Конспект урока математики в 5 классе по теме: "Построение ломаной линии и её длина"
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Герасимова Светлана Александровна

Конспект урока математики в 5 классе по теме: "Построение ломаной линии и её длина". Технология интегрированного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postroenie_lomanoy_linii_i_eyo_dlina_5_kl.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения геометрического материала в 5 классе

коррекционной школы VIII вида.

Тип урока: комбинированный.

Главная дидактическая цель:  повторить и углубить знания, фиксировать внимание учащихся на существенных признаках ломаных линий, внутрипредметная и межпредметная связь математики и уроков технологии.

Технология обучения: технология интегрированного обучения

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемный.

Время:1 урок - 40 мин.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Всесторонняя проверка знаний, устный счёт.

III. Сообщение темы урока. Мотивация и целеполагание.

IV. Подготовка к обобщающей деятельности.

V. Обобщение знаний силами учащихся.

VI. Использование обобщённых знаний при решении жизненно-практических задач, заданий в новых ситуациях.

VII. Рефлексия.

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание.

Тема: Построение ломаной линии и её длина.

Цели:

1.Образовательная: Создать условия для совершенствования вычислительных умений и навыков по нахождению длины ломаных линий, повторить виды ломаных линий и их признаки через различные формы, методы и приёмы работы.

2.Практическая: Создать условия для формирования навыков измерения и построения ломаных линий с помощью чертёжно-измерительных инструментов, а также развития умения решать жизненно-практические задачи.

3.Коррекционно-воспитательная:

  1. Создать условия для коррекции пространственного представления, воображения, моторики через моделирование, практические работы; корригировать логическое мышление и связную математическую речь через решение примеров и задач.
  2. Создать условия для удовлетворения потребности учащихся в деятельности. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность и целенаправленность.

Средства обучения: таблицы: «Ломаные линии», карточки с примерами и словами, интерактивная доска, носовой платок, см лента, тесьма, открытки, ножницы, клей, счётные палочки, линейки, карандаши, ластики.

Учебник «Математика 5 класс», изд. Москва «Просвещение», 1997г., авт. М. Н. Перова и Г. М. Капустина.

«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 класс. Сборник 1.» Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г., под редакцией В.В. Воронковой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности кабинета и технического оборудования.

2.Психологический настрой.

Учащиеся: самоконтроль готовности к уроку.

II. Всесторонняя проверка знаний, устный счёт.

1.Решение примеров.

Примеры даны на карточках на доске.

Фронтальная работа.

Учитель называет задание.

- Назовите ответ второго примера из первого столбика

- Сосчитайте первый пример третьего столбика.

- Решите третий пример второго столбика и т. д.

Учащиеся дают полные ответы на вопросы учителя.

2.Беседа по данным примерам. 

- Чем отличаются примеры первого столбика от второго?

- Чем отличаются примеры первого и второго столбика от третьего?

- В первом столбике исключите лишний пример?

- Почему вы так думаете?

- Объясните его решение.

- Во втором столбике исключите лишний пример?

- Почему?

- В третьем столбике исключите лишний пример?

- Почему?

=

- Какие меры длины в этом примере?

= ответ учащихся (мм)

- На каких уроках мы используем данные меры длины?

= ответы учащихся (уроки изучения геометрического материала)

-Что мы измеряем с помощью их?

= ответы учащихся (длину линий, отрезков и т. д.)

После беседы убирает карточки с примерами

Вывод учителя.

-Ваши вычислительные умения и навыки нам сегодня на уроке будут необходимы.

3.Работа по таблице «Линии».

Учитель на интерактивной доске открывает таблицу «Линии» и задаёт вопросы учащимся.

-Назовите и покажите известные вам линии.

Работа по цепочке.

Учащиеся выходят к интерактивной доске показывают линии и называют их.

-Какие линии мы изучаем сейчас?

= ответы учащихся (ломаные линии: замкнутые и незамкнутые)

III. Сообщение темы урока. Мотивация и целеполагание.

  1. Чтение названия темы.

Учитель открывает на доске тему урока.

Учащиеся читают её название.

Оформляют работу в тетрадях.

  1. Беседа (формулировка целей).

-Зачем вам необходимо изучать эту тему?

-Что нужно знать для построения ломаных линий и нахождения их длины?

-На протяжении уже нескольких уроков, что вы учитесь строить?

-Что находите?

Учитель требует от учащихся полных ответов.

Вывод учителя.

-Сегодня на уроке вам необходимо показать ваши знания и умения по данной теме, а также постараться применить их для выполнения различных заданий.

IV. Подготовка к обобщающей деятельности.

  1. Работа с геометрическими фигурами, которые изображены на таблицах.

Учитель вывешивает таблицу на доску.

-Посмотрите внимательно на эту геометрическую фигуру.

-Назовите её.

-Покажите границы этого многоугольника.

Один учащийся выходит к доске и показывает границы многоугольника.

-Какую линию образуют границы пятиугольника?

-Из скольких отрезков состоит эта замкнутая ломаная линия?

-Уберём один отрезок этой ломаной линии.

-Какая геометрическая фигура получилась?

После ответов учащихся учитель убирает данную таблицу и вывешивает другую.

-Покажите её.

Учитель убирает таблицу и на доску вывешивает карточку:

-Каких видов бывают ломаные линии?

=ответы учащихся (замкнутые и незамкнутые)

К доске выходят учащиеся и ставят другие две карточки.

-Соотнесите таблицы с нужными названиями линий.

Учащиеся у доски выбирают нужную таблицу с изображением ломаной линии и ставят под её названием.

-Чем отличается замкнутая ломаная линия от незамкнутой ломаной линии?

После вывода учащихся полученная схема убирается.

  1. Моделирование ломаных линий с помощью счётных палочек или палочек одинаковой длины.

В процессе моделирования учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная работа.

Учитель называет задания, учащиеся на местах их выполняют.

-Смоделируйте квадрат со стороной в 2 отрезка (1отрезок – это 1 палочка).

-Какая ломаная линия получилась?

-Уменьшите квадрат в 2 раза.

-Какая ломаная линия получилась?

-Уберите одну палочку.

-Какая ломаная линия получилась?

-Составьте незамкнутую ломаную линию, состоящую из 7 отрезков, из 3-х отрезков.

  1. Физкультминутка.

-На окружающих предметах класса покажите ломаные линии, называя их вид.

 Учащиеся по цепочке находят ломаные линии, показывают их и называют вид.

  1. Работа с носовым платком.

На магнитную доску вывешивается лист бумаги, на котором английскими булавками наколот носовой платок. Носовой платок имеет форму квадрата со стороной 20 см.

-Что находится на листе бумаги?

-Какую форму имеет носовой платок?

-Известна ли вам длина стороны этого носового платка?

-Какой длины нужна тесьма для отделки этого носового платка?

=ответы учащихся

Учащиеся объясняют, как найти длину тесьмы для отделки.

20 см +20 см + 20 см +20 см = 80 см

-Докажем, что тесьмы нужно 80 см.

-Что для этого нужно сделать?

=ответы учащихся

  • отмерить
  • отрезать
  • наложить

 

Параллельно ответам учащихся 1 учащийся вместе с учителем, у доски, с помощью см ленты  отрезают нужную длину тесьмы количество см и по периметру путём наложения окантовывают носовой платок, используя для этого в углах носового платка магниты для закрепления тесьмы

-Совпадает ли длина нашего отреза тесьмы с общей длиной сторон носового платка?

-На каком учебном предмете вы можете применить эти знания и умения?

-При окантовки носовой платок стал красивее или нет?

-Можно ли такой носовой платок подарить кому-либо (другу, маме, сестре и т.д.)?

=ответы учащихся

Учитель требует полных ответов детей.

V. Обобщение знаний силами учащихся.

Работа по учебнику (в тетрадях и у доски).

  1. Стр.154 №970

Начертите замкнутую ломаную линию из четырёх отрезков. Обозначьте её буквами и определите её длину.

  1. Самостоятельная работа.

Стр.973 №973

Начертите незамкнутую ломаную линию из трёх отрезков длиной 4 см, 6 см, 3 см. Определите длину ломаной линии.

  1. Стр.155 №975

Салфетка имеет форму квадрата. Длина её стороны равна 30 см. Какой длины нужна тесьма для отделки салфетки?

  1. Стр.155 №976

Шарф имеет форму прямоугольника с длиной сторон 60 си и 30 см. Чему будет равна длина бахромы для отделки шарфа?

  1. Фронтальная работа (устно).

Стр.155 № 978

Учащиеся читают задания и дают полные ответы на вопросы.

Какую форму имеет обложка тетради? Проведите пальцем по контуру (границе) обложки тетради. Какую линию вы провели? Сколько отрезков она имеет?

Стр.155 № 979

Возьмите учебник математики. Какую форму имеет обложка этого учебника? Какую линию образуют контуры (границы) этой книги? Найдите длину этой линии.

VI. Использование обобщённых знаний при решении жизненно-практических задач, заданий в новых ситуациях.

Стр.155 № 980

Возьмите открытку. Её нужно окантовать полоской цветной бумаги. Какой длины полоска для этого необходима?

У каждого учащегося на столе лежит открытка, цветная бумага, ножницы, клей, необходимые чертёжно-измерительные инструменты, ластик.

Работа по номеру учебника будет проходить в 2 этапа.

  1. Работа в тетрадях.

=учащиеся измеряют длины сторон открыток

=вычисления записывают в тетрадь

  1. Практическая работа с открытками (дополнительное задание к номеру учебника).
  • Повторение техники безопасности при работе с ножницами.
  • Вырезание из цветной бумаги полос нужной длины  для окантовки открытки.
  • Приклеивание их на открытку.
  • Вычисление этой длины окантовки.

VII. Рефлексия.

Выставка работ учащихся (выставка открыток).

Учащиеся ставят открытки рядом с носовым платком.

-Нравятся ли вам ваши работы.

-Что на уроке было трудным для вас?

-Что получилось отлично или хорошо?

Учитель оценивает работы учащихся.

VIII. Итог урока.

Беседа.

-Какую геометрическую фигуру образует окантовка открыток?

-Пригодятся ли вам полученные знания и умения с уроков математики для уроков трудового обучения?

= ответы учащихся

IX. Домашнее задание.

Стр.155 №981


Герасимова Светлана Александровна

Учитель математики

Высшая категория

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии  специальная (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат VIII вида п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области.

Сценарии уроков.

612814, Кировская область, Верхнекамский район,  п. Светлополянск, ул. Школьная, д. 4, кв. 20.

Учебник «Математика 5 класс», изд. Москва «Просвещение», 1997г., авт. М. Н. Перова и Г. М. Капустина.

«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 класс. Сборник 1.» Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г., под редакцией В.В. Воронковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник  Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...

Конспект урока по счёту на тему: «Прямая и ломаная линия. Отрезок»

В мтериале представлен конспект урока по счёту в 6 классе в школе VIII вида.  Также представлен демонстрационный и раздаточный материал, который был использован на уроке. На каждого ученика был с...

Презентация урока черчения (8 класс) по теме "Построение чертежа на основе анализа формы предмета"

Презентация урока черчения (8 класс) по теме "Построение чертежа на основе анализа формы предмета"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ»

создать логические схемы для предложенных задач и проверить их работоспособность на промышленном контроллере ПР110, формировать умения строить и читать логические схемы устройств, формировать умения п...

Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Построение треугольника по трем элементам"

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: рассмотреть задачи на построение треугольника по трем элементам;совершенствовать навыки решения задач на построение.развитие математического мышления;р...

Тема урока: «Порядок выполнения действий». Конспект урока математики 5 класс

Нам урок пора начать.Пришло время вычислять.И на трудные вопросыВы ответ сумейте дать.Будь внимателен, дружокНачинаем мы урок. Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Вс...