"Решение задач по теме "Смежные и вертикальные углы"
план-конспект урока (геометрия, 7 класс) по теме

Графуткина Галина Ивановна

Решение задач по теме « Смежные и вертикальные углы». 7 класс. 

Урок является заключительным по теме. Учителю важно повторить теоретический материал, потому что он необходим для решения задач.  Особое внимание на уроке отводится отработке навыков вычисления и нахождения неизвестных углов. Урок вырабатывает умения решать задачи с применением теории о смежных и вертикальных углах, развивает логическое мышление, внимание, воспитывает ответственное отношение к учебе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_smezhnye_i_vertikalnye_ugly.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по геометрии в 7 классе.

Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы».

                                                                            Графуткина Галина Ивановна, учитель математики.

Тип урока: урок закрепления  нового материала

Цели урока:

  • Образовательные: повторить и закрепить понятия о смежных и вертикальных углах;  
  • Развивающие: развивать умение анализировать условие задачи;
  • Воспитательные: воспитание аккуратности (аккуратное выполнение чертежей на доске и в тетрадях, рациональное распределение записей).

Структура урока:

I этап. Организационный момент

II этап. Актуализация опорных знаний

III этап. Закрепление изученного материала

IV этап. Зарядка для глаз

V этап. Самостоятельная работа

VI этап. Домашнее задание

VII этап. Итог урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы, целей и задач. 
Учитель: Вам было задано домашнее задание: повторить п.14 и 15, ответить на вопросы 1, 2,3,6,7. Сейчас проверим, как вы подготовились к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

Вопрос:  Какие углы называются смежными? ( Ответ.  Два угла называются смежными, если у них одна сторона общая, а другие стороны являются дополнительными полупрямыми)

                                                                                      В

                                                                       

             А                                           О                                   С      

                                                                                                                           

Вопрос. Из рисунка  назвать смежные углы. (Ответ:   АОВ  и  ВОС – смежные углы)

Вопрос. Какая сторона у них общая? (Ответ: ОВ- общая сторона.)

Вопрос. Назвать дополнительные полупрямые. (Ответ.   ОС и ОА - дополнительные полупрямые.)

Вопрос. Какими свойствами обладают смежные углы?

Ответ.

- Сумма смежных углов равна 180°(теорема)                                                  1           2

                1 + 2 = 180°

  -Если два угла равны, то и смежные с ними углы равны.

  - Если угол не развернутый, то его градусная мера меньше 180°.

   -Угол, смежный с прямым, есть прямой угол.                                                                                                                                                                                                                                                                                

Вопросы. Могут ли два смежных угла быть равными:

а) 75° и 80°;       Ответ: (нет, т.к.75° + 80°=155°)

б) 94° и 96°;        Ответ: (нет, т.к. 94° + 96°= 190°)

в) 83° и 97°?        Ответ: ( да, т.к. 83° + 97°= 180°)

Устно.

Дано:                                               Доказательство.        О

АОВ                                         3                                       1. 3 смежный с 1,

а ∩ АО                                А            1                                     4 смежный с 2 .  

а ∩ ОВ                                                          2                      2. Т.к. 3 = 4 ( по условию),        

3 = 4                                                   4                                 то  1 =  2, как углы,

Доказать                                                                                     смежные  равным углам.

1 = 2                                                                                   ( по свойству смежных углов).      

Вопрос. Какие углы называются вертикальными?  

  (Ответ.  Два угла называются  вертикальными, если стороны одного  угла являются   дополнительными полупрямыми сторон другого).

          а                   2        b                      1 и   3 - вертикальные углы

                      1                 3                             2 и   4 – вертикальные углы                                                                

         b                     4               а                                                                         

                             

                                                     

Вопрос. Каким свойством  обладают смежные углы?        

               Ответ. Вертикальные углы  равны. (теорема)                

                                                                                                          1 =   3

                2                                           2  =   4

1        3

                                                                          4

III этап. Закрепление изученного материала. Решение задач.

№3(учебник)                                  

Дано:                                               Решение.

1 и 2- смежные                             1              2

1 больше 2 в 2 раза              1. Пусть 2 = х, тогда 1=2х

Найти  1 и 2                         2. Т.к. 1 + 2 = 180°(по теореме о смежных углах), то

                                                            х + 2х = 180°

                                                        3х = 180°,   х =180°: 3,   х = 60°.                    

                                                      3.Следовательно:  2 = 60°, 1 = 2∙60°= 120°              

                                                                                                             Ответ: 1= 120°, 2= 60°

№6(2)                                              

Дано:                                                         Решение.

1 и  2 – смежные                  

1 : 2 = 3 : 7                                                          1            2

 Найти 1 и 2                   1. Пусть х. – коэффициент  пропорциональности.

                                                  Тогда  1 = 3х,  2 = 7х (по условию  задачи)

                                               2. Т.к 1 + 2 = 180°( по теореме о смежных углах), то

                                                            3х + 7х = 180°,  10х = 180°,    х = 18°.

