Геометрия. 8 класс. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему

budinskaya

Презентация по теме урока. План урока. Домашнее задание в 4 вариантах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного трегольника

Слайд 2

М N K Разминка

Слайд 3

С А В Разминка A 1 B 1 C 1   ABC ∾  A 1 B 1 C 1 b = a = c b 1 a 1 c 1 b c a a 1 c 1 b 1

Слайд 4

Исследовательская работа 60 ° 20 °

Слайд 5

С А В = sin  B b = a = c b 1 a 1 c 1 b c a c 1 a 1 b 1 B 1 C 1 A 1 b = c b 1 c 1 b = b 1 c c 1 = sin  B 1 a = a 1 c c 1 = cos  B = cos  B 1 b = b 1 a a 1 = tg  B = tg  B 1

Слайд 6

Происхождение названий - синуса, косинуса и тангенса

Слайд 7

Птолемей Архимед Евклид

Слайд 8

Региомонтан

Слайд 9

С А В sin  A = b c a b c cos  A = a b tg  A = a c

Слайд 10

Знакомимся с новыми возможностями калькулятора

Слайд 11

Из истории тригонометрии

Слайд 13

Леонард Эйлер Франсуа Виет

Слайд 14

17 15 8 P Q M В  PQM найдите sin  P , cos  P , tg  P , если PQ = 17 м , PM = 8 м , MQ = 15 м . РЕШЕНИЕ: В  PQM : PQ 2 = 17 2 = 289 ; PM 2 + MQ 2 = 8 2 + 15 2 = 64 + 225 = 289 Следовательно,  М = 90 ° . 2) sin  P = 15 / 17 cos  P = 8 / 17 tg  P = 15 / 8 .

Слайд 15

17 15 8 P Q M sin 2  P + cos 2  P = = ( 225 / 289 ) + ( 64 / 289 ) = ( 225 + 64) / 289 = 289 / 289 ( 15 / 17 ) 2 + ( 8 / 17 ) 2 = = 1 ( sin  P ) 2 + ( cos  P ) 2 =

Слайд 16

c a b sin 2 β + cos 2 β = = (b 2 + a 2 ) / c 2 β = c 2 / c 2 = 1 sin 2 β + cos 2 β = 1 ( b / c ) 2 + ( a / c ) 2 = Основное тригонометрическое тождество = b 2 / c 2 + a 2 / c 2

Слайд 17

Домашнее задание: Стр. 149 – 151 § 4, п.66; тест по вариантам

Слайд 18

Итоги урока

Слайд 19

Желаю всем успехов в изучении тригонометрии!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 574

Невского района Санкт-Петербурга

Урок по геометрии

Тема: «Соотношения между сторонами

и углами в прямоугольном треугольнике»

8 класс

Учитель математики Будинская Ирина Юрьевна


Цели урока: ввести понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; научить находить их в прямоугольном треугольнике; вывести с учащимися основное тригонометрическое тождество; ознакомить учащихся с историей возникновения тригонометрии.

Задачи урока:

  • учебно-познавательная: развитие геометрических представлений в окружающем  мире, воспроизведение и коррекция опорных знаний, формирование умений учащихся в применении новых знаний для решения  задач, формирование навыков исследовательской работы, обогащение запаса историко-научных знаний;
  • развивающая: развитие логического мышления, мотивов деятельности, умений ясно выражать мысли, познания радости исследовательской работы в группе;
  • воспитательная: стимулирование познавательной деятельности, последовательности в мышлении и в действиях, уверенности в своих силах; поощрение инициативы и готовности решать различные задачи на уроке, развитие приемов самоконтроля и взаимоконтроля; поощрение к познанию вообще; формирование представлений о математике как методе познания действительности;
  • коррекционная: коррекция направленности и устойчивости внимания.

Средства обучения:

  • презентация к уроку по теме с набором задач и готовыми чертежами, с теоретическим материалом по теме;
  • стандартная программа «Калькулятор»;
  • средства мультимедиа для демонстрации презентации;
  • карточки для исследовательской работы по вариантам в группах;
  • оценочные листы для работы в группах;
  • калькуляторы, транспортиры, линейки, треугольники из картона для исследовательской работы;
  • домашнее задание – тесты по вариантам.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Ход урока:

  1. Организационный этап.

