Урок математики в 6 классе "Геометрия на клетчатой бумаге"
методическая разработка по геометрии (6 класс) по теме

Люлёва Ольга Васильевна

 

Урок «Геометрия на клетчатой бумаге»

Класс: 6

Предмет: математика

Автор учебника: Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. Учебник для 6 класса. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_matematiki.doc70.5 КБ
Office presentation icon geometriya_na_kletchatoy_bumage.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок «Геометрия на клетчатой бумаге»

Класс: 6

Предмет: математика

Автор учебника: Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. Учебник для 6 класса. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)

Задачи урока: 

  1. Образовательные:
  1. Использовать математические знания и умения для решения задач на нахождения площади треугольника на клетчатой бумаге (координаты точек, формулы для вычисления площади прямоугольника, прямоугольных треугольников)
  1. Развивающие:
  1. развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности;
  2. развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах;
  1. Воспитывающие:
  1. развитие математической культуры речи;
  2. формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;
  3. формирование навыков само- и взаимоконтроля.

Оборудование: 

  1. компьютер, проектор;
  2. презентация игры (Приложение 1);

 

План урока:

 

Этапы урока

Хронометраж

1.

Организационный момент

1 мин.

2.

Актуализация знаний..

3 мин.

3.

Постановка проблемы

3 мин.

4.

Открытие нового знания

15 мин.

5.

Первичное применение нового знания

19 мин.

6.

Итог урока

2 мин.

7.

Домашнее задание

2 мин.

Ход урока

Этап урока

Анализ

Учитель

Ученики

актуализация

- На дом к сегодняшнему уроку  вы получили задание на стр.110 учебника:

Изобразите на листе клетчатой бумаги точки: Е (-2;5), F(6;5),N(5;9).

K(-3;-2), L(5;3), M(2;-6)

(Слайд 2)

- Проверьте, так ли у вас получилось?

- У какого треугольника есть сторона, параллельная одной из координатных осей?







- Точки построили

Построили по точкам треугольники


Сверяют


-  в треугольнике Е FN сторона Е F параллельна оси Ох (показывают сторону)

Постановка проблемы

Задание на затруднение








Побуждение к проблеме


Следующее задание:

Найдите площадь треугольника Е FN.

Найдите площадь треугольника KLM.

- Испытывали ли вы затруднения выполнении этих заданий?

-Сформулируйте возникшие у вас вопросы?



Сравните вопросы с вопросами на стр 110

Слайд 2

Назовите тему урока

Фиксирует  тему на доске


- Не смогли вычислить площади треугольников, так как не знаем ни стороны, ни высоты этих треугольников





- Как найти площадь треугольника, если известны координаты вершин?


Сравнивают



Называют тему

Геометрия на клетчатой бумаге

Поиск решения


Открытие нового знания

Подводящий диалог




Работа с учебником











Алгоритмы решения


вывод
























- Поработаем в группах

Предлагаю рассмотреть информационный блок на стр.112

Задача 2 разбивается на три случая

Случай 1 – первый ряд по группам

Случай 2 – второй ряд по группам

Случай 3 – третий ряд по группам


Работают в группах  

Ребята, представьте решения на доске

Слайд 5 Задача 2(1)

Две вершины треугольника на одной прямой разметки


Дети объясняют алгоритм решения задачи

  1. Определить длину стороны треугольника
  2. Определить высоту к этой стороне
  3. Вычислить площадь треугольника по формуле

Слайд 6 Задача 2(2)

Ни одна из сторон треугольника  не лежит на прямой разметки

  1. заключить треугольник в прямоугольник, так, чтобы вершины треугольника лежали на сторонах прямоугольника или в его вершинах
  2. Из площади прямоугольника вычесть площади прямоугольных треугольников


Слайд 7 Задача 2(3)

  1. заключить в прямоугольник
  2. Из площади прямоугольного треугольника вычесть площади треугольников, у которых имеется по одной стороне, лежащей на прямой разметки

Слайд 8

Ребята, вернемся к вопросам урока

Первый вопрос:

Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника есть сторона, параллельная одной из координатных осей?

Посмотрите на слайд и скажите, к какому из рассмотренных случаев вы отнесете эту задачу?

Вспомните алгоритм и предложите решение












Эта задача относится к первому случаю



Дети проговаривают алгоритм, предлагают решение

Сторона Е F=8, высота равна 4, по формуле находим площадь. Она равна 16

Слайд 9

Следующий вопрос:

Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника нет сторон, параллельных координатным осям?

Скажите, к какому случаю отнесете эту задачу?


Как решите задачу?

Вспомните алгоритм и предложите решение







Слайд 10

 Вспомните алгоритм решения задачи случая 3


Эта задача относится к случаю 2









Дети проговаривают алгоритм, предлагают решение

Площадь прямоугольника 72

Площади прямоугольных треугольников 13,5; 20; 10

Из площади прямоугольника вычитаем сумму площадей прямоугольных треугольников, получаем 18,5



Ребята проговаривают алгоритм

Первичное применение нового знания

- К какому этапу мы переходим?



- Какие цели поставим перед собой?





Слайд 11

- Я предлагаю вам решить задачи №4, №7 (а) стр. 114

Работайте  в парах



(через 5 мин проверяется решение)

Ребята, давайте проверим решение задачи №4

К какому случаю можно отнести эту задачу?

А) Найдите площадь треугольника АВС с вершинами А(2;3), В(2;6), С(-3;-1)



Б) Найдите площадь треугольника АВС с вершинами А(4;1), В(1;-4), С(7;1)




- Ребята, какие затруднения возникали при решении?



- Проверим №7. К какому случаю относится эта задача?

