Урок по теме "Признаки параллельности прямых"
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Особенностью данного урока является использование цифровых и электронно-образовательных ресурсов,  при помощи которых обеспечиваются все компоненты образовательного процесса на уроке: изучение учебного материала, выполнение практических заданий и осуществление самоконтроля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_parallelnosti_pryamykh.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

«Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий»

  • Почебутова Лариса Ильинична, учитель математики, МОУ СОШ №3                 г. Усть-Кут Иркутской области.
  • Класс: 7.
  • Раздел программы: «Параллельные прямые».
  • Тема урока: «Признаки   параллельности прямых».
  • Тип урока: урок изучения нового материала.
  • Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), проектор, экран, компьютерный класс, выход в интернет.
  • Список литературы и Интернет- ресурсов:

1. Геометрия: учеб, для 7-9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2013.

2. Изучение геометрии в 7 классе: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение,  2008.

3. Интернет - ресурсы:

    3.1. http://fcior.edu.ru/card/963/pervyy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i2.html

    3.2. http://fcior.edu.ru/card/6810/vtoroy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i3.html

    3.3. http://fcior.edu.ru/card/8919/tretiy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i4.html

    3.4.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66370583-c063-4152-87d7-687f7bf6f936/%5BG79_7-03-01-026-0193%5D_%5BQS_AK%5D.html

    3.5. http://fcior.edu.ru/card/9294/priznaki-parallelnyh-pryamyh-p1.html

  • Методическая разработка урока.

Цель урока: изучить признаки параллельности двух прямых.

Задачи:

- обучающие: повторить понятия смежных и вертикальных углов  и их свойства; ввести понятие накрест лежащих, соответственных и односторонних углов при прямых и секущей, рассмотреть признаки параллельности двух прямых; научить учащихся решать задачи на применение признаков параллельности двух прямых;

-развивающие: развивать умение работать самостоятельно,  используя  учебник и ЭОР; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли, умение работать с тестами, развивать образное  и логическое мышление;

воспитательные: воспитывать культуру умственного  труда, такие черты характера, как волю  и настойчивость, необходимые при  достижении конечного результата.

  1. Организационный момент. Проверить готовность детей  к уроку, сформулировать цели урока.
  2. Актуализация знаний учащихся. Разделить класс на две группы, согласно способностям учащихся.

Первая группа  работает с учителем, вторая получает индивидуальное задание для выполнения работы у доски и на местах.

Индивидуальная работа для второй группы.

Карточка №1.  Решить задачу: Найдите неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если  сумма двух из них равна 114º.

Карточка №2. Решить задачу:  Найдите неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если  сумма трех углов  равна 220º

Карточка №3. 1. Решить задачу №62 из учебника.

                         2. Заполнить пропуски в определениях:

а) Два угла, у которых………………………., а две другие………………

…………………………….  называются смежными.

б) Два угла называются вертикальными, если……………………………

………………………………………………………………………………..

Работа для первой группы:

  1. Вопросы для опроса по теории: определение смежных и вертикальных углов, свойства смежных и вертикальных углов.
  2. Фронтальная работа:

а)  назвать пары вертикальных углов;

б) назвать пары смежных углов;

в) назвать смежные и вертикальные углы для углов2, 34  

г)  решить задачу: найти 2, 34, если 1= 20º  

Приложение 1 (См. слайд 1)

  1. Изучение нового материала.

При фронтальной беседе с учащимися рассмотреть вопрос  о взаимном расположении прямых на плоскости, затем акцентировать их внимание на случае  с параллельными прямыми. После этого записать  тему урока, начертить в тетрадях рисунок  параллельных прямых.

 Для выяснения вопроса о параллельности двух прямых нужно рассматривать три прямые и группы углов.

Работа с учебником стр.55. Учащиеся получают задание:

 Рассмотреть виды углов, образованных при пересечении двух прямых третьей и выполнить практическое задание, работая в парах. Приложение 2 ( Cм. слайд 2)

Задание: Определить пары:

а) накрест лежащих углов, образованных при пересечении прямых a и b и секущей с;

б) соответственных углов, образованных при пересечении прямых c и b и секущей a;

в) односторонних углов, образованных при пересечении прямых c и а и секущей b.

Самопроверка по образцу: проверить правильность выполнения задания, для этого сверить свои ответы, с ответами, записанными на доске.

        Рассмотреть признаки параллельности двух прямых.

При изучении признаков параллельности двух прямых учащиеся работают  самостоятельно на компьютерах с ЭОР.

