Урок геометрии в 9 классе "Решение треугольников"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) по теме

Урок был представлен на межрегиональным семинаре «Учим школьников жизни на метапредметном содержании». На уроке используется презентация, маршрутный лист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc69.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.12 МБ
Microsoft Office document icon ml1.doc90 КБ
Microsoft Office document icon ml2.doc92 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc110 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc110.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie3.doc110.5 КБ
Microsoft Office document icon zadachi.doc143.5 КБ
Microsoft Office document icon formulyprivedeniya.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: обобщающе-повторительный урок с метапредметным содержанием.

Оборудование:

  • маршрутный лист (МЛ) в двух вариантах - варианты различаются только устным счетом (МЛ1, МЛ2 );
  • приложение к маршрутному листу - 3 варианта на бумаге разных цветов (приложение1, приложение2, приложение3);
  • дополнительные задачи в конвертах (задачи);
  • калькулятор;
  • таблицы Брадиса;
  • на магнитной доске – 4 формулы приведения (9 класс) (формулы);
  • техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран.

Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (презентация). В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке“Дополнительные баллы” выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за уровень задания.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

- Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала, таблиц Брадиса, калькулятора, линейки, карандаша, а также свою готовность к уроку. Сегодня мы будем работать и с маршрутным листом, и в тетради.

II. Сообщение темы, цели и задач урока

- Тема сегодняшнего урока – “Решение треугольников”. СЛАЙД 2

Составим план урока:

1. Повторение:

- определение треугольника;

- виды треугольников;

- свойства равнобедренного и прямоугольного треугольников;

- определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса прямоугольного треугольника;

- теорема синусов;

- теорема косинусов;

2. Что означает “решить треугольник”?

3. Применение в математике;

4. Применение в жизни.

- Повторим: первый вариант рассказывает второму определение синуса, тангенса, теорему синусов, второй вариант – первому – определение косинуса, котангенса, теорему косинусов.

– Прежде чем перейти к основному этапу урока, выполните задания 2 маршрутного листа (МЛ2). СЛАЙД3 Ответы на экране (взаимопроверка). Каждый вариант решает 6 заданий, после этого используя результаты свои и соседа, заполняет таблицу на первой странице маршрутного листа.

Получили два слова “радиопеленгатор” и“радиолокатор” СЛАЙД 4.

III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

- Прежде чем узнать, какое отношение имеют эти предметы к теме урока, повторим понятия, связанные с решением треугольников.

- Что означает решить треугольник?

- Сколько элементов имеет треугольник?

- Сколько элементов необходимо знать, чтобы решить треугольник?

- Какие теоремы используются для решения треугольников?

- Для какого треугольника не используют теоремы синусов и косинусов?

- Как по-другому называют теорему косинусов? Почему?

- Сформулируйте теорему синусов.

- Сформулируйте теорему косинусов.

Внимание на экран! Какую теорему необходимо использовать? СЛАЙДЫ 5-10

- Почему нельзя решить треугольник по трем углам?

На магнитной доске 4 формулы приведения

sin (180 – a) =

sin a 

sin (90 – a) =

sin a

cos (180 – a) =

cos a

cos (90 – a) =

- cos a

Учащиеся должны установить соответствие.

- Вспомним слова, получившиеся при решении устных примеров: Радиолокатор, радиопеленгатор. Где применяются эти приборы?

Радиопеленгатор - прибор для радиопеленга. (“радио” – излучение, луч,“пеленг” - звучание). Радиопеленг - угол, образуемый географическим меридианом и направлением от радиоприемника на излучатель радиоволн. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой). Т.е. радиопеленгатор позволяет вычислить угол. СЛАЙД 12. Зная данный угол, можно найти угол, образованный с линией берега. Условимся считать радиопеленгом – второй угол.

Радиолокатор – (“радио” -излучение, “локация” - размещение) устройство для обнаружения и определения местонахождения объектов в пространстве по отраженным от них радиоволнам. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой.) Т.е радиолокатор позволяет найти расстояние. СЛАЙД 13

Итак, данные приборы помогают установить местонахождения какого-либо судна.

IV. Основной этап урока. Решение задач.

- Перед вами текст (МЛ3). Вам предстоит из данного текста составить три задачи. Первая – про судно“Солнечный”, вторая – про “Добрый”. Третья задача про оба эти судна.

Вторая задача сложнее первой.

