Пособие по решению заданий В3 и В6 в ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии (9 класс) по теме

Губина Клара Владимировна

Данная папка содержит теоретический материал, презентацию и прототипы заданий В3 и В6 в ЕГЭ 2012 - 2013. Можно использовать для подготовки к ГИА в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v3_i_v6_2012_-_2013.rar1.91 МБ

Предварительный просмотр:

B6  геометрия с элементами тригонометрии

Определение. Треугольник — фигура на плоскости, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой  и отрезков, которые их соединяют. Точки называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами.

Два треугольника называются равными, если один можно получить из другого путем одного или нескольких движений плоскости: сдвига, поворота или симметрии. Кроме того, существует понятие подобных треугольников: их углы равны, а соответствующие стороны пропорциональны.

Это треугольник ABC. Более того, это прямоугольный треугольник: в нем C = 90°. Именно такие,  чаще всего и встречаются в задаче B4.

Все, что надо знать для решения задачи B4 — это несколько простых фактов из геометрии и тригонометрии, а также общая схема решения, в которой эти факты используются. Затем останется просто «набить руку».

Начнем с фактов. Они разбиты на три группы:

1.Определения и следствия из них

2.Основные тождества

3.Симметрии в треугольнике

Группа 1: определения и следствия из них

Рассмотрим треугольник ABC, где C — прямой.

1.Определение. Синус угла — это отношение противолежащего катета к гипотенузе.

2.Определение. Косинус угла — это отношение прилежащего катета к гипотенузе.

3.Определение. Тангенс угла — это отношение противолежащего катета к прилежащему.

Один угол или отрезок может входить в разные прямоугольные треугольники. Более того, очень часто один и тот же отрезок является катетом в одном треугольнике и гипотенузой — в другом.. Тогда:

1. sin A = BC/AB;

2. cos A = AC/AB;

3 .tg A = BC/AC.

Группа 1. Основные следствия из определения:

1.)   sin A = cos B; cosA = sin B — самые часто используемые следствия

2.)  tg A = sin A/co A — связывает тангенс, синус и косинус одного угла

3.) Если A + B = 180°, т.е. углы смежные, то: sin A = sin B; cos A = − cos B.

Группа 2                  Основные тождества. Первое и самое главное тождество — теорема Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Применительно к треугольнику ABC, рассмотренному выше, эту теорему можно записать так:

AC2+ BC2= AB2.

Второе тождество — из тригонометрии. Выглядит следующим образом:

Sin 2A + cos 2A = 1

  Симметрии в треугольнике. То, что написано ниже, относится только к равнобедренным треугольникам. Если в задаче таковой не фигурирует, то для решения достаточно фактов из первых двух групп.

Итак, рассмотрим равнобедренный треугольник ABC, где AC = BC. Проведем к основанию высоту CH. Получим следующие факты:

1  A = B  . Как следствие, sin A = sin B; cos A = cos B; tg A = tg B.

2.   CH — не только высота, но и биссектриса, т.е. ACH = BCH. Аналогично, равны и тригонометрические функции этих углов.

3.Также CH — это медиана, поэтому AH = BH = 0,5 · AB.

Теперь, перейдем непосредственно к методам решения.

Для начала, следует обозначить неизвестную сторону (если таковая имеется) за X. Затем применяем схему решения, которая состоит из трех пунктов:

1.Если в задаче есть равнобедренный треугольник, применить к нему все возможные факты из третьей группы. Найдите равные углы и выразите их тригонометрические функции. Кроме того, равнобедренный треугольник редко бывает прямоугольным. Поэтому ищите в задаче прямоугольные треугольники — они там обязательно есть.

2.Применить к прямоугольному треугольнику факты из первой группы. Конечная цель — получить уравнение относительно переменной X. Найдем X — решим задачу.

3.Если фактов из первой группы оказалось недостаточно, применяем факты из второй группы. И снова ищем X.

Задача. В треугольнике ABC угол C равен 90°, AB = 5, BC = 3. Найдите cos A.

Решение. По определению (группа 1), cos A = AC/AB. Гипотенуза AB нам известна, а вот катет AC придется искать. Обозначим его AC = x.

