Конспект урока по геометрии ( Атанасян Л.С. и другие, 10-11 класс) 2 часа. Тема урока: Неправильные пирамиды
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему

Скамейкина Ольга Романовна

Конспект урока по геометрии ( Атанасян Л.С. и другие, 10-11 класс) 2 часа.

Тема урока: Неправильные пирамиды

Тип урока: урок решения ключевых задач.

Учебная задача: выявление фактов по теме «Неправильные пирамиды»

Диагностируемые цели:

знает: что такое неправильные пирамиды и ее элементы

умеет: применять знания теоретического  материала к решению задач

понимает:  в различных ситуациях применять те или иные данные теоретические знания

Оборудование: карточки с заданиями, канва-таблица, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_nepravilnykh_piramid_urok_klyuchevykh_zadach.docx186.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по геометрии ( Атанасян Л.С. и другие, 10-11 класс) 2 часа.

Тема урока: Неправильные пирамиды

Тип урока: урок решения ключевых задач.

Учебная задача: выявление фактов по теме «Неправильные пирамиды»

Диагностируемые цели:

знает: что такое неправильные пирамиды и ее элементы

умеет: применять знания теоретического  материала к решению задач

понимает:  в различных ситуациях применять те или иные данные теоретические знания

Оборудование: карточки с заданиями, канва-таблица, презентация

 

МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Прочитайте задачу:  Основанием пирамиды является равнобедренный треугольник с гипотенузой ВС. Боковые ребра пирамиды равны друг другу, а ее высота равна 12 см. найдите боковое ребро пирамиды, если ВС=10 см.

Давай те вспомним, с чего начинаем построение?

Ученики: построения основания, в данном случае, треугольник в основании лежит.

Учитель: Какой это треугольник? Как будем его изображать?

Ученики: произвольно.

Учитель: Как вы считаете, в данной задаче какая нам дана пирамида? Правильная?

Ученики: нет

Учитель: верно, а как в данном случае мы будем изображать высоту, а просто произвольно.

Где будет находиться проекция вершины пирамиды на плоскость основания – это будет и цель, и тема урока.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

И чтобы решить данную задачу, нам необходимо повторить некоторые факты из планиметрии. Давайте посмотрим 1) задание

Учитель: Что называется серединным перпендикуляром?

Ученики: Серединный перпендикуляр — прямая, перпендикулярная к данному отрезку и делящая его на две равные части.

Учитель: Совершено верно

  1. задание :

Учитель: совершенно верно (ответ показывается на презентации). Сформулируйте теорему о 3-х перпендикулярах.

Ученики: Если прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна её проекции, то она перпендикулярна к наклонной.

Учитель: верно, давайте перейдем к 3 вопросу.

  1. Изобразите на доске, в четырехугольной ( произвольной)  пирамиде углы между боковым ребром и основанием ( Вызывается 2 ученика к доске и рисуют на обратной стороне, в это время остальные у себя в тетрадях,  а затем сравнивают)
  2. Правильно, молодцы, следующее задание 4

4 задание:  Чем является О?

 

Ученики: Центром описанной окружности.

Учитель: назовите радиусы?

А всегда ли центр описанной окружности  лежит внутри треугольника? (нет)

 5 задание:  чем является О?

Ученики: центом вписанной окружности.

Учитель:  Назовите радиусы, А всегда ли центр вписанной окружности лежит внутри треугольника?

 (раздается листки с приложения)

Учитель: 1 задача (учитель сам решает задачу, обговаривая условия с ребятами, они записывают все незаполненное в таблице)

  1. Дано:

SABC – пирамида

∟ SAB=∟SAC

Определить: проекцию вершины пирамиды на плоскость основания.

Поиск решения:

Что дано? (углы)

Прием, зпключить в прямоугольные треугольники, проведем SN и SM, так что SM┴ AC, SN┴ AB

(Проговорим:) см. в плоскость АВС=> М и N и получим М, соединим с О=>▲SMO и ▲SNO. Давайте поговорим : какого вида треугольники, почему? SО перпендикуляр к любой плоскости .

