересечения окружностей обозначим буквой В.
- Проводим отрезки АВ и ВС.
- Получили треугольник АВС.
Обратить внимание, что окружности пересекаются в двух точках и для построения мы могли выбрать любую, так как получившиеся треугольники равны.
Возникает вопрос, любые ли три отрезка могут быть использованы как стороны треугольника?
Попробуем построить треугольник со сторонами 5см, 3см и 1см; 4см, 3см и 7см. Получилось ли построения? Как вы думаете, почему не получилось построить треугольники?
Вывод: построить треугольник по трем сторонам возможно только, если сумма длин двух меньших отрезков будет больше длины третьего (наибольшего) отрезка.
- Закрепление изученного материала
- Достроить треугольник АВС, если известно, что АВ=3см, ﮮА=300. Сколько таких треугольников получится?
С
А
- Достроить треугольник KLP, если известно, что KL=3см, ﮮPLK=35°. Измерьте величину углов получившегося треугольника.
К
L
D
F
V
Проведя необходимые измерения, определите вид треугольников и вычислите их периметр.
A
T
P
H
M
Равнобедренный треугольник: ________. Р=___________________.
Равносторонний треугольник: ________. Р=___________________.
Разносторонний треугольник: ________. Р=___________________.
- Домашнее задание
- Закрасьте одним цветом одинаковые треугольники.
С
K
В
На рисунке найдите равнобедренные равносторонние, разносторонние, остроугольные, прямоугольные, тупоугольные треугольники. Попадают ли какие-то из них в несколько групп (подчеркните их одним цветом).
P
S
А
M
D
Равносторонние треугольники: _____________________________.
Равнобедренные треугольники: _____________________________.
Разносторонние треугольники: _____________________________.
Остроугольные треугольники: _____________________________.
Тупоугольные треугольники: _____________________________.
Прямоугольные треугольники: _____________________________.
- Итог урока
- Можно ли построить треугольник со стороной 3см и углами 1030 и 450?
- Чему равна сумма углов любого треугольника?
Все хорошо поработали сегодня на уроке. Оценив ваши работы и учитывая ваши ответы за устную работу, я поставила вам оценки.
8слайд
Помните слова великого математика Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».