№7

А) Найдите площадь треугольника АВС с вершинами А(5;1). В(1;5), С(-4;-4)

-Переходим к этапу первичного закрепления



Ставят перед собой цели:

- Закрепить применение алгоритмов решения задач на клетчатой бумаге




Работают в парах

(Задачи оформляются за доской)







- Задача относится к первому случаю

Дети объясняют решение, сверяются с решениями на доске, оценивают свою работу


А)Сторона АВ параллельна ос ОУ и равна 9, высота к ней равна 5. Находим по формуле площадь и получаем 22,5

Б) Сторона Ас параллельна оси Ох и равна 3, высота к ней равна 5, площадь треугольника получаем 7,5


Высказывают затруднения:

- Трудно увидеть высоту в тупоугольном треугольнике.



- Эта задача относится к случаю 2

Достроили до прямоугольника и нашли его площадь, она равна 81.

Затем нашли площади прямоугольных треугольников:

*4*4=16


*5*9=22,5

*9*5=22,5

Из площади прямоугольника вычитаем сумму площадей прямоугольных треугольников, получаем 20.

Итог урока

вывод

- Ребята, сформулируйте цели, поставленные в начале урока и определите, достигнуты ли они?









Слайд 12,13

- Повторите алгоритмы


- Молодцы, ребята!

Открою вам секрет, что мы научились решать задачи, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ.

Дети самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей:

- Мы ответили на главные вопросы урока, вывели алгоритмы решения задач на нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге, научились применять алгоритмы для решения задач

- Цели достигнуты

Домашнее задание

Учебник

Предлагаю вам выполнить дома № 15, №18 стр.115 и

по желанию выполнить №19 стр.116

Ученики записывают задание в дневники

Используемые материалы: 

Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. Учебник для 6 класса. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Е F N K M L y x Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника есть сторона, параллельная одной из координатных осей? Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника нет сторон, параллельных координатным осям? 1 1

Слайд 3

Е F N K M L y x

Слайд 4

Е F N K M L y x

Слайд 5

Задача. Найти площадь треугольника с вершинами в узлах Две вершины треугольника лежат на одной прямой разметки

Слайд 6

Ни одна из сторон треугольника не лежит на прямой разметки, но его можно заключить в прямоугольник, так чтобы вершины треугольника лежали на сторонах прямоугольника Задача. Найти площадь треугольника с вершинами в узлах

Слайд 7

Ни одна из сторон треугольника не лежит на прямой разметки, но его можно заключить в прямоугольник, так чтобы одна из сторон треугольника совпадала с диагональю этого прямоугольника Задача. Найти площадь треугольника с вершинами в узлах

Слайд 8

Е F N y x Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника есть сторона, параллельная одной из координатных осей? 1 1 1. Определить длину стороны треугольника, которая параллельна одной из координатных осей 2. Определить высоту, проведенную к этой стороне 3. Вычислить площадь по формуле Алгоритм

Слайд 9

K M L y x Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника нет сторон, параллельных координатным осям? 1 1 1. Заключить треугольник в прямоугольник, так, чтобы вершины треугольника лежали на сторонах прямоугольника или в его вершинах 2. Из площади прямоугольника вычесть площади прямоугольных треугольников Алгоритм

Слайд 10

K M L y x Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника нет сторон, параллельных координатным осям? 1 1 1. Заключить треугольник в прямоугольный треугольник 2. Из площади прямоугольного треугольника вычесть площади треугольников, у которых имеется по одной стороне, лежащей на прямой разметки Алгоритм

Слайд 11

№ 4 № 7 (а)

Слайд 12

Е F N y x 1 1 Алгоритм 1. Определить длину стороны треугольника, которая параллельна одной из координатных осей Определить высоту, проведенную к этой стороне 3. Вычислить площадь по формуле

Слайд 13

K M L y x 1 1 Алгоритм 1. Заключить треугольник в прямоугольник, так, чтобы вершины треугольника лежали на сторонах прямоугольника или в его вершинах 2. Из площади прямоугольника вычесть площади прямоугольных треугольников

Слайд 14

Домашнее задание П.9.1, стр. 115 № 15, № 18 стр. 116 № 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по теме: Вычисление площадей плоских фигур, изображенных на клетчатой бумаге.

План – конспект урока математики в 5 Б классе по теме: «Вычисление площадей плоских фигур, изображенных на клетчатой бумаге».Цели урока:- содержательная: с помощью практических заданий обеспечить пони...

Вычисление площади фигур на клетчатой бумаге.

Данная презентация разработана мной с целбю подготовки учащихся к КДР, будет полезна при подготовке к ЕГЭ....

В рамках подготовки к ОГЭ по математике: "Линейные уравнения, неравенства, степени", "Смежные углы, параллелограмм, синус, косинус, тангенс на клетчатой бумаге"

Материал для отработки практических умений решать задания базового уровня сложности по модулю "Алгебра", "Геометрия"...

Урок по теме "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге. Формула Пика."

Разработка урока по геометрии "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге. Формула Пика" 8 класс. Содержит конспект и презентацию. Можно использовать при подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике....

Презентация к уроку по подготовке к ЕГЭ или ОГЭ по теме "Геометрия на клетчатой бумаге"

Вашему вниманию представлены задания  ЕГЭ и ОГЭ по математике, изображенных   на клетчатой бумаге. Эти задачи научиться решать  необходимо учащимся - выпускникам, потому что во время ЕГ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по ФГОС на тему " Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге"

Данный архив содержит технологическую карту к комбинированному уроку в 5 классе по теме: "Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге". Урок дает возможность знакомить с новым способом реш...

Разработка урока по математике 6 класса "Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге"

Разработка урока, в виде презентации по математике 6 класса на тему "Вычисление площади фигуры на клетчатой бумаге"...