Деятельность учителя

№ слайда

Деятельность учащихся

Сообщает тему урока и его цели. Приводит схему построения урока:

  • повторение по теме «Подобные треугольники», свойства пропорции, «Прямоугольные треугольники»;
  • исследовательская работа в группах;
  • введение понятий синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
  • историческая справка;
  • решение задачи;
  • вывод основного тригонометрического тождества;
  • домашнее задание;
  • итоги урока.

Знакомит учащихся с методом оценки их деятельности на работе по оценочным листам, называет консультантов.

Слайд № 1 «Тема урока»

Читают тему урока на экране и слушают план урока

  1. Информационно-обобщающий этап – актуализация базовых знаний, подготовка к изучению новой темы.

Деятельность учителя

№ слайда

Деятельность учащихся

Задает вопросы:

  1. Назовите стороны прямоугольного треугольника.
  2. Назовите катеты, противолежащие К, М; прилежащий К, М.
  3. Сколько острых углов в прямоугольном треугольнике? Назовите их. Какие свойства острых углов в прямоугольном треугольнике вы знаете?
  4. Какое свойство катета, лежащего против угла в 30° вы знаете? Найдите отношение катета против угла в 30° к гипотенузе.
  5. Если прямоугольный треугольник равнобедренный, то какова градусная мера острых углов этого треугольника? Найдите отношение катетов этого треугольника.

Слайд № 2 Разминка. Прямоугольный треугольник

Отвечают на вопросы учителя.

Задает вопросы:

Ввести обозначение сторон прямоугольного треугольника малыми буквами латинского алфавита.

  1. Что вы можете сказать о двух прямоугольных треугольниках с равными острыми углами? (ответ – подобны; указать признак)
  2. Что следует из подобия треугольников? (ответ – пропорциональность сходственных сторон). Укажите равные отношения в треугольниках.

Слайд № 3 Разминка.

 2 прямоугольных треугольника с равными острыми углами

Отвечают на вопросы учителя.

  1. Этап введения новых знаний – восприятие и осознание учащимися связей, соотношений.

Деятельность учителя

№ слайда

Деятельность учащихся

Предлагает учащимся исследовательскую работу (на партах у консультантов лежат пакеты с треугольником из картона, транспортир, линейки, бланки для записи ответов на вопросы, калькуляторы). Поясняет задание для учащихся:

  • Измерьте в прямоугольном треугольнике отмеченный острый угол;
  • Измерьте катеты и гипотенузу (мм);
  • Найдите отношения противолежащего данному углу катета к гипотенузе, противолежащего катета к гипотенузе, противолежащего катета к прилежащему (ответ округлите до сотых).

Проверяет результаты с записью на доске в заранее заготовленной таблице на 6 строк по цветам треугольников:

  • Сначала назвать градусные меры углов треугольников желтого и красного цветов;
  • Назвать вычисленные отношения между сторонами прямоугольного треугольника;
  • Анализ результатов и вывод о приблизительном равенстве этих отношений, разговор о погрешности вычислений.

Вопрос – почему в разных треугольниках равные отношения?

Слайд № 4 «Исследовательская работа»

На экране два прямоугольных треугольника желтого и красного цветов.

Работают в группах, записывают ответы в бланках для исследовательской работы. По окончании работы записывают результаты на доске в заранее заготовленную таблицу.

Анализируют результаты исследовательской работы вместе с учителем.

По щелчку на слайде появляются градусные меры

  • Желтого,
  • Красного

треугольников.

На доске заполняется таблица с результатами исследований.

Доказывает вместе с учащимися равенство отношений сторон в прямоугольных треугольниках, имеющих равный острый угол. Вводит понятия синуса, косинуса и тангенса острых углов прямоугольных треугольников.

Слайд № 5.

Доказательство равенств отношений сторон прямоугольных треугольников, имеющих равные острые углы. Введение понятий синуса, косинуса и тангенса острых углов.

Вместе с учителем проводят доказательства, знакомятся с новыми понятиями

Предлагает учащимся выслушать сообщение по теме «Возникновение названий – синуса, косинуса и тангенса».

Слайд № 6.

Тема сообщения.

Слайд № 7.

