Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"
учебно-методический материал по геометрии (5 класс) на тему

Казанцева Татьяна Ассеровна

Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольники и презентация по истории треугольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ЦАРСТВЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
(2-е занятие)

Общая характеристика учебного занятия

Тема

В царстве треугольников

Цели занятия

Развитие умения выполнять чертежи геометрических фигур, познавательного интереса, воображения; привитие интереса к геометрии, расширение кругозора

Основное содержание темы, термины и понятия

Понятия разностороннего, равностороннего, равнобедренного треугольника

Планируемый
результат

Предметные

УУД

Развивать знания о треугольниках и их свойствах

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; позитивное отношение к результатам обучения в рамках изученной темы.

Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с поставленной целью; работа с использованием алгоритма; проведение взаимопроверки, взаимооценки и корректировки учебного задания.

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать со сверстниками; уважительное отношение к другому мнению; обосновывать свое мнение, используя термины в рамках учебного диалога.

Познавательные: осуществлять выбор критериев для сравнения; проводить классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения; развивать познавательный интерес и воображение, прививать интерес к геометрии; формировать пространственные и геометрические представления и понятия, чертежные и графические умения и навыки; расширять математический кругозор.

Межпредметные связи

Учебный предмет
(курс)

Формы работы

Ресурсы

Геометрия, ИКТ

Фронтальная, индивидуальная

Чертёжные инструменты, бумажные модели треугольников, слайды с рисунками, ПК, интерактивная доска, проектор.

Структура учебного занятия (этапы)

Виды деятельности на этапе

Планируемые
результаты

Содержание

Мотивационный этап

Организация учащихся, мотивация
к освоению нового.

Актуализация
знаний

Обеспечение мотивации к учению, принятие учащимися целей урока. Создание благоприятного психологического настроя на работу. Формирование практического навыка

1 слайд: «Три точки с вами мы поставили

                  Так, чтобы были врозь они.

                  И, взяв линейку и угольник,

                  Мы нарисуем …….(треугольник)

 - Как вы считаете, чему будет посвящено наше занятие? С какой фигурой продолжим знакомиться? (Наше занятие посвящено царству треугольников. Продолжим знакомиться с его жителями)

Формирование практического навыка.

– Отметьте в тетради 3 точки: А, В, С не лежащие на одной прямой.

– Начертите один треугольник так, чтобы эти точки являлись его вершинами, а  другой треугольник так, чтобы точки лежали на сторонах треугольника.

В

                                                                   А                     С

– Назовите элементы треугольника. (вершины, стороны, углы)

Актуализация знаний.

– Какие виды треугольников вы знаете? (Остроугольные, тупоугольные, прямоугольные.) 

– Найдите среди моделей лежащих у вас на столе остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники. Постройте свои треугольники в тетрадях и обозначьте их.

Этап учебно-познавательной деятельности

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний. Определение типа треугольника
по сторонам

Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запоминания темы

Представление домашнего задания группами.

1-я группа. Модели треугольников.

2-я группа. Показ презентации «История треугольника».

3-я группа. Чтение собственных сказок по теме «В царстве треугольников».

Обсуждение результатов работ.

Практическая работа.

– Мы уже знаем классификацию треугольников по углам. Сегодня рассмотрим другую классификацию. Проведём мини исследование.

Учащиеся работают с моделями треугольников: № 1 – равносторонние, № 2 – разносторонние, № 3 – равнобедренные.

Задание.

– Измерьте линейкой стороны треугольников и запишите данные в тетрадь. Сделайте
вывод.

– Что можно сказать про треугольники, представленные под № 1? (У них все стороны
равны.)
 

– Как можно назвать такие треугольники? (Равносторонние.)

Аналогично проводится работа с другими треугольниками

Физкультминутка

Смена видов деятельности в игровой форме

Снятие утомляемости у учащихся

Физкультминутка «Кошечка».

Исходное положение: сидя на стуле, прогнуться в пояснице, кисти рук к плечам.
Вдох – потянуться, руки вверх, ладошки тянутся к солнцу, прогнуться в позвоночнике.
Выдох – кисти рук к плечам, локти свести вперед

Этап закрепления практических навыков

Обоснование своего мнения при ответе на поставленный вопрос

Установление правильности и осознанности изучения
темы

Слайд №2

– Назовите ошибочные утверждения:

 Треугольники классифицируются по сторонам: прямоугольные, тупоугольные, остроугольные.

 Треугольники классифицируются по углам: прямоугольные, тупоугольные, остроугольные.

 Треугольники классифицируются по углам: равносторонние, равнобедренные, разносторонние.

 Треугольники классифицируются по сторонам: равносторонние, равнобедренные, разносторонние.

 В любом треугольнике все углы острые.

 В любом треугольнике все углы прямые.

 В равностороннем треугольнике две стороны равны.

 В равностороннем треугольнике все стороны равны.

 В равнобедренном треугольнике все стороны равны.

 В равнобедренном треугольнике две стороны равны.

 В разностороннем треугольнике все стороны разные.

Слайд №3

– На рисунке изображены различные треугольники. Определите на глаз, какие из этих
треугольников являются:

а) равнобедренными;

б) равносторонними;

в) разносторонними.

Контроль и оценка результатов деятельности

Осуществление обратной связи
через выполнение самостоятельной
работы

Умение применять знания, осуществление самоконтроля
выполнения

Самостоятельная работа (по вариантам).

– Постройте треугольники:

1-й вариант – остроугольный и равнобедренный;

2-й вариант – тупоугольный и разносторонний.

Взаимопроверка производится в паре

Игровой этап

Актуализация предыдущих знаний
в игровой форме

Снятие утомляемости, развитие творческих способностей,
логики и сообразительности

 - Следующий этап нашего занятия игровой.  В нашем царстве треугольников есть 3 острова, где вы можете побывать. 1-ый остров – страна «Танграмия», где вы можете из моделей треугольников сложить различные фигурки. 2–ой остров – страна «Флексагон». Это интересная геометрическая игрушка, которая состоит из треугольников и меняется, выворачивается на изнанку. Название этой игрушки произошло от английского слова to fleks, что означает складываться, гнуться. Другими словами, Флексагон - гнущийся многоугольник. Флексагон   обладает удивительной способностью внезапно менять свою форму и цвет. Вы сможете на этом острове его изготовить. А поможет вам в этом Караченцев Витя, ученик 5а. 3-ий оствров – страна «Компьютерная», где вы сможете сложить различные фигуры из треугольников с помощью компьютерной программы.

Подведение итогов занятия (рефлексия)

Рефлексия деятельности и умение
подвести итог
занятия

Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Подведение итогов урока и самооценка.

– Представьте себе, что вы путешествуете по стране Геометрии и вам предложили сделать репортаж о его жителях – треугольниках. О чем бы вам захотелось рассказать? Что больше всего вам запомнилось, понравилось?

Домашнее задание

Выполнить аппликацию из разных видов материалов (с использованием
треугольников)



Предварительный просмотр:

Умный треугольник

В удивительный стране Геометрия жила фигура по имени прямоугольный треугольник. Собрался он однажды покорить вершину горы. Ранним утром, треугольник отправился в дальний путь. И вот перед ним высокая гора.

Он думает: «Как ему покорить гору? Снаряжение забыл дома. Как же забираться на гору?» И тут он слышит: «Это говорит дух горы. Если ты решишь мою задачу, то я подниму тебя». «Ну ладно.» - ответил Треугольник. Дух горы задал вопрос: «Найди периметр равностороннего треугольника, если одна его сторона равна 33 см». Треугольник долго не думал и сказал: «У треугольника 3 стороны. Значит, 33 надо умножить на 3, равно 99 см».

Дух горы поднял треугольник на вершину. Там он увидел двух своих братьев остроугольного и тупоугольного треугольников, которые не могли решить задачу, чтобы спуститься вниз.

Умный прямоугольный треугольник решил им помочь. Дух горы промолвил: «Найди периметр квадрата, если его сторона 50 см».  И треугольник начал рассуждать: «У квадрата 4 стороны, значит 50 надо умножит на 4, равно 200 см». Треугольник ответил правильно и дух горы спустил всех на землю.

Треугольники сказали ему: «Пока» и пошли дальше по дороге. На встречу им идет овал и говорит: «Я вас дальше не пущу, пока вы не ответите на мой вопрос». «Ладно.» - согласились треугольники.  «Задавай свой вопрос». «Как найти диаметр окружности, если её радиус равен 3см?»  «Я знаю! Я знаю!» -закричал остроугольный треугольник. «Надо 3 умножить на 2 получиться 6 см». «Молодцы!» - похвалил их овал и пропустил.

Они пошли дальше по дороге и дошли до своего города. Там все жители очень обрадовались их приходу и устроили праздник. Вот и сказке конец, кто слушал, тот молодец!

(автор: Мирошников Никита, 5д)

Математическая сказка про треугольники.

В некотором царстве, тридесятом государстве, в стране Геометрия жили – были, не тужили шесть братьев – треугольников: Прямоугольный, Равнобедренный, равносторонний, Остроугольный, Тупоугольный и Разносторонний.

Жили они дружно, во всём друг другу помогали. Но однажды поселилась в их доме Смута-Баламута, с ветром залетела, за угол зацепилась. И стала сеять Смута-Баламута в доме треугольников семена раздора: давай каждому брату на ухо нашёптывать, что он из всех треугольников самый важный, самый главный, что другие-де братья его не уважают. Не ценят, себя выше всех считают.

И так каждому брату – треугольник наговаривал.

Разобиделись треугольники друг на друга, стали отношения выяснять, шум-гам на всё царство-государство подняли…

До того дошло, что братьями себя считать перестали, говорят: «Какие же мы братья. Мы ведь абсолютно разные, совсем не похожи – и углы у нас разные, и стороны.»

Про все дела свои в ссоре забыли. И во всём царстве-государстве начался беспорядок: исчезли треугольные крыши домов и башен. Исчезли наконечники копий и стрел, даже исчезла корона короля… В общем, все предметы, в которых были треугольные формы – исчезли. И тогда уже во всей стране веселилась Смута-Баламута.

И собрал тут король советников своих, стали думать, как помирить братьев-треугольников, прогнать Смуту-Баламуту и восстановить порядок.

Позвали они на помощь ученика 5 класса Петю.

И стал Петя задачки трудные треугольникам загадывать, чтобы доказать, что все они похожи и что они братья.

- Первая вам задачка – что такое треугольник?

- Это фигура, которая состоит из 3 точек, не лежащих на одной прямой, и 3 отрезков, попарно соединяющих эти точки – сказал Прямоугольный треугольник. - И эта фигура - я!

- Нет, это я! – одновременно выкрикнули 5 братьев.

- Вот видите, так можно сказать про любой треугольник! – сказал Петя.

- И в этом вы похожи.

- Нет, мы разные! – упирались и сердились братья.

- Хорошо, вот вам вторая задача. Как найти периметр треугольника?

- Периметр треугольника равен сумме длин его сторон! – хором закричали братья – треугольники.

- Вот вам и ещё одно сходство. – сказал Петя.  – третья задача: чему равна сумма углов треугольника?

Братьям на помощь поспешил Транспортир. Они долго измеряли свои углы, крича при этом. Что не могут быть они одинаковыми. Ведь один из них – остроугольный, другой – прямоугольный, третий – тупоугольный, на говоря уже про равнобедренный и разносторонний. Но в итоге всё же получилось. Что сумма углов равна 180 градусов.

- Это третье доказательство того, что вы похожи, несмотря на то, что вы такие разные.

Задумались братья, успокоились. Друг на друга посмотрели.

- А ведь правда, несмотря на то, что мы разные, мы ведь треугольники! У нас много общего! – сказали братья хором.

И как только они помирились, подул ветер сильный, и унёс Смуту-Баламуту из царства – государства.

А братья – треугольники опять взялись за свои дела – и вновь у домов и башен появились крыши, на голове царя засияла корона.

 И снова в царстве наступил мир и порядок.

(автор: Караченцев Витя, 5а)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ Гимназия № 13 История возникновения треугольника Выполнили Столярова Марина и Ленский Виталий г. Томск 2014 г.

Слайд 2

Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, т. к. эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни. Основными элементами треугольника ABC являются: Вершины - точки A, B, и C; Стороны - отрезки a = BC, b = AC и c = AB, соединяющие вершины; Углы , образованные тремя парами сторон. Углы часто обозначают так же, как и вершины, - буквами A, B и C.

Слайд 3

Прямоугольный треугольник занимал почетное место в Вавилонской геометрии. Стороны прямоугольного треугольника: гипотенуза и катеты. Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «ипонейноуза», обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от образа древнегреческих арф, на которых струны натягиваются на концах двух взаимно-перпендикулярных подставок. Термин «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означает начало «отвес», «перпендикуляр».

Слайд 4

В Древней Греции уже был известен способ построения прямоугольного треугольника на местности. Для этого использовали веревку, на которой были завязаны 13 узелков, на одинаковом расстоянии друг от друга.

Слайд 5

Древние землемеры выполняли геометрические построения, измеряли длины и площади. Изображение треугольников и задачи на треугольники встречаются в египетских папирусах, которым более 4000 лет, в старинных индийских книгах и других древних документах. Уже тогда была известна теорема, получившая впоследствии название теоремы Пифагора, которая применялась для построения прямых углов на местности с помощью веревочного треугольника со сторонами 3, 4, 5 (египетский треугольник).

Слайд 6

Теорема Пифагора Великий древнегреческий ученый Пифагор родился на острове Самос в VI веке до н.э. Если дан нам треугольник, И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим – И таким простым путем К результату мы придем.

Слайд 7

Через 2000 лет в древней Греции учение о треугольнике достигает высокого уровня. Известны такие древнегреческие ученые, как Архимед, Пифагор, Фалес. Учение о треугольнике развивалось в ионийской школе, основанной в VII веке до нашей эры Фалесом, затем в школе Пифагора. Древние греки решили упорядочить накопленные сведения о треугольнике и написали много трудов. Наиболее совершенной оказалась работа Евклида "Начала"(365-300 до н.э.).

Слайд 8

"Начала" Евклида состоят из тринадцати книг (отделов, или частей). В 1-ой книге рассматриваются основные свойства треугольников, прямоугольников, параллелограммов и производится сравнение их площадей. Заканчивается книга теоремой Пифагора.

Слайд 9

Фалес Милетский жил в самом конце 7 - первой половине 6 в. до н. э. Фалес был уроженцем греческого торгового города Милета, расположенного в Малой Азии на берегу Эгейского Моря. Важнейшей заслугой Фалеса в области математики, перенесение им из Египта в Грецию первых начал теоретической элементарной геометрии. - вертикальные углы равны. - углы при основании равнобедренного треугольника равны; - треугольник определяется стороной и прилежащими к ней двумя углами. - диаметр делит круг на две равные части.

Слайд 10

Какие выводы можно сделать? Треугольник - простейшая плоская фигура: три вершины и три стороны. Но с древнейших времен и до наших дней математики занимаются изучением треугольника. За это время было сделано много важных открытий и даже создана новая наука – тригонометрия… Можно сделать вывод: треугольник важнейшая и неисчерпаемая фигура в геометрии. Открытие в геометрии треугольника есть и в прошлом веке. В 1904 году американский математик Ф.Морли вывел теорему теоремы о замечательных точках треугольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Тема занятия: личностные компетенции учащихся  на интегрированном уроке иностранного языка....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Рукоделие" 4 класс

Технологическая карта занятия и презентация к занятию по внеурочной деятельности "Рукоделие" на тему "Вышивка изонить"...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в 6 классе ( "Занимательная математика") " Магические квадраты".

Данное занятие преследует следующие цели: знакомство с историей возникновения "магических" , "волшебных" квадратов; научить составлять квадраты 3-го порядка; развитие наблюдательно...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»Научиться выполнять рыбку в технике оригами с помощью базовой формы «Двойной треугольник»...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Минеральные воды».

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Минеральные воды». Тема внеурочного занятия:   «Минеральные воды» (практическое занятие).  Цель: с...

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе по теме "Треугольник и его виды."

В технологической карте представлен урок изучения новых знаний. Цель урока:создание условий для формирования понятия треугольник, видов треугольника и свойств углов треугольника....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Как заставить воду течь вверх?"

Технологичекая карта заняти внеурочной деятельности, направленного на развитие естественно-научной грамотности....