Вместе составьте условия задач и определите, кто из вас будет решать первую задачу, а кто -вторую. Для решения третьей задачи понадобятся данные из первой и второй задач. Когда вы справитесь с решением задач, вам нужно будет обменяться информацией и каждому решить третью задачу. У каждого лежит на парте приложение (приложение1) , которое поможет вам в составлении задачи. Если вы решите задачи, пользуясь этим приложением, каждый из вас получит дополнительные два балла. Если возникнут затруднения, вы можете попросить первую подсказку (приложение2), но тогда получите один дополнительный балл, если и она не поможет, то вы получите еще одну подсказку(приложение3), но ни одного дополнительного балла.

В приложении запишите “Дано” и “Найти”.Задачи решайте в рабочих тетрадях. Для каждой задачи заполните п. 3 маршрутного листа (МЛ3) (какие элементы треугольника известны и какую теорему необходимо применить).

Текст: Каждый из маяков “Алый” и “Ветер”,находящихся друг от друга на расстоянии 42 км, оборудованы радиолокатором и радиопеленгатором С помощью этих приборов были обнаружены два судна – “Солнечный” и “Добрый”, и зафиксированы следующие данные: углы между линией берега и направлением судна “Солнечный”(маяк “Алый” - 280, маяк “Ветер” - 530); угол между линией берега и судном “Добрый” (маяк “Ветер” -670); расстояние от маяка “Алый” до судна“Добрый” (45 км).

Определить: расстояние от маяков до судна“Солнечный”; расстояние от судна “Добрый” до маяка “Ветер”; угол радиопеленга маяка “Алый”к судну “Добрый”; расстояние от судов до берега.Сколько времени потребуется лодке с судна“Солнечный”, чтобы добраться до берега, если скорость лодки 6,4 км/ч? Определите расстояние между судами “Добрый” и “Солнечный”.

При решении задач можно пользоваться калькулятором. Для определения углов по тригонометрическим функциям используются таблицы Брадиса. Для вычисления тригонометрических функций тупого угла –формулы приведения.

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Дано: АВС.

АВ = 42,

= 280, = 530.

Найти: АС, ВС, высоту СН.

Дано: АDС

АВ = 42, АD = 45,

= 670.

Найти, ВD, , высоту СН.

Дано: ВСD

ВС = 20, ВD = 39,

= 140.

Найти CD.

Ответ: АС 34, ВС 20, СН 16

Ответ: BD 39, 53047’, СН 36

Ответ: СD 20 км

Ответы на экране (самопроверка) СЛАЙД 14

Учащимся, которые раньше других справились с решением задач, предлагаются дополнительные задачи (задачи).

V. Подведение итогов урока.

  • Чем мы занимались сегодня на уроке?
  • Что нового вы узнали?
  • Как вы думаете, где еще применяются данные приборы?
  • Вы согласны, что тригонометрия нужна только на уроках математики?
  • Где еще можно применить теорему синусов или косинусов? (ответы запишите в маршрутном листе)

Выставление оценки по итогам работы на уроке(маршрутный лист).

VI. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

1) Решить задачу из маршрутного листа.

На судна “Солнечный” и “Добрый” поступил сигнал бедствия с судна “Красивый”.Радиопеленгатор судна “Добрый” определил пеленг в 900, а судна “Солнечный” - 450.Кто первым придет на помощь “Красивому”, если скорость “Солнечного” равна 84 км/ч, а “Доброго”- 50 км/ч?

2) на выбор: из учебника (Геометрия 7-9, Атанасян Л.С. и др.) № 1036 или придумать свою задачу, например про судно “Красивый” и решить ее.

Ресурсы

  1. 3000 задач с ответами по математике. Издательство “Экзамен”, М. 2013.
  2. http://geometry2006.narod.ru/- УМК по геометрии Смирнов В.А, Смирнова И.М.
  3. http://slovonline.ru/slovar_efremova- он-лайн словарь русского языка под редакцией Е.Ф. Ефремовой
  4. http://festival.1september.ru/articles/505108/- материалы для проведения урока геометрии по теме “Практическое применение решения треугольников”, Лепе Т.А., Крепких О.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иванова А.И. ГБОУ СОШ №436 Г. Москва 100-353-510

Слайд 2

РЕШЕНИЕ треугольников

Слайд 3

Л П Т Н Р К cos α =0,6 sin α =0,1 tg α ctg α ctg α tg α S S 25 17 15 8 20 25 26 24 10 7 15 9 17 15 S S S S 20 х x x 1 0 х α α А Е Г И О Д 1кл. =1см I вариант II вариант 1,5 0,25 44 210 54 6 0,8 3 45 204 60 2

Слайд 4

Р 6 I вариант Р 6 А 1,5 А 1,5 Д 45 И 0,8 О 3 О 3 П 60 Е 0,25 0,25 Е Л 204 Н 54 Г 44 Т 2 II вариант Р 6 Р 6 А 1,5 А 1,5 Д 45 И 0,8 О 3 О 3 Л 204 О 3 К 210 Т 2

Слайд 5

c α β Теорема синусов

Слайд 6

а γ Теорема косинусов b

Слайд 7

c α β Теорема синусов

Слайд 8

а β Теорема синусов b Теорема косинусов

Слайд 9

c Теорема косинусов a b

Слайд 10

α γ Невозможно решить β

Слайд 12

РАДИОПЕЛЕНГ α

Слайд 13

РАДИОЛОКАЦИЯ a

Слайд 14

А В С Д 34 20 16 39 53 47 0 ' 36 20



Предварительный просмотр:

содержание

max

баллы

1.

блиц – опрос

2.

6

3. Составьте задачи по данному условию:    

          Каждый из маяков «Алый» и «Ветер»,  находящихся друг от друга на расстоянии 42 км,  оборудованы радиолокатором и радиопеленгатором. С помощью этих приборов были обнаружены два судна – «Солнечный» и «Добрый»,  и зафиксированы следующие данные:  углы между линией берега и направлением судна «Солнечный» (маяк «Алый» - 280, маяк «Ветер» - 530);  угол между линией берега и судном «Добрый»  (маяк «Ветер» - 670);  расстояние от маяка «Алый» до судна «Добрый» (45 км).

         Определить:  расстояния от маяков до судна «Солнечный»;  расстояние от судна «Добрый» до маяка «Ветер»;  угол радиопеленга маяка «Алый» к судну «Добрый»;  расстояние от судов до берега. Сколько времени потребуется лодке с судна «Солнечный», чтобы добраться до берега, если скорость лодки 6,4 км/ч? Определите расстояние между судами «Добрый» и «Солнечный».

1. Судно «Солнечный»                                приложение

Элементы треугольника: ________________________

______________________________________________

Теорема ______________________________________

Ответ: ________________________________________

______________________________________________

1

1

4

2

2. Судно «Добрый»                                    приложение

Элементы треугольника_________________________

_____________________________________________

Теорема_______________________________________

Ответ: ________________________________________

______________________________________________

1

1

3

3

3. Расстояние между судами.                     приложение

Элементы треугольника _________________________

______________________________________________

Теорема_______________________________________

Ответ: _______________________________________

1

1

2

4.

На судна «Солнечный» и «Добрый» поступил сигнал бедствия с судна «Красивый». Радиопеленгатор  судна «Добрый» определил угол в 900, а судна «Солнечный» - 450. Кто первым придет на помощь «Красивому», если скорость «Солнечного» равна 84 км/ч, а «Доброго» - 50 км/ч?

5.

Напишите, где и когда в жизни может пригодиться умение решать треугольники?

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

6.

Дополнительные баллы

ИТОГО:

Ваша оценка:

  26 баллов и более – «5»

  20 – 25 баллов – «4»

  14 - 19  баллов – «3»

  Менее  14  баллов – «2»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

    ученика(цы) 9__ класса

     _____________________

тема урока:

 

 



Предварительный просмотр:

содержание

max

баллы

1.

блиц – опрос

2.

6

3. Составьте задачи по данному условию:    

          Каждый из маяков «Алый» и «Ветер»,  находящихся друг от друга на расстоянии 42 км,  оборудованы радиолокатором и радиопеленгатором. С помощью этих приборов были обнаружены два судна – «Солнечный» и «Добрый»,  и зафиксированы следующие данные:  углы между линией берега и направлением судна «Солнечный» (маяк «Алый» - 280, маяк «Ветер» - 530);  угол между линией берега и судном «Добрый»  (маяк «Ветер» - 670);  расстояние от маяка «Алый» до судна «Добрый» (45 км).

         Определить:  расстояния от маяков до судна «Солнечный»,  расстояние от судна «Добрый» до маяка «Ветер», угол радиопеленга маяка «Алый» к судну «Добрый»;  расстояние от судов до берега. Сколько времени потребуется лодке с судна «Солнечный», чтобы добраться до берега, если скорость лодки 6,4 км/ч? Определите расстояние между судами «Добрый» и «Солнечный».

1. Судно «Солнечный».                               приложение

Элементы треугольника: ________________________

______________________________________________

Теорема ______________________________________

Ответ: ________________________________________

______________________________________________

1

1

4

2

2. Судно «Добрый».                                    приложение

Элементы треугольника_________________________

_____________________________________________

Теорема_______________________________________

Ответ: ________________________________________

______________________________________________

1

1

3

3

3. Расстояние между судами.                     приложение

Элементы треугольника _________________________

______________________________________________

Теорема_______________________________________

Ответ: _______________________________________

1

1

2

4.

На судна «Солнечный» и «Добрый» поступил сигнал бедствия с судна «Красивый». Радиопеленгатор  судна «Добрый» определил угол в 900, а судна «Солнечный» - 450. Кто первым придет на помощь «Красивому», если скорость «Солнечного» равна 84 км/ч, а «Доброго» - 50 км/ч?

5

Напишите, где и когда в жизни может пригодиться умение решать треугольники?

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

6

Дополнительные баллы

7

ИТОГО:

Ваша оценка:

  26 баллов и более – «5»

  20 – 25 баллов – «4»

  14 - 19  баллов – «3»

  Менее  14  баллов – «2»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

    ученика(цы) 9__ класса

     _____________________

тема урока:

 

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                приложение

1

Дано:

Найти:

2

Дано:

Найти:

3

Дано:

Найти:



Предварительный просмотр:

приложение

1

Дано:

Найти:

2

Дано:

Найти:

3

Дано:

Найти:



Предварительный просмотр:

приложение

1

Дано:

Найти:

2

Дано:

Найти:

3

Дано:

Найти:



Предварительный просмотр:

   

   Маятник длиной 50 см отклонили от положения равновесия на расстояние, равное 12 см. Найдите угол, который образует новое положение маятника с положением равновесия. В ответе укажите целое число градусов. (1 балл)

   Человек, пройдя вверх по склону холма 1000м, поднялся на 90 м над плоскостью основания холма. Найдите (в среднем) угол наклона холма в градусах. В ответе укажите приближенное значение, выражаемое целым числом градусов. (1 балл)

   Высота Останкинской телевизионной башни – 540 м. Найдите угол в градусах, под которым видна башня с расстояния 2000 м. В ответе укажите целое число градусов (1 балла)

   Строение высотой 30 м бросает тень длиной 45 м. Найдите угол наклона солнечных лучей. В ответе укажите целое число градусов. (2 балла)

    Вычислите глубину подводной части айсберга, если ледокол с помощью эхолота под углом  200  определил расстояние до нижней точки айсберга, равное 300 м.    (1 балл)

       



Предварительный просмотр:

cos(1800 – α)=

sin(1800 – α)=

cos(900 – α)=

 cosα   sinα

sin(900 – α) =

 -cosα   sinα


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока геометрии \'\'Признаки равенства треугольников\'\'

План - конспект урока обобщения. Основные цели урока: повторить признаки равенства треугольников и отработать навыки решения задач по теме....

Конспект урока геометрии "Сумма углов треугольника" (7 класс)

Конкпект урока изучения нового материала по теме "Сумма углов треугольника" в 7 классе. Урок построен в соответствии с требованиями новых ФГОС....

урок геометрии по теме "треугольник"

Предмет: геометрияКласс: 7Автор учебника: Геометрия 7-9 под редакцией Л.С.Атанасян и др.Тема: треугольникиНеобходимое оборудование и материалы для занятия: учебники, тетради, чертежные принадлежности,...

Урок геометрии по теме :"Треугольники"

Урок итогового повторения в 7 классе по теме: "Треугольники"...

Презентация к уроку геометрии 7 класс " Треугольники"

Материал имеет много наглядных представлений о видах треугольников, их свойствах, решение простейших задач....

Урок геометрии "Свойство медиан треугольника", 8класс

Цель урока:  изучить свойство медиан треугольника. Задачи урока:- сформулировать и доказать свойство медиан треугольника;- формировать умение  у  обучающихся решать задачи на приме...

Урок геометрии 7 кл. Треугольники. Презентация Треугольники.

Обобщающий урок по теме "Треугольники". С помощью презентации повторяется весь материал по теме....