Архимед, Евклид, Птолемей.

Слайд № 8.

Региомонтан.

Слушают сообщение учащегося

Работа с учебником – еще раз прочитать определения синуса, косинуса и тангенса острого угла. Проговорить,   нарисовать рисунок и записать формулы со слайда в тетради.

Слайд № 9.

Прямоугольный треугольник. Формулы синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника

Работа с учебником, в тетради.

А раз эти отношения для прямоугольных треугольников, имеющих равные острые углы, равны, то можно найти их один раз и применять при решении задач математики, в практических задачах.

 Напомнить о первой таблице синусов Птолемея, сказать о таблицах Брадиса, о калькулятарах, о стандартной программе «Калькулятор» в среде Windows. При обращении к программе обязательно вспомнить о синусе 30° и тангенсе 45°.

Слайд № 10.

Знакомимся с новыми возможностями калькулятора.

Слушают учителя и смотрят «Калькулятор».

Сегодня мы познакомились с новым для вас разделом математики – тригонометрией. Узнать об этом разделе нам поможет сообщение учащегося «Из истории развития тригонометрии».

Слайд № 11.

Тема сообщения.

Слайд № 12.

Астрономия.

Слайд № 13.

Эйлер, Виет.

Слушают сообщение учащегося

  1. Первичное закрепление изученного материала и применение новых знаний для вывода основного тригонометрического тождества.

Деятельность учителя

№ слайда

Деятельность учащихся

Предлагает учащимся решить задачу, обсуждает с ними ход решения, задает наводящие вопросы. В ходе обсуждения предлагает им оформить задачу в тетради.

Слайд № 14. Задача. В Δ PQM найдите sin P, cos P, tg P,     если PQ = 17 см,    PM=8 см, MQ=15 см.

Работают всем классом, обсуждая ход решения задачи. Записывают решение в тетради со слайда.

Предлагает учащимся найти сумму квадратов синуса и косинуса P решенной задачи. Получили 1, анализируем - случайно ли это?

Слайд № 15.

Вычисление суммы квадратов синуса и косинуса одного острого угла прямоугольного треугольника.

Проводят вычисления вместе с учителем

Доказывает тождество вместе с учащимися для произвольного прямоугольного треугольника.

Вопрос, что дает нам это тождество? (зная синус, можно найти косинус и наоборот; зная синус и косинус можно найти еще и тангенс – об этом вам предстоит узнать выполняя домашнее задание).

Слайд 16.

Вывод основного тригонометрического тождества

Участвуют в доказательстве тождества и записывают его в тетради.

  1. Домашнее задание – Слайд 17.
  1. Стр. 149 – 151 § 4, п.66; (Прокомментировать – в п.66 есть еще одна формула тригонометрии, связывающая тригонометрические функции одного угла).
  2. Тест по вариантам. Номера вариантов указаны в листах оценивания для каждого учащегося. Тесты в конвертах. Отвечать на вопросы в тетради. В заданиях № 2 и 5 показать вычисления.

  Итоги урока – Слайд 18.

Оценки за урок.

Учитель задает вопросы (при наличии времени – все):

  • Что узнали на уроке?
  • Как называется раздел математики, изучающий синусы, косинусы, тангенсы углов?
  • Какие значения может принимать синус и косинус (сравните с 0, с 1)?
  • Как называется основная формула тригонометрии? В чем она заключается?
  • Назовите ученых, которые внесли значительный вклад в развитие тригонометрии.
  • В каких областях деятельности человека применяют тригонометрию?
  • Достигли ли мы цели урока?
  • Всем успехов в изучении этого интересного раздела. На следующем уроке мы продолжим наше знакомство со значениями тригонометрических функций некоторых углов и будем применять наши знания для решения задач.

По щелчку слайд № 19 – «Желаю всем успехов в изучении тригонометрии!». Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

к уроку «Соотношения между сторонами и

углами в прямоугольном треугольнике»

Тест                                                     Вариант 1

  1. Синус острого угла прямоугольного треугольника – это отношение

А) прилежащего катета к гипотенузе;

Б) противолежащего катета к гипотенузе;

В) противолежащего катета к прилежащему;

Г) прилежащего катета к гипотенузе.