                                            3. Следовательно: 1 =3 ∙ 18°=54°, 2 =7 ∙ 18°=126°        

 

                                                  Ответ: 54°; 126°.

Дано:                                                        Решение

1 и 2 - смежные                                                       1           2            

2 составляет 0,2 от1                                                                                                              

Найти 1 и 2                        1. Пусть 1 = х, тогда 2 = 0,2х ( по условию).

                                                  2. Т.к. 1 + 2 = 180°(по теореме о смежных углах), то

                                                         х + 0,2х =180°,  1,2х = 180°,  х = 150°,    

                                                   3. Следовательно:   1=150°, 2= 0,2∙ 150°= 30°. 

                                                                                                                    Ответ: 150°, 30°

Дано:                                                                            Решение

 а ∩ b                                                                                                   2                                   а                                  

2 меньше 1 в 4 раза                                                            1                  3

 Найти 1, 2, 3 и 4                                4        b

                                                 

1.Пусть 2 = х , тогда 1 = 4х (по условию),

2. Т.к. 1+ 2 = 180° (по теореме о смежных углах), то

            4х + х = 180°,  5х = 180°,     х = 36°.

 3.Следовательно: 2 = 36°, 1 = 4∙36° = 144°

          3= 1,   4= 2( по теореме о вертикальных углах),  значит 3= 144°, 4=36°.

                                                                                                        Ответ: 144°, 36°, 144°, 36°.

Дано:                                                      Решение                                       

AС ∩ ВD = O                           А                                                             В

ВОС = 23°                                                    О                23°                                

Найти: СОD,                        D                                    С

АОВ, АОD.  

                                       1. АОD = ВОС = 23° (по теореме о вертикальных углах)

                                        2. АОВ + ВОС = 180° (по теореме о смежных углах).

                                         Следовательно: АОВ =180°- ВОС, т.е. АОВ =180° - 23° = 157°

                                        3. СОD = АОВ = 157° ( по теореме о вертикальных углах).

                                                                                                                  Ответ: 157°, 157°, 23°.

Устно.

 Вопрос.  Назовите смежные  и  вертикальные  углы.

                                    А                                                      D

                                                        О

                N

                M

Ответ.     

Смежные углы:   АОМ  и  АОD,  АОD и  NОD,  NОD и NОМ,   NОМ и АОМ . 

Вертикальные углы: АОМ  и NОD,  АОD и   NОМ.

  IV этап. Зарядка для глаз

V этап. Самостоятельная работа ( на листочках)

Вариант 1

Вариант 2

№ 1. Один из углов, получившихся при пересечении двух прямых, равен 87°. Найдите остальные углы.

№ 1. Один из углов, получившихся при пересечении двух прямых, равен 118°. Найдите остальные углы.

№ 2. Разность смежных углов равна 50°. Найдите меньший угол.

№ 2. Один из смежных углов в 4 раза меньше другого. Найдите больший угол.

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

№ 1.                  93°, 87°, 93°.

№ 1.        62°, 118°, 62°

№ 2        75°.

№ 2                             36°.

VI этап. Домашнее задание.

1)  §2.  Пункты  14-15.

2)   Задачи на стр. 26. № 6(4), № 12.

VII этап. Итог урока.

  • Повторили понятия смежных и вертикальных углов
  • Научились решать задачи, используя знания о смежных и вертикальных углах.
  • Стали еще на одну ступеньку выше в изучении геометрии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ Смежные и вертикальные углы

Задания по теме "Смежные и вертикальные углы" предназначены, прежде всего, для обучения школьников решению задач по только что изученному материалу, а также при повторении  курса геометрии 7 класс, пр...

урок по решению задач на вычисление расстояния и углов

Задачи, в которых требуется вычислить расстояния или углы в плоскости или пространстве, удобно решать, используя скалярное произведение векторов. Основной метод решения состоит в том, что выбира...

7класс Геометрия Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые».

7класс Геометрия Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые»....

Открытый урок "Смежные и вертикальные углы. Решение задач"

Урок систематизации знаний, подготовка к самостоятельной работе по изученной теме. Материал состоит из конспекта урока, презентации и текста теста....

Презентация к уроку математики по теме «Решение задач на нахождение расстояний и углов в пространстве координатным методом»

В презентации представлены  решения ключевых задач школьного курса математики на нахождение всех видов расстояний и углов в пространстве по алгоритму, что позволяет использовать ее как при изучен...

«Решение задач по теме «Cоотношения между углами и сторонами треугольника».

«Решение задач  по теме «Cоотношения между углами и сторонами треугольника»....

Смежные и вертикальные углы. Решение задач

laquo;Смежные и вертикальные углы. Решение задач».Цели: Научить учащихся применять теорему о сумме смежных углов при решении задач;Совершенствовать навыки доказательства теорем и решения задач ...