Урок геометрии (лабораторная работа)
план-конспект урока по геометрии (7 класс) по теме

Богданова Елена Николаевна

Урок геометрии по теме "Медианы, биссектрисы и высоты треугольника" построен  в  формате лабораторной работы в группах, что позволяет формировать у  учащихся разные виды УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geometrii_v_7_klasse.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 7 классе

по теме «Медианы, биссектрисы, высоты треугольника»

Тип урока: ознакомление с  новым материалом

Форма урока: лабораторная работа (групповая деятельность)

Выбор формы проведения урока, определяется возрастными особенностями семиклассников. В этом возрасте  важнейшим содержанием психологического развития является формирование первых навыков самоанализа, навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания. Кроме того, у семиклассников появляются способности  самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Цель: ввести понятия медианы, биссектрисы и высоты  треугольника, отработать навыки построения медиан, высот и биссектрис треугольника

Задачи:

-обучающие: ввести понятия медианы, биссектрисы и высоты треугольника; сформировать представление о расположении медиан, биссектрис и высот в треугольниках разных видов; определить что медианы, биссектрисы и высоты треугольника пересекаются в одной точке.

-развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся развивать умение описывать геометрические фигуры; развивать умение строить геометрические фигуры по имеющемуся описанию; развивать умение  к построению общения в группах.

-воспитательные: воспитание интереса к предмету; воспитание умения работать в группе.

Технология: педагогическая мастерская - это  форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, а доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма способствует формированию метапредметных результатов. Все это также содействует, воспитанию толерантности и обучению этике поведения.

Дидактические материалы и средства обучения: презентация в программе Power Point, индивидуальные карточки для учащихся.

Оборудование: Мультимедиаоборудование.

Технологическая  карта урока

Название урока

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

Предмет

Геометрия

Класс

7 класс

Тип урока

Урок  ознакомления с новым материалом

Вид урока

Лабораторная работа

Цели урока

для учителя

для ученика

метапредметные результаты

ввести понятия медиан, биссектрис и высот треугольника, отрабатывать  навыки построения медиан, высот и биссектрис треугольника

.

Изучить определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника, работать над развитием умения строить эти элементы в треугольниках разных видов

Развитие внимания, мышления, самостоятельности, творческих способностей,  осознание своих способностей, развитие коммуникативных навыков, развитие самооценки

Образовательная среда урока

Презентация, задания для групп, раздаточный материал, индивидуальные карточки для учащихся

Форма(ы) работы на уроке

Индивидуальная, работа в группах

Этапы урока

Организационный

Организует учащихся, настраивает их на работу, сообщает регламент и правила работы.

Определяют  свое рабочее место в классе узнавая элемент треугольника, выделенный на их карточках. Готовность к работе.

Актуализация знаний

Проверка и актуализация знаний учащихся с опорой на готовые чертежи

(презентация, кадры № 2-9)

В группах определяют выделенные на чертежах элементы треугольника, вспоминают определения биссектрисы угла и середины отрезка. Отвечают на вопросы, начинают работать в команде.

Познавательные

  • применение предметных знаний
  • поиск информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью

Изучение нового материала

Мотивирует учащихся на необходимость создания определения изображенного (выделенного цветом) элемента в треугольнике. Объясняет цели и задачи каждой группы, технологию работы, правило оформления определения. Предоставляет учащимся право догадаться, на каком чертеже изображена медиана, на каком чертеже биссектриса, а на каком чертеже высота треугольника, и объяснить свои догадки. Предлагает сверить свои определения с текстом определения, представленным в учебнике.

Определяют, какой член команды записывает мнения других членов. Отбирают свои описания. Осуществляют общую проверку. Исправляют ошибки с помощью всхе членов команды. Дорабатывают свои описания. Предъявляют свою работу классу. Сравнивают свои чертежи с чертежами, представленными на экране. Ищут необходимую информацию в учебнике. Самостоятельно оценивают свою работу.

Познавательные

  • создание модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в словесной форме;
  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач;
  • обобщение понятий;
  • сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;

Коммуникативные

  • осуществлять индивидуальный и взаимный контроль;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с партнерами;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

Регулятивные

  • планировать пути достижения цели;
  • самостоятельно контролировать свое время;
  • представить достигнутый результат;
  • оценить свою работу.

Закрепление полученных знаний

Организует новые по составу группы, для более глубокого усвоения знаний. Мотивирует учащихся на применение полученных на   практике. Ставит вопросы, позволяющие определить количество медиан, биссектрис и высот в треугольнике, сколько точек пересечения они имеют. Предлагает составить алгоритм построения медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике.

Определяют свое рабочее место в новой группе. Применяют определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника для их построения. В случае возникновения затруднения при построении обращаются за помощью к другим членам команды. Исправляют ошибки с помощью всех членов команды. Предъявляют свою работу классу.

Познавательные

  • применение предметных знаний
  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач;
  • обобщение понятий;

Коммуникативные

  • осуществлять индивидуальный и взаимный контроль;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с партнерами;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

Регулятивные

  • планировать пути достижения цели;
  • самостоятельно контролировать свое время;
  • представить достигнутый результат;

Проверка усвоения знаний

Проверка знаний учащихся с опорой на готовые чертежи. Проведение тестовой работы.

Определяют медиану, биссектрису и высоту треугольника на чертежах. Выполняют тест, пользуясь любыми источниками информации.

Познавательные

  • применение предметных знаний
  • поиск информации для выполнения учебных заданий в различных источниках

Коммуникативные

  • формулировать и обосновывать собственное мнение

Регулятивные

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью

Рефлексия

Предлагает учащимся закончить предложения:

-Я понял…

- Я научился…,

- Мне понравилось…,

- Мне не понравилось….

Обобщают результаты своей работы. Заканчивают предложенные фразы, осмысляя свои внутренние перемены.

Познавательные

  • анализировать;
  • выделять главную мысль;

Коммуникативные

  • строить монологические высказывания;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • делать выводы;

Регулятивные

  • определить план действий;
  • найти рациональные способы работы;

Домашнее задание

На листе формата А4 изобразить  1 прямоугольный, 1 остроугольный и 1 тупоугольный треугольник.  В одном построить все биссектрисы, в другом все высоты, в третьем все медианы.

Рассмотрим каждый этап урока подробно:

Организационный момент:  Парты расставлены в классе определенным образом, позволяющим разделиться учащимся на шесть  групп. Каждый ученик при входе получает лист с изображенным треугольником, на котором цветом выделен один из его элементов. В соответствии с выделенным элементом он садится за нужный стол. Таким образом, все ученики класса делятся на 6 групп по 3-4 человека, т.к. это оптимальное количество участников в группе, которое позволяет работать над формированием метапредметных результатов. Затем учитель обращает внимание учащихся на правила работы на уроке, построенном    в технологии педагогической мастерской:

Равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Рождается истинная коммуникативная культура.
Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. 

Актуализация имеющихся знаний: учитель предлагает учащимся в группах определить, выделенный на их чертежах, элемент треугольника, записать его название. На экран выводиться  чертеж треугольника, учащиеся называют его элементы.

Затем на экран выводятся чертежи отрезка и угла, ученики дают определения середины отрезка и биссектрисы угла.

Учитель ставит проблему: «Существуют,   ли еще какие- либо элементы в треугольнике? Возможно, ли их определить? »Учащиеся высказывают свои предположения, которые фиксируются на доске.  В конце урока к ним необходимо вернуться и проверить - верны ли они. Затем учащиеся знакомятся с целями и планом урока.

Изучение нового материала

Этапы мастерской.

Этап 1.Каждая группа получает  чертеж треугольника, в котором проведена либо медиана, либо биссектриса, либо высота (все треугольники остроугольные). Ученики описывают выделенный элемент треугольника на отдельном  листе, пользуясь следующими вопросами: Чем является выделенный элемент? Каким свойством обладает выделенный элемент? В какой фигуре проведен выделенный элемент? После этого описание обсуждают в группе, и составляется одно описание от группы на отдельном листе. В группе происходит творческий процесс, в  результате, которого появляется Творческий продукт.

Этап 2. Группы меняются листами с описанием фигуры, и по полученному описанию каждая группа изображает фигуру, после этого лист возвращается обратно.1→2→3→1,4→5→6→4.В результате ученики, используя свои знания,  соотносят полученное описание с достижениями геометрической культуры.