  1. В ∆ ABC  C = 90°, AC = 3 см и BC = 4 см. Найдите cos A.

А)  3/5;

Б)  4 /5;

В)  4/3;

Г)   3/4 .

  1. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это не только отношение противолежащего катета к прилежащему, но и …

А) отношение косинуса этого  угла к синусу этого угла;

Б) отношение синуса этого  угла к косинусу этого угла;

В) произведение  синуса этого  угла на косинус этого угла;

Г) отношение 1 к произведению синуса этого  угла на косинус этого угла.

  1. Укажите верное равенство-следствие из основного тригонометрического тождества для острого угла прямоугольного треугольника:

А) sin α = 1 – cos2 α;

Б) cos α = 1 – sin2 α;

В) sin α = 1 – cos α;

Г) cos2 α = 1 – sin2 α.

  1. Sin β = 5/13, где β – острый угол прямоугольного треугольника. Найдите cos β, tg β.

А) cos β = 8/13, tg β = 5/8;

Б) cos β = 12/13, tg β = 12/5;

В) cos β = 12/13, tg β = 5/12;

Г) cos β = 18/13, tg β = 5/18.

6*. Обозначение котангенса острого угла α прямоугольного треугольника – ctg α. Это отношение…

А) прилежащего катета к противолежащему;

Б) противолежащего катета к прилежащему;

В) гипотенузы к прилежащему катету;

Г) гипотенузы к противолежащему катету.

                       

Домашнее задание

к уроку «Соотношения между сторонами и

углами в прямоугольном треугольнике»

Тест                                                     Вариант 2

  1. Косинус острого угла прямоугольного треугольника – это отношение

А) прилежащего катета к противолежащему;

Б) противолежащего катета к гипотенузе;

В) противолежащего катета к прилежащему;

Г) прилежащего катета к гипотенузе.

  1. В ∆ ABC  C = 90°, AC = 3 см и BC = 4 см. Найдите cos B.

А)  3/5;

Б)  4 /5;

В)  4/3;

Г)   3/4 .

  1. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это не только отношение противолежащего катета к прилежащему, но и …

А) отношение синуса этого  угла к косинусу этого угла;

Б) отношение косинуса этого  угла к синусу этого угла;

В) произведение  синуса этого  угла на косинус этого угла;

Г) отношение 1 к произведению синуса этого  угла на косинус этого угла.

  1. Укажите верное равенство-следствие из основного тригонометрического тождества для острого угла прямоугольного треугольника:

А) sin α = 1 – cos2 α;

Б) cos2 α = 1 – sin2 α;

В) sin α = 1 – cos α;

Г) cos α = 1 – sin2 α.

  1. Sin β = 12/13, где β – острый угол прямоугольного треугольника. Найдите cos β,    tg β.

А) cos β = 5/13, tg β = 12/5;

Б) cos β = 1/13, tg β = 12/13;

В) cos β = 5/13, tg β = 5/12;

Г) cos β = 18/13, tg β = 5/18.

6*. Обозначение котангенса острого угла α прямоугольного треугольника – ctg α. Это отношение…

А) гипотенузы к прилежащему катету;

Б) противолежащего катета к прилежащему;

В) прилежащего катета к противолежащему;

Г) гипотенузы к противолежащему

Домашнее задание

к уроку «Соотношения между сторонами и

углами в прямоугольном треугольнике»

Тест                                                     Вариант 3

  1. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это отношение

А) прилежащего катета к гипотенузе;

Б) противолежащего катета к гипотенузе;

В) противолежащего катета к прилежащему;

Г) прилежащего катета к противолежащему.

  1. В ∆ ABC  C = 90°, AC = 6 см и BC = 8 см. Найдите cos B.

А)  4/5;

Б)   3/5;

В)  4/3;

Г)   3/4 .

  1. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это не только отношение противолежащего катета к прилежащему, но и …

А) отношение 1 к произведению синуса этого  угла на косинус этого угла;

Б) отношение косинуса этого  угла к синусу этого угла;

В) произведение  синуса этого  угла на косинус этого угла;

Г) отношение синуса этого  угла к косинусу этого угла.

  1. Укажите верное равенство-следствие из основного тригонометрического тождества для острого угла прямоугольного треугольника:

А) sin α = 1 – cos α;

Б) sin2 α = 1 – cos2 α;

В) sin2 α = 1 – cos α;

Г) cos α = 1 – sin α.

  1. Cos β = 5/13, где β – острый угол прямоугольного треугольника. Найдите sin β, tg β.

А) sin β = 8/13, tg β = 5/8;

Б) sin β = 12/13, tg β = 5/12;

В) sin β = 12/13, tg β = 12/5;

Г) sin β = 8/13, tg β = 8/5.

6*. Обозначение котангенса острого угла α прямоугольного треугольника – ctg α. Это отношение…

А) гипотенузы к прилежащему катету;

Б) гипотенузы к противолежащему катету;

В) противолежащего катета к прилежащему;

Г) прилежащего катета к противолежащему.

Домашнее задание

к уроку «Соотношения между сторонами и

углами в прямоугольном треугольнике»

Тест                                                     Вариант 4

  1. Косинус острого угла прямоугольного треугольника – это отношение

А) прилежащего катета к противолежащему;

Б) противолежащего катета к гипотенузе;

В) гипотенузы к прилежащему катету;

Г) прилежащего катета к гипотенузе.

  1. В ∆ ABC  C = 90°, AC = 6 см и BC = 8 см. Найдите sin B.

А)  3/4;

Б)   3/5;

В)  4/3;

Г)   4/5 .

  1. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника – это не только отношение противолежащего катета к прилежащему, но и …

А) отношение 1 к произведению синуса этого  угла на косинус этого угла;

Б) отношение косинуса этого  угла к синусу этого угла;

В) отношение синуса этого  угла к косинусу этого угла;

Г) произведение  синуса этого  угла на косинус этого угла.

  1. Укажите верное равенство-следствие из основного тригонометрического тождества для острого угла прямоугольного треугольника:

А) sin α = 1 – cos α;

Б) cos α = 1 – sin2 α;

В) sin2 α = 1 – cos α;

Г) sin2 α = 1 – cos2 α.

  1. Cos β = 12/13, где β – острый угол прямоугольного треугольника. Найдите sin β,    tg β.

А) sin β = 1/13, tg β = 1/12;

Б) sin β = 5/13, tg β = 12/5;

В) sin β = 5/13, tg β = 5/12;

Г) sin β = 1/13, tg β = 12.

6*. Обозначение котангенса острого угла α прямоугольного треугольника – ctg α. Это отношение…

А) прилежащего катета к противолежащему;

Б) гипотенузы к противолежащему катету;

В) противолежащего катета к прилежащему;

Г) гипотенузы к прилежащему катету.


Ответы на вопросы теста

домашнего задания

к уроку «Соотношения между сторонами

и углами прямоугольного треугольника»

Номер варианта

№ задания

1

2

3

4

5

6

1

Б

А

Б

Г

В

А

2

Г

Б

А

Б

А

В

3

Б

А

Г

Б

В

Г

4

Г

Б

В

Г

В

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по геометрии "Подобие треугольников" и "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника"

Материал содержит задания, которые можно использовать в качестве одной из форм проверки усвоения темы "Подобие треугольников" и "Соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника". Зада...

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника / Методическая разработка урока по геометрии в 8 классе

Цель урока:Образовательная: определить синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике, их значение для углов в 30°, 45°, 60°;ввести основное тригонометрическое тождество;испол...

Разноуровневые тесты по геометрии 8 класс по теме: "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника".

У меня появилось необходимость разработать разноуровневые варианты тестов, т.к.  многие учащиеся с трудом усваивают  понятия синуса  и косинуса острого угла прямоугольного треугольника ...

План - кнспект урока геометрии по теме "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника" 8 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Цели и задачи урока: Образовательная: обобщить и систематизировать знания понятий синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольни...

Самостоятельная работа по геометрии 8 класс по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

Самостоятельная работа по геометрии 8 класс по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» состоит из 4 заданий, три их которых, тест.....

Проверочная работа по геометрии 8 класс Тема «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

Данная работа может быть проведена как промежуточная проверочная работа после рассмотрения параграфа 4 «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» (по учебнику Геоме...

Презентация для 8 класса по геометрии Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Презентация для 8 класса по геометрии Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника...