План - кнспект урока геометрии по теме "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника" 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Лысенкова Надежда Васильевна
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цели и задачи урока: Образовательная: обобщить и систематизировать знания понятий синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника; совершенствовать навыки решения прямоугольных треугольников; показать связь изучаемой темы с окружающим миром. Развивающая: развивать логическое мышление и конструктивные навыки, сознательное восприятие учебного материала, зрительную память и грамотную математическую речь, навыки самоконтроля и самооценки. Воспитательная: продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради и выполнения чертежей; развитие творческой самостоятельности и инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по теме

"Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника"

Разработала  Лысенкова Надежда Васильевна, учитель математики, МБОУ "СОШ № 56" г. Курска, высшая квалификационная категория.

Класс: 8

Профиль: общеобразовательный

Тип урока:   урок обобщения и систематизации знаний

Цели и задачи урока:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания понятий синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника; совершенствовать навыки решения прямоугольных треугольников; показать связь  изучаемой темы с окружающим миром.

Развивающая: развивать логическое мышление  и конструктивные навыки, сознательное восприятие учебного материала, зрительную память и грамотную математическую речь, навыки самоконтроля и самооценки.

Воспитательная: продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради и выполнения чертежей;  развитие творческой самостоятельности и инициативы.

Оборудование: компьютер, проектор мультимедийный, интерактивная доска; чертежные принадлежности.

Ход урока

1.Организационный момент.

Эпиграф нашего урока “То, что знаем, - ограничено,  а то, чего мы не знаем, -бесконечно”.

Учитель сообщает тему урока, цели урока. (Слайд 1, слайд 2)

2.Актуализация знаний обучающихся. (Слайд 3, слайд 4)

        а)  Установите, истинны или ложны следующие высказывания

        1.  Косинусом острого угла прямоугольного     треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.

        2. Котангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.

        3. Сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна квадрату гипотенузы.

        4.  Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему.

          5.                  Е             6                   6.     N

                    8                    К                         5                 13           

                         10

    Р                                            R            12                 S

б)  Решение задачи  по готовому чертежу ( по вариантам)

Вариант 1

     А                                                         (

       9                                                  

       С                 12               В            =

Вариант 2

     А                                                         (

     9                                                  

       С                 12               В            =

в) Сравните:

Вывод:  

3.Историческая справка (ученик готовит выступление " История тригонометрии"). (Слайд 5, слайд 6)

 Всегда возникает вопрос: Где   изучаемая  тема  нашла  свое применение в реальной жизни?

     Впервые зависимости между сторонами и углами прямоугольного треугольника, были найдены древнегреческим астрономом Гиппархом во 2 веке до н.э.

     Длительную историю имеет понятие синус угла. Фактически различные отношения отрезков треугольника встречаются уже в III веке до н.э. в работах великих математиков Древней Греции – Евклида, Архимеда, Апполония Пергского. В римский период эти отношения достаточно систематично исследовались Менелаем (I век н.э.), хотя и не приобрели специального названия. В IV-V веках появился уже специальный термин джива- «тетива»в трудах по астрономии великого индийского учёного Ариабхаты. При переводе арабских математических текстов  оно было заменено латинским синус( изгиб, кривизна).

В 9 веке арабские учёные при переводе трудов Ариабхаты не стали оставлять буквальный смысл этого слова, а заменили созвучным арабским «джайб» - «впадина», тем самым потеряв первоначальное значение термина.

Европейские же учёные добросовестно перевели «впадину» на латынь, получив слово «синус», которым мы и пользуемся до сих пор.

        Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения ,которое в переводе означает. “дополнительный синус” .

«Тангенс» был известен ещё в 10 веке учёным Востока, а в Европе его открыли заново только в 14 веке, а в 16 он получил современное звучание, которое означает «касающийся», что так же связано с окружностью.

Современные короткие обозначения были введены в 17 веке.  

Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс  введен в X веке арабским математиком Абу-ль-Вафой, который составил и первые таблицы для нахождения тангенсов Однако эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были заново открыты лишь в XIV веке немецким математиком, астрономом Регимонтаном. Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), появилось в 1583 г.  Tangens переводится как «касающийся» .