Этап 3. В группе рассматривают то, что изобразили и корректируют свое описание (коррекция деятельности, создание нового творческого продукта). Затем меняются листами с другой группой и выполняют предыдущий этап.1→3→2→1,4→6→5→4.

В результате работы у каждой группы имеется чертеж и описание одного из элементов треугольника: либо медианы, либо биссектрисы, либо высоты.

Предъявление каждой группой своего творческого продукта содействует формированию интереса к другой точке зрения, дает толчок для саморефлексии;
побуждает слушать и слышать Другого без желания опровергнуть, так как безоценочность входит в правила мастерской;
Этап 4. Учитель сообщает, что у одной группы на чертеже изображена медиана треугольника, у  другой биссектриса треугольника, у  третьей высота треугольника. Задание группам: попробовать определить на каком чертеже, что изображено. После обсуждения выступает один человек от группы с обоснованием своего выбора.

Этап 5.Ученики ищут текст  определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника в учебнике, а затем проверяют свои догадки. Комментируют.

После завершения этапа изучения нового материала ученики самостоятельно оценивают свою работу и записывают эту оценку на своих листах, например, я работал хорошо, т.к. внес три предложения или я не очень постарался, т.к. не  вспомнил, какая это фигура. Таким образом, происходит формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность.

Закрепление полученных знаний

Этап 7.Каждый ученик получает лист с тремя треугольниками: либо  остроугольными, либо  тупоугольными, либо прямоугольными. Задание сформируйте группы по виду треугольников. Ребята пересаживаются. Таким образом, в новых группах есть ученики, которые определяли медиану, а есть те, кто определял биссектрису или высоту. Тогда если  возникнут  затруднения при выполнении задания, возможна помощь друг другу. Происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного открытия.

Задание: постройте в одном из трех треугольнике все медианы, в другом все биссектрисы, в третьем все высоты. Один ученик из каждой команды, после обсуждения внутри команды,  выполняет эту работу на доске, особое внимание уделяется сложным случаям: построение высот в прямоугольном и тупоугольном треугольниках. При выполнении этого задания возможен  Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Происходит разрыв между старым и новым знанием. «Разрыв» - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Пока на доске выполняются построения, оставшиеся члены группы создают  алгоритм построения медианы, или  построения биссектрисы, или  построения высоты.

Этап 8: Обсудите в группе получившиеся чертежи и письменно ответьте на вопросы: Сколько медиан можно провести в треугольнике? Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? Сколько высот можно провести в треугольнике? Пересекаются ли они? Сколько точек пересечения? Поделитесь своими выводами с другими.

Расскажите последовательность построения медианы, биссектрисы или высоты треугольника.

Проверка усвоения знаний проходит в 2 этапа:

         1.  Определить по чертежу, какой элемент треугольника изображен.

         2.  Работа с тестом,  который выдается каждому ученику.

Рефлексия:

Ответьте на вопросы:

-Я понял…

- Я научился…,

-Мне понравилось…,

- Мне не понравилось….

Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

Домашнее задание: на листе формата А4 изобразить  1 прямоугольный, 1 остроугольный и 1 тупоугольный треугольник.  В одном построить все биссектрисы, в другом все высоты, в третьем все медианы.

Возврат к проблеме, поставленной в начале урока. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок№5 Лабораторная работа "Измерение размеров малых тел"

Лабораторная работа в 7 классе с применением рабочих листов и ЭОР (плеер)...

Методическая разработка урока физики (лабораторная работа) по теме: Последовательное и параллельное соединение резисторов

Лаблораторная работа используется для проведения на уроках физики в учреждениях НПО по профессии автомеханик с использованием ИКТ-технологий...

Физика 11 класс. Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла"

Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла" проводится через исследовательскую работу. Класс делится на четыре группы и проводит исследование различными способа...

Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...

Технологическая карта к уроку "Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»".

Технологическая карта к уроку          Предмет: физика,      класс     8    Тема урока: Реостаты. Ла...

План урока №70 «Лабораторная работа №11 «Получение изображений с помощью линзы и определение её фокусного расстояния».

В соответсвии с дистанционным обучением, учащимся предлагатся подробный план занятия с опорой на онлайн трансляцию платформы Zoom и видио материалов "Наука детям"...