"Объём конуса", урок по геометрии в 11 классе.
методическая разработка по геометрии (11 класс) на тему

Морозова Елена Владимировна

Конспект урока   и презентация по теме "Объём конуса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike_11_klass._obem_konusa.doc246 КБ
Office presentation icon obem_konusa.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 2 г. Красный Кут,

Саратовской области

Учитель математики Морозова Е.В.

        Конспект урока в 11 классе по теме

«Объём конуса»

Тема урока: «Объём конуса»

Цели урока:

-  вывести формулу объёма конуса с помощью определенного интеграла;

 - показать применение полученных формул при решении типовых задач и различных задач    
   практического характера;

-  развивать мышление, память, навыки аргументированной речи, навыки  доказательного  
   воспроизведения в процессе деятельности;

 -способствовать развитию устойчивого интереса к геометрии. Создание положительной  
  внутренней мотивации обучения учащихся.

Средства обучения (в том числе средства ИКТ):

-    мультимедийный проектор, презентация, выполненная при  помощи программы PowerPoint, тесты на   бумажных носителях.

План урока: 

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Коллективное решение задач на нахождение объема  конуса практического содержания.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Итог урока.

ХОД УРОКА:

. Орг. момент

Приветствие учащихся и гостей.

Сегодня на занятии мы продолжим вычислять объёмы тел, и остановимся на объёме конуса, выведем соответствующие формулы и применим их при решении практических задач.

. Актуализация знаний учащихся.

Вы должны были повторить основные понятия по теме и установить связь между картиной Шишкина “Сосновый бор” и геометрическим телом, которое называется “конус”. Кто из Вас нашел эту “связь”? (Учитель демонстрирует репродукцию картины). (Слайд № 2,3)

Ответ: Конус в переводе с греческого языка означает “сосновая шишка”, а на картине изображен сосновый лес.

Повторим понятия конуса и усеченного конуса, ответив на вопросы теста. (Приложение № 1)

. Изучение нового материала.

Учитель: « Трудно назвать чаще встречающиеся задачи на практике, чем задачи на вычисление объёмов. О них задумываются и строя дома, и переливая воду из одного сосуда в другой. Правила и приёмы вычисления объёмов должны были возникать, другое дело, насколько они были точны и обоснованны. Но в «началах» Евклида и в сочинениях Архимеда имеются только точные правила для вычисления объёмов многогранников и некоторых круглых тел (цилиндра, конуса, шара и их частей).

Вывод формул.  (слайд № 5-10)

V. Закрепление изученного материала.

1. Решить (устно) задачи с целью закрепления формул для вычисления объёмов конуса  и усеченного конуса. (слайд № 11)

2. Решить в рабочих тетрадях и на доске 2 задачи (по вариантам) (слайд № 12-13)

   Задача № 1. Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1м3 земли имеет массу 1650 кг?

R=АС/2, R=3м, V=1/3*3,14*32*2≈18,8(м3)

m=1 650*18,8=31 020(кг) ≈31т.

Ответ: 31 тонна.

Задача №2. Смолу для промышленных нужд собирают, подвешивая конические воронки к соснам. Сколько воронок диаметром 10см с образующей 13 см нужно собрать, чтобы заполнить десятилитровое  ведро?

R=АС/2, R=5см, H=√132-52=12(см), V=1/3*3,14*52*12 ≈314(см3) ≈0,314дм3

n=10/0,314 ≈31,8.                                 Ответ: 32 воронки.

3. Учитель:  А знаете ли, вы? Что  понятие конуса  встречается не только в математике, но и в других науках. (Слайд № 14-15)

4.   Задача № 3.

 Комментарии учителя: мне вспоминается старинная легенда восточных народов, рассказанная у А.С. Пушкина в “Скупом рыцаре”. Послушайте её:

(Слайд № 16-17)

“Читал я где-то,

Что царь однажды воинам своим

Велел снести земли по горсти в кучу,-

И гордый холм возвысился,

И царь мог с высоты с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами,

И море, где бежали корабли”.

Какие ассоциации вызывают у Вас эти стихи?

Холм – конус.

Какого объема может быть этот холм?

Какой высоты мог быть этот холм?

На сколько километров может увеличиться панорама для наблюдения, поднявшегося с подножия холма к его вершине?

Давайте попытаемся ответить на эти вопросы и проанализировать этот текст. (Слайд № 17 )

Это одна из тех немногих легенд, в которых при кажущемся правдоподобии нет и зерна правды. Дело в том, что если какой-нибудь древний деспот вздумал бы осуществить такую затею, то он был бы обескуражен мизерностью результата: перед ним высилась бы настолько жалкая кучка земли, что никакая фантазия не в силах была бы раздуть в легендарный, “гордый холм”. Сделаем примерный расчет: Старинные армии были не так многочисленны, как в наше время. Войско в 100 000 воинов считалось очень внушительным.

Остановимся на этом числе, то есть примем, что холм составился из 100 000  горстей. Захватите самую большую горсть земли и насыпьте в стакан: Вы не наполните его одной горстью. Все же примем, что горсть древнего воина равнялась одному стакану, примерно 1/5 литра или 1/5 куб. дм.

1горсть≈0,2 дм3

V=0,2* 100 000=20 000(дм3)=20(м3).

Такой скромный объем уже разочаровывает.

Учитель: Но продолжим расчеты. Найдем высоту этого холма.

Чтобы определить высоту холма, нужно знать какой угол составляет образующая конуса с его основанием. В нашем случае можно принять его равным углу естественного откоса, то есть 45° (рис. 2). Более крупных склонов нельзя допустить, так как земля будет осыпаться. Остановивмся на угле в 45°.

Так как H=R, то V=1/3πH3.        

Надо обладать очень богатым воображением, чтобы земляную кучу в 2,7 м (1,5 человеческого роста) назвать «гордым холмом». Сделав расчет для меньшего угла, мы получили бы еще более скромный результат. С таких небольших возвышений легко было бы видеть дол, покрытый белыми шатрами, но обозревать море, было бы возможно только если дело происходило невдалеке от берега.

У Аттилы было самое многочисленное войско, которое знал древний мир. Историки оценивают его в 700 000 человек.

    Если бы даже все воины Аттилы участвовали в насыпании холма, образовалась бы куча повыше вычисленной нами, но не очень.

Попробуйте сами дома вычислить высоту такого кургана и подумать, удовлетворила ли бы такая высота честолюбие Аттилы или нет? (Дом. задание)

Определим объем холла: V =(1/5)*700 000 = 140000 дм3. = 140 м3. Значит, холм представлял собой конус объемом не более 140 куб. м

Высота такого конуса равна радиусу его основания. h = R ; V = 140 м3;

V = (1/3)*S*h = (1/3)*p *R2*h =(1/3)*p *h3; 140 = (1/3)*p *h3;

p *h3 = 420; h3 = 133,76; h = 5,1 м.

В результате вычислений получили, что при объеме холма 140 м3, высота его составляет 5,1 м. Сомнительно, чтобы курган подробных размеров мог удовлетворять честолюбие Аттилы.

V.    Самостоятельная работа. (слайд № 19)

Решение заданий из открытого банка ЕГЭ по математике (приложение 2)

 VІ. Подведение итогов урока.

Итак, Вы узнали, как находить объем конуса, применили свои знания при решении практических задач  и показали необходимость критически относиться к текстам художественных произведений.

 Надеюсь, что в дальнейшем теоретические знания, полученные на уроках геометрии, Вы сможете успешно использовать в различных жизненных ситуациях.

VІІ. Домашнее задание

Придумайте свои задачи на нахождения объема конуса практического содержания.

Учебник Л.С. Атанасян «Геометрия 10-11» П. 70, № 701, 704.

Литература:

  1. «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасян и др.
  1. «Геометрия 7-11» А. В. Погорелов.
  1. «Геометрия 10-11» А. Д. Александров.
  1. «Преподавание математики в сельской школе» В. А. Петров.
  1. «Математика» №42,2000.
  1. «История математики в школе» Г. И. Глейзер.
  1.  «Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики» И. М. Шапиро.
  2. СД "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия"
  3. "Малый энциклопедический словарь", т.3 Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.

Приложение 1.

Тест

  1. Рассмотрим окружность L с центром в точке О и прямую OP, перпендикулярную плоскости α. Каждую точку окружности соединим отрезком с точкой P. Поверхность, образованная этими отрезками называется…(рис.1). 

  1. Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом, называется: а) цилиндром; б) конусом; в) пирамидой.

  1. Установите соответствие между элементами конуса (рис.2.)

      а) SO-  ; б) SA, SB -  ; в) S - ; г) OA- . 

        

  1. Конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг (рис. 3):

    а) гипотенузы PB; б) катета PA; в) отрезка AS.

5. Выберите чертёж с сечением, перпендикулярным оси конуса

 (рис.3 а),б), в)).

  1. Возьмём произвольный конус и проведём секущую плоскость, перпендикулярную к его оси. Эта плоскость пересекается с конусом по кругу и разбивает конус на две части. Одна из частей представляет собой конус, а другая называется усеченным конусом.

  1. Установите соответствие (рис. 4): а) OK- ; б) О1 K1 - ; в) АР- ; г) OO1. 

  1. Вращением какой  трапеции вокруг её боковой стороны может быть получен усеченный конус? А) любой; б) прямоугольной; в) равнобедренной.

  1. Формула для вычисления площади круга S=…

Приложение 2

Задания из открытого банка заданий ЕГЭ  по математике

Вариант 1

1. Объем конуса равен 48. Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса. 

2. (№ 27120) Высота конуса равна 6, образующая равна 10,

 найдите его объём, деленный на .

3. (№ 27093) Найдите объём конуса,  образующая которого равна 6 и наклонена к плоскости основания под углом 30о . В ответе укажите   .

4.  (№ 25809) Найдите объём части конуса, изображенной на рисунке.

    В ответе укажите .

5. (№ 74277)  Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его высоту уменьшить в 12,5 раза?

Задания из открытого банка заданий ЕГЭ  по математике

Вариант 2

1. Объем конуса равен  96. Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса. . 

2. (№ 75177) Высота конуса равна 12, образующая равна 14.

Найдите его объем, деленный на  .

3. (№ 74203)        Найдите объем V конуса, образующая которого равна 3

и наклонена к плоскости основания под углом 30. В ответе укажите   .

4. (№ 25805) Найдите объём части конуса,

 изображенной на рисунке.     В ответе укажите .

5.  (№ 4995)Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 18.

Ответы:

Вариант 1

1) 6        2) 128 3) 27 4) 504 5) 12,5

Вариант 2

1) 12; 2) 208; 3)3,375; 4) 117; 5) 54.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объём конуса. 1

Слайд 2

Как Вы думаете, какова связь между этим телом и этой картиной? 2

Слайд 3

Оказывается, самая непосредственная. Эта картина называется «Сосновый бор», её написал художник И.И.Шишкин. А тело, как Вы уже знаете, называется конус. Латинское слово konus позаимствовано из греческого языка («конос» - затычка, втулка, сосновая шишка). Задание. Вспомните определение прямого кругового конуса, назовите его сопутствующие понятия. 3

Слайд 4

Рассмотрим окружность L с центром в точке О и прямую OP , перпендикулярную плоскости α . Каждую точку окружности соединим отрезком с точкой P . Поверхность, образованная этими отрезками называется Тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей L называется: Установите соответствие между элементами конуса а) SO- ; б) SA , SB - ; в) S – ; г) OA - . Конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг (рис. 3): Выберите чертеж с сечением, перпендикулярным оси конуса Возьмём произвольный конус и проведём секущую плоскость, перпендикулярную к его оси. Эта плоскость пересекается с конусом по кругу и разбивает конус на две части. Одна из частей представляет собой конус, а другая называется усеченным конусом. Установите соответствие(рис. 4): а) OK , О 1 K 1 – ; в) АР- ; г) OO 1 - . Вращением какой трапеции вокруг её боковой стороны может быть получен усеченный конус? Формула для вычисления площади круга конической поверхностью .(рис.1). б)конусом высота образующие вершина конуса радиус основания б) катета PA . радиусы оснований образующая высота б) прямоугольной. S = π ·R 2 4 б)

Слайд 5

В далеком прошлом, важнейшей задачей египетской и вавилонской геометрии было определение объема различных пространственных тел. Эта задача отвечала необходимости строить дома, дворцы, храмы и другие сооружения. Объемы зерновых амбаров и других сооружений в виде кубов, призм и цилиндров египтяне и вавилоняне, китайцы и индийцы вычисляли путем умножения площади основания на высоту. Однако древнему Востоку были известны в основном только отдельные правила, найденные опытным путем. В более позднее время, когда геометрия сформировалась как наука, был найден общий подход к вычислению объемов многогранников и тел вращения. Среди замечательных греческих ученых V-IV вв. до н.э., которые разрабатывали теорию объемов, были: 5 «Знаете ли Вы, что…» Архимед Евклид Демокрит

Слайд 6

6 Объем конуса равен одной трети произведения площади основания на высоту. Иначе говоря, объем конуса выражается следующей формулой: Существует много доказательств этой формулы, рассмотрим некоторые из них.

Слайд 7

Первое доказательство: Сечение конуса плоскостью, параллельной основанию, подобно основанию. Если плоскость проходит на расстоянии х от вершины, то коэффициент подобия равен Поэтому площадь сечения такой плоскостью равна: где S - площадь основания. Значит, объем конуса К будет: x H S осн S сеч 7 О М 1 А 1 М А х

Слайд 8

Формула для вычисления объёмов тел 8

Слайд 9

Второе доказательство: 0 x y H y=kx α 9 α R У= kx Задание. Исходя из своих возможностей, выберите хотя бы одно доказательство и законспектируйте его в тетради.

Слайд 10

Объем усеченного конуса 10

Слайд 11

Решите (устно) задачи: Вычислите объём конуса, если его высота 6 см, а площадь основания 42 см 2 . Объём конуса с радиусом основания 4 м и высотой 6 м равен: Найдите площадь основания конуса, если его объём равен 256 см 3 , а высота 4м. Вычислите объём усеченного конуса, высота которого 3 см, а площадь оснований 16 см 2 и 4 см 2 . Вычислите объём усеченного конуса, если радиусы его оснований равны 3 см и 9 см, а высота 6 см. [84 см 3 ] [ 32π м 3 ] [ 192 см 2 ] [ 28 см 3 ] [ 234 π см 3 ] 11

Слайд 12

Задачи для самостоятельного решения: Задача 1. Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1м 3 земли имеет массу 1650 кг? Задача 2. Смолу для промышленных нужд собирают, подвешивая конические воронки к соснам. Сколько воронок диаметром 10см с образующей 13 см нужно собрать, чтобы заполнить десятилитровое ведро? 12 Задача 1. ≈31 тонна. Задача 2. ≈32 воронки. Сравните свои ответы с данными ответами.

Слайд 13

А А В С О Дано: АС=6м ОВ=2м 1м 3 =1 650 кг Найти: m (количество земли) Решение: R =АС/2, R=3 м, V =1/3 . 3,14 . 3 2. 2≈18,8(м 3 ) m =1 650 . 18,8=31 020(кг) ≈31т. Ответ: 31 тонна. Задача 1. Задача 2. (рисунок тот же) Дано: АС=10см АВ=13см Найти: n -количество 10-литровых ведер Решение: 13 R =АС/2, R =5см, H =√13 2 -5 2 =12(см), V =1/3.3,14.52.12 ≈314(см 3 ) ≈0,314дм 3 n =10/0,314 ≈31,8. Ответ: 32 воронки.

Слайд 14

«Знаете ли , Вы…» «Конусами» называется род брюхоногих моллюсков отряда переднежабренных, группы стрелоязычных, семейства конусовых. Раковина коническая (2-16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 520 видов. Живут в теплых морях, особенно в Вест–Индии и около Америки. Некоторые съедобны, другие ценятся благодаря красоте раковины. В геологии существует понятие «конус выноса». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину. В биологии есть понятие «конус нарастания». Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани . 14

Слайд 15

По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1 000 000 жителей (чаще в южных странах). Чтобы этого не случалось, устанавливают молниеотводы, которые образуют конус безопасности. Чем выше молниеотвод, тем больше объем такого конуса. Некоторые люди пытаются спрятаться от разрядов под деревом, но дерево не проводник, на нем разряды накапливаются, и дерево может быть источником напряжения. В физике встречается понятие «телесный угол». Это конусообразный угол, вырезанный в шаре. Единица измерения телесного угла – 1 стерадиан. 1 стерадиан – это телесный угол, квадрат радиуса которого равен площади части сферы, которую он вырезает. Если в этот угол поместить источник света в 1 канделу (91 свечу), то получим световой поток в 1 люмен. Свет от киноаппарата или прожектора распространяется в виде конуса. «Знаете ли, Вы…» 15

Слайд 16

Задача 3*. Докажите геометрически, что если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такую затею, он был бы обескуражен мизерностью результата. Перед ним высилась бы настолько жалкая кучка земли, что никакая фантазия не смогла бы раздуть ее в легендарный «гордый холм». 1горсть ≈0,2 дм 3 Войско в 100 000 воинов считалось очень внушительным. Угол откоса ≤ 45 0 , иначе земля начнет осыпаться. 16 В своем драматическом произведении «Скупой рыцарь» Александр Сергеевич Пушкин рассказывает одну старинную легенду восточных народов: «… Читал я где-то, Что царь однажды воинам своим Велел снести земли по горсти в кучу. И гордый холм возвысился, И царь мог с высоты с весельем озирать И дол, покрытый белыми шатрами, И море, где бежали корабли.» Это одна из немногих легенд, в которой, при кажущемся правдоподобии, нет и зерна правды.

Слайд 17

Решение к задаче 3*. V=0,2 . 100 000=20 000 (дм 3 )=20(м 3 ). Так как H = R , то V=1/3 π H 3 . 17 Ответ: 2,7 метров.

Слайд 18

Надо обладать очень богатым воображением, чтобы земляную кучу в 2,7 м (1,5 человеческого роста) назвать «гордым холмом». Сделав расчет для меньшего угла, мы получили бы еще более скромный результат. У Аттилы было самое многочисленное войско, которое знал древний мир. Историки оценивают его в 700 000 человек. Если бы даже все воины Аттилы участвовали в насыпании холма, образовалась бы куча повыше вычисленной нами, но не очень. 18 Домашнее задание. Попробуйте сами дома вычислить высоту такого кургана и подумать, удовлетворила ли бы такая высота честолюбие Аттилы или нет?

Слайд 19

Задачи для самостоятельного решения. Стальной конус, имеющий в диаметре 25 см и высоту 30 см, стачивается до 20 см в диаметре, причём остаётся та же высота. На сколько уменьшится объём конуса? Сколько литров воды вмещает ведро, имеющее форму усечённого конуса, если диаметры его оснований равны 12 см и 28 см, а образующая – 17 см? Коническая куча зерна имеет высоту 2,4 м, а окружность основания 20 м. Сколько тонн зерна в куче, если масса 1 м 3 равна 750 кг? Щебень укладывается в кучу, имеющую форму конуса с углом откоса 30 º . Какой высоты должна быть куча, чтобы её объём был равен 10 м 3 ? Сосуд имеет вид усечённого конуса, высота которого 27 см и длины окружностей оснований равны 66 и 96 см. Сколько литров вмещает сосуд? 19

Слайд 20

20 Спасибо за урок!

Слайд 21

Ответы на задания из открытого банка заданий ЕГЭ по математике Вариант 1 1)6 ; 2) 128 ; 3) 27 ; 4) 504 ; 5) 12,5. Вариант 2 1) 12; 2) 208; 3)3,375; 4) 117; 5) 54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по геометрии 11 класс по теме: "Цилиндр. Конус."

Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к ЕГЭ....

Урок по геометрии, 9 класс. Тема урока: «Движение. Решение задач».

Материал относится к преподаванию математики. Урок по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л.С. по теме "Движение".  Тип урока:совершенствования умений и навыков. Форма урока: групповая с...

Урок ОНЗ по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда". Наглядная геометрия (5 класс)

УМК А.Г.Мерзляк и др. Математика 5 класс. Урок открытия новых знаний (в рамках системно-деятельностного подхода) является примером применения данной технологии при отсутствии возможности использования...

Открытый урок по геометрии 9 класс "Геометрия и Марсельеза"

Урок тематического контроля с элементами Интеллектуальной игры...

Зачет по теме «Цилиндр, конус и шар» геометрия 11 класс

Зачет по теме «Цилиндр, конус и шар» геометрия 11 класс...

Урок по геометрии, 9 класс. Тема урока: «Решение задач».

Урок по геометрии, 9 класс. Тема урока: «Решение задач». Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков учащихся по теме «Движение»...