Долгое время тригонометрия носила чисто геометрический характер, т. е. Факты, которые мы сейчас формулируем в терминах тригонометрических функций, формулировались и доказывались с помощью геометрических понятий и утверждений. Такою она была еще в средние века, хотя иногда в ней использовались и аналитические методы, особенно после появления логарифмов. Пожалуй, наибольшие стимулы к развитию тригонометрии возникали в связи с решением задач астрономии, что представляло большой практический интерес (например, для решения задач определения местонахождения судна, предсказания затемнения и т. д.). Астрономов интересовали соотношения между сторонами и углами сферических треугольников. И надо заметить, что математики древности удачно справлялись с поставленными задачами.

4. Отработка теоретических знаний  в процессе решения задач. (Слайд 7, слайд 8)

В следующем учебном году Вам предстоит пройти серьезное испытание ГИА. Задачи, которые будем сегодня решать, включены в экзамен в раздел модуль "Геометрия".

   1) Решите задачу, используя рисунок.

В

                                                     

     

А

                 

С

P

S

R

       

                           

                                                                     

               

            Найдите                                           Найдите      

                                                         

      2) В треугольнике АВС угол С равен 900, . Найдите АС.

  А                                         Дано:    АВС -треугольник;      

                                                            .

  С                          В             Найти: АС.

                                               Решение:

;  ( по теореме Пифагора).

Ответ: 21

    3)В треугольнике АВС угол С равен 900. Найдите АС.

А                                                Дано:    АВС -треугольник;      

                                                            .

  С                                   В       Найти: АВ

                                     Решение:

2 способ решения:

Ответ: 5.

4.Решение прикладных задач. (Слайд 9)

1.Найти высоту дерева, если расстояние от наблюдателя до ствола дерева равно 12 м, а угол, под которым он видит макушку дерева, равен 300. ( ответ

2.Найдите угол наклона Пизанской башни, если высота башни равна 60 м, а камень, брошенный с верхней площадки башни, пролетает 50 м. (ответ

5. Контроль сформированности опорных умений и навыков. (Слайд 10)

Ученики работают по вариантам ( использование ЦОР) 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec3fb2cd-5429-478d-9209-52c2a988b4ea/%5BG79_8-07-04%5D_%5BQS_v2%5D.html

Вариант 1.

Вариант 2.

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание (ученикам на дом раздаются листки с заданием) (ЦОР)

1 уровень

 

Установите, истины или ложны следующие высказывания

      М

   1)                                                                                                         

                                 N   МS –катет, прилежащий к S

 

 

                     S

2)                 

М

                                                                                                            

                           N            MN катет, противолежащий к S

 

 

                     S

 

 

3)                              А

 

                      5

                 

          В           3                С      

 

 

                    

 

 

4)Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение

противолежащего катета к гипотенузе.

5)Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение

прилежащего катета к противолежащему катету.

6)Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение

 прилежащего катета с гипотенузой.

 

7)                

                 К

 

                             
  
М                                 А                                           

 

 

                    

                           

 

 2 уровень

 

1. Дано ∆АВС  ےС=90°, ے А=41°

ВС =5см. Найти АС

      Варианты ответов

А) 5∙соs41°      Б) 5:tg41°

В) 5∙tg41°         Г) 5:sin41°

2. Дано:   Найти tg α

А)      Б)        В)      Г)    

3. Запишите правильный ответ задачи.

 

В ∆АВС  ےС=90°, СД- высота, ےА=α, АВ=k. Найти АС, ВС, АД.

     Варианты ответов:

А) АС = к cos α; ВС = к sin α; АД = к cos α cos α

Б) АС = к : cos α; ВС = к sin α; АД = к sin α cos α 

В) АС =  к sin α; ВС=к : cos α; АД = к cos α 

4. Запишите полное решение задачи.

В прямоугольной трапеции меньшее основание 6, а меньшая боковая сторона 2√3. Найти большее основание трапеции, если один из её углов 120° 

7. Рефлексия.( Слайд 11)

Сегодня на уроке я запомнил……..

Я научился…………………….

Я понял……………………………

У меня не получилось…………………..

Мне хотелось бы……………………………