Метод проектов в преподавании геометрии
статья по геометрии (10 класс) по теме

Статья с описанием учебных проектов  по геометрии для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Третьякова Александра Анатольевна

Учитель  математики

МБОУ «СОШ №27»

г.Пермь

Метод проектов в преподавании геометрии

В условиях современного развития мира  России  необходимы молодые люди, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях жизни и производства, способные проявить инициативу.

В связи с этим  учителя общеобразовательных предметов должны не только формировать целостную систему знаний, умений и навыков по своим предметам, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, способствовать развитию их личностных качеств и помогать профессиональному самоопределению . Иначе говоря -  развивать личность обучающихся, их познавательные и созидательные способности.

 Ни для кого не секрет, что математика зачастую не вызывает интерес у обучающихся , а порой   потому что они считают, что математика не нужна им в жизни и не пригодится  в приобретении профессии.  Поэтому учителю нужно найти такие способы, методы и технологии, которые позволили бы повысить уровень заинтересованности учеников, показать значимость математики в практике.  Для достижения  этого из всех проблемно - развивающих технологий наиболее эффективной считаю метод проектов.

 МЕТОД ПРОЕКТОВ - система  обучения, ориентированная  на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания какого-либо продукта, имеющего объективную или субъективную ценность.

При применении данного метода в работе учителю важно помнить, что

 УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ с точки зрения обучающегося  - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

 УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ с точки зрения  учителя  -  это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

- проблематизации;

- целеполаганию  и планированию содержательной деятельности  обучающихся;

 - самоанализу и рефлексии;

 -  представлению результатов своей деятельности и хода работы;

 - презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования;        

 - поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого   знания;

 - практическому применению теоретических знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

 - выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

  Из всего многообразия видов учебных проектов выделяются те, которые наиболее выгодны  для применения их в области математики

- по ДОМИНИРУЮЩЕЙ в проекте ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ). Эти проекты отличает четко обозначенный  с самого начала результат деятельности его участников. Причём  этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (связь с будущей  профессией). Здесь важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации.

ОЗНОКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ. Направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление  участников с этой информацией, её анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинно научным исследованием. Имеют хорошо продуманную структуру.

- по ПРЕДМЕТНО -  СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

МОНОПРОЕКТ (в рамках одного предмета) естественно-научные, обязательно с выходом на профессию. Задача  состоит в том, чтобы научить грамотно, логично и творчески излагать  свои мысли, желательно математическим языком.

Межпредметный проект – интеграция двух и более предметов ,связь с производственным обучением.

          Предлагаю вашему вниманию  наиболее удачные учебные проекты.

1. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ  «Многогранники вокруг нас»

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

 Доминирующий вид деятельности – ознакомительно-ориентированная, частично- поисковая.

 Предметно-содержательная область – межпредметный.

 Характер координации проекта – непосредственный.

 Характер контактов – внутриклассный.

 Количество участников – подгруппы по 4-5 человек.

 Продолжительность проекта – 3 недели.

 Ознакомительно-ориентированный проект.

Предназначен для учащихся 10 класса

Обучающиеся  осуществили проект в рамках изучения математики с использованием  сведений из истории математики, биологии, химии, математики-игр, информатики.

        На первых уроках изучения темы «Многогранники» ученики  определяют темы выступлений  будущей учебно-практической конференции ( из тем предложенных  учителем). На последующих уроках объявляется тема проекта: « Многогранники вокруг нас» и формируются группы:

 - Правильные многогранники у древних;

 - Куб;

 - Многогранники в биологии;

  - Кристаллы;

 - Многогранники и игры.

Формулируются цели и задачи проекта:

 - подобрать интересный (занимательный)  материал по выбранной теме;

 - подготовить защиту проекта в любой творческой форме;

 - изготовить модели различных многогранников.

Разбившись на группы 4-5 человек, учащиеся самостоятельно распределяют роли: математик-исследователь, математик-конструктор, секретарь-профессионал(оформитель презентации). Подготавливают презентацию результатов в виде рефератов ,моделей, слайдов.  На последней консультации в каждой группе, после обсуждения защиты проекта, участники дают взаимооценку и самооценку  каждому участнику проекта. Обговариваются параметры внешней оценки. Результаты представляются для оценивания на уроке -  конференции.

На учебно-практической конференции каждый участник проекта получает оценку своей деятельности.

2.УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ  «Пифагор и его теорема»

    ХАРАКТЕР ПРОЕКТА:

Доминирующий вид деятельности – ознакомительно-ориентированная, частично поисково-исследовательская

 Предметно-содержательная область – монопроект ,математика, история математики

  Характер координации проекта – непосредственный.

  Характер контактов – внутришкольный.

  Количество участников – 2 человека, парный.

Ознакомительно-ориентированный и частично поисково-исследовательский проект .

Предназначен для учащихся 9 -10 классов.

Обучающиеся  осуществляли проект в рамках участия в научном обществе учащихся с использованием истории  математики и практического применения  основной теоремы геометрии – теоремы Пифагора и её выхода  на решение прикладных  задач.

       Цели и задачи проекта:

- подобрать интересный материал, изучая библиографическую литературу и справочники;

 - обобщить теорему Пифагора;

 - рассмотреть различные способы доказательства теоремы (от самых древних до современных); - подобрать  ( по уровням сложности) различные задачи, в том и прикладные, которые решаются с помощью теоремы Пифагора;

- подготовить защиту реферата в любой творческой форме.

Обговариваются возможные параметры внешней оценки проекта, необходимая и достаточная глубина проникновения в выбранную проблему.

               Эти проекты объединяют учебно-педагогические цели и задачи.

ЦЕЛИ:

Повышение личной уверенности у каждого участника учебного проекта   (развитие у каждого позитивного образа себя и других; развитие у учащихся умения истинно оценивать себя и других ,свои достижения);

Обеспечение механизма развития  самостоятельного критического мышления учащегося, умения искать и правильно отбирать нужную интересную информацию, используя свои  знания.

Развитие у учащихся  такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

Воспитание интереса к изучаемым предметам .

ЗАДАЧИ:

Приобщить к полезной деятельности;

Развивать умения грамотно излагать мысли математическим языком;

Развивать творческие  и профессиональные способности учащихся;

Формировать навыки исследовательской работы и защиты рефератов (выпускных квалификационных работ)

ВЫВОДЫ: Осуществление данных проектов -   это путь к саморазвитию личности через осознание собственной значимости  как исследователя, через самореализацию в предметной деятельности  ( изготовление моделей многогранников, головоломок) .Работа над проектами позволила обучающимся не только развить навыки решения задач по математике, но и навыки чтения чертежей; развить   не только навыки анализа, систематизации и обобщения материала, но и совершенствовать свои  способности. А так же  эти проекты  позволили  ученикам выявить взаимосвязь изучаемых предметов, необходимую связь теории с практикой и понять значимость  математики  в жизни. Помимо работы с конкретными  математическими задачами, историческими и научно-математическими материалами учащимся  был предложен широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в  классе, с педагогами. В процессе такой творческой работы участники проектов получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного. развивается их учебная активность, определяется социальная позиция и воспитывается чувство ответственности.

Конечно, подготовка, организация и создание учебного проекта требует больших усилий и временных затрат как со стороны учителя, так и со стороны учеников, но именно  использование метода проектов позволяет формировать у обучающихся способность самостоятельного решения проблем, самостоятельного углубления и расширения своих знаний с целью саморазвития и самосовершенствования, т.е.личностного роста. И, самое главное, для меня, как учителя  математики – меняется  отношение учеников  к математике как значимой и нужной науке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов в преподавании информатики

В статье раскрывается методика применения метода проектов в процессе преподавания предмета «Информатика». Уделяется внимание этапам работы над проектом, раскрываются результаты деятельности. На конкре...

Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики

Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и  является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...

Использование метода проектов в преподавании физики

Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....

Применение метода проектов в преподавании физики

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных пробле...

Статья - Метод проектов в преподавании предмета "Технология" (Кулинария) "По школьным ступеням развития к самостоятельной деятельности"

Использование метода проектов в преподавании предмета "Технология" на примере раздела "Кулинария"....

Метод проектов в преподавании географии

Цель пректов - самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющиз жизненный смысл для учащихся. Материальным продуктом пректирования является учебный проект, который представляется в...

" Использование метода проектов в преподавании физики"

В презентации рассказано о способах, методах работы учащихся над исследовательскими проектами. Показаны способы обработки результатов исследования, используя компьютерные технологии....