Урок геометрии в 9-м классе по теме "Движение. Поворот."
план-конспект урока по геометрии (9 класс) по теме

Фомина Инна Валерьевна

В дааном материале разбирается понятие движения - поворот через построения и на примере работ художников-графиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 9-м классе по теме

"Движение. Поворот и параллельный перенос."

Цели:

  • ввести понятие движения – поворот;
  • развивать умения выполнять построения при повороте;
  • прививать любовь к геометрии через картины художника Мориса Эшера

Задачи:

  • научить строить виды движений (поворот).

Оборудование:

  • мультимедийная установка, презентация;
  • карточки для работы в классе и дома;
  • цветной картон;
  • геометрические фигуры разного цвета для выполнения картин;
  • оформлена доска

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Учащиеся рассаживаются на свои места).

2. Ввод темы и целей урока:

Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним видом движения – поворотом, научитесь строить фигуры с помощью поворота. И ,я думаю, без труда сумеете определять этот вид движения на рисунках, в природе и т.д..

Но сначала повторим, какие виды движения мы уже изучили на предыдущих уроках. Посмотрите на слайд. Здесь изображены различные виды движения. Назовите известный вам вид движения и соотнесите к нему рисунок.

Ученики: (Ответы учащихся)

- Осевая симметрия  2,4,6,7,9;

- Центральная симметрия 1,3,10.

- Параллельный перенос 5,8,11.

Учитель: - Если проанализировать виды отображений рисунков, то можно сделать вывод, что  на одном из них кроме известного нам движения есть еще один вид отображения, с которым вы еще не знакомы.. Как вы считаете под каким номером этот рисунок(8).Итак, давайте определим, что это за отображение. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

3. Изучение нового материала.

Учитель: - Преобразование , при котором каждая точка фигуры поворачивается на один и тот же угол  вокруг заданной точки, называется поворотом. (слайды)

Учитель: -  Точное определение поворота есть в вашем учебнике на странице 301, и есть на слайде.

Сейчас вы в тетрадях построите  поворот точки М на угол в 60 0  вокруг точки О.   При построении вы можете опираться на слайд.

  1. Отметим точки М и О.
  2. Проведем луч ОМ .
  3. Отложим с помощью транспортира угол в 60 0.
  4. На проведенном луче циркулем отложим отрезок, равный ОМ.
  5. Поставим точку М1.

Учитель просматривает работы учащихся.

Учитель: - А теперь попытайтесь на листах, которые лежат у вас на партах произвести более сложное построение - поворот отрезка АВ на угол в 120 0 . Если вы испытываете затруднение, обратитесь к алгоритму на экране ( появляется алгоритм весь полностью).

Учитель: -  Отлично, большинство из вас справились с этой задачей. . А теперь посмотрите на слайд  где выполняется поворот многоугольника, и попробуйте  определить на какой угол нужно повернуть многоугольник вокруг своего центра, чтобы его вершины совпали.

Ученики: Квадрат на 90 0. Равносторонний треугольник на 1200. Правильный шестиугольник на 600.

Учитель: - Давайте, выполним 2 задание на листах. Поверните предложенный вам треугольник на угол в 900 вокруг одной из его вершин и вокруг точки О в его внутренней области( два чертежа). Можно показать порядок выполнения на доске с чертежным угольником. 

Учитель: - Давайте посмотрим на экран и доску и сравним эти отображения .Что общего вы заметили в них?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: Правильно. Фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Значит, поворот также как и параллельный перенос  является движением.

Учитель: - А теперь я предлагаю вам посмотреть, на картины художника Мориса Эшера, (слайд №5, если есть время можно рассказать учащимся о творческом пути художника гиперссылка на слайде) который создавал свои работы, используя виды движений. Далее вдохновленные мультипликаторы видами движений, картинами Эшера создают свои работы, которые я вам предлагаю посмотреть. Скажите, какие виды движений вы увидели на этой анимации?

Ученики: (Поворот. Параллельный перенос. Центральная симметрия.)

4. Итог урока.

Учитель подводит итоги урока, опираясь на цели.

Учитель:  Итак, с каким новым видом движения мы сегодня познакомились? ( Поворот) С помощью каких чертежных инструментом мы строили повороты фигур? (Транспортир, линейка, циркуль).Как называется точка, вокруг которой производят поворот?( центр поворота). Я , думаю, что все вы научились определять этот вид движения и поэтому легко справитесь с домашним заданием. Всем ученикам выставляются оценки.

5. Домашнее задание.

Учитель:  Ребята, а теперь и мы с вами вдохновленные видами движений, картинами Эшера, работами мультипликаторов попробуем самостоятельном замостить плоскость геометрической фигурой (фигура прилагается), используя виды симметрии, а получившиеся  работы рассмотрим на следующем уроке с вашими комментариями об использованных видах симметрии.

Задания к уроку: п.117. №1167. Творческое задание - Замостить плоскость фигурой.

Фамилия, имя  -                                           , класс -                                 .

№ 1.Построить поворот отрезка АВ на угол в 1200 относительно точки О против часовой стрелки.

                               

                                                     

                                                                                                                                   

                                                                                                                                  А

                                                                        О  

                                                                           

                                                                                    В

№2. а). Построить поворот на 900  треугольника вокруг его вершины.

б). Построить поворот на 900 треугольника вокруг точки О, лежащей в его внутренней области.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Движение. Виды движения. Движение плоскости – это отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояния. Виды движения: 1. Симметрия: ─ осевая, ─ центральная, ─ зеркальная. ─ скользящая. 2. Параллельный перенос: 3. Поворот.

Слайд 2

ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ Преобразование, при котором каждая точка А фигуры преобразуется в симметричную ей относительно некоторой оси l точку А, при этом отрезок АА ┴ l , называется осевой симметрией.

Слайд 3

Осевая симметрия в природе

Слайд 4

Осевая симметрия в искусстве

Слайд 5

Осевая симметрия в фигурах

Слайд 6

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ Преобразование, переводящее каждую точку А фигуры в точку А, симметричную ей относительно центра О, называется преобразованием центральной симметрии или просто центральной симметрией.

Слайд 7

Примеры центральной симметрии

Слайд 8

Подобие – это отображение плоскости на себя, которое не является движением.

Слайд 9

ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ Зеркало не просто копирует объект, а меняет местами (переставляет) передние и задние по отношению к зеркалу части объекта. Зеркальный двойник оказывается "вывернутым" вдоль направления перпендикулярного к плоскости зеркала.

Слайд 10

Параллельный перенос Преобразование, при котором каждая точка фигуры перемещается в одном и том же направлении на одно и то же расстояние, называется параллельным переносом.

Слайд 11

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

Слайд 12

Параллельный перенос

Слайд 13

СКОЛЬЗЯЩАЯ СИММЕТРИЯ Скользящей симметрией называется такое преобразование, при котором последовательно выполняются осевая симметрия и параллельный перенос.

Слайд 14

Определите виды движения 1 2 3 4 5 7 6 8 9 10 11

Слайд 15

ПОВОРОТ Преобразование, при котором каждая точка Х фигуры поворачивается на один и тот же угол α вокруг заданного центра О, называется вращением или поворотом плоскости. Точка О называется центром вращения , а угол α - углом вращения.

Слайд 16

ПОВОРОТ

Слайд 17

O Поворотом плоскости вокруг точки О на угол называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в такую точку М 1 так, что ОМ = ОМ 1 и угол МОМ 1 равен . М М 1

Слайд 18

10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 Угол поворота 60 0 М О М 1

Слайд 19

Поворот отрезка. O

Слайд 20

10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 О В А В 1 А 1 Угол поворота 120 0

Слайд 21

O При повороте многоугольника надо повернуть каждую его вершину.

Слайд 23

O Центр поворота фигуры может быть во внутренней области фигуры и во внешней…

Слайд 25

Поворот отрезка. O O

Слайд 26

ПОВОРОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии (математики) в 5 классе по теме "Построение и измерение углов"

Презентация может быть использована на уроках геометрии или математики в 5 классе при изучении темы "Построение и измерение углов". Всем известно, что большинство учащихся 5 класса допускают ...

Урок геометрии в 11-м классе по теме "Конус"

Предложен заключительный урок по теме "Конус" с решением нестандартных задач...

Применение УМК "Живая математика" на уроках геометрии в 7-9 классах

В статье рассказывается о некоторых  действительно уникальных возможностях УМК "Живая математика" и их применении на уроках геометрии. Этот электронный УМК позволяет оживить статичные чертежи,наг...

Вводный урок геометрии в 7-м классе "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"

Вводный урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа"Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"Тип: комбинированный, с приме...

Презентация к уроку геометрии "Невыпуклые многогранники" 10 класс

При изучении геометрии десятиклассники часто задают вопрос - "Какие многогранники являются невыпуклыми и какими свойствами они обладают?" Данная работа даёт ответ на поставленный вопрос.В презентации ...

Презентация для урока геометрии в 7 коррекционном классе (VII вида) "Геометрия в жизни и в искусстве"

Знакомство с постоянным  присутствием  геометрических  объектов  не  только  в  повседневной  жизни,  но  и  в  искусстве. Воспитание  ...

Вводный урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"

Познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, «лежать между» («лежать на») для точек прямой, с их условными обозначениями; с п...