Какой мы возьмем угол, где можно сделать вывод о положении точки H

АН – биссектриса =>  Если боковые ребра пирамиды (призмы), образуют равные углы со смежными сторонами основания, то вершина пирамиды проектируется на биссектрису угла, образованными этими смежными ребрами.

Решение:

  1. Пусть SH- перпендикуляр к АВС

SM┴АС, SN┴АВ ( по построению)

  1. ▲ASM=▲ASN (прямоугольные, AS- общая, угол SAB= углу SAC)

SM=SN

  1. ▲SMH=▲SNH (прямоугольные, SH – общая, SM=SN)

MH=NH

  1. HM┴AC, HN┴AB ( по т. О 3-х перпендикулярах)
  2. ▲AMH=▲ANH (прямоугольные, MH=NH, AH- общая)

Угол MAH = углу MAH

AH- биссектриса угла CAB.

Равносильные условия:

∟SAB=∟SAC,

AM=AN,

SM=SN,

∟ASM=∟ASN,

∟SMH=∟SNH,

∟MSH=∟NSH

Выполнение всех этих условий влечет за собой выполнение всех остальных. Все условия и выводы применимы к любой n-угольной пирамиды.

Учитель: Давайте теперь решим другую 2 задачу:

  1. Дано: DABC- пирамида

СД=ВД

ДH- высота

Выяснить: положение точки Н

Решение: (к доске выходим ученик, и с помощью предыдущей задачи и учителя , пытается доказать задачу)

  1. ▲ДСН=▲ДНВ (ДС=ДВ, ДН – общая)
  2. СН=ВН, Н  серединному перпендикуляру НК К отрезку СВ.

а) ∟ДСН=∟ ДВН- углы между боковыми ребрами и основанием

б) ∟ ДСН=∟ ДВН

в) ∟СДН= ∟ ВДН

Все условия и выводы применимы к любой n-угольной пирамиды.

Учитель: Решаем 3 задачу ( учитель сам у доски решает, ученики пытается решить)

  1. Дано:

ДАВС – пирамида

ДС=ДВ=ДА

ДН – высота

Выяснить положение точки Н.

Решение:

▲ДНС=▲ДНВ=▲ДНА

а) СН=ВН=АН, точка Н – точка пересения серединного перпендикуляра в ▲АВС, точка Н – цент описанной окружности.

НА=НВ=НС – радиус

Н – внутри лежит треугольника, если ▲АВС – остроугольный, Н- лежит на середине гипотенузы треугольника, если он прямоугольный, и Н – вне треугольника, если он тупоугольный.

б) ∟ ДСН=∟ ДВН=∟ ДАН

в) ∟ СДН=∟ ВДН=∟ АДН

Все условия и выводы применимы к любой n-угольной пирамиды.

Учитель: (к доске выходит ученик, и с помощью предыдущей задачи и учителя , пытается доказать задачу)

  1. Дано:

ДАВС – пирамида

ДН – высота

∟ ДАС = ∟ ДАВ

∟  ДВС=∟ ДВА

∟ ДСА= ∟ ДСВ

Выяснить положение точки Н

Решение:

  1. Н – точка пересечения биссектрисы ▲АВС (см. задачу №1)

Н – центр вписанной окружности

  1. НМ=НN- радиус вписанной окружности
  2. ▲ДМН=▲ДNН ( прямоугольные, по 2 катетам)

а) ДМ=ДN =…( ученики остальные условия записывают дома)

б) ∟ ДМН=∟ ДNН= …(...)

в) ∟ МДН=∟ NДН=…(…)

условия все равносильны и выполняются для любой п- уголной пирамиды.

(После каждой задачи проговариваем, что понадобилось для решения задачи.)

Учитель: Вот мы с вами посмотрели различные вид задач, связанные с неправильными пирамидами.

РЕФЛИКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Учитель: урок наш подходит к концу, давайте подытожим:

  • Какая тему у нас была на уроке?
  • Какого цель?
  • Мы ее достигли?
  • Какие задачи мы с вами решали, на нахождение каких задач?

Д/З: Мы с вами в начале рассматривали задачу, № 250, вы ее дома решите, на основе наших рассмотренных задач.

№252, 253. И просмотреть еще раз задачи 1-4 и выучить эти задачи.

Приложение:

1

2

Решение:

  1. Пусть SH- перпендикуляр к АВС

SM┴АС, SN┴АВ ( по построению)

  1. ▲ASM=▲ASN (прямоугольные, AS- общая, угол SAB= углу SAC)

SM=SN

  1. ▲SMH=▲SNH (прямоугольные, SH – общая, SM=SN)

MH=NH

  1. HM┴AC, HN┴AB ( по т. О 3-х перпендикулярах)
  2. ▲AMH=▲ANH (прямоугольные, MH=NH, AH- общая)

Угол MAH = углу MAH

Решение:

  1. ▲ДСН=▲ДНВ (ДС=ДВ, ДН – общая)
  2. СН=ВН, Н  серединному перпендикуляру НК К отрезку СВ.

а) ∟ДСН=∟ ДВН- углы между боковыми ребрами и основанием

б) ∟ ДСН=∟ ДВН

в) ∟СДН= ∟ ВДН

Все условия и выводы применимы к любой n-угольной пирамиды.


3

4

Решение:

▲ДНС=▲ДНВ=▲ДНА

а) СН=ВН=АН, точка Н – точка пересения серединного перпендикуляра в ▲АВС, точка Н – цент описанной окружности.

НА=НВ=НС – радиус

Н – внутри лежит треугольника, если ▲АВС – остроугольный, Н- лежит на середине гипотенузы треугольника, если он прямоугольный, и Н – вне треугольника, если он тупоугольный.

б) ∟ ДСН=∟ ДВН=∟ ДАН

в) ∟ СДН=∟ ВДН=∟ АДН

Все условия и выводы применимы к любой n-угольной пирамиды.

Решение:

  1. Н – точка пересечения биссектрисы ▲АВС (см. задачу №1)

Н – центр вписанной окружности

  1. НМ=НN- радиус вписанной окружности
  2. ▲ДМН=▲ДNН ( прямоугольные, по 2 катетам)

а) ДМ=ДN =…( ученики остальные условия записывают дома)

б) угол ДМН=угол ДNН= …(...)

в) угол МДН=угол NДН=…(…)

условия все равносильны и выполняются для любой п- уголной пирамиды.

1

2

Решение:

Решение:

3

4

Решение:

Решение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

План конспект урока по физической культуре по легкой атлетике для учащихся 10а класса (мальчики). Тема урока: «Техника спринтерского бега - 100м »

Бег ведет к перестройке костей, что ведет к снижению травм у человека в обычной жизни. Бег заставляет работать все основные группы мышц тела и возмещает недостающие энергозатраты, что ведет похуданию ...

Конспект урока английского языка учителя школы № 139 Гирш Л.Е. в 5 классе Тема урока: «Школы в России и Британии» (с использованием компьютерной презентации)

Цели и задачи урока: 1.Образовательные – активизировать употребление лексики по теме « Школа», сформировать у учащихся представление о различных сторонах школьной жизни в Англии: о школьной форме...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока по физической культуре по разделу «Легкая атлетика» для учащихся 3 класса. Тема урока: «Метание мяча на дальность».

        Данный урок разработан на основе рабочей программы по физической культуре для 3 класса, составленной согласно комплексной программы физического воспитания учащихся 1...

Конспект урока в 8 классе по разделу: «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland». Тема урока: «Чтение текста из рекламного проспекта «Мюнхен» с извлечением основной информации. Рассказ о Мюнхене». (УМК И. Л. Бим)

Цель урока: расширить представление учащихся о Мюнхене, его достопримечательностях; учить разным видам работы с текстом, привлекать дополнительную информацию (страноведение), использовать изучаемый ма...