Задание:

  1. Изучить первый признак параллельности двух прямых. Для этого необходимо пройти по ссылке №1 http://fcior.edu.ru/card/963/pervyy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i2.html

Примечание. Данный информационный модуль представляет собой анимированный ролик со звуком, состоит из логически законченных частей, которые можно проигрывать как последовательно, так и в любом порядке по желанию учащегося. Каждая часть состоит из двух блоков: видеоряд и сопровождающий текст. Видеоряд может быть увеличен на весь экран (щелчок мышкой по пиктограмме «лупа с плюсом»). В этом режиме видеоряд проигрывается без сопровождающего текста. В любом режиме воспроизведения учащийся может включить/выключить звуковое сопровождение видеоряда (щелчок мышкой по пиктограмме «громкоговоритель»). Содержание данного модуля знакомит учащихся с первым признаком параллельности прямых и его доказательством.

Инструкция для учащихся: щелкнуть по ссылке, загрузить модуль, открыть файл, разрешить, воспроизвести модуль, изучить, выполнить краткий конспект в тетради.

После изучения первого признака параллельности прямых учащиеся получают задание: самостоятельно доказать второй и третий признаки параллельности прямых  (работа в парах).  

Для проверки правильности выполненного доказательства  учащимся  необходимо пройти: а)  по ссылке №2

http://fcior.edu.ru/card/6810/vtoroy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i3.html

Примечание. Содержание данного модуля знакомит учащихся со вторым признаком параллельности прямых и его доказательством.

Инструкция для учащихся: щелкнуть по ссылке, загрузить модуль, открыть файл, разрешить, воспроизвести модуль, проверить правильность выполненного задания.

б) по ссылке №3 http://fcior.edu.ru/card/8919/tretiy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i4.html

Примечание. Содержание данного модуля знакомит учащихся с третьим признаком параллельности прямых и его доказательством.

Инструкция для учащихся: щелкнуть по ссылке, загрузить модуль, открыть файл, разрешить, воспроизвести модуль, проверить правильность выполненного задания.

  1. Закрепление нового материала.

1)Решить задачи по готовым чертежам (задачи 1-3 решить устно, задачу 5 письменно в тетради) Приложение 3.(См. слайд 3,4)

2)Решить  задачу с выбором ответа, для этого необходимо перейти по ссылке №4: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66370583-c063-4152-87d7-687f7bf6f936/%5BG79_7-03-01-026-0193%5D_%5BQS_AK%5D.html

3) Работа с практическим модулем. Решить задачи и заполнить пропуски в задании, используя клавиатуру. Для этого необходимо пройти по ссылке №5:http://fcior.edu.ru/card/9294/priznaki-parallelnyh-pryamyh-p1.html

   

Примечание.  Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для закрепления усвоения определений углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, и признаков параллельности прямых. При решении заданий учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.

Инструкция для учащихся: щелкнуть по ссылке, загрузить модуль, открыть файл, разрешить, воспроизвести модуль,  решить.

  1. Рефлексия. Выполнить тест, записав номера  правильных  ответов в тетради. Приложение 4. (См. слайд 5,6)

Проверить тест. Приложение 5. (См. слайд 7)

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание. §24, 25, ответить на вопросы 1-5; решить задачи №186,187

Приложение к плану-конспекту урока

«Признаки параллельности прямых»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип,

вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Федеральный центр информационно –  образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru

информационный

модель

http://fcior.edu.ru/card/963/pervyy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i2.html

2

Федеральный центр информационно –  образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru

информационный

модель

http://fcior.edu.ru/card/6810/vtoroy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i3.html

3.

Федеральный центр информационно –  образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru

информационный

модель

http://fcior.edu.ru/card/8919/tretiy-priznak-parallelnosti-pryamyh-i4.html

4.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

практический

Задача с выбором ответа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66370583-c063-4152-87d7-687f7bf6f936/%5BG79_7-03-01-026-0193%5D_%5BQS_AK%5D.html

5.

Федеральный центр информационно –  образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru

практический

Задачи с кратким ответом

http://fcior.edu.ru/card/9294/priznaki-parallelnyh-pryamyh-p1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Параллельные прямые" в 6 классе

Урок в 6 классе по теме "Параллельные прямые"  по сингапурским технологиям...

урок геометрии "Признаки параллельности прямых" (обобщающий урок)

Урок 3. урок геометрии "Признаки параллельности прямых" (обобщающий урок)   с помощью мультимедийной презентации  идет закрепление данной темы. В задачах применяется анимация, что облег...

слайды для уроков по темам "параллельные прямые"

слайды для презентаций на уроках по темам "параллельные прямые" содержат как теоретический материал, так и упражнения, задачи, в том числе имеющие коррекционно-развивающую напраленность...

Урок геометрии "Признаки параллельности прямых", 7 класс

Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока....