Поурочное планирование темы: начальные геометрические сведения, треугольники, параллельные прямые
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Сверхзадачи начальных геометрических сведений:

Пользоваться геометрическим языком для описания предметов; распознавать геометрические фигуры, изображать их, выполнять чертежи по условию, преобразовывать фигуры; систематизировать знания о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур путём наложения; введение основных геометрических понятий на основе известных геометрических фактов из математики 1-6 классов; усиление практическим приложениям геометрических понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_-7-_pour._pl.29_urokov_s_3_po_32.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование темы:

начальные геометрические сведения, треугольники, параллельные прямые

(геометрия, 7 класс,  29 часов- в разрезе требований  ОГЭ по данной теме).

Учитель Сидоренко В.Н., МБОУ «ООШ № 16» х. Суповский, Республика Адыгея.

Сельская малокомплектная школа.

Примечание: очень важно иметь перед собой и учениками сверхзадачи темы на серию уроков по изучаемой  теме (из рабочей программы).  

Сверхзадачи начальных геометрических сведений:

Пользоваться геометрическим языком для описания предметов; распознавать геометрические фигуры, изображать их, выполнять чертежи по условию, преобразовывать фигуры; систематизировать знания о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур путём наложения; введение основных геометрических понятий на основе известных геометрических фактов из математики 1-6 классов; усиление практическим приложениям геометрических понятий.

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 3\3

      Тема урока: Измерение отрезков.  § 4.  

Цель урока: 1. Ввести понятие длины отрезка;

                       2. Рассмотреть свойства длин отрезков;

                       3. Ознакомить учеников  с различными единицами измерения и инструментами  для измерения отрезков.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, задание на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация  класса.  Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

  1. Опрос по вопросам 7-11.
  2. Анализ работы в р\ тетради на печатной основе.
  3. Самостоятельная работа. Выполнение в тетрадях ( на листах выданы тексты по двум вариантам).

III. Изучение нового материала.

Самостоятельно прочитать §4 и ответить на вопросы:

-какие основные единицы длины известны?

-как найти длину отрезка. Если точка делит его на два отрезка, длины которых известны?

-какими инструментами пользуются при измерении расстояния?  

  1. Основные единицы измерения, известные …?- м, дм, см, мм,
  2.  Дополнительные единицы: световой год ( свет проходит в течение года); морская миля ( 1, 852 км0, аршин ( 0, 7172 м), сажень ( 2, 1336 м), косая сажень ( 2, 48 м), маховая сажень(1,76 м). локоть ( 0, 45 м) и др.

IV. Закрепление.

  1. №№ 25,26 из р\т- устно; задачу № 26 из учебника.

       Ответы:  а).  СD = 6 КL;  TF = 5 KL;   PQ= 3KL;    AB =2KL;

               б)   CD = 3AB ;  EF =2,5 АВ; PQ =1,5 AB;   KL=1\2 AB.  

       2.№ 32- у доски и в тетрадях;

       3. №№ 28, 27, 34 – из учебника – 1-й уровень; № 27, 34 – 2-й уровень.

V.Домашнее задание:

§ 4, в. 12-13; № № 27. 28, 29 из р\т – 1-й уровень,

                      № № 25, 29, 33 из учебника -2-й уровень.

Сверхзадачи начальных геометрических сведений:

Пользоваться геометрическим языком для описания предметов; распознавать геометрические фигуры, изображать их, выполнять чертежи по условию, преобразовывать фигуры; систематизировать знания о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур путём наложения; введение основных геометрических понятий на основе известных геометрических фактов из математики 1-6 классов; усиление практическим приложениям геометрических понятий.

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 4\4

      Тема урока: Измерение углов.  § 5  

Цель урока: 1. Ввести понятие градуса и градусной меры угла;

                        2. Рассмотреть свойства градусных  мер угла, свойство измерения углов;

                        3. Повторить виды углов; знакомство с приборами  для измерения углов на  местности.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, задание на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

1.Визуальная проверка выполнения д\работы.

2.Анализ ошибок самостоятельной работы. Образцы решения всех заданий двух вариантов на с. 28-30,  ПП Н.Ф. Гавриловой.

III. Изучение нового материала.

1.Викторина на знание градусной меры углов, видов углов( развёрнутый, острый, тупой, прямой и т. д.), с. 30 ПП Н.Ф. Гавриловой.

Выводы:

- равные углы имеют равные градусные меры;

-меньший угол имеет меньшую градусную меру;

- если луч делит угол на два угла. Градусная мера всего угла равна сумме градусных  мер этих углов.

Решение устных задач…( с.30)

IV. Закрепление.

       1.Фронтальная работа с классом.№ 32. 33, 34, 37. 38 из р\т  и разобрать решение задач  № 44, 47(б).

       2). Задача № 35,36. 39, 40, 44, 47(б).

       3) С\ работа :

       1 уровень: № № 47(а), 49, 51. 53;  2 уровень : № 3 49, 51. 53.

      V. Домашнее задание: § 5  , в.14-16; решить задачи: № № 35, 39,40 из р\т- 1 –й уровень;

                                                                .№№  42. 46. 48. 52 из учебника – 2-й уровень

Сверхзадачи начальных геометрических сведений:

Пользоваться геометрическим языком для описания предметов; распознавать геометрические фигуры, изображать их, выполнять чертежи по условию, преобразовывать фигуры; систематизировать знания о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур путём наложения; введение основных геометрических понятий на основе известных геометрических фактов из математики 1-6 классов; усиление практическим приложениям геометрических понятий.

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 5\5

      Тема урока: Перпендикулярные прямые.   §6  

Цель урока:1.  Повторить понятие перпендикулярные прямые;

                2.  Рассмотреть свойство перпендикулярных прямых;

                3.  Совершенствовать умение  учеников решать задачи.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, задание на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

1.Оформить  решения на доске №№ 65(б), + решение задач по готовым чертежам ( 1-й уровень)….

        L

1.81.                                                                                             N

   А        В                                                                      1.84.        R        M

                25º        O

      D

                 1.85.

1.82.          β     α

        А

        C

        142º

                              В

    F        D

        D

              B                B

                                                                                                     1.86.        A        C

1/83/

            K        D        C  

        B

        C        B

     F        C

                                O        32º        E

1.87.           O

            A        D               1.88.        A        D

III. Изучение нового материала.

1.Вопросы  на с. 41 ПП Н.Ф.Гавриловой.  

-Какие прямые называются перпендикулярными?

(при пересечении образуют четыре прямых угла);

-Запишите, используя математические символы, «прямая АВ перпендикулярна прямой

 С D». Выполнить  рисунок и записать все углы. (АВ┴СD     /   АВС =     /    СОВ  = /    ВОD=/  АОD = 90º.

Пересекаются ли две прямые, перпендикулярные третьей? (нет).Такие прямые параллельные- свойство параллельных прямых: две прямые, перпендикулярные третьей, не пересекаются….

2. Пункт 12 учебника – доказательство свойства., 13 с\чтение – д\чтение- построение прямых углов на местности.….

IV. Закрепление.

  1.  Выполнить практическое задание № 57.
  2.  № 69.
  3. Возможен вариант решения №№ 1.2.3 с. 42.
  4. С\ работа , с. 42- 43.

     

     V. Домашнее задание: §12, 13, в. 19-21; №№ 66, 68 из учебника, № 48. 49 из р\т – 1-й уровень, №№ 66. 70, из учебника и доп. задача.

       № 48, 49.  

Сверхзадачи начальных геометрических сведений:

Пользоваться геометрическим языком для описания предметов; распознавать геометрические фигуры, изображать их, выполнять чертежи по условию, преобразовывать фигуры; систематизировать знания о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур путём наложения; введение основных геометрических понятий на основе известных геометрических фактов из математики 1-6 классов; усиление практическим приложениям геометрических понятий.

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 6\6

      Тема урока: Решение задач.   Подготовка к к\ работе.

Цель урока:1.  Закрепление материала  главы 1;

                2.  Совершенствование навыков решения задач;

                3.  Подготовка  к  к \ работе.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

1.Оформить  решения задач из домашнего задания на доске №№ 66, 68.

2. Анализ самостоятельной работы.

- общий анализ;

-работа над ошибками по готовым решения ( раздаются каждому ученику), с.45,46, 47.

III. Решение проверочных заданий.

  1. Проверочный тест.С.48ПП Н.Ф. Гавриловой
  2. Решение задач по готовым чертежам ( устно).
  3. Решение задач по готовым чертежам ( письменно).

      V. Домашнее задание:

       1. Решить задачи №№ 74, 75, 80, 82.

       2.Дополнительная задача: найдите неразвёрнутые углы, образованные при пересечении двух прямых. Если разность двух из них равна 37º.

Сверхзадачи начальных геометрических сведений:

Пользоваться геометрическим языком для описания предметов; распознавать геометрические фигуры, изображать их, выполнять чертежи по условию, систематизировать знания о простейших геометрических фигурах и их свойствах.

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 7\7

      Тема урока: Контрольная работа по теме  «начальные геометрические сведения».

Цель урока:1.  Проконтролировать  навыки решения задач.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности,  рабочие тетради с печатной основой, дидактический м атериал..

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

  1. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.
  2. Тексты  контрольной работы из дидактического материала по геометрии ( два варианта).

Сверхзадачи начальных геометрических сведений:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на

построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 8\1.

      Тема урока: Первый признак  равенства треугольников.

Цель урока:1. Повторить понятие треугольника и его элементов;

                       2. Ввести понятие равных треугольников.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация  класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

№ 77, 78,79.

  1. Изучение нового материала. Учебный материал излагать через решение упражнений без специального изучения понятия  о треугольниках, т. к. изучались понятия в курсе арифметики + теорема  о первом признаке треугольников..
  1. Упражнения на стр.55, ПП П.Ф.Гавр иловой + р\т с вопросами….    
  2. Стр.59- доказательство.

  1. Закрепление.

По готовым чертежам…., рис. 2.14,  2.15

      IV. Домашнее задание:

§15, Пов. §14, в 1-4, №№90 92  94 95 96 практическое задание,  1-й уровень -51,53 из р\т  83, 87 из учебника.

Сверхзадачи начальных геометрических сведений:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на

построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №9\2.

      Тема урока: Решение задач на применение первого признака  равенства треугольников.

Цель урока:1. Совершенствование  навыков решения задач на применение первого признака  равенства треугольников;

2.Развитие умения доказывать теоремы.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация   класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

Проверить решение задач №№ 95,96.

Решить устно задачи по готовым чертежам 2.21, 2.22, 2.23, 2.24

III. Самостоятельная работа ( коллективная работа с консультацией учителя по условию и готовым чертежам как образец  умений делать чертежи по условию…).- чертежи…

      IV. Домашнее задание:

Пов.§14,15, №№ 97. 98,99.

Чертежи - приложение к решению задач.

К уроку по применению 1-го признак равенства треугольников № 9\2.

        D                B                       C

                                                              1

A        C        

                      A        D

        B       2.21.                                2.22

        E

A        D        A        D

B      K        L     C                                                B        K        L     C

                  B        2.23.              B        2.24.

             A        A        B

 A        C          

        O        E

        C

       D        2.25.             2.26.        D        C        D

1        B        B        C        2.27.

A        B             C

E

C        D        A        D         A                                         D        

2        2.29        2.30.  А

2        

2.28        C

        B         D

                                                                                              2.32.

        2.31.              C

Сверхзадачи начальных геометрических сведений:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на

построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №10\3.

      Тема урока: Решение задач. Самостоятельная работа.

Цель урока:1. Совершенствование  навыков решения задач на применение первого признака  равенства треугольников;

2.Развитие умения доказывать теоремы.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация   класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

1.Проверить решение задач по готовым чертежам №№ 2.21, 2.22, 2.23, 2.24…                                            

№№ 95, 96,97. 98,99.

2.  Доказать теорему о первом признаке равенства треугольников.

III. Самостоятельная работа; коллективная работа с консультацией учителя по условию и готовым чертежам ; ответы давать полные  в р\т на ст р. 20-24 №№ 50-59;

      IV. Фронтальная работа  по тестам ( Т т   Т.М. Мищенко,  стр. 29-38).

      1.Определить тип треугольника и найти известные характерные элементы треугольников

         ( по углам, сторонам, …).

      2. Сделать общий обзор по учебному материалу: «Мы знаем, умеем, доказываем….».

     V. Домашнее задание:

Пов.§14,15, готовиться к тестовой проверке знаний; работа по р\т.№ 98, 99

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №11\4.

      Тема урока: Медианы, биссектрисы, высоты треугольников.

Цель урока:1. Ввести понятие перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника;

        2.Доказать теорему о перпендикуляре;

                        3.Научить строить медианы, биссектрисы, высоты треугольника.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация   класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

№№ 56, 57, 58, 59. 98, 99.  Решение задач оформляются на доске.

III. Изучение нового материала. Пошаговое закрепление через решение задач.

  1. Практическая работа № 1, стр.71 ПП П.Ф. Гавриловой, согласно чертежа.

        В

- А

                М

        а

   Н        С

        А

Медиана.

        А

         В        105-б,

Высота.        С

  Биссектриса.

        В

            С

        А        Д

2.Практическая работа № 2.Построить медианы, высоты, биссектрисы ( у доски и в тетрадях)

3.Устно из р\т задачи № 60(а), 63.        В                                     Е

4.Решить задачи № 105-б, 106-б у доски и в тетрадях.         400

Наводящие вопросы по каждой задаче…

        Д

        А        560    С

        106-б

  1. Фронтальная работа  по готовым чертежам.                                  E        ?

        ? N        A           ?

        

        L                     M        N

        A        B

        C

        D        А

М        К        K

        C        B

       VI. Домашнее задание:

Пов.§16,17, готовиться к тестовой проверке знаний; работа по р\т, в 5-9.

№№ 61,62,64,65 из р\т- 1-й уровень,

97,98,99 – 2-й уровень.

  1. Практическая работа № 1, стр.71 ПП П.Ф. Гавриловой, согласно чертежа.

        В

- А

                М

        а

   Н        С

        А

Медиана.

        А

        В        105-б,

Высота.        С

  Биссектриса.

        В

        С

        А        Д

2.Практическая работа № 2.Построить медианы, высоты, биссектрисы ( у доски и в тетрадях)

3.Устно из р\т задачи № 60(а), 63.        В                                     Е

4.Решить задачи № 105-б, 106-б у доски и в тетрадях.         400

Наводящие вопросы по каждой задаче…

        Д

        А        560    С

        106-б

5.Фронтальная работа  по готовым чертежам.                            E        ?

        ? N        A           ?

        

        L                     M        N

        A        B

        C

        D

М        К        K

        C        B

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №12\5.

      Тема урока: Свойства равнобедренного треугольника.

Цель урока:1.Ввести понятие равнобедренного треугольника;

        2.Расмотреть свойства равнобедренного треугольника и показать применение на практике.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация   класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

1). Рассказать  теорему о перпендикуляре, рассказать о медиане, биссектрисе и высоте треугольника;

2). Построить медиану, биссектрису, высоту треугольника.

3). Ответы на вопросы 5-9.

4).Анализ выполнения заданий  №№ 61,62,64,65 из р\т- 1-й уровень, 97,98,99 – 2-й уровень.

5) Решение задач по готовым чертежам ( на доске до урока), стр. 76,77 ПП Н.Ф.Гаврилова.

III. Изучение нового материала. Пошаговое закрепление через решение задач.

  1. Понятия: равнобедренные, равносторонние  треугольники; боковые стороны, основание. Определения.
  2. Теорема1,2 свойства о равнобедренном треугольнике ( углы при основании равны); (биссектриса к основанию является и медианой , и высотой; медиана к основанию является одновременно и биссектрисой, и высотой; высота к основанию является одновременно и биссектрисой, и медианой ).

IV. Закрепление.

1).Решить устно задачи из р\т №№ 67,66.

2).№№ 109, 113 из учебника.

№ 109.        А        № 113.          М        Р

        b        

В        С

                  В        N        О        Q

№ 107                  №111   А        В

        № 114

        2х        2х

        D                     Е        

                      D            

    А        С           С        В        А

        х        С

  1. Домашнее задание. § 18, в.11-13, №№ 108, 110, 11 из учебника.

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №13\6.

      Тема урока: Решение задач по теме: «Равнобедренный  треугольник».

Цель урока:1.Закрепить знания по изучаемой теме;

                     2. Совершенствовать навыки доказательства теорем, навыки решения задач.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

1). Теоретический опрос. Доказать свойства равнобедренного треугольника:

- свойство углов равнобедренного треугольника;

-свойство биссектрисы к основанию равнобедренного треугольника.

2). Теоретический тест. Стр. 80, ПП Н.Ф.Гаврилова.

3). Решение задач.

№№ 68,69 из р \т.;  115,120  из учебника.

4). Вопросы для обсуждения. Стр. 81, ПП Н.Ф.Гаврилова.

III. Самостоятельная работа.

Стр. 81, 82-86 разно-уровневая работа по вариантам ПП Н.Ф.Гаврилова.

IV. Домашнее задание. №№ 116-119 из учебника.

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №14\7.

      Тема урока: Второй признак равенства треугольников.

Цель урока:1.Доказать второй признак равенства треугольников.

        2.Выработать навыки использования второго признака равенства треугольников  при решении задач.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

1). №3 118,119.

2). Решение задач по готовым чертежам с целью повторения первого признака  равенства треугольников( четыре чертежа). Стр. 87, ПП Н.Ф.Гаврилова.

3) Практическое задание как основа для изучения нового материала..

- начертить  треугольник по условию;

-построить  угол по условию;

III. Изучение нового материала.

  1. Доказательство второго признака равенства треугольников,

(через обсуждение  выполнения практического задания на построение, стр. 88, ПП Н.Ф.Гаврилова).

IV. Закрепление учебного материала.

  1. Решение задач по готовым чертежам ( четыре).
  2. №№ 126 ,127 из учебника.

Домашнее задание. § 19, в 14, №№ 122 – 125 из учебника.

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №15\8.

      Тема урока: Третий  признак равенства треугольников.

Цель урока:1.Доказать третий  признак равенства треугольников.

        2.Научить учащихся решать задачи на применение третьего  признака равенства треугольников.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания. Работа по углублению знаний.

1).Проверка домашнего задания в 14, №№ 122 – 125 из учебника..

2).Задача № 132.Важно!! Условие…+ чертёж.

 Доказательство:…… ( см рис. )

                             M                                                Дано:         А,  АК –  биссектриса

                                                                                                   А,   а   ┴    АК, а пересекает

                                                                                            стороны       А  в тч. М и N.  

                Е             К                                 Доказать: ∆ AMN – равнобедренный.

А

        N

        а

3). Задача 3(1). В ∆ АВС на продолжении стороны ВС за точку С отложен отрезок CD, равный СА, а точки С и D соединены отрезком. СЕ – биссектриса треугольника АСВ, а

CF – медиана треугольника ACD. Докажите, что CF ┴ СЕ.

        В

        С                                             4). Задача 4 (2).        B

Е

        D        На одной стороне угла        

        D        А        с вершиной А отмечены

А                     F                 K      точки D и В, на другой

               стороне –С и Е так, что

        C        А D=АС=3 см, АВ=АЕ=4см.

        E  Докажите, что:

а). ВС=ЕD;  б). КВ=КЕ, где К-точка пересечения отрезков ВС и ЕD.

III.  Изучение нового материала.

1. Доказательство третьего  признака равенства треугольников,

(через обсуждение  доказательства на  стр. 97, ПП Н.Ф.Гаврилова).

  1.                                    1 случай ( луч СС1внутри угла В1С1А1        2 случай (С1Ссовпадает со стороной  угла С                       

        В   С1                А1(А)           С1

        А1      С1                      А1(А)        

     С

          С

        С        

А        В1

             С

        В1(В)        В1(В)

        №1        №2        №3

С1

        3 случай (луч СС1 проходит вне угла В1С1А1)

               А1(А)                    С

  В1(В)

IV. Закрепление учебного материала.

1. № 139 из учебника.

     

                D        A

             E

        F

     С        B

Вопросы (наводящие) к задаче:

а) 1).Что можно сказать о треугольниках АВС и CDA ?

    2).Равны ли углы АВС и СDА ? Почему? А углы АВЕ и СDF ?

б) 1).Сколько пар равных сторон  в треугольниках АВЕ и СDF? А углов?

    2) Какой из признаков равенства треугольников подходит для того, чтобы ∆ АВЕ

    был бы равен ∆ CDF ?

2.Задача 1. Решение по готовым чертежам.

        D         Дано:     АВ =5 см, ВС=0,9дм.

   А        Найти:  АD,   DC

   В        C

3.Задача 2. Решение по готовым чертежам.

        Q        R          Дано: РAQR = 15см ,   PAQRF = 18 см.

                                                                  Найти: AR

        

А               F

        

4.Задача 3. Решение по готовым чертежам.

        В         Доказать:  ВД – биссектриса угла АВС.

        С

        А

        D

IV. Домашнее задание. § 20, в 15, №№ 135, 137, 138 - из учебника + р\т.

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №16\9.

      Тема урока: Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

Цель урока:1.Совершенствование навыков решения задач на рименение признаков равенства треугольников.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания. Работа по углублению знаний.

  1. Теоретический опрос.

1). Доказать третий признак равенства треугольников

2).Устное решение задач из р\т № 75,76.

III. Работа по углублению знаний.

1). Решение задач по готовым чертежам.

1.Устно:

                                                                        Дано: ???

        T                                           M             Доказать: ∆   ?     = ∆   ?

          K                D

        B        C              Дано: ???

        F          Доказать: а)∆ ADF= ∆ CBE;  б)∆ ABE=  ∆ CDE

        E

A        D

2).Решить на доске и в тетрадях ( по готовым чертежам).

        Доказать: 1). Угол С = углу F. 2). Дано: АС = 10 см, АС : BF =2 :1,  BC = 6 см. Найти: РADF/

C        1)        2)

   B            

        D                                                  В        С

                               F

                

A        K        F            А        D

3).Решение задач по 2,3 уровням, стр. 103-107, с\р,  ПР Н.Ф.Гаврилова.

IV. Домашнее задание.

№№ 140, 141, 142,  р \ т.

        

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №17\10.

      Тема урока: Окружность. Примеры задач на построение.

Цель урока:1.Систематизация знаний об окружности  и её элементах.

        2.Отработка навыков решения задач по заданной теме.

        3. Дать представление о задачах на построение; научить учеников решать задачи на построение.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания. Работа по углублению знаний.

1).  Проверить на доске решение задач на доске ( три ученика) и визуально остальные:  №№ 140, 141, 142 +  р \ т.

2).проверить наличие принадлежностей к уроку.

III. Изучение нового материала.

1. Самостоятельно прочитать § 21.

2. Работа с тестами.

1)Вычеркнуть (убрать) ненужные слова  текста в скобках:

а) Окружность – это ( абстрактная, геометрическая, плоская) фигура, состоящая из (множества, всех) точек, расположенных на (одинаковом, заданном ) расстоянии от(некоторой, центральной )точки;

б) Радиус окружности –это ….( линия, прямая, отрезка), соединяющая центр окружности с ( заданной, какой-либо)точкой окружности.;

2) Диаметр окружности –это….(закончить определение):

а)два радиуса, лежащие на одной прямой;

б)хорда, походящая через центр окружности;

в)прямая, проходящая через две точки и центр окружности.

3)Центр окружности –это….(закончить определение):

а)часть окружности, выделенная точками;

б)середина окружности;

точка, равноудалённая от всех точек окружности;

в)точка, куда ставится ножка циркуля при начертании окружности.

4) Дуга окружности –это…(закончить определение):

а) часть окружности, выделенная точками;

б) часть окружности, ограниченная двумя точками;

в) часть окружности, ограниченная хордой.

5).Определить, на сколько дуг делят окружность две точки, лежащие на окружности. Выбрать правильный ответ:

а) на одну;

б) на две .

6) Как изображается хорда на чертеже окружности? Выбрать правильный ответ:

а) прямой линией;

б) дугой окружности;

в) отрезками с концами, лежащими на окружности.

7) Как  называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности? Выбрать правильный ответ:

а) длина окружности;

б) радиус окружности;

в) половина диаметра окружности.

8) Выбрать на рисунке:

а) хорду-рис.  №1;

б) диаметр –рис. №2.

          D

                                                      A                           B                                

                      K

                        A                       D

                                                                           O

      C

                  O             B        N

                                • N

     C             •

        M

IV. Работа по углублению знаний.

1). Решить устно задачи №№ 77, 78 из рабочей тетради.

2). Устно решить задачу № 143.       

                                                          4)       (дано из рис.)                             6)  Дано: АВ =СD, Е-средина АВ,  F- середина СD/        

3).Задача № 146.        Доказать: угол АОВ = углу СОD                                            Доказать:  OE=OF.        

                                    B                                                                      

              C        A                M             N        A        E        B

                                  C        P

      А        O                    O                                  O                              O                 D

        B                                 D        F

                        R             C

        D                                           5)    Дано: см на рис.                                

                        Доказать: MN = PK.

V. Домашнее задание: §21, в.16, №№ 144,145,147 +р\т..

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №18\11.

      Тема урока: Решение задач на построение..

Цель урока:1.Дать представление о задачах на построение.

        2.Рассмотреть наиболее простые задачи на построение  и научить учащихся решать их.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания. Работа по углублению знаний.

1).  Проверить на доске решение д \задач на доске ( три ученика) и визуально остальные:  №№144,145,147 +р\т..

2). Проверить наличие принадлежностей к уроку.

3). Теоретический опрос: вопрос № 16 из учебника.

III. Изучение нового материала.

1). Подготовка к восприятию нового материала :

-Какие инструменты нужны для вычерчивания отрезка с делениями, угол? ( линейка с мм делениями, транспортир).

Задания:

-начертить ∆  АВС такой, чтобы  АВ = 3,6см, АС = 2,7 см, угол А = 480,

- начертить ∆  АВС такой, чтобы  АВ = 4 см,  угол А = 620, угол С =540,

- начертить ∆  АВС такой, чтобы  АВ = 5 см, ВС = 4 см,  АС = 6 см.

Задание:

Как с помощью циркуля и линейки построить отрезок  = данному, но не используя деления миллиметровой линейки…..?

Итак, тема урока: задачи на построение. Это такие задачи, при решении которых нужно построить геометрическую фигуру согласно условия с помощью циркуля, линейки без делений.

Схема решения задач на построение :

-анализ ( рисунок, план построения);

-построение по намеченному плану;

-исследование решений при любых значениях данных задачи.

IV.Отработка навыков построения:

(делятся ученики по задачам на построение и затем у доски решают, а все повторяют работу в тетрадях- 1-2 ученика)

1).На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному( §22);

2) Отложить от данного луча угол, равный данному(§23);

3) Построить биссектрису данного угла(§23);

4).Построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к прямой, на которой лежит данная точка (§23);

5). Построить середину данного отрезка (§23);

6).Построить  прямую, проходящую через точку, не лежащую на данной прямой, перпендикулярную этой прямой (задача № 153).  

IV.Закрепление.  Работа по углублению знаний.

  1. . Задачи № 79,80 из р\т.
  2. . Задача ; 150 у доски. Все  выполняют построение в … адях.

        M1

                                                               

 M2

         P              r     Q

две, одна, ни одной

 точек пересечения  

2-х окружностей.

  1. . Самостоятельное решение.

1-й уровень: 148, 151. 155

2-й уровень: 155.

V.Домашнее задание: §22,23, в.17-21, №№ 153 +р\т. + доп. задачи.

1-й уровень: №№ 81, 82  и  83 из р \т;

2-й уровень: №№ 149, 152,154 из учебника.

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок №19\12.

      Тема урока: Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

                             СК. «Азбука экономики». Долгосрочная целевая программа.

Цель урока:1.Закрепить и систематизировать навыки решения задач на применение признаков равенства треугольников;

                      2. Продолжить выработку навыков решения задач на построения с помощью циркуля и линейки.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

1).  Проверить дополнительные задачи ( условия на стр. 116 ПР Н.Ф Гаврилова.:

III. Работа по углублению знаний.

1). Решение задач по готовым чертежам ( рисунки на доске заранее или на планшетах);

Стр. 117, ПР Н.Ф. Гавриловой (условия к рисункам).

№ 2.174.        № 2.175.        № 2.176

        

№ 2.177.                                        К   № 158 – из учебника.

      2).СК. «Азбука экономики». Долгосрочная целевая программа. СК. «Азбука экономики». Долгосрочная целевая программа.

III. Самостоятельное решение задач.

1-й уровень: №№ 175, 159, 162- из учебника;

2-й уровень: №№ 157, 160, 162, 163 – из учебника.

IV.Домашнее задание.

  1. Решить задачи: №№ 156, 161, 164.
  2. Дополнительная задача № 166.

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 20\13.

Тема урока: Решение задач. Подготовка к контрольной работе по теме: «Треугольники».

Цель урока:1.Систематизировать  знания по темам второй главы, устранить пробелы в знаниях учащихся;

                      2. Подготовить учащихся к контрольной работе.      

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II . Проверка домашнего задания.

1).  Закрепление темы «Задачи на построение»

2).  №№ 181, 183 ( фронтальная работа с классом).

№ 181.

Дано: радиус окружности; точки А и В.

        В

             R

   А •        •О

Построить : окружность с радиусом R,  проходящую через точки А и В.

-Что нужно знать для построения искомой окружности?(центр, а радиус дан).

-Как относительно друг друга расположены центр окружности ( пусть это будет точка о) и заданные точки А и В (они образуют равнобедренный треугольник АОВ с основанием АВ и боковой стороной, равной заданному радиусу).

-Составьте план построения искомой окружности.

План построения:

1)Построить равнобедренный ∆АОВ с основанием АВ и боковой стороной АО,  равной заданному радиусу.

2). Построить окружность с центром в точке О и радиусом  R. Полученная окружность  - искомая.

Построить искомую окружность учащимся (двум).

№ 183.

Построение:

  1. Соединим точки А и В отрезком АВ.
  2. Т.к. вершина С лежит на окружности, а АС = РQ, то начертим окружность с центром в точке А и радиусом, равным РQ.

а)если окружность пересекает данную окружность в двух точках ( С1 и С2), то искомых треугольников также будет два: ∆АВС1 и ∆ АВС2.

б) если построенная окружность имеет одну общую точку с заданной окружностью , то эта точка и будет точкой С1 и значит , можно построить один ∆АВС.

в) если окружности не пересекаются, то в этом случае задача не имеет решения.

№ 175.

Решение:

1). ∆ОАД = ∆ ОВС по двум сторонам и углу между ними (ОД = ОС, ОВ = ОА,  

ے О – общий), следовательно, ےОДА =   ے    .   ОСВ

2).ےВДЕ =ےАСЕ, ےВЕД =ے   . АЕС, значит, ےЕВД = 1800 – ے Е- ے Д = 1800 –ےЕ -

- ے С = ے ЕАС.  ∆ВЕД = ∆АЕС по стороне и прилежащим к ней углам. Отсюда ВЕ =АЕ.

3) ∆АОЕ = ∆ВОЕ по трём сторонам  . Значит, ے ВОЕ =ے ЕОА, то есть  ОЕ – биссектриса ے YОХ.

Построение:

Чтобы построить биссектрису угла, нужно тотложить на его сторонетдве пары равных отрезков ти соединить концы этих отрезков  так, чтобы они пересекались. Луч, проходящий через вершину угла и точку пересечения полученных отрезков, является биссектрисой угла.

№ 177.

Доказательство:

В        В1

        L        L1

А                                    С        А1        С1

        К           К1

∆АВС = ∆А1 В1 С1 по двум сторонам и углу между ними ( АВ = А1В1,  АС = А1С1,

ے А = ے А1  ).

а) ∆ LКС = ∆ L1 К1С1 по двум сторонам и углу между ними ( LC = L1C1)  по условию.

ے С =ے С1   из равенства треугольников АВС  и А1В1С1     КС=АС – АК= А1С11К1 +

 =К1С1). Поэтому КL = K 1L1 /

б) ∆ LCA = ∆L1C1A по двум сторонам и углу между ними (LC= L1C1,  АС=А1С1, ے

ے С = ے С1), значит,  АL = А1L1.

№ 178, № 179 (ПР П.Ф. Гаврилова, стр. 117).

        А

Р        Q

В        С

        Х

III. Домашнее задание.

  1. Решить задачи: №№ 168, 170, 172.
  2. Дополнительная задача № 174.

                                   Дополнительные задачи:

      1. Решение задач по готовым  чертежам. Рисунки на доске заранее ( отдельным ученикам на листах.

Задача № 157.

        Дано: ∆ АВС -равнобедренный

                                                                              АС > АВ на 2 см;                              

                  В                                                         АС < АВ +ВС на 3 см.

                   Найти  стороны ∆ АВС

          А                  

Решение:

        Пусть ∆ АВС –равнобедренный (АВ=ВС), тогда

        АС = АВ +2 см,   АС = АВ + ВС – 3 см. Но АВ = ВС,

А                              С                  поэтому  можно составить  равенство :

АВ + 2 см = 2 АВ – 3 см, откуда АВ = 5 см. Тогда ВС = 5 см, АС = 7 см. (Ч.Т.Н.)

Ответ: 5 см, 5 см, 7 см.

Задача № 162(а).

                                                         1)  Дано: ∆ АДЕ –равнобедренный; ДЕ – основание.

          Док-ть:  угол Д = углу Е

        А          Док –во:

                                                              Угол Д =  углу Е как углы

                                                               при основании  равнобедренного ∆-ка.        

         

              Д        В             С     Е

                               

2) ∆ АДЕ  = ∆ АЕС п двум сторонам  и углу между ними ( АД = АЕ, ДВ = СЕ, угол Д = углу Е), следовательно, АВ = АС, угол САД = углу ЕАС.

30  Угол САД = углу САД + угол ДАВ, угол ВАЕ = углу ЕАС + угол САВ, но угол ДАВ = углу ЕАС, поэтому  угол САД = углу ВАЕ. Итак, АВ = АС, угол САД = углу ВАЕ.  

Задача № 162(б)

        

Д   В                       С     Е

Задача № 160.

        К

   А        

                                                                        Задача № 163.

        B

        М            N

                                                А                К                 С

Сверхзадачи темы № 2:треугольники:

Введение понятия  теоремы; выработка умения  доказывать  равенство треугольников с помощью  признаков; вести новый класс задач:  на построение  с помощью циркуля и линейки; обучение  доказательности  рассуждений.  Применение признаков равенства треугольников на задачах с готовыми чертежами.

Глава 2.Треугольники  ( 14 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 21\14.

Тема урока: Контрольная  работа по теме: «Треугольники».

Цель урока:1.Проконтролировать   знания и учебные навыки по теме «треугольники».

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

1-й уровень.

Вариант1.

  1.  Дано: АО =ВО, СО = ДО, СО = 5 см, ВО = 3 см, ВД = 4 см ( см рис.).

     Найти : периметр  ∆САО.

С        В

        О        Д

     А

2. В равнобедренном треугольнике АВС точки К и М являются серединами боковых сторон АВ и ВС соответственно . ВД – медиана треугольника . Докажите, что ∆ВКД = ∆ВМД.

3. Даны  неразвёрнутый угол и отрезок. На сторонах данного угла постройте точки, удалённые от вершины угла на расстояние, равное половине данного отрезка.

4.* Прямая МК разбивает плоскость на две полуплоскости . Из точек М и К в разные полуплоскости проведены равные отрезки МА и КВ., причём ےАМК = ےВКМ. Какие из высказываний верные?

а) ∆ АМК = ∆ АКВ ;  б) ے АКМ = ے ВМК;   в) ∆ МКА = ∆ КМВ; г) ے АМВ = ے КМВ.        

______________________________________________________________________

1-й уровень.

Вариант 2.

1. Дано: АВ =СД, ВС = АД, АС = 7 см, АД = 6 см, АВ = 4 см ( см рис.).

     Найти : периметр  ∆ АДС.

        В

         

        С

        А

            Л

  1. В равнобедренном треугольнике АВС точки К и М являются серединами боковых сторон АВ и ВС соответственно . ВД – медиана треугольника .

Докажите, что ∆ АКД = ∆ СМД.

3. Дан неразвёрнутый угол и отрезок. На биссектрисе  данного угла постройте  точку , удалённую от вершины угла на расстояние, равное данному отрезку.

4.* Прямая АВ  разбивает плоскость на две полуплоскости . Из точек А и  В в разные полуплоскости проведены равные отрезки АД  и ВС., причём ے     ВАД= ے  . АВС Какие из высказываний верные?

а) ∆ САД = ∆ ВДА ;  б) ے ДВА = ے САВ;   в) ے ВАД  = ے ВАС;   г) ے АДВ = ے ВСА.

2-й уровень.

Вариант 1.

1. В равнобедренном треугольнике с периметром 48 см боковая сторона относится к основанию как 5:2. Найдите стороны треугольника.

2. Дан неразвёрнутый угол и отрезок. Постройте все точки, удалённые от вершины угла на расстояние, равное четверти данного отрезка.  

3. В треугольнике АВС  АВ =ВС . На медиане ВЕ отмечена точка М, а на сторонах АВ и ВС – точки Р и К соответственно ( точки Р, М,К не лежат на одной прямой). Известно, что ےВМР =

ےВМК. Докажите, что :

а)углы ВРМ и ВКМ равны;  б) прямые РК и ВМ взаимно перпендикулярны.

4.*Как с помощью циркуля и линейки построить угол в 670 30 ?

_________________________________________________________________________________

2-й уровень.

Вариант 2.

1. В равнобедренном треугольнике с периметром  56 см основание  относится к боковой стороне  как2:3. Найдите стороны треугольника.

2. Дан неразвёрнутый угол и отрезок. Постройте все точки, удалённые от вершины угла на расстояние, равное  трём четвертям  данного отрезка.  

3. На высоте равнобедренного  ∆ АВС , проведённой к основанию АС, взята точка Р, а на стороне АВ и ВС  -  точки М и К соответственно  ( точки М, Р и К не лежат на одной прямой). Известно, что  ВМ =ВК.

Докажите, что :

а) углы ВМР и ВКР равны;  б) углы КМР и РКМ равны.

4.*Как с помощью циркуля и линейки построить угол в 11015»?

1-й уровень.

Вариант1.

  1.  Дано: АО =ВО, СО = ДО, СО = 5 см, ВО = 3 см, ВД = 4 см ( см рис.).

     Найти : периметр  ∆САО.

2. В равнобедренном треугольнике АВС точки К и М являются серединами боковых сторн АВ и ВС соответственно . ВД – медиана треугольника . Докажите, что ∆ВКД = ∆ВМД.

3. Даны  неразвёрнутый угол и отрезок. На сторонах данного угла постройте точки, удалённые от вершины угла на расстояние, равное половине данного отрезка.

4.* Прямая МК разбивает плоскость на две полуплоскости . Из точек М и К в разные полуплоскости проведены равные отрезки МА и КВ., причём ےАМК = ےВКМ. Какие из высказываний верные?

а) ∆ АМК = ∆ АКВ ;  б) ے АКМ = ے ВМК;   в) ∆ МКА = ∆ КМВ; г) ے АМВ = ے КМВ.        

______________________________________________________________________

1-й уровень.

Вариант 2.

  1.  Дано: АВ =СД, ВС = АД, АС = 7 см, АД = 6 см, АВ = 4 см ( см рис.).

     Найти : периметр  ∆ АДС.

  1. В равнобедренном треугольнике АВС точки К и М являются серединами боковых сторон АВ и ВС соответственно . ВД – медиана треугольника .

Докажите, что ∆ АКД = ∆ СМД.

3. Дан неразвёрнутый угол и отрезок. На биссектрисе  данного угла постройте  точку , удалённую от вершины угла на расстояние, равное данному отрезку.

4.* Прямая АВ  разбивает плоскость на две полуплоскости . Из точек А и  В в разные полуплоскости проведены равные отрезки АД  и ВС., причём ے     ВАД= ے  . АВС Какие из высказываний верные?

а) ∆ САД = ∆ ВДА ;  б) ے ДВА = ے САВ;   в) ے ВАД  = ے ВАС;   г) ے АДВ = ے ВСА.

_________________________________________________________________________________

2-й уровень.

Вариант 1.

1. В равнобедренном треугольнике с периметром 48 см боковая сторона относится к основанию как 5:2. Найдите стороны треугольника.

2. Дан неразвёрнутый угол и отрезок. Постройте все точки, удалённые от вершины угла на расстояние, равное четверти данного отрезка.  

3. В треугольнике АВС  АВ =ВС . На медиане ВЕ отмечена точка М, а на сторонах АВ и ВС – точки Р и К соответственно ( точки Р, М,К не лежат на одной прямой). Известно, что ےВМР =

ےВМК. Докажите, что :

а)углы ВРМ и ВКМ равны;  б) прямые РК и ВМ взаимно перпендикулярны.

4.*Как с помощью циркуля и линейки построить угол в 670 30 ?

_________________________________________________________________________________

2-й уровень.

Вариант 2.

1. В равнобедренном треугольнике с периметром  56 см основание  относится к боковой стороне  как2:3. Найдите стороны треугольника.

2. Дан неразвёрнутый угол и отрезок. Постройте все точки, удалённые от вершины угла на расстояние, равное  трём четвертям  данного отрезка.  

3. На высоте равнобедренного  ∆ АВС , проведённой к основанию АС, взята точка Р, а на стороне АВ и ВС  -  точки М и К соответственно  ( точки М, Р и К не лежат на одной прямой). Известно, что  ВМ =ВК.

Докажите, что :

а) углы ВМР и ВКР равны;  б) углы КМР и РКМ равны.

4.*Как с помощью циркуля и линейки построить угол в 11015»?

Сверхзадачи темы № 3:параллельные прямые:

Введение понятие  параллельных прямых; создать  представление об аксиомах и аксиоматическом  методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Глава 3.  Параллельные прямые (9 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 22\1.

Тема урока: Коррекция умений, навыков по теме: треугольники.

                       Признаки параллельности  прямых.

Цель урока: устранение пробелов в знаниях учеников;

        Совершенствование навыков  решения задач по теме треугольники.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II. Подведение итогов к \ работы.

  1. Общий анализ.
  2. План работы над ошибками.

Самостоятельное решение задач с помощью подсказок  в виде чертежей и некоторых условий.                                                                                      В    Доказать: ∆ВКД =∆ВМД

Подсказки для задач 2-го уровня.

Вариант1.        1).    Найти РСАО        2)

С        В

        3

   5        К        М

        0

        4

       А        Д

              А        С

 I           А        Д

                        •

     О                 ОА = ОВ =1\2 РQ

3)        4)     А     •          К

                         •

                        В

Р    •                                            •Q          М           В        

             а) ∆АМВ = ∆АКВ;      б)ےАКМ =ےВКА;

              в) )∆МКА = ∆ КМВ;     г)ے АМВ= ےКВМ

              В  

Вариант2.              С        3) OA=PQ

1).  Найти РАДС         2)        ے1 =ے2

              7        О         1        A

В        Д        К        М         2  

4        6

           А        С        Р                           Q

       А

Подсказки для задач 2-го уровня. Стр. 128, ПР Н.Ф. Гаврилова.

Вариант1.

1).              В        АВ : АС=5:2,  РАВС = 48, РАВС = АВ + ВС +АС.

        Ответ: АВ =АС = 20 см, АС = 8 см.

    5х             5х

А        С

           

3).

        В          а) ∆ВРМ = ∆ВКМ по стороне и прилегающим к ней углам ( доказать,

                                  что ےРВМ =ےКВМ).

        б) доказать, что ∆ РВК – равнобедренный  с основанием                                    

        Р        К        РК, а ВД –высота ∆РВК ( Д - точка пересечения РК и ВМ).

              М

А        С

4)        Д           Е                1)ےВОД = 90 0(ДО ┴ АВ).

С        2) СО – биссектриса ےВОД, тогда ے СОД = 450,

        ےДОА = 900, а ےСОА = 1350.

В        А

        О        3) 135 : 2 = 670 30. Е –биссектриса ےСОА, ےАОЕ =670 30.

Вариант 2.

        В        АС : АВ = 2:3, РАВС = 56см, РАВС = АВ + ВС + АС.

                                     Ответ:  АВ  =ВС = 21см, Ас = 14 см.

         3х        3х

     А        С

       

  1. а) ∆ВМР = ∆ ВКР по двум сторонам  и углу между ними

(  доказать, что ےМВР =ےКВР)

        В        б)доказать, что ∆МКР – равнобедренный с основанием МК.

        В        С        1)ےАОВ = 900.

                        4)              Д        2)СО –биссектриса ےВОА,

               М               К        Р        ےСОА =450.

        А        3)ДО –биссектриса ےСОА,

                        Р        О

        ےДОА = 22030 ; 4) РО – биссектриса ےДОА, ےРОА=11015

         А        С

III. Изучение нового материала.

1.Решение тестовых заданий с последующим обсуждением. Стр. 133 ПР Н.Ф. Гавриловой.

2. Секущая по отношению к прямым; накрест лежащие углы, односторонние углы, соответственные углы ( см рис. на стр. 134 ПР Н.Ф. Гавриловой.

        а        а        1    в        а        1         2

        1    2        3            2        3    4

         4            4

        3

        в        5    6        с        5   6         9  10         в        5    6

                     8    7                        7    8             12   11           7    8

          с

3.Доказательство признаков параллельности прямых.

3.1.Признак параллельности прямых, использующий накрест лежащие углы ( доказывается по учебнику).

3.2. Признак параллельности прямых, использующие односторонние углы и соответственные углы, можно в виде задач на доказательство:

№1        а        №2        а

        1        1

        b         b

        2        2

с        b

IV. Закрепление изученного.        с

  1. Задачи на готовых чертежах.                                          А                             Дано:

№1.      с        Дано:        ے1 = 320, ے2 = 320.   № 2        1       ے1=480, ے2=1320

        1         Доказать: а ‖ в.        Доказать: а ‖ в.

        а        2        b         2

        b

        с

№3.        а       1                Дано:        ے1 = 470, ے2 = 1330.  

                            3        Доказать: а ‖ в.

        4

        b        5

            2

        с    

№ 4.        а        №5.            А        В

        α

        

          b        180 - α

        Д        С

        В

№6.        №7.

                    А                О

        С

Д

        В

№8.

        С

       А

        Д

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание.______________________________

Сверхзадачи темы № 4:соотношение между углами и сторонами треугольника.

Рассмотреть новые и интересные свойства  треугольников; изучить теорему о сумме углов  треугольников; установить свойства  и признаки равенства прямоугольных треугольников ,  равноудалённость точек параллельных прямых , использование свойств в задачах на построение

Глава 4. Соотношение между углами и сторонами треугольника.

 (16 часов).

Геометрия. 7 класс. 20_____/ 20_____ учебный год. «_______________».

Урок № 32\2.

Тема урока: Сумма углов треугольника. Решение задач.

Цель урока: 1). Ввести понятие остроугольного, прямоугольного, тупоугольного треугольников;

                        2). Совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника.

Оборудование, наглядность: учебник, чертежные принадлежности, решения задач с\ работы на печатных листах, рабочие тетради с печатной основой, учебник.

Примечание: делать ксерокопии условий задач с чертежами всех уровней.                  

Ход урока.

I. Организация класса. Сформулировать тему и  цели урока.

II. Повторение.

Проверка д \ задания. В 1.2, №№224, 228-а, 230; доказать теорему о сумме углов треугольников. ПП Н.Ф. Гавриловой, стр.186.

III.Изучение нового материала.

1.Устный тест.

2. Введение понятий гипотенуза, катеты прямоугольного треугольника.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Устно решить задачу 232- устно.
  2. №129 –из р\т
  3. № 231- письменно.
  4. Решение задач на готовых чертежах. ПП Н.Ф.Гавриловой.Стр.188 – по уровням.

V. Домашнее задание. § 31. В 3-5. Решить задачи №№и120, 121, 123 – из р \т – 1 уровень, №№ 233, 235 –из учебника- 2 уровень.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока геометрии в 7 классе по теме: "Начальные геометрические сведения" с применением ИКТ

АннотацияТема урока: «Начальные геометрические сведения».Тип урока:  урок  обобщения и систематизации знаний.Форма проведения: урок-игра.Форма работы на уроке: индивидуальная, коллекти...

Карточки для теоретического опроса по геометрии по теме "Начальные геометрические сведения"

Карточки для теоретического опроса по геометрии по теме "Начальные геометрические сведения" в 7 классе...

Контроль знаний учащихся по теме "Начальные геометрические сведения""7 класс

Карточки по теме" Начальные геометрические сведения". "Первый признак равенства треугольников "," Многоугольники" для учащихся 7 класса....

Урок геометрии .7 класс. Тема«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ».

Урок геометрии . 7 класс  ТЕМА: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ». Цели: 1.      Обучающая – создать условия для формирования умений и ...

Геометрия. 7 класс. Зачетная работа. Начальные геометрические сведения. Треугольники.

Задача данной зачетной работы - проверка базовых знаний учащихся по указанным темам....

Геометрия 7. Сумма углов треугольника. Параллельные прямые

Материал для работы на уроке в группах для совместного обсуждения и решения...

Круговой зачет по геометрии "Треугольники. Параллельные прямые"

Данный зачет можно провести в конце изучения тем «Треугольники», «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника», «Параллельные прямые», «Задачи»  как...