Набор задач по модулю "ГЕОМЕТРИЯ" в ГИА - 2013
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме

Шанкеева Сауле Гатаулловна

Набор задач по модулю "геометрия"  в ГИА-2013  (1 часть)   содержит  задачи, соответствующие номерам 9-13. Все задачи  имеют ответы, а часть из них полное решение.  Полезно учителю, работающему в 9 классе при подготовке учащихся к ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГИА -2013      Набор задач   по типу № 9  

  1. Два угла треугольника равны 40 и 130. Найдите величину внешнего угла при третьей вершине. Ответ дайте в градусах.  Ответ: 170

 Решение:

Из теоремы о сумме углов в треугольнике получаем, что третий угол треугольника равен 180−40−130=10.

Тогда внешний угол при третьей вершине равен 180
−10=170.

  1. Один из углов равнобедренного треугольника равен 100. Найдите любой другой его угол. Ответ дайте в градусах.      Ответ: 40

Решение:

Угол 100 - тупой и поэтому не может быть углом при основании равнобедренного треугольника. Значит, это угол при вершине.


Тогда на два угла при основании приходится 180
−100=80. Поэтому угол при основании равен 80:2=40.

  1. В прямоугольном треугольнике один из углов равен 40. Найдите внешний угол при вершине второго острого угла. Ответ дайте в градусах.    Ответ: 130

 Решение:

Один угол прямоугольного треугольника равен 90, поэтому сумма двух других углов равна 180−90=90. Если один острый угол равен 40, то второй 90−40=50.


Тогда внешний угол будет равен 180
−50=130.

  1. В прямоугольном треугольнике внешний угол при вершине острого угла равен 110. Найдите другой острый угол треугольника. Ответ дайте в градусах.

 Ответ: 20

  1. Два угла треугольника равны 40 и 80. Найдите наибольший угол этого треугольника. Ответ дайте в градусах.     Ответ:   80
  2. В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC угол B равен 42. Найдите величину угла CAK, если AK - биссектриса угла A. Ответ дайте в градусах.
    Ответ: 34,5
  3. В треугольнике ABC, углы которого равны B=40 и C=80, проведена высота CH. Найдите величину угла ACH (в градусах).                Ответ: 50

  1. Параллельные прямые AB и CD пересечены секущей AC. CB – биссектриса угла C, CAB=50. Найдите угол ACB.
    Ответ:  65

  1. Один из внешних углов равнобедренного треугольника равен 40. Найдите угол при основании этого треугольника. Ответ дайте в градусах.         Ответ: 20


Предварительный просмотр:

ГИА-2013   Набор задач  по типу № 10

  1. Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны 72 и 118. Найдите меньший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.          Ответ: 62

Решение:  Воспользуемся следующим фактом из геометрии: сумма противоположных углов вписанного четырехугольника равна 180.
Нам даны два угла вписанного четырехугольника:
72 и 118. Их сумма равна 190, а не 180, значит, эти углы не противоположные, а соседние.



Тогда напротив угла
72 лежит угол 180−72=108, а напротив угла 118 лежит угол 62. Меньший из них 62.

  1. В трапеции ABCD AB=BC=CD. Точки K,L,M и N - середины сторон трапеции. Найдите наибольший угол четырёхугольника KLMN, если угол BAD равен 40. Ответ дайте в градусах.

Проведем диагонали AC и BD. KL и NM – это средние линии в треугольниках ABC и ADC соответственно, поэтому они параллельны стороне AC. Аналогично, LM и KN параллельны BD. Значит, стороны четырехугольника KLMN параллельны диагоналям трапеции, и поэтому, во-первых, этот четырехугольник – параллелограмм, во-вторых, его углы равны углам между диагоналями трапеции.
Теперь найдем углы между диагоналями трапеции. Данная нам трапеция особенная, в ней равны три стороны, и поэтому диагональ
AC является биссектрисой угла A. Действительно, BAC=BCA (это углы при основании равнобедренного треугольника ABC), но и CAD=BCA (это накрест лежащие угла при параллельных прямых). Значит, углы BAC, CAD и BCA равны: BAC=CAD=BCA=40:2=20.
Аналогично можно найти угол
BDA – он тоже равен 20.

Пусть
O – точка пересечения диагоналей трапеции. В треугольнике AOD два угла равны по 20, следовательно, углы между диагоналями трапеции равны 140 и 40. Значит, и углы четырехугольника KLMN равны тому же самому. Нам нужен наибольший угол – он равен 140.  Ответ: 140

  1. На рисунке изображена окружность с центром O. Угол BON равен 50, а угол MAB равен 20. Найдите величину дуги NBM. Ответ дайте в градусах.
    Ответ: 90

Величина дуги NB определяется центральным углом NOB и равна 50. Угол BAM вписанный и опирается на дугу BM. Значит, угол BAM равен половине дуги BM. Получается, что величина дуги BM равна 40. Теперь можно найти всю дугу NBM, она равна 40+50=90.

  1. Треугольник ABC вписан в окружность. Известны два его угла A=80,B=55. Найдите градусную меру меньшей дуги AB.
     Ответ: 90
  2. Один из углов параллелограмма в 3 раза больше другого. Найдите меньший из углов параллелограмма. Ответ дайте в градусах.                                 Ответ: 45
  3. На рисунке точка O – центр окружности, а треугольник OAB – равносторонний. Найдите величину угла ACB в градусах.
    Ответ: 30

 

  1. На рисунке точка O − центр окружности, а треугольник OAB − прямоугольный. Найдите величину угла ACB в градусах.
    Ответ: 45
  2. Правильный шестиугольник вписан в окружность. С – произвольная точка окружности. Найдите угол ACB в градусах.
    Ответ: 30

  1. К окружности с центром O проведена касательная KA. Радиус окружности равен √2. Расстояние от точки K до центра окружности равно √11 . Найдите AK.
    Ответ:3



Предварительный просмотр:

ГИА-2013     Набор задач по типу 11

  1. Найдите площадь равнобедренного треугольника, изображенного на рисунке.
    Ответ: 12,25
  2. Диагонали ромба равны 24 и 7,5. Найдите его площадь.
    Ответ: 90
  3. Диагональ AC ромба ABCD равна √2+3 , а угол при вершине C равен 30. Найдите площадь треугольника ACD.
    Ответ: 0,5

Для вычисления площади воспользуемся формулой SACD=12sinADCDACD.

Сумма соседних углов параллелограмма (а ромб - это параллелограмм) в сумме составляют
180, следовательно, D=180C=180−30=150. 

Стороны ромба равны, поэтому треугольник
ACD – равнобедренный. Обозначим за x длину боковой стороны ABD: CD=DA=x.

Запишем для этого треугольника теорему косинусов.
AC2=CD2+AD2−2CDADcos150;
(2+3 )2=x2+x2−2xx(√3/2). 

Решим это уравнение.
2+√3=2x2+2x2√3/2; 
2+√3=x2(2+√3); 
x2=1; 
x=−1 или x=1. 

Поскольку за
x обозначена длина стороны треугольника, то x>0x=1.

SACD=1/2sin15011=0,50,5=0,25.

  1. Основания равнобедренной трапеции равны 23 и 17. Тангенс одного из углов равен   3/8. Найдите площадь трапеции.                                       Ответ 22,5
  2. Найдите площадь описанного около окружности радиуса 4,5 четырёхугольника ABCD, если AB=5 и CD=15.
    ответ: 90
  3. Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке.
    Ответ: 126

   

  1. Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке. Сторону клетки считать равной 1 см.

     Ответ: 12

  1. Найдите периметр трапеции ABCD по данным рисунка.
    Ответ: 66

  1. Диагонали ромба равны 10 и 14. Найдите площадь ромба.                   Ответ: 70


Предварительный просмотр:

ГИА-2013    Набор задач по типу № 12

  1. Площадь прямоугольного треугольника с катетами 4 и 3 равна площади ромба со стороной 5. Найдите высоту ромба.                            Ответ: 1,2

Решение:      Площадь прямоугольного треугольника равна полу произведению катетов.
Если катеты 3 и 4, то площадь равна
S1=342=6 .
Площадь ромба (как и площадь любого параллелограмма) равна произведению стороны ромба на его высоту. Поэтому в нашем случае площадь ромба равна
S2=5h, где h - высота. По условию задачи площади S1 и S2 равны.
Отсюда находим высоту:
5h=6, h=65=1,2.

  1. Высота равнобедренного треугольника, проведенная к его основанию, равна 4. Длина основания    равна 6.   Найдите длину высоты, проведенной к боковой стороне треугольника. Ответ:4,8                                              

Решение:  Высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является также и медианой.

Значит, в прямоугольном треугольнике
ABH, катеты равны 4 и 3. Найдем гипотенузу (она же боковая сторона треугольника ABC).
BH=42+32 =5.
Нам нужно найти длину высоты
h треугольника ABC, проведенной к боковой стороне AB. Для этого запишем две формулы для вычисления площади треугольника ABC.
S=1/2ACBH=1/2ABh. Отсюда ACBH=ABh.
Подставим известные нам значения.
64=5h; h=245=4,8.

  1. Катеты прямоугольного треугольника равны 9 и 12. Найдите длину высоты, проведенной к гипотенузе треугольника.                     Ответ:   3,6
  2. Площадь параллелограмма равна 8, а высоты параллелограмма равны 2 и 1,6. Найдите периметр параллелограмма.                               Ответ: 18
  3. Две стороны равнобедренного треугольника равны 8 и 5, а две его высоты равны 4,8 и 3. Найдите площадь треугольника.                         Ответ: 12
  4. В треугольнике ABC проведены высоты BD и CE. Известны длины отрезков AC=8, AB=12, AD=6. Найдите AE.
    ответ: 4

  1. Отрезок DE параллелен отрезку AB. DC=12, DA=3, DE=4. Найдите AB.
    Ответ: 5
  2. Прямые AB, CD и EF параллельны. По данным рисунка найдите длину отрезка CE.
    Ответ: 4,5
  3. В прямоугольном треугольнике ABC из произвольной точки E катета AC опущен перпендикуляр ED на гипотенузу AB. DE=2, BC=4. Площадь треугольника ADE равна 5. Найдите площадь треугольника ABC.
    ответ: 20



Предварительный просмотр:

ГИА-2013  Набор задач типа № 13

Какие из следующих утверждений верны?

  1. Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же хорду окружности, равны.
  2. Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу окружности, равны.
  3. Диагонали ромба пересекаются под прямым углом.
  4. Диагонали прямоугольника пересекаются под прямым углом.            

     Ответ: 23

Какие из следующих утверждений верны?

  1. В любой прямоугольный треугольник можно вписать окружность.
  2. Каждая сторона треугольника больше суммы двух других сторон.
  3. Существует треугольник ABC с меньшей стороной AC и углами A=43C=72.
  4. Медиана, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, равна половине гипотенузы.
  5. Любые два равнобедренных треугольника подобны.    

   Ответ:  24

Какие из следующих утверждений верны?

  1. В любой квадрат можно вписать окружность.
  2. Центр окружности, описанной около прямоугольного треугольника, находится на катете этого треугольника.
  3. Если стороны одного треугольника соответственно в 3 раза больше сторон другого, то треугольники подобны.
  4. Радиус окружности, описанной около равностороннего треугольника со стороной 1, равен 1/2√3

Ответ: 13

Какие из следующих утверждений верны?

  1. Если диагонали четырёхугольника делят его углы пополам, то этот четырёхугольник - ромб.
  2. Центром окружности, описанной около правильного треугольника, является точка пересечения его высот.
  3. Треугольник, стороны которого равны 7, 12, 13 является прямоугольным.
  4. Любые два прямоугольных треугольника подобны.  

Ответ: 12

Какие из следующих утверждений верны?

  1. В любой четырёхугольник можно вписать окружность.
  2. Центром окружности, вписанной в правильный треугольник, является точка пересечения серединных перпендикуляров к его сторонам.
  3. В треугольнике против меньшего угла лежит меньшая сторона.
  4. Внешний угол треугольника равен сумме внутренних, не смежных с ним.  

 Ответ:  234

Укажите номера верных утверждений.

  1. Через любую точку прямой на плоскости можно провести единственный перпендикуляр к этой прямой.
  2. Существует треугольник с двумя равными тупыми углами.
  3. Параллелограмм с равными диагоналями – это прямоугольник.    

Ответ:13

Укажите номера верных утверждений.

  1. Медиана треугольника делит треугольник на два равных.
  2. Зная только длины двух сторон треугольника, можно найти его площадь.
  3. Если в треугольнике равны два угла, то он равнобедренный.        

 Ответ: 3

Укажите номера верных утверждений.

  1. Биссектриса угла треугольника делит сторону треугольника пополам.
  2. Диагонали равнобедренной трапеции равны.
  3. Центр окружности, вписанной в равнобедренный треугольник, находится в точке пересечения его высот.                                

    Ответ: 2

Укажите номера верных утверждений.

  1. В равностороннем треугольнике все углы равны.
  2. Четырехугольник с прямыми углами - это квадрат.
  3. В равнобедренной трапеции диагонали равны.

   Ответ:13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический набор: список задач на части, проценты и процентную концентрацию; памятки по работе с задачами

Материал содержит специальную подборку задач, решение который часто оказывается затруднительным для детей и специальные памятки для учеников, направляющие его мыслительный процесс в нужном  напра...

Решение задач части В демоверсии ЕГЭ-2013 по информатике

В презентации «Решение задач части В демоверсии  ЕГЭ-2013 по информатике» рассмотрены все задачи части B демоверсии, приведены условия аналогичных задач для самопроверки. Эта презентация может бы...

Задачи по статистике. Тема: «Вычисление и сопоставление среднего арифметического и медианы числовых наборов»

Работа была написана в 2008/2009 уч.году по итогам обучения на курсах повышения квалификации при МИОО г. Москвы.Мне показалось наиболее важным подобрать интересные и содержательные задачи для детей,ус...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ «Задачи на движение» 6 класс 2013 – 2014 уч. год

Повторить понятие, что такое движение, обобщить знания о зависимости между величинами: скорость, время, расстояние, совершенствовать умения решать задачи на движение, совершенствовать навыки устного и...

Набор задач для проведения зачёта по стереометрии в 10 классе по теме "Многогранники".

Предлагаю набор задач по стереометрии, которые я использую для проведения зачёта в 10 классе после изучения темы «Многогранники». Цель зачёта – проверить знания свойств и признаков в...

Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.

ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...

Статья по теме "Сравнительный анализ наборов задач по теме «Первый признак подобия треугольников"

Сравнительный анализ задачного материала по теме «Первый признак подобия треугольников» будет реализован с использованием двух учебников: «Геометрия. 7-9 классы» Л. С. Атанасян...