Переходим к группе 2. Треугольник ABC — прямоугольный. По теореме Пифагора                             AC2+ BC2= AB2.

 x2 + 32 = 52  x2 = 25 − 9 = 16  x = 4.

Теперь можно найти косинус:

cos A = AC/AB = 4/5 = 0,8.

Ответ: 0,8

Задача. В треугольнике ABC угол C равен 90°, cos A = 4/5, BC = 3. CH — высота. Найдите AH.

Решение. Обозначим искомую сторону AH = x и рассмотрим треугольник ABH. Он прямоугольный, причем AHB = 90° по условию. Поэтому cos A = AH/AB = x/AB = 4/5. Это пропорция, ее можно переписать так: 5 · x = 4 · AB. Очевидно, мы найдем x, если будем знать AB.

Рассмотрим треугольник ABC. Он также прямоугольный, причем cos A = AB/AC. Ни AB, ни AC нам не известны, поэтому переходим ко второй группе фактов. Запишем основное тригонометрическое тождество:  Sin 2A + cos 2A = 1

 sin2 A = 1 – cos2 A = 1 − (4/5)2 = 1 − 16/25 = 9/25.

Поскольку тригонометрические функции острого угла положительны, получаем sin A = 3/5. С другой стороны, sin A = BC/AC = 3/AC. Получаем пропорцию:

3/AC = 3/5  3 · AC = 3 · 5  AC = 5.

Итак, AC = 5. Тогда AB = AC · cos A = 5 · 4/5 = 4. Наконец, находим AH = x:

5 · x = 4 · 4  x = 16/5 = 3,2.

Ответ: 3,2

Задача. В треугольнике ABC AB = BC, AC = 5, cos C = 0,8. Найдите высоту CH.

Решение. Обозначим искомую высоту CH = x. Равнобедренный треугольник ABC, в котором AB = BC. Следовательно, из третьей группы фактов имеем: A = C и cos A = cos C = 0,8.

Рассмотрим треугольник ACH. Он прямоугольный (H = 90°), причем AC = 5 и cos A = 0,8. По определению, cos A = AH/AC = AH/5. Получаем пропорцию:

AH/5 = 8/10  10 · AH = 5 · 8  AH = 40/10 = 4.

Осталось воспользоваться второй группой фактов, а именно теоремой Пифагора для треугольника ACH:

AH2+ CH2 = AC2  42 + x2 = 52  x2 = 25 − 16 = 9  x = 3.

Ответ: 3

Задача. В прямоугольном треугольнике ABC B = 90°, AB = 32, AC = 40. Найти синус угла CAD.

 

Решение. AC = 40 и AB = 32, cos A = AB/AC = 32/40 = 0,8. Это был факт из первой группы.

Зная косинус, можно найти синус через основное тригонометрическое тождество (факт из второй группы):

Sin 2A + cos 2A = 1

 sin2 A = 1 – cos2 A = 1 − 0,82 = 0,36  sin A = 0,6.

При нахождении синуса вновь был использован тот факт, что тригонометрические функции острого угла положительны. Осталось заметить, что углы BAC и CAD смежные. Из первой группы фактов имеем:

BAC + CAD = 180°  sin CAD = sin BAC = sin A = 0,6.

Ответ: 0,6

Задача. В треугольнике ABC AC = BC = 5, AB = 8, CH — высота. Найдите tg A.

 

Решение. Треугольник ABC — равнобедренный, CH — высота, поэтому заметим, что AH = BH = 0,5 · AB = 0,5 · 8 = 4. Это факт из третьей группы.

Теперь рассмотрим треугольник ACH: в нем AHC = 90°. Можно выразить тангенс: tg A = CH/AH. Но AH = 4, поэтому остается найти сторону CH, которую обозначим CH = x. По теореме Пифагора (факт из группы 2) имеем:

AH2 + CH2 = AC2  42 + x2= 52  x2= 25 − 16 = 9  x = 3.

tg A = CH/AH = 3/4 = 0,75.

Ответ: 0,75

Задача. В треугольнике ABC AC = BC, AB = 6, cos A = 3/5. Найти высоту AH.

Решение.  Обозначим искомую высоту AH = x   треугольник ABC — равнобедренный, поэтому заметим, что A = B, следовательно, cos B = cosA = 3/5. Это факт из третьей группы.

Рассмотрим треугольник ABH. По условию, он прямоугольный (AHB = 90°), причем AB = 6 и cos B = 3/5. Но cos B = BH/AB = BH/6 = 3/5. Получили пропорцию:

BH/6 = 3/5  5 · BH = 6 · 3  BH = 18/5 = 3,6.

Теперь найдем AH = x по теореме Пифагора для треугольника ABH:

AH2 + BH = AB2  x2 + 3,62 = 62  x2= 36 − 12,96 = 23,04  x = 4,8.

Ответ: 4,8

Задача. В прямоугольном треугольнике ABC из угла C = 90° провели медиану и высоту. Известно, что A = 23°. Найти MCH.

 

Решение. Заметим, что медиана CM проведена к гипотенузе AB, поэтому M — центр описанной окружности, т.е. AM = BM = CM = R, где R — радиус описанной окружности. Следовательно, треугольник ACM — равнобедренный, и ACM = CAM = 23°.

Теперь рассмотрим треугольники ABC и CBH. По условию, оба треугольника прямоугольные. Кроме того, B — общий. Следовательно, треугольники ABC и CBH подобны по двум углам.

В подобных треугольника соответствующие элементы пропорциональны. В частности, BCH = BAC = 23°.

Наконец, рассмотрим C. Он прямой, и, кроме того, C = ACM + MCH + BCH. В этом равенстве MCH — искомый, а ACM и BCH известны и равны 23°. Имеем:

90° = 23° + MCH + 23°  MCH = 90° − 23° − 23° = 44°.

Ответ: 44

Задача. Периметр прямоугольника равен 34, а площадь равна 60. Найдите диагональ этого прямоугольника.

Решение. Обозначим стороны прямоугольника: AB = x, BC = y. Выразим периметр: PABCD = 2 · (AB + BC) = 2 · (x + y) = 34  x + y = 17.

Аналогично выразим площадь: SABCD = AB · BC = x · y = 60.

Теперь рассмотрим треугольник ABC. Он прямоугольный, поэтому запишем теорему Пифагора:

AC2+ BC2= AB2.

 AC2= x2 + y2.

Заметим, что из формулы квадрата разности следует равенство:

· y = 172 − 2 · 60 = 289 − 120 = 169.

Итак, AC2= 169, откуда AC = 13.

Ответ: 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие для решения задач по генетики при подготовке к ЕГЭ

данны генетические задачи с приложением , рекомендации по решению задач для старшеклассников....

Учебное пособие "Методика решения задач по химии разного уровня"

Данное учебное пособие составлено на основании Федерального компонента и базовой программы по курсу химии и предназначено для учащихся профессиональных лицеев и училищ, с использованием регионального ...

Пособие по решению заданий В3 и В6 в ЕГЭ

Данная папка содержит теоретический материал, презентацию и прототипы заданий В3 и В6 в ЕГЭ 2012 - 2013. Можно использовать для подготовки к ГИА в 9 классе...

Учебное пособие. Технология решения генетических задач

Учебное пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ. Пособие содержит материал по генетике, представленный в виде схем скрещиваний и теоретических ...

Методическое пособие по решению задач по дисциплине "Анализ деятельности банков"

В данном пособии рассмотрены основные теоретические вопросы и приведены примеры решения  типовых задач по дисциплине "Анализ деятельности банков"....

Пособие для учителей математики и учащихся 9 классов по теме: «Решение заданий по геометрии повышенного уровня сложности (КИМ-ОГЭ №23)»

В данном пособии разобраны основные типы задач повышенной сложности, входящих в ОГЭ по математике. Все задания взяты из Открытого банка заданий ФИПИ....

Методическое пособие по решению задач. ИНФОРМАТИКА ЕГЭ ЗАДАНИЯ №15, №19-21, №24, №25, №26, №27

В пособии содержатся теоретические сведения по основным разделам информатики, приводятся решения прототипов задач ЕГЭ и задания для самостоятельного решения с ответами. Пособие является